Философско-логический анализ слов Иисуса Христа “не судите”.

Мысль Иисуса Христа, выраженная в молитве Господней в словах “и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Матф.6:12) продолжается в поучении о том, чтобы не судить, да не судимым быть. Если в молитве Господней Спаситель говорит о том, что прощение заслуживает тот, кто сам прощает, то в поучении о судах Спаситель предлагает Своим ученикам и последователям быть более совершенными в отношении ближнего, и не только прощать ближних, но и не осуждать и порицать их.

Такое отношение к ближнему предлагается Спасителем потому, что является показателем исполнения закона Божьего. Ведь “Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1Иоан.4:20). Однако в жизни бывают такие ситуации, когда ближний может стать врагом.

Согласно заповедям Христовым человек должен любить врага своего. “Любите врагов ваших”(Матф.5:44). Прощать обиды, нанесенные врагом, и делать ему добро “Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Матф. 5,44). Не мстить за вред, причиненный врагом. “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь” (Рим.12:19). Согласно заповедям Спасителя человек не только не должен воздавать злом за зло, но не имеет права даже гневаться на ближнего своего. Так как “всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Матф. 5,22). Все это человек должен делать по отношению к врагу своему, потому что враг является ближним. И человеку должно быть не безразлично то, что его ближний является грешником.

Человек все вышеуказанные действия, адресованные врагу, должен совершить для того чтобы из грешника сделать истинного христианина. Поэтому все вышеуказанные советы Спасителя служат великой цели перевоспитания грешника. Потому что если из грешника человек сделает праведника, то будет спасена ещё одна душа. А спасение человеческой души и возвращение её в лоно Божье Господь ценит очень высоко, приравнивая этот поступок к религиозному подвигу. “Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов” (Иак. 5,19-20). Если человек любит врага, то он к нему относится уже не как к врагу, и своей любовью к ближнему постарается сделать из врага друга. Если человек благотворит врагу, то уже относится к врагу как к ближнему. А тем, что делает врагу благо, сумеет вызвать ответное доброе отношение и к себе.

Тот факт, что человек не воздает ближнему злом за зло, говорит о том, что этот человек относится к врагу без злобы, и своими добрыми поступками в ответ на зло врага старается улучшить его. Не мстя врагу своему, человек показывает, что он относится к врагу с любовью, как к ближнему. Для того чтобы выработать в себе такое отношение к врагу, человек сам должен достигнуть определенного уровня духовного развития и уметь проявлять христианское чувство доброты к ближнему.

Однако Иисус Христос рекомендует Своим ученикам и последователям не только любить врага, но и запрещает гневаться на него и не судить брата своего. Эта более высокоразвитая система морально-нравственных принципов и поступков позволяет человеку ещё больше очистить свою душу и не совершать греховных поступков.

Некоторые читатели, изучающие заповеди Христовы, могут спросить: неужели не достаточно не мстить врагу? Зачем нужно ещё не гневаться на него и не судить его? Затем, что если человек не будет гневаться на врага, значит он не будет ему мстить, а искренне простит обиду и будет благотворить врагу, пытаясь из врага сделать друга. Если же человек отказался от суда над врагом, значит он отказался от порицания и злословия грешных поступков обидчика своего. Потому что там, где господствует осуждение и порицание, там нет места искреннему братскому прощению. А если человек чистосердечно простил врага, он не будет его ни порицать, ни осуждать и злословить. Ведь цель в перевоспитании заблудшего ближнего не в высмеивании и осуждении, а в спасении его души и направлении её на путь истинный. Говоря “не судите”, Спаситель призывает отказаться от осуждения, порицания и злословия ближних, хотя они и являются грешниками. Потому что применением одной критики в виде осуждения, злословия и осмеяния перевоспитания грешника достичь нельзя. “Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему” (Лук.17:3). А перевоспитывать грешника надо так, чтобы избежать суда самому. Потому что согласно закона воздаяния Божьего “каким судом судите, таким будете судимы” (Матф.7:2). “Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лука 6,37).

Запрещая суд в смысле осуждения, порицания и злословия, Иисус Христос не запрещает обсуждение, логический анализ и философские рассуждения, связанные с тем, чтобы понять поступки ближнего и исправить его поведение. Но исправлять других людей человек может после того, как исправится сам. Право не на осуждение ближнего, а на обсуждение (анализ) его поступков с целью исправления другого человека предоставлено Спасителем человеку, самому сумевшему прежде всего исправиться. Это и подтверждается словами Иисуса Христа “вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего”. То есть когда исправишься сам, вынув бревно недостатков из своего глаза, тогда будешь видеть как исправить другого человека, то есть сумеешь вынуть сучек из глаза брата твоего. Смысл этих слов Спасителя состоит в том, что человек перед тем как указать на чужие пороки, должен быть сам беспорочным. Иными словами нужно сперва исправиться самому, а затем используя опыт нравственного исправления научить и ближнего исправиться и избавиться от грехов и пороков.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Иисус Христос имел ввиду и запрещал под видом суда широко распространенный среди людей порок, существующий в виде греха злоязычия, злословия, порицания и злорадства над недостатками ближних. Ведь многие люди, любящие обличать с большим удовольствием и ядовитым злорадством, подмечают малейшие оплошности других людей, даже издали видя сучек и даже соринку в глазу брата своего (ближнего). И в то же время обличитель недостатков, любящий высмеивать чужие, даже незначительные пороки, упорно не замечал своих собственных недостатков, как бы очевидны и велики как бревно они не были. Но наряду с этим Иисус Христос не запрещал обсуждать (в смысле логически анализировать) поступки ближнего с целью помочь ему исправить его недостатки и грехи. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Матф.18:15). Однако исправлением недостатков ближнего надо заниматься с любовью к ближнему своему, проявляя вместо злорадства сожаление, вместо осуждения, милосердие. Именно эту мысль подтверждает, и в таком виде понимает разбираемые слова Спасителя Святой Нил Синайский, написавший: “Вразуми согрешающего, но не осуждай падающего, ибо последнее есть дело злоречивого, а первое желающего исправить”. Поэтому напоминая людям об разбираемой заповеди Иисуса Христа, Православная церковь в покаянные дни Великого поста молится так: “Господи даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего!”. Это моление следовало бы как можно чаще произносить людям, имеющим наклонность к обличительству и злоязычию.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1998 г.