О ложном понимании слов Спасителя “не судите...”.

Выше было изложено с одной стороны, традиционное пояснение, с другой стороны объективное аргументированное пояснение слов Иисуса Христа “не судите...”. Однако Л.Н.Толстой, откинув логику, объективность и доказательность пояснений при толковании слов Спасителя, предложил свое ошибочное суждение, лишенное каких-либо оснований, и построенное на его личных субъективных взглядах.

Так в своей книге “В чем моя вера”, (издательство “Художественная литература”, 1991 год, стр. 139) Л.Н.Толстой пишет что слова “не судите, не осуждайте” якобы обозначают “не только не судите ближнего на словах, но и не осуждайте судом, не судите ближнего своими человеческими учреждениями – судами”. В обоснование своего утверждения Л.Н.Толстой пишет следующее: “справляюсь с общим лексиконом и нахожу, что слово “крино” (судить) имеет много различных значений, в том числе весьма употребительное значение “приговаривать к суду”, “казнить” даже, но никогда не имеет значение “злословить” (указанное изд., стр. 149). “Справляюсь о слове “катадикадзо” (осуждать) в общем лексиконе и нахожу, что слово это никогда не имеет никакого другого значения как только “приговаривать к суду, к наказаниям или казнить” (указанное изд., стр. 150). “В подлиннике слова эти крино и катадикадзо. Неверный перевод слова катадикадзо в послании Иакова переведенного словом “злословить” подтверждал мое сомнение в верности перевода” (указанное изд., стр. 148-149).

Таким образом, заявив о неправильности перевода двух слов “не судите” и “не осуждайте” Л.Н.Толстой перевел Библейский текст по-своему, вложив в него новый, неверный смысл. Он пишет “и далее прямо сказано “не судите”. И чтоб невозможно было недоразумение о значении слов, которые сказаны, прибавлено: не приговаривайте по суду к наказаниям” (указанное изд., стр. 150). “Христос много раз прямо говорит про суды как про зло” (указанное изд., стр. 140).

Для того чтобы разобраться в суждениях Л.Н.Толстого, их надо тщательно проанализировать. Евангелист Лука написал свое Евангелие на греческом языке. Евангелист Матфей написал свое Евангелие на древнееврейском (как говорили арамейском) языке. Но вскоре оно было переведено на греческий язык. И именно в греческом переводе употреблялось у первых христиан не евреев. Греческое слово “крино”, которое было употреблено Евангелистами Матфеем и Лукой, на русский язык переведено словом “судить”. В греческом языке слово “крино”, согласно словарям и языковедческой науке, имеет много значений и обозначает: отбирать, разбирать, выбирать, разъединять, различать, судить, привлекать к суду, осуждать или принуждать к наказанию, сравнивать, испытывать, определять, судить или иметь суждение. Для того, чтобы разобраться в каком именно смысловом значении употреблено греческое слово “крино” в словах Спасителя “не судите”, пойдем по пути смыслового сопоставления слов “не судите” с другими местами Библии, где также употреблено это интересующее нас слово “крино”.

Так, например, Евангелист Иоанн в своем Евангелии глава 8 стих 15 и 26 это слово употребил при изложении речи Иисуса Христа “Вы судите по плоти, Я не сужу никого”, “Много имею говорить и судить о вас”. В обоих приведенных изречениях Спасителя в греческом тексте Библии стоит глагол “крино”, используемый для обозначения слов “судите по плоти”, “и судить вас”. Но как видно из смысла этих двух изречений Спасителя в них говорится об осуждении поступков евреев. В словах Иисуса Христа “не судите” также употреблено слово “крино” в том же самом смысловом значении, обозначающем осуждать, иметь суждение, но ни в коем случае не обозначающим “приговаривать к суду”, “казнить”, как ошибочно и бездоказательно полагает Л.Н.Толстой.

