Продолжая дальше излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?” (Матф.6:26). Как нужно понимать эти слова?

В этих словах выражена мысль о том, что если Господь Бог подарил человеку великое чудо – жизнь, дав ему возможность трудиться, неужели Бог, давший большее (то есть жизнь), не позаботится о том, чтобы человек имел и меньшее, в виде пищи, необходимой для жизни.

Перед тем как Иисус Христос во время Нагорной проповеди собрался произнести эти слова, прилетели две красивые птицы и грациозно сели на ветку недалеко растущего кустарника. Спаситель заметил птиц и сделал паузу. А птицы, как бы воспользовавшись этой паузой, стали заливаться прекрасными трелями, будто воспевая хвалебные песни Богу, в которых прославляли Его за доброту и милосердие. Птицы пели так самозабвенно и упоенно, что все присутствующие обратили внимание на их переливчатые прекрасные трели. И тогда Иисус Христос, радостно взглянув на птиц и указав на них легким жестом руки собравшимся людям, сказал Свою знаменитую фразу: “Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?”

В Своих поучениях Иисус Христос часто обращается к простым и доступным примерам, взятым Им из окружающей природы. Это Он делает для того, чтобы на конкретных иллюстрациях и примерах доходчиво пояснить слушателям Свое учение. В данном случае Иисус Христос в качестве примера указал на птиц небесных, которые нагляднее и убедительнее всего выражали Его мысль. Птицы, это очень трудолюбивые живые существа. Их труд состоит в построении гнезда, в выкармливании потомства, в собирании для него и для себя кормов, что приносит большую пользу человеку в защите садов, огородов и лесов от насекомых вредителей. Трудолюбие птиц по собиранию своего корма очень показательно. Например синица за день съедает столько насекомых-вредителей, что их количество в два раза превышает её собственный вес. Птицы небесные, в приводимом Спасителем примере, олицетворяют собой творения Божии, которые в силу своей биологической природы не способны ни сеять, ни жать, ни собирать в житницы. Но в разбираемых словах птицы не являются символом безделья, потому что согласно предназначению Божьему, трудятся по своему, о чем было сказано выше. Поэтому Отец Небесный обеспечивает птиц небесных необходимым пропитанием. Этим примером Иисус Христос также показал сколь дорого для Отца Небесного любое из Его творений. И если Господь сотворил какое-либо творение, будь то трава, птица или человек, то Он и заботится о Своем творении как внимательный и любящий Отец. А поскольку человек является венцом творения Божия (так как завершал, то есть венчал собой процесс творения Божьего), то Бог заботится о людях более чем о каком-либо из Своих творений. Эта мысль и выражена Иисусом Христом в словах, обращенных к слушателям. “Вы” (люди) “не гораздо ли лучше их?” (то есть птиц небесных).

Однако человек, в отличие от птиц небесных, которые не могут сеять и жать, сотворен хозяином земли, которому Господь передал землю в пользование. Например, обязанностью первого человека было хранить и возделывать рай. “И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт.2:15). Наряду с этим, в отличии от птиц небесных, человек сотворен как существо, способное трудиться и созидать, и за свои труды быть достойным награды. “Ибо трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук.10:7). Поэтому слова Иисуса Христа о птицах небесных, которые ни сеют, ни жнут и в житницы не собирают, ни в коем случае не означают поощрения безделья и лени, и эти слова нельзя воспринимать как призыв к бездеятельности и отказу от работы. В этих разбираемых словах Иисуса Христа говорится не об отказе от труда, а о том, что Бог заботится о всех Своих творениях. И более всего эта забота проявляется о венце творения Божьего – человеке. Иными словами усматривать в разбираемых словах Иисуса Христа о птицах, призыв к отказу от работы и к праздному образу жизни неверно, так как в других местах учения Христова неоднократно поощряется труд и трудолюбие человека. “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2.Фес.3:10). И если Господь Своей заботой и вниманием окружает даже птиц, то тем более Он будет заботиться о человеке, венце Своего творения.

Таким образом, суть сравнения между птицами и человеком в разбираемых словах сводится к тому, чтобы показать всеобъемлющий характер заботы Божьей, которая распространяется на все Божьи творения, и даже на птиц. И такая Отеческая забота Бога конечно будет адресована человеку, как лучшему творению Божьему, умеющему, в отличии от птиц, трудиться более совершенно, сеять, жать, собирать в житницы, создавать полезные творения технического творчества, науки и искусства, а также заниматься полезным созидательным трудом, и при этом способному разумно воспринимать Бога, как своего Творца, и осознанно и усердно служить Богу совершением добрых поступков и соблюдением законов Божиих.

Если же человек совершает не пользу, а зло, то естественно такому человеку в его злых делах Господь помогать не будет, и не будет заботиться о нём. “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)” (1Пет.3:12). “И будет Господь с добрым” (2Пар.19:11).


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель 1998 г.