Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?” (Матф.6:25). Как нужно понимать эти слова?

При анализе разбираемого высказывания нужно обратить внимание на содержащиеся в нем слова “Посему говорю вам”. Эти слова указывают на то, что в дальнейшем тексте содержится вывод из предыдущих поучений Иисуса Христа. То есть разбираемые слова связаны с предыдущими стихами. А в предыдущих словах Спаситель говорил о невозможности одновременного служения двум господам. “Никто не может служить двум господам ... Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6,24). То есть Богу и богатству. И призывал служить не богатству, а Богу. А богатство, как средство, позволяющее купить человеку мирские блага, в том числе пищу, питье и одежду, в этих словах было олицетворением чрезмерных мирских забот. И в словах Иисуса Христа “не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться” также порицается служение мирским заботам. Этими словами Иисус Христос призывает не стремиться к мирским удовольствиям и роскоши. “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1Иоан.2:15-16). И такой образ жизни, при котором человек превращается в раба своих земных удовольствий и потребностей, в слугу маммоны, Богу не угоден. “Не можете служить Богу и маммоне”.

Из этого можно сделать вывод о том, что в разбираемых словах Спасителя осуждается как стремление к богатству, так и чрезмерная забота о пище, питье и одежде, забота, ставшая самоцелью человеческой жизни, и превратившаяся в служение мирским благам, в собирание сокровищ земных.

Служение всему мирскому осуждается Богом, потому что человек, ставший на путь чрезмерного удовлетворения земных телесных потребностей, главной целью своей жизни считает заботу о богатстве, пище, питье и одежде и перестает заботиться о спасении своей души и о служении Богу. А по утверждению Иисуса Христа: “душа не больше ли пищи, и тело одежды?”. Эти слова нужно понимать следующим образом. В этих словах Иисус Христос сравнивает душу с пищей и тело с одеждой. Пища в этих словах приведена как пример телесных потребностей человека. А назначение пищи – поддержание жизненных сил человека, чтобы он имел возможность совершать поступки для спасения своей души. Словами “душа не больше ли пищи” Иисус Христос говорит, что забота о душе важнее, чем забота о теле, связанная с приемом пищи. Но Он не отрицает необходимую заботу о хлебе насущном. И как одежда необходима для человека, чтобы предохранять его от непогоды, так необходимо и тело для души, так как душа обитает в теле. Тело человека это одежда для души. Это дом для духа. “Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога” (1Кор.6:19). Но душа более значимей пищи (необходимых телесных потребностей), как и тело более значимей одежды, необходимой для тела. Поэтому не нужно чрезмерно заботиться о пище и питье для тела, а следует прежде заботиться о душе, которая значительно больше, важней, самой вкусной пищи и самого вкусного питья и красивой одежды. Душа важнее тела, потому что душа – это дар Божий, искра Божия. Без души невозможна жизнь человека, и через спасение души человек достигает Царства Небесного. Поэтому прежде надо заботиться не о телесных потребностях человека, а о духовных.

Бог создал человека, наделив его бессмертной душой, которая находится в телесной оболочке человека (во время земной жизни). И как одежда создана для тела, так и тело является одеждой для души. Поэтому нужно жить так, чтобы человек заботился прежде о душе, собирал сокровища небесные и не служил “маммоне”, чрезмерно усердствуя в обеспечении себя едой, питьем и одеждой, а служил Богу и заботился о спасении своей души и достижении Царствия Божьего.

Слово “душа”, употребляемое в разбираемых словах Иисуса Христа, в Библии имеет несколько значений, отличающихся друг от друга. Рассмотрим их. 1. Словом “душа” в Библии обозначаются физическая жизнь. В книге Бытие душою живою названы животные в виде живых существ. “Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую” (Быт.1:20). “Да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов и зверей земных по роду их” (Быт.1:24). Ирод искал души Спасителя – Младенца, то есть Его жизнь. “Умерли искавшие души Младенца” (Матф.2:20). О душе, как о жизни человека, говорится тогда, когда указывается, что душу можно погубить. “Душу спасти, или погубить” (Мар.3:4). 2. В высшем смысловом значении слова “душа” применяется для обозначения бессмертной составляющей человека, его вечной сущности, которую невозможно уничтожить. “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Матф.10:28). 3. В Библии присутствуют соединения 1-го и 2-го смыслового значения в слове “душа” когда говорится о сбережении и потере души. “Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её” (Матф.10:39). “Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную” (Иоан.12:25). 4. В Библии слово “душа” также употребляется для обозначения объединяющих желаний, чувств, порывов. “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа” (Деян.4:32). 5. В Библии слово “душа” также используется для обозначения человека, как личности. “И стал человек душею живою” (Быт.2:7). “Душ около трех тысяч” (Деян.2:41).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек, прежде всего, душа живая, находящаяся во временной телесной оболочке. Согласно христианским представлениям, чем ближе человек к Богу и чем благочестивей его образ жизни, тем миловидней его внешность. Но наряду с земным физическим телом, каждый человек получит духовное тело после всеобщего воскресения. То, каким будет это духовное тело, зависит от поступков, совершаемых человеком во время земной жизни. Если человек делал злые поступки, он получит безобразное тело, в котором отразятся в виде уродств все его грехи. Если человек делал добрые дела, он получит чистое прекрасное духовное тело, подобное Ангельскому. “Сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1Кор.15:44). Поэтому не о еде и питье, которые меньше души, должен заботиться человек, а о самой душе, потому что она больше, то есть важней и значимей питья и пищи.