Греческое слово “катадикадзо” употреблено только в Евангелии от Луки “не осуждайте” (Лука 6,37). Это греческое слово обозначено в русском переводе Библии словом “осуждать”. Согласно словарям и языковедческой науке греческое слово “катадикадзо” имеет следующее смысловое значение: осуждать. Для того чтобы это слово имело значение осуждать по суду, или в интерпретации Л.Н.Толстого “приговаривать к наказаниям по суду” нужно, чтобы это слово “катадикадзо” было употреблено вместе со словом, обозначающим то наказание, к которому приговорил виновного человека суд.

Каждый человек, знающий греческий язык, может обосновать это словоупотребление лексическими правилами, которые определяют смысловое значение слова “катадикадзо” в зависимости от того, в каком случае и в какой языковой форме его используют. Если бы Иисус Христос в своих словах “не осуждайте” (Лука 6,37) имел ввиду “приговаривать по суду к наказаниям или казнить” (как предлагает переводить Евангелие Л.Н.Толстой), то тогда бы Спаситель, согласно правилам греческого языка, слово “катадикадзо” должен был употребить в связи со словом, которое обозначает какое-либо определенное наказание. Поскольку Спаситель употребил слово “катадикадзо” без сочетания его с конкретным наказанием, то в этом случае, согласно нормам словоупотребления греческого языка, это слово обозначает только такое смысловое значение как “осуждать”.

Поэтому выводы Л.Н.Толстого, связанные с якобы неправильным переводом греческих слов “крино” (судить) и “катадикадзо” (осуждать) неверны, и основаны на незнании греческого языка и тех языковых норм словоупотребления, которые использовались во времена жизни Иисуса Христа, и в дальнейшие времена, когда писал на греческом языке свое Евангелие Святой Лука (который прекрасно знал этот язык) и когда переводилось на греческий Евангелие от Матфея.

Доказательством ошибочности утверждений Л.Н. Толстого является и факт того, в каком смысле слово “катадикадзо” употреблялось в греческом тексте Евангелия. Например в Евангелии от Матфея говорится о том, что проголодавшиеся ученики Иисуса Христа срывали колосья и ели зерна. Осуждая эти действия сопровождающие Спасителя фарисеи говорили Ему: “ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: ... если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных” (Матф.12:1-8). В старославянском тексте перевод этого места звучит так “николи же убо бысте осуждали невиновных”. В греческом тексте Евангелия во фразе Иисуса Христа “то не осудили бы невиновных”. Русское слово “осудили” обозначено греческим словом “катадикадзо”.

Как видно (явствует) из указанного Евангельского эпизода, фарисеи только осудили (в смысле упрекнули) учеников Спасителя в нарушении предписаний праздника субботы. Фарисеи не судили их по суду, потому что не являлись судьями и не имели такого права. Поступок фарисеев в виде порицания, упрека, злословия Иисус Христос назвал осуждением (что в греческом тексте Евангелия обозначено словом “катадикадзо”), но не приговором по суду, как это пытается ошибочно представить в своем пересказе слов Спасителя Л.Н.Толстой. Аналогичным образом это слово употреблено в греческом тексте в словах Спасителя “не осуждайте” (Лук.6:37), где также ведется речь не о приговоре по суду, а об осуждении, в смысле злословия, упрека, порицания.

Другим аргументом, опровергающим безосновательное утверждение Л.Н.Толстого, является тот факт, что Спаситель в Своих проповедях не касался государственных учреждений, говоря о том, что Царство Его “не от мира сего” (Иоан.18:36) и “Кесарево кесарю, а Божие Богу” (Матф.22:21). В свете этого утверждения Спасителя становится очевидно то, что и во фразе, употребленной Лукой, “не осуждайте” (Лук.6:37), в которой слово “осуждать” в греческом тексте обозначено словом “катадикадзо”, Иисус Христос имеет ввиду не государственные учреждения, суды, и не приговоры по суду к наказаниям, как ошибочно полагает Л.Н.Толстой, а осуждение в виде порицания, злословия, упрека.

