Излагая далее Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” (Матф.6: 27). Как нужно понимать эти слова?

Данные слова непосредственно связаны с предыдущей фразой о заботе и поэтому их нужно понимать только как продолжение выше идущих слов Спасителя. А в предыдущих словах Иисус Христос призывает человека к тому, чтобы он не проявлял чрезмерную заботу о том, что есть и пить, и во что одеваться. В дальнейших словах Иисус Христос указал на то, что Господь Бог – Отец Небесный, если заботится даже о птицах, то тем более позаботится о человеке и никогда не оставит его без Своего заботливого участия и внимания.

В разбираемых словах Иисус Христос, как бы делая вывод из выше сказанного, связанного со словом забота, говорит о том, что никто из людей, несмотря на все свои заботы и старания не “может прибавить себе росту хотя на один локоть”. Эти слова Иисуса Христа нужно понимать не прямо, а иносказательно. Потому что в этих словах говорится не об увеличении роста человеческого хотя бы на один локоть, а о тщетности стараний человека без Божьей помощи достичь истинного счастья в жизни. В этих словах отражено противопоставление бесполезности человеческих усилий по достижению счастья без Божьей помощи и Всемогущества Бога в заботе о человеке. Человек, наделенный многими талантами от Бога, может многое создать в жизни. Но творения человека, созданные без помощи Божьей, не будут служить высоким идеалам добра и прославлению Божественных истин и будут обращены во вред самому человеку. Человек, наделенный талантом, может искусно скопировать нежные краски и формы природы, цветов и растений, запечатлев их в произведениях искусства. Но ни один человек не сумеет дать жизнь цветку или растению, потому что это сделать может только Господь Бог Своей Божественной силой. Потому что каждый цветок, насекомое или животное, создано животворящей силой Всемогущего Бога, Творца жизни на земле и вселенной. Именно эта мысль и отражена в разбираемых словах Иисуса Христа, в которых говорится о том, что как бы не был искусен человек, однако в своих стараниях и заботах он не может совершить того, что совершает Господь. Человек, несмотря на свои усилия, не “может прибавить себе росту хотя на один локоть”. То есть в этих словах наглядно говорится о разнице между тщетными стараниями и усилиями, проявляемыми человеком и Всемогуществом усилий и забот Божьих.

Поскольку труд был заповедан Богом человеку в Ветхом Завете . “И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт.2:15). И поощрялся в Новом Завете. “Ибо трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук.10:7). То разбираемые слова Иисуса Христа можно рассматривать и в смысле того, Кто дает награду человеку за его труд, за его старания и заботу. Итак, труд разрешен Богом и трудолюбие поощряется. Но успешность в труде и награда за труды и заботы дается Богом. Потому что человек, какие бы заботы не проявлял и как бы не трудился сам по себе, без Бога ничего не может достичь. Поэтому Спаситель и спрашивает: “Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?” Этим вопросом давая понять, что без помощи Божьей человеку достичь ничего совершенного и стоящего не удастся.

Таким образом, не запрещая труд, свободу выбора и осознанные действия человека в его жизни, Господь в разбираемых словах говорит об ограниченности возможностей человека, указывая на то, что человек сам по себе мало что может совершить, и что человеческая свобода воли проявляется в пределах Воли Божьей. Но с Божьей помощью человек может достигнуть многого хорошего в жизни.

На жизнь и дела человека большое влияние оказывают Добрая и злая сверхъестественные силы. Силы зла стараются всячески навредить и помешать человеку в его жизни. Добрая сверхъестественная сила, Господь Бог, помогает человеку во всех его благочестивых делах и защищает от зла. И если человек поймет Всемогущество Божье и ограниченность своих возможностей, и в результате такого понимания станет служить Господу Богу, совершая добро, приводя свою волю в согласие с Божественной Волей, то Господь всегда заботясь о таком человеке, оградит его от бед и приведет к истинному счастью, став ежедневным Собеседником, мудрым Советчиком и преданным Помощником во всех добрых делах и Могущественным Защитником такого человека. “Добрый приобретает благоволение от Господа” (Притч.12:2).

В разбираемых словах Иисуса Христа слово “заботясь” употребляется не в том смысле, в каком оно применялось во фразе “не заботьтесь для души вашей ... “, где оно употреблялось для выражения чрезмерного усердия, повышенных усилий в приобретении еды, питья и одежды. И эти чрезмерные усилия приносили результат. В данном разбираемом случае это слово применено в значении “тщетное усилие, старание” не приносящее результата. Иными словами в этой фразе говорится о том, что несмотря на заботу (то есть усилия, старания) человека, без Бога сам по себе человек ничего не сможет достигнуть. Даже не сможет прибавить себе рост на один локоть. То есть в разбираемой фразе слово “заботясь” применено для обозначения тщетности усилий, стараний, труда, работы направленных человеком на достижение чего-либо и совершаемых без помощи Божьей.

В древнеславянском тексте Библии разбираемые слова Иисуса Христа излагаются так: “Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един?” Августин Блаженный, поясняя смысл этих слов, полагал, что Иисус Христос говорит не о росте, а о возрасте, а точнее о продолжительности жизни. Согласно толкованию Августина Блаженного, смысл этих слов нужно понимать так: “Кто из людей одними заботами может продлить свою жизнь хотя бы на один час”. Но несмотря на это, в современном тексте Библии фигурирует не час, а локоть. Во многих странах мира в древние времена локоть, упоминаемый в разбираемых словах Спасителя, являлся одной из единиц длины. В локтях описана длина (и остальные размеры) Ноевого Ковчега в Библии. “Длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей; а высота его тридцать локтей” (Быт.6:15). У многих народов мира локоть, как мера длины, соответствовал размеру локтевой кости. Однако длина локтя, как меры длины, была условной и у разных народов определялась по-своему. Например, в Древней Сирии длина локтя составляла 370 мм. В Древнем Вавилоне существовала мера длины, именуемая “царский локоть” которая соответствовала 555 мм. Локоть, как единица длины, имел хождение и в древней Руси, где длина локтя соответствовала 0,5 метра. Поэтому дословный перевод древнеславянского текста разбираемой фразы, буквально говорит о том, что “кто же из вас пекясь (проявляя заботу, настойчивость) может добавить возрасту своему хотя бы локоть один?”

Таким образом, философский смысл и логическая суть этой фразы как в древнеславянском, так и в современном тексте Библии сводится к тому, что человек на основании своих забот не может продлить свою жизнь хотя бы на час и не может прибавить себе рост хотя бы на один локоть. Поскольку эта фраза аллегорическая, то её нужно понимать так: человек, сам по себе без помощи Божьей, не может ни продлить свою жизнь, ни увеличить свой рост и не может без Бога ничего доброго и полезного достичь в своей жизни. Потому что человек по сравнению с Господом Богом ограничен в своих возможностях. Поэтому из этой фразы логически вытекает ясный вывод о том, что человек должен искренне служить Богу, соблюдая заповеди Божьи, для того чтобы обратить на себя внимание Бога и получить от Него поддержку и заботу. “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1Пет.3:12). Только таким путем, имея помощь и заботу от Бога, человек сумеет достичь совершения многих добрых дел и добиться счастья, спасения своей души и вечной жизни в Царстве Небесном.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель 1998 г.