Почему нельзя служить маммоне?

Говоря о невозможности служения двум господам, Иисус Христос сказал: “Не можете служить Богу и маммоне” (Матф.6:24). Своими словами Иисус Христос отрицает одновременное поклонение силам Добра и зла, Богу и злому духу, Свету и тьме, праведности и греху. Почему отрицая поклонение греху, Иисус Христос из всех видов греха, особенно порицает служение маммоне? Рассмотрим, какую роль играл культ маммоны в языческом обществе.

Как уже говорилось, маммона представляет собой языческое божество, символизирующее в странах древнего Ближнего Востока неправедное богатство. Но маммона не просто языческое божество неправедного богатства. За этим идолом стоит противостоящий Богу злой дух. Эта мысль доказывается тем фактом, что Иисус Христос противопоставляет маммону, как языческое божество, Богу, и тем самым дает понять, что это лжебожество, противостоит Богу, и что за ним стоят духи зла (ложные боги), цель которых отвернуть идолами (лжебогами) внимание людей от истинного Бога.

“Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им” (1Кор.8:5-6).

“Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги” (Гал.4:8).

“Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил” (Пс.95:5).

А отвернув внимание людей от Истины, погубить их через греховные поступки. “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8). А поклонение этому языческому божеству направляет человека на определенные поступки. Поклоняясь маммоне, человек вместо соблюдения заповедей Божиих и собирания небесных сокровищ, собирал богатства земные и добивался земных сокровищ неправедными путями, проявляя такие греховные качества как алчность, стяжательство и накопительство.

Как же языческое божество могло влиять на человека? Дело в том, что в восточных странах в честь этого, и других языческих божеств, строились храмы. В этих храмах люди возжигали курения и приносили жертвы тому или иному языческому божеству. Такое религиозное служение проводилось и маммоне. После воскурений фимиама и обильных жертв человек всячески восхвалял маммону и просил о том, чтобы это божество ниспослало ему богатство. Воскурения и жертвы производились в определенные дни. А восхваления читались по строгим словесным формулам, без которых языческое божество не реагировало на просьбы просящих людей. После совершения языческого ритуала маммона, как сверхъестественное существо, оказывало влияние на просящего человека. Но поскольку языческое божество является злым духом, то и влияние, которое оно оказывало на человека, было злым и губительным. Это дурное влияние проявлялось в том, что под воздействием злой сверхъестественной силы, исходящей от маммоны, у человека усиливалось желание приобретать богатство любым, в том числе греховным путем, увеличивалась страсть к накопительству и стяжательству, развивалась жадность и сребролюбие. И такой человек любой ценой, не останавливаясь даже перед преступлением, собирал сокровища земные, ложно видя в них счастье жизни.

Иными словами к достижению богатства человек шел путем зла, то есть приобретал богатство неправедное, которое, как собранное в грехе, не могло принести счастья человеку.

Языческий храм маммоны посещали люди, чья душа была не равнодушна к приобретению богатства любым путем. И после совершения обряда поклонения маммоне усиливался контакт между душой человека, жаждущего приобретения богатств, и языческим божеством (злым духом), покровительствовавшим накоплению богатства неправедного.

В наше время, несмотря на то, что таких храмов нет, души людей продолжают стремиться к богатству. Используя эти стремления человеческой души, злой дух-маммона, присутствующий в нашем мире, разжигает эти желания и пагубно влияет на человека. Таким образом, и без поклонения в языческом храме, человек начинает служить маммоне. Сперва тем, что своими помыслами лелеет мысли о богатстве, а потом своими поступками продолжает это служение, приобретая неправедное богатство.

Божественное учение Иисуса Христа, отрицая служение языческим божествам, и доказывая то, что они являются не истинными богами, распространяло идею Единого Бога и принесло новую философию и мораль, согласно которой “доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1). Поясняя Свое учение, Иисус Христос говорит людям: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляеют и где воры не подкапывают и не крадут” (Матф.6:19-20).

Учение Иисуса Христа говорит о том, что есть два вида сокровищ. Сокровища земные, удовлетворяющие низменные страсти. И сокровища небесные, дающие человеку спасение его души. А поэтому сокровища небесные ценятся выше, чем все земные богатства бренного мира, потому что человеку “не поможет богатство в день гнева” (Притч.11:4). И только добрые поступки и богоугодная жизнь помогают человеку собрать сокровища небесные и открывают перед ним дорогу в Царство Небесное. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33). Поэтому, излагая учение Христово, Евангелист Лука пишет: “Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение” (Лук.6:24). А Евангелист Марк, дополняя сказанное, говорит о том, что “как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).

В противоположность христианской морали, в языческом мире ложно ценились земные богатства. А люди ложно боготворили и поклонялись маммоне, не зная Истинного Бога и не ведая, что для спасения их душ нужны сокровища небесные. Однако с приходом в мир Спасителя, Иисуса Христа, и распространением Его Божественного учения, которое показало истинные ценности мира, многие люди продолжали выше всего на свете почитать земное богатство и поклоняться ему.

В наше время таких людей можно разделить на четыре категории.

Поэтому Библия, наставляя людей на путь истинный, и говорит: “Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его” (Притч.28:22). Потому что такой человек, одержим недугом стяжательства и алчности. А поклонение земному богатству в Библии приравнивается к служению злу.

Поэтому и предостерегаются люди от сребролюбия, как от заблуждения и греховного поступка. “Посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно” (Матф.13:22). Нельзя “поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам” (Откр.9:20).

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, почему Иисус Христос, осуждая поклонение всякому греху, из всех видов греха, в первую очередь порицает служение маммоне (неправедному богатству). Потому, что стремление к богатству (сребролюбие) во все времена являлось самым распространенным грехом человечества.

“Золото - идол, в капище которого топилась и топится наибольшая часть рода человеческого. Мы искуплены Христом, а служим золоту. Проповедуем владычество Одного, а покоряемся другому” (Святой Иоанн Златоуст).

Сребролюбие является главным грехом человечества по следующим причинам.

Часто богач забывает о том, что без Бога, сам по себе человек слаб, а любое неправедное богатство временно и преходяще. “Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:16-17).

Богач также забывает о том, что главным богатством для человека являются не сокровища земные, а сокровища небесные. Таким образом, неправедное богатство развращает ум человека, вызывая иллюзию вседозволенности и безнаказанности, толкает на греховные поступки, создает условия для проявления гордыни, властолюбия, тщеславия, похоти и других греховных страстей. В таком образе жизни многие люди ошибочно видят счастье, думая об удовлетворении земных потребностей и забывая о духовных, и поэтому стремятся к приобретению большого богатства. А большое богатство, за редким исключением, приобретается путем преступления и греха. То есть является богатством неправедным. Поэтому, определяя разлагающее влияние богатства на нестойкого в служении Богу человека, в Библии мудро говорится: “Ибо корень всех зол есть сребролюбие” (1Тим.6:10).

Иными словами человек, одурманенный неудержимым стремлением к богатству, забывает позаботиться о душе. А человек, владеющий большим богатством, имеет возможность удовлетворить любой свой греховный помысел и желание, и развращается ложной мыслью о вседозволенности и безнаказанности. И неправедное богатство приводит к появлению у человека не только такого тяжкого порока, как сребролюбие, но и других смертных грехов.

Поэтому человек и должен заниматься Богопознанием, изучением Божественных истин и служить Богу, а не маммоне (неправедному богатству), и тем самым защитить себя от греха и порока, и достичь истинного счастья.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1998 г.