Другое ложное утверждение Л.Н.Толстого, связанное с тем, что он говорит о том, что первые христиане, толкователи Евангелия, отвергали суды “учители первых веков все всегда определяли свое учение, отличающее их от всех других, тем, что они никого ни к чему не принуждают, никого не судят, не казнят, а только переносят мучения, налагаемые на них судами человеческими. Все мученики делом исповедали то же. Вижу, что всё христианство до Константина никогда иначе не смотрело на суды, как на зло, которое надо терпеливо переносить, но что никогда и в голову ни одному христианину не могло прийти той мысли, чтобы христианин мог участвовать в суде” (Л.Н.Толстой “В чем моя вера”, Ленинград, “Художественная литература”, 1991, стр. 146).

Вопреки ложному утверждению Л.Н.Толстого первые христиане и учителя, толкователи учения Христова, разрешали суды, о чем ясно сказано в Евангелии. Так например Апостол Павел, уговаривая коринфских христиан стойко переносить лишения и обиды, разрешал в крайнем случае разбирать свои тяжбы у христиан (“у святых”), а не у язычников (“нечестивых”).

“Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? ... А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?” (1Кор.6:1-7).

Из совета Апостола Павла видно его отношение к судам, которые он не отвергал, как установленные человеческим обществом учреждения. Апостол Петр, уговаривая христиан подчиниться любому начальству человеческому для Господа, советует подчиняться и от этого начальства людям, “посылаемым для наказания и преступников”, то есть судьям. Естественно таким советом Апостол Павел не отвергает, а поощряет суды, как государственные учреждения в обществе. “Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия” (1Пет.2:13-15).

Утверждение Толстого о том, что “христианин не мог участвовать в суде” и что “всё христианство до Константина никогда” не участвовало в суде”, ложно. Ошибочность этого утверждения Толстого доказывается тем фактом, что Апостол Павел, находясь в суде, вел свою защиту, этим действием не отказываясь, а участвуя в судебном производстве. “Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело“ (Деян.24:10).

Не только Апостолы, в виде пояснения учения Христова, не отвергали суды, установленные государством, но и Сам Иисус Христос, говоря о том, что человек должен проявлять лояльность к государственной власти, отдавая Богу Божье, а кесарю кесарево, и обличая книжников и фарисеев, признавал суд как одну из важнейших частей Закона Божьего. “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру” (Матф.23:23). Этими словами Иисус Христос указал фарисеям то, что они, исполняя закон Божий в мелочах, таких как отчисление десятины с мяты и аниса, забыли о соблюдении важнейшего в законе, о справедливом правосудии во время исполнения ими судебных обязанностей. Забыли о милостивом отношении к ближним и о честном и совестливом отношении в исполнении законов вероучения.

Таким образом, по словам Иисуса Христа, суд, совесть и веру надлежало исполнять, как высшие требования закона Божьего. А это значит, что отправления правосудия в человеческом обществе Спаситель считал одним из важнейших установлений, необходимых для жизни людей, не сплотившихся в единое стадо Христово. Поэтому при развитии человеческого общества на таком его этапе, когда в мире присутствует зло, суды необходимы для ограждения слабых от насилия и для защиты справедливости, которая в отличии от зла, угодна Богу.

Слова Иисуса Христа “и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду” (Матф.5:40) характеризуют отношения обиженного и обидчика, при которых обиженный вправе простить своего обидчика как ближнего своего. К судье, который разбирает отношения двух сторон в суде, эти слова не приемлемы, потому что судья не является ни обиженным, ни обидчиком, а есть постороннее лицо при судебном разбирательстве. Поэтому судья при судопроизводстве не должен руководиться вышеуказанной заповедью, но в силу исполнения своего служебного долга должен применять такую заповедь к осужденному “милости хочу, а не жертвы” (Матф.12:7). Это значит, что при исполнении своих судейских обязанностей судья должен проявлять милостивое, снисходительное отношение к обвиняемому и не мстить ему для устрашения других. Именно этого от судьи требует Спаситель.