В разбираемых словах Иисуса Христа говорится “не заботьтесь”. Согласно словарю русского языка (С.И. Ожегов, издание 22-е, стр. 20) слово “забота” обозначает: 1 “беспокойство, беспокойное обременительное дело; 2 мысль или деятельность, направленная к благополучию чего-либо; 3 внимание, попечение, уход; 4 усилия, старания”. А слово “заботливый” поясняется как “проявляющий заботу, внимательный, старательный”.

В данном, разбираемом случае Иисус Христос слово “забота” употребляет в том смысле, чтобы человек не проявлял чрезмерного усердия, не прилагал повышенных усилий для обеспечения себя едой, питьем, одеждой. Иисус Христос не запрещает человеку добывать себе питье, еду, одежду, но говорит об этих заботах как о проблемах второго плана. Потому что главной целью человеческой жизни должна быть не забота о пище, питье и одежде, а забота о спасении души через служение Богу. Поэтому, не отвергая забот мирских, связанных с добыванием необходимого питья, еды и одежды, разбираемые слова Иисуса Христа указывают на первостепенность и второстепенность в исполнении дел и забот в жизни человека.

Иными словами, в разбираемой фразе указан порядок того, какие дела нужно выполнять в первую очередь, а какие потом. То есть конкретно названо важнейшее дело, не терпящее отлагательства, которым человек должен заниматься прежде всего. Таким главным делом является, как уже говорилось, служение Богу и забота о спасении человеческой души. “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Матф.10:28).

Как видим, в разбираемых словах Иисуса Христа все дела человеческой жизни делятся на главные и второстепенные. К главным делам относится служение Богу, достигаемое через совершение добрых поступков, что приводит к спасению души. Все вышеуказанные действия достигаются через исполнение заповедей и законов Божьих. К второстепенным делам относится удовлетворение бытовых нужд и прочие необходимые мирские заботы.

Таким образом, разбираемые слова Иисуса Христа представляют собой очень мудрое изречение, указывающее на то, как человеку надлежит жить. Это емкое по смыслу и краткое по форме изречение содержит в себе ясную и четкую программу поведения человека, программу благочестивого образа жизни, указывающую на то, какие поступки нужно совершать в первую очередь (в силу их первостепенной значимости и неизбежной необходимости), а какие поступки и заботы являются второстепенными. Разбираемые слова, как и всё сказанное Иисусом Христом, являются проявлением Божественной мудрости, так как дают человеку важный ориентир в жизни. В данном случае связанный с выбором очередности при совершении поступков человека.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в разбираемом изречении Спасителя, Иисуса Христа, (в виде итога к предыдущим словам) говорится о том, что прежде всего надо заботиться о самой душе, потому что душа более значима чем пища и питье для неё, и не надо чрезмерно заботиться о пище, питье и одежде. И как тело более значительно, чем одежда для него, так и душа более значительна пищи. Это утверждение Иисуса Христа обусловлено тем, что человек достигает вечной жизни в Царстве Небесном через заботу о спасении своей души, а не заботами о пище и одежде. Поэтому внимание и забота человека должны быть направлены на достижение спасения души, а не на питье и еду, несмотря на то какими бы вкусными они не были. Потому что привязанность к питью, еде и одежде является признаком того, что человек сосредотачивает свое внимание на бренном и земном (представителем которого в данном случае и есть питье, еда и одежда) и уходит от главного дела в жизни, служения Богу, Который помогает человеку достичь главной цели человеческого существования — спасения души. А служение земным удовольствиям и благам в конечном счете приводит человека к мукам на земле, а также в будущей жизни. “Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов” (Лук.13:27-28). Поэтому в разбираемых словах Иисус Христос и призывает не увлекаться земным и бренным, в данном случае едой, питьем и одеждой, потому что это всё проходящее. А заниматься главным назначением в жизни человека – служением Богу и спасением своей души.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель 1998 г.