Можно ли любить врагов своего отечества?

Если на одну страну напала другая страна с захватнической целью, то можно ли любить народ страны агрессора и как надлежит с ним поступать? Знакомя людей со Своим учением, Иисус Христос не отменяет защиту отечества. Наоборот, Он говорит о том, что любая власть от Бога “ибо нет власти не от Бога” (Рим.13:1) и властям надлежит подчиняться. А государственные власти всего мира создают армии для защиты своих границ от захватчиков. И создают воинские уставы, которые надлежит выполнять как предписание властей. Ответственность за ведение захватнических или оборонительных войн лежит на начальниках, развязавших и ведущих эти войны. Солдаты во время военных действий, совершающие убийство противника, делают вынужденный грех, сделанный по приказу начальства. Этот грех искупается искренним покаянием о содеянном, чистосердечным сожалением о случившемся в безвыходной ситуации и его можно замолить и снять со своей души.

Согласно христианским представлениям убийство врагов во время военного сражения все же является грехом. Однако христианин-военный совершит более страшный грех тем, что предоставит врагу-захватчику беспрепятственно завоевать свое отечество, даст возможность убивать и порабощать народ своей страны. Перед людьми, не способными защитить себя от агрессора и жителями своей страны, военный несет ответственность как перед ближними своими, которых он должен защищать от насилия и произвола. Этими действиями военный проявляет к ним исполнение заповеди о любви к ближнему. Поэтому во время войны разумней будет защитить себя и своих ближних от порабощения агрессоров и не дать себя победить злу, исполняя этим самым заповедь Господню “не будь побежден злом”.

Насилие и даже убийство, допущенное во время войны, оправдывается вынужденным положением солдата, безвыходной ситуацией во время войны, правом на самозащиту. ”Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим.12:18). А также оправдывается тем, что солдат исполнял воинский долг, подчиняясь приказу властей, которые даны людям Богом. К народу страны-завоевательницы можно относиться по-разному, так как среди него встречаются разные люди, плохие и хорошие, которые возможно не хотели войны. Поэтому к добрым людям нужно относиться по доброму, как к своим ближним. А против злодеев, проявляющих к вам активную агрессию, нужно применять вынужденную самооборону. Сам Иисус Христос не запрещал профессии военного, что видно из Его встречи с римским сотником после того, когда Он вылечил его слугу. Спаситель не осудил профессию военного и не запретил римскому сотнику быть военным. А при встрече с ним “сказал Иисус Христос сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе” (Матф.8:13). А Иоанн Креститель, от имени Христа проповедовавший учение, на вопрос солдат о том, как им жить, не запретил их профессию, а указал на то, чтобы они не причиняли зла и не имели сверх положенного. “Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лук.3:14).

Поэтому по учению Иисуса Христа солдаты, честно исполняющие свой воинский долг, не являются злодеями и убийцами, так как защищают своих ближних от зла и насилия завоевателей. Защищая свое отечество и свой народ, они за ближних своих могут положить и душу свою. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоан.15:13). А вынужденное насилие, допущенное в войне в безвыходной ситуации, разрешается по учению Иисуса Христа только для того, чтобы не быть побежденным злом и ликвидировать агрессию, зло и произвол захватчиков. Когда же враг побежден и обезврежен, по учению Иисуса Христа к врагу нужно проявить сострадание и заботу. Не следует унижать человеческое достоинство врага, обижать его или издеваться над ним. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” (Притч.25,21). Такое отношение к врагу предписывается проявлять как в Ветхом, так и в Новом завете. “Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его” (Рим.12:20). Если же побежденный враг, в виде военного врага или еретика, продолжает проявлять к вам ненависть, злобу и активную агрессию, вы должны защитить себя от его вредоносных воздействий. Но не нужно унижать побежденного врага и по возможности не причинять ему мук и страданий. Таково миролюбивое и милосердное учение Иисуса Христа, рекомендующее по мере возможности не причинять вреда даже непримиримым врагам, если в том нет необходимости, связанной с вынужденной самозащитой.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 1997 г.