Л.Н.Толстой пишет: “Суды не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло, тем которых они называют врагами общества” (Л.Н.Толстой “В чём моя вера”, Ленинград, 1991, стр. 140). А Спаситель заповедовал воздавать добром за зло. Поэтому по теории Л.Н.Толстого на первый взгляд выходит то, что существование судов во всем мире якобы противоречит заповедям Спасителя.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть его поподробнее. Учение Иисуса Христа представляет собой стройную философско-этическую систему, дающую человеку исчерпывающие советы о том, как нужно поступать во всех случаях жизни. А поскольку в жизни человека встречается много различных и всевозможных ситуаций, то учение Иисуса Христа имеет много различных притч, заповедей, изречений, высказываний и примеров, которые и надо использовать именно в том случае, которому они адресованы, и именно в той ситуации, в которой они применимы. Л.Н.Толстой берет изречение Спасителя и применяет его не к той, какой нужно, а к иной жизненной ситуации, искажая соотношение между высказыванием и относящейся к нему ситуации. И при этом порой изменяя суть самого высказывания Спасителя. Л.Н.Толстой, случайно или специально, перепутал взаимосвязь между высказываниями Спасителя и конкретными определенными жизненными ситуациями и в вопросе о судах. В упомянутой книге “В чем моя вера” на странице 140 указанного издания, он пишет: “Христос говорит: не противься злому. Цель судов противиться злому”. В данном случае Спаситель говорил о непротивлении злу, но применительно к той ситуации, когда из врага можно сделать друга, для того, чтобы непротивлением остановить поток зла и сделать первый шаг к примирению.

Но наряду с этим Спаситель разрешал защитить человеку себя от зла, в том числе и через суд, сказав слова, применительные к соответствующей жизненной ситуации. “Не будь побежден злом” и добавил “но побеждай зло”, но указал при этом конкретный метод такой защиты “побеждай зло добром” (Рим.12:21). Л.Н.Толстой неверно понимает и применяет заповедь о непротивлении злу. Слово “противиться” обозначает “оказывать противодействие, препятствие” (С.И. Ожегов, “Словарь русского языка”, издание 22-е, стр. 622). То есть действовать вопреки, наперекор, отвечать противным действием, чинить препоны, преграды. Не противиться значит не противодействовать, не преграждать путь, не делать преграды даже к врагу. Иными словами Спаситель советует не проявлять агрессии, враждебности, мести к злодею. Но это не значит, что не нужно бороться со злом. Просто нужно бороться со злом не методами зла, а добром.

Как уже говорилось, Спаситель не только учит бороться со злом, но и побеждать зло. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). Не противиться злому нужно для того, чтобы:

  1. в ответ на злой поступок злодея человек ответил не агрессией, а милосердием и лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению;
  2. для того, чтобы прекратить обмен взаимным злом, так как зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к ещё большему новому злу и обостряет отношения врагов;
  3. для того чтобы примириться с врагом, а началом примирения и есть непротивление злу, обрывающее поток взаимного зла.

Так как из первого шага добра, в виде непротивления злу, может возникнуть и развиться примирение враждующих сторон. Метод не ответного зла из врага может сделать друга. Не противиться злу нужно также для того, чтобы избежать карающего воздаяния. Потому что “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Матф.7:12).

Доказательством того, что Спаситель не дает торжествовать злу, а побеждает зло добром, является то, что Спаситель ушел от разгневанных евреев, не дав осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией и насилием. Но мирно ликвидировал зло, победив его добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не дав скинуть Себя со скалы. “Но Он, пройдя посреди них, удалился” (Лук.4:30). В другом случае Спаситель не дал восторжествовать злу в деле осквернения храма и выгнал торговцев из храма, не причинив им вреда. В этом случае Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом, не применив агрессии и победив зло добром, а не насилием и враждой, не применив расправы к торговцам. “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,– дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников” (Матф.21:12-13).

