О вкушении пищи во время постов.

Помимо “сплошных” постных недель (то есть многодневных постов) еженедельные посты соблюдаются в среду и пятницу. В среду пост установлен как воспоминание о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу пост отмечается как воспоминание крестных страданий и смерти Иисуса Христа. В среду и пятницу православной церковью запрещено употребление мясной и молочной пищи, масла, яиц, сыра. Разрешается кушать растительную пищу, постное масло и рыбу. А во время недели Всех Святых даже запрещено употреблять рыбу и растительное масло.

Если во время среды и пятницы празднуются дни Святых, в честь которых совершается праздничная служба, то в такие дни разрешается употреблять растительное масло, а в самые значительные праздники, и рыбу.

В году существуют четыре многодневных поста. Самым главным из них является Великий пост, который длится семь недель перед Пасхой. Этот пост установлен в честь пощения Самого Иисуса Христа, продолжавшегося сорок дней. Последняя неделя Великого поста посвящена воспоминанию добровольных страданий и смерти Иисуса Христа. Эта неделя называется страстная. Согласно церковному уставу в Великий пост разрешается употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям. А в праздники Благовещенья (7 апреля, 25 марта по старому стилю) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) разрешается кушать рыбу и растительное масло. В дни, в которые отмечается память Святых, в честь которых совершается праздничная служба, также разрешено кушать растительное масло. Первые и последние дни Великого поста необходимо проводить с особой строгостью и обходиться, если позволяет здоровье, без пищи.

Великий пост представляет собой время особого покаяния и усиленной молитвы. Духовная подготовка к Великому посту начинается за несколько недель до его начала воспоминанием притчи Иисуса Христа о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также о грядущем Страшном Суде и об изгнании человека из рая. Мясо не употребляют в последнюю неделю перед началом Великого поста, называемую масленицей. Ещё эту неделю называют сырной. Название этой недели связано с тем, что во все дни можно употреблять молочную пищу. По учению Православной Церкви Великий пост представляет собой духовную “десятину” года, жертву, которую человек преподносит Богу, путь, который человека через покаяние возвращает в рай. Поэтому повседневная служба в церкви должна сопровождаться только земными поклонами. В период Великого поста христианам обязательно нужно исповедаться, для того чтобы встретить Пасху Христову духовно исправившимися и нравственно обновленными.

Близким по строгости исполнения к Великому посту есть Успенский пост, начинающийся с 14 августа (1 августа по старому стилю) и продолжающийся до 27 августа (14 августа по старому стилю). Этот пост установлен для почитания Пресвятой Богородицы, которая предстоит перед Богом и непрестанно ходатайствует и молится за людей. В Успенский пост питание должно быть таким же как в Великий пост. Рыбу можно кушать только в праздник Преображения Господня 19 августа (6 августа по старому стилю). Если окончание Успенского поста совпадает со средой или пятницей, то в этот день разрешается вкушать только рыбную пищу, а разговение (то есть употребление мясной пищи) начинается со следующего дня.

Рождественский пост длится сорок дней с 28 ноября (15 ноября по старому стилю) по 6 января (24 декабря по старому стилю) и предшествует Рождеству Христову. Во время исполнения этого поста в понедельник, среду и пятницу не употребляют ни рыбы, ни постного масла. После праздника Святого Николая Угодника 19 декабря (6 декабря по старому стилю) вкушение рыбы допускается только в субботу и воскресенье. В последние дни Рождественского поста, начиная со 2 января (20 декабря по старому стилю) следует питаться также как и в Великий пост. Усиливается соблюдение поста накануне Рождества Христова, когда только один раз и то вечером при появлении первой звезды, которая возвещает час Рождества Христова, допускается вкусить “сочива” (сухих плодов, смоченных водой). По названию этой пищи и сам этот день называется сочельником. Рождественский пост называется ещё и Филипповым так как этот пост начинается днем памяти Апостола Филиппа.

Апостольский или Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы и длится до дня памяти Святых Апостолов, Петра и Павла, до 12 июля (29 июня по старому стилю). Питание в Апостольский пост должно быть таким же, как и в Рождественский пост. Если конец поста припадает на среду или пятницу, то разговение должно начинаться на следующий день. А в этот день нужно кушать только рыбу.

Кроме перечисленных постов соблюдается строгий пост 18 января (5 января по старому стилю), накануне праздника Богоявления (Крещения Господня). Наряду с четырьмя длительными постами, в христианстве постными праздниками являются Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижение Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В эти дни разрешается употреблять и постное масло. В церковных уставах говорится о сухоядении, то есть об употреблении не вареной пищи и о варении, то есть приготовлении пищи без масла, и указаны дни однократного приема пищи. Беременным женщинам, больным людям и занимающимся тяжелым физическим трудом разрешены некоторые послабления в соблюдении поста. Это делается для того, чтобы пощение не вызвало упадка сил, и для того чтобы люди имели силы на молитву и труд. Но употребление рыбы и масла в неположенные дни, а также несоблюдение поста недопустимо для истинных христиан. В одном древнем творении под названием “Наказание (наказ) отца духовного к христианам” сказано так: “Пищу имей умеренну да не в объядение впадеши ибо не сладкоядение и многоядение гроб всем страстям... Егда же хочеши собрати трапезу, первее сотвори три поклона и благословися с молитвою глаголя: “Благослови Отче собрати на стол пищю”. И обычно помоляся сяди со страхом Божим, в великом безмолвии, благодаря Бога, вкушай. Аще же без страха Божьего и с празднословием ясти, то уподобишься псу, кошке и свинье... И благодарствуя питающих, глаголя “Бог спасет” или “Спаси Господи за хлеб и за соль питающих мя родителей (или православных христиан)”. И наконец положи три поклона с обычною молитвою: “Боже, милостив буде мне грешному”.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1998 г.