Краткая характеристика постов в православии

Все посты, существующие в православии, делятся на две группы: многодневные и однодневные. К числу многодневных принадлежат следующие посты. Святые четыредесятницы, или Великие четыредесятницы, или Великий пост. Этот пост представляет собой предварительную подготовку христианина к надлежащей встрече праздника Пасхи - главного праздника христианства. Этот пост был установлен в честь сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне. Начало Великого поста припадает на понедельник в просторечии называемый “чистым”. Помимо Вербного воскресенья в Великую четыредесятницу входит пять воскресных дней, каждый из которых связан с особым воспоминанием. В этот пост входит семь недель, каждая из которых называется по порядку. Например, первая, вторая, и т.д. седмица Великого поста.

Богослужение этого поста имеет свою специфику и отличительные черты, характеризующиеся тем, что на протяжении всей Великой четыредесятницы по понедельникам, вторникам и четвергам не совершается литургии в том случае, если в эти дни не отмечаются праздники, а читаются и поются Часы. Во время Великого поста и по средам и пятницам производят литургию преждеосвященных даров. В воскресенье осуществляют литургию Василия Великого. А по субботам совершают обычную литургию Иоанна Златоуста.

Особенной службой во время Великого поста отличаются следующие дни. Пятница первой недели поста. В этот день отмечается память Феодора Тирона и благословение Калива. Четверг первой недели поста. В этот день читается житие Марии Египетской, а также поют Великий канон. Суббота пятой недели поста. Этот день получил название “Акафистной” субботы. В этот день для похвалы Богородицы осуществляют так называемое “акафистное пение”. Среда четвертой крестопоклонной недели. Этот день называют “преполовением” а в просторечии называют “средокрестье”.

В католичестве четыредесятницу начинают отмечать с середины первой недели Великого поста. Эта неделя называется “пепельной”, потому что папа Римский, Григорий Великий, ввел обычай во время этого богослужения посыпать пеплом голову.

Существует многодневный пост Петра и Павла, называемый Апостольским или Петровым. Этот пост известен с первых веков христианства. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях. Но наиболее часто о нем упоминают с IV века, например такие Святые отцы как Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий. Поскольку Апостольский пост зависит от праздника Пасхи, то он имеет разную продолжительность. Наибольшая продолжительность этого поста достигает шести недель, а наименьшая, неделю с одним днем.

Существует многодневный пост, называемый Успенским. Он посвящен в честь Пресвятой Богородицы. По строгости соблюдения постничества он приближается к Великому посту. При исполнении этого поста в праздник Преображения Господня разрешаются послабления в еде, в виде вкушения рыбы. Церковь относится к этому посту как к древнему установлению, сформировавшемуся из неписаного предания. Этот пост известен с глубокой древности. Одно из первых его упоминаний встречается у Льва Великого под именем “осеннего поста”. В древней церкви в связи с этим постом существовали разногласия по поводу его продолжительности. Эти разногласия были вызваны тем, что во время праздника Преображения Господня, некоторые люди вкушали мясную пищу. Эти сомнения окончательно были рассеяны соборным постановлением в 1166 году, определившим продолжительность этого поста.

Существует многодневный пост, называемый Рождественским. Этот пост предшествует празднику Рождества Христова за сорок дней до его наступления. Этот пост называют ещё четыредесятницей. Так как в день начала этого поста отмечается память Апостола Филиппа, то этот пост называют также и Филипповским. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются в церковной литературе с IV века. В V веке Лев Великий, описывая этот пост, называет его древним установлением и говорит о том, что в древности этот пост имел значение жертвы за собранные плоды (урожай). Строгость в соблюдении этого поста начинает усиливаться со 2 января в дни предпразднования Рождества Христова и достигает высшей степени в его последний день, который называется сочельник. Согласно православному обычаю строгость в исполнении этого поста в этот день соблюдается до появления вечерней звезды. В древности продолжительность этого поста разными церквями признавалась неодинаковой. Однообразный для всех порядок исполнения этого поста, в том числе и по его продолжительности, был установлен решением Константинопольского собора в 1166 году.

В православии существуют однодневные посты. К ним принадлежат посты, соблюдающиеся в среду и пятницу. Эти посты установлены церковью в связи с воспоминанием таких событий, как “предание Спасителя на страдание и смерть, и самих страданий и смерти Его”. В среду постились в связи с воспоминанием о том, что Иисус Христос был предан Иудой на страдание. В пятницу постились в память о самих страданиях и смерти Господа нашего, Иисуса Христа. В древней церкви эти посты назывались днями стояния по той причине, что верующие посвящали богослужению целую ночь, как бы находясь на страже. В эти дни пост соблюдался до третьего полуденного часа. Однако, по правилам церкви, в среды и пятницы некоторых седмиц этот пост не отмечается. К таким седмицам относятся: седмица Пасхальная, которая считается одним из Светлых дней, седмица Пятидесятницы, называемая также Святками, представляющая собой отрезок времени из двенадцати дней от Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня в который отмечается Крещенский сочельник. К вышеуказанным седмицам относятся также седмица мытаря и фарисея, и седмица сырная.

К числу однодневных постов относится пост Воздвижения Креста Господня, а также пост, соблюдаемый в день Усекновения главы Предтечи и крестителя Господня, Иоанна, а также пост в навечерие Богоявления Господнего.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1998 г.