О том, что человек должен не подчиняться злу, а бороться со злом, но не агрессией и местью, а методами добра, говорят такие цитаты. ”Мудрый боится и удаляется от зла” (Притч.14:16). “Любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10).

Человек, не противящийся злому:

1 сдерживается от гнева и не участвует в ответном зле;

2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок.

Но непротивление злу не запрещает человеку бороться со злом и побеждать зло добром. Для этого и необходимы справедливые суды в обществе, в котором присутствует зло. Написав о том, что “Христос говорит не противься злому. Цель судов противиться злому” Толстой показал то, что он не понял философского смысла изречения Спасителя ни о противлении злу, ни о судах, что подтверждается его ошибочным истолкованием этих изречений.

Далее Л.Н.Толстой пишет: “Христос предписывает делать добро за зло, суды воздают злом за зло” (указанное изд., стр. 140). И в этом случае Л.Н.Толстой прибегает к фальсификации понятий. Спаситель рекомендует воздавать добром за зло для того, чтобы приостановить обмен злыми поступками между враждующими сторонами. Для того, чтобы добрым поступком, адресованным врагу, вызвать ответное добро. Нужно делать добро за зло чтобы выполнить заповедь Божью о любви к ближнему. “Но люби ближнего твоего, как самого себя” (Лев. 19,18). А также для того, чтобы по закону воздаяния и вам делали добро. “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Матф.7:12). Добром нужно отвечать на зло для того, чтобы помириться с обидчиками. “И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?” (1Пет.3:13). Но Спаситель не запрещает человеку защитить себя от зла. И одной из форм такой защиты должны являться справедливые суды в обществе.

Заявив о том, что “суды воздают злом за зло” Л.Н.Толстой сфальсифицировал истину, так как не все суды являются злыми и несправедливыми. Ведь в жизни есть справедливые суды, объективно выявляющие зло, защищающие правду и добро от зла и насилия, и воздающие по справедливости без мести и злоупотреблений. Такие суды и называются правосудием, то есть правдивым судом. Такой суд, в основе которого лежит справедливость, приговаривает преступника к наказанию за сделанное им зло, а не ради мести и не ради устрашения других.

Далее Л.Н.Толстой пишет: “Христос говорит не разбирайте добрых и злых”. Судьи только то и делают что этот разбор“ (указанное изд., стр.140). Написав это необъективное утверждение, Л.Н.Толстой забывает о том, что Спаситель многократно указывал на разницу между добром и злом, и говорил о том, чтобы Его последователи видели эту разницу и сумели разобраться в ней и различать злых людей от добрых. Для этого Спаситель приводил аллегорические примеры для обозначения (разделения) добрых и злых: овцы и волки, плевела и зерна, плод добрый и худой. А суды, для выяснения истины и справедливого решения, должны разобраться во всех обстоятельствах дела и установить правых и неправых (выражаясь языком Толстого – разобрать добрых от злых).

Далее Л.Н.Толстой пишет: “Христос говорит прощать всем ... судьи не прощают, а наказывают” (указанное изд., стр.140). Прощать всем нужно для того, чтобы и Господь простил нам наши прегрешения. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15). Поэтому милосердие в виде прощения, касательно ближнего, есть необходимым условием для прощения самого человека, которое он может получить от Господа.

Однако прощение ближнего не запрещает самозащиты от зла. Проявлением одной из форм самозащиты и есть справедливые суды в обществе. Поэтому наряду с прощением Спаситель советовал искать “правды Его” и не отменял самозащиту. Так, например защитники отечества не прощают завоевателю вторжение на их родину, а защищают свое отечество. И истинные последователи вероучения не прощают еретиков, а борются с ересью за чистоту своего вероучения, разъясняя и очищая его от искажений. Л.Н.Толстой сфальсифицировал истину, когда заявил о том, что “суды не прощают, а наказывают” так как во всем мире суды не только осуждают преступников, но и выносят оправдательный приговор.

Дальше Л.Н.Толстой пишет “Христос говорит ... любить врагов, делать добро ненавидящим” (указанное изд., стр.140). И в этом случае Л.Н.Толстой сфальсифицировал изречение и его взаимосвязь с ситуацией, к которой оно адресовано. Изречение Спасителя о любви к врагам относится не к судам, а к той ситуации, когда человек должен любить врагов, делая это для достижения определенной цели. Любить врагов нужно потому чтобы быть сынами Отца вашего Небесного. “Любите врагов ваших ... да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матф.5:44-45). А быть сынами Господа Бога это значит соблюдать заповеди Божьи, любить “ближнего твоего, как самого себя” (Лев.19:18). Любить врагов нужно потому, что только через любовь можно перевоспитать грешника, улучшить мир и победить зло. “И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4:16). И через любовь к врагу проявить любовь к Богу. “Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20). Любить врагов нужно для того, чтобы по закону воздаяния получить ответную любовь от врага. “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал.6:7).

Добро человека состоит в добре, приносимом ближнему. Чем больше человек сотворил добра для другого, тем больше сотворил добра для себя. “Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф.6:8). Если мы сумеем полюбить врага, то улучшим и свою духовную природу. Этим исполним слова “будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф.5:48). Но любовь к врагам не означает подчинение злу, а нужна для того, чтобы исправить грешника и улучшить мир. Любовь к врагам не отменяет самозащиты от зла, одним из проявлений чего и есть справедливые суды в обществе. Толстой также пишет: “Христос говорит ... делать добро ненавидящим вас а суды не прощают а наказывают, делают не добро а зло” (указанное изд., стр.140). “Делать добро ненавидящим вас” – написал Толстой. А в тексте Евангелия вопреки искажениям Л.Н.Толстого пишется “благотворите ненавидящим вас” (Матф.5:44). В словах Спасителя о ненавидящих вас, говорится о тех людях, которые исполнены к вам агрессии и негативных чувств в виде ненависти. Ненависть является проявлением вражды и неприязни. В этом случае Спаситель указывает на то, как нужно поступать при встрече с такими людьми. Ненавидящим вас нужно творить (совершать) благие (добрые) дела и таким способом изменить их отношение к вам. Но это не значит, что человек не имеет право защитить себя от зла. Человек может сделать из ненавидящих его людей, друзей, тем, что будет благотворить ненавидящим. Но наряду с этим, человек должен бороться со злом и побеждать зло добром, для чего и существуют суды в обществе.

Также Л.Н. Толстой пишет: “Суды не прощают, а наказывают, делают не добро, а зло, тем которых они называют врагами общества. Так что по смыслу выходило, что Христос должен был запрещать суды” (указанное изд., стр.140). Этот ложный вывод Толстого опровергается Библией в которой говорится о том, что Бог дал людям судей для земного человеческого суда, что подтверждается как Ветхим, так и Новым заветом. “Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным” (Втор.16:18). “Ибо суд – дело Божее” (Втор.1:17). “И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые“ (Неем.9:13). “Давал им судей” (Деян. 13,20).

Как уже говорилось, суды, выносят и оправдательные приговоры, не наказывают, а оправдывают и делают этим не зло, как необъективно пишет Л.Н. Толстой, а добро. Но если суды и наказывают, то они карают за совершение зла и ограждают общество от злодеев, то есть выполняют защитную функцию от зла, а защита от зла угодна Богу. “Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев“ (Иов.8:20). Недаром одной из эмблем справедливого суда является щит и меч. Щит символизирует защиту, меч справедливое наказание. А защищать отдельных людей и общество в целом от зла Спаситель не запрещал.

Общество людей несовершенно. В нём есть и злодеи. Страх перед наказанием сдерживает многих злодеев от совершения зла. Поэтому наказания необходимы не только как сдерживающий фактор, но и как метод перевоспитания. Но как оценить ситуацию с позиций учения Христова, когда суд вынужден справедливо наказать преступника за совершенное им зло. Именно на эту ситуацию указывает Л.Н.Толстой и бравирует ею, когда говорит о том, что суды своим существованием противоречат заповедям Иисуса Христа. “Христос должен был запрещать суды” – пишет Л.Н. Толстой. Когда Спаситель заповедовал нам любить ближних, даже врагов, Он имел ввиду и преступников (так как и они являются ближними), советовал жалеть их и творить им благо. А какое благо мы, люди из окружающего общества, можем сделать преступнику. Неужели это благотворение должно выражаться в том, чтобы разрешить преступнику его преступления? Но в таком случае мы нарушим заповедь Христа, изложенную Апостолом Павлом “не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). Потакая преступнику в совершении преступлений, мы будем способствовать тому, что он, совершая зло, загубит свою душу и не попадет в Царство Небесное. А мы, как добропорядочные христиане, живущие по заповедям Христа, должны победить зло добром, перевоспитать преступника и спасти его душу. В этом и будет проявляться наша любовь к ближнему. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16). Проявляя любовь к ближнему, мы должны любить не только злодеев, преступников, но и добрых людей, страдающих от преступлений. Мы должны заступаться за обижаемых и за ближних наших даже положить душу свою.

Из всего вышесказанного видно то, что если мы предоставим преступнику совершать его преступления, то мы нарушим заповедь о любви к ближним, окружающим нас людям. Это нарушение проявится как к самому преступнику, потому что создадим условия для процветания зла в его душе и в его поступках и таким образом погубим его душу, так и для жертв преступника, которые, тоже являясь для нас ближними, и будут нами не защищены от преступника. Наоборот жертвам преступника мы, как нашим ближним, причиним вред тем, что создадим условия вседозволенности для совершения преступником его преступлений, от которых и будут страдать его жертвы, которые в свою очередь тоже есть наши ближние. Разрешая преступнику творить преступления, мы поощряем грех, так как преступление есть злодейство. А Господь порицает зло. “Но лице Господне против делающих зло” (1Пет.3:12). Благо для преступника мы сумеем сотворить лишь тогда, когда помешаем сделать ему его преступление. “Любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10). В этом случае мы спасем его от совершения греховного поступка. А если мы, в добавление к удержанию от преступления, сумеем вразумить преступника, убедив его в том, что преступление это грех, просветим его разум словом Божьим, то в таком случае направим преступника на путь исправления. От этого поступка выиграет как сам преступник, так как будет исправляться, так и его жертвы, так как не будут страдать от преступных действий. Если же преступник не хочет исправляться, то его преступную деятельность нужно остановить силой, а самого преступника изолировать от общества. Эту необходимую функцию в обществе и выполняет суд. Изолирование закостенелого и упорствующего преступника является благом как для него самого, потому что он не будет во время изоляции иметь возможность совершать преступления, то есть не сумеет грешить. Так и для общества, которое будет защищено от преступлений, то есть от зла, которое нужно побеждать добром, а самого преступника перевоспитать, что и будет для преступника добром. Лишение преступника свободы в отношении совершения его преступлений, является первым шагом к его перевоспитанию и исправлению. Как перевоспитать преступника в каждом конкретном случае подскажет любовь к ближнему и милосердие к согрешившему, который во время вынужденного лишения свободы получает шанс (возможность) исправиться и перевоспитаться.

Согласно ошибочным выводам Л.Н.Толстого, которые он бездоказательно выдал за взгляды Иисуса Христа, преступника нельзя лишать свободы действий. Его можно только переубеждать, молиться о нём. По бездоказательному мнению Л.Н.Толстого это и будет чисто христианское непротивление злу и исполнение воли Божьей. Подробнее рассмотрим это положение теории Л.Н. Толстого. Согласно учению Христову исполнение воли Божьей для каждого христианина состоит в том, чтобы как можно больше спасти людей, перевоспитанием наставить их на путь истинный и ввести их в Царство Небесное, в которое войдут только достойные сыны Отца Небесного, достигшие совершенства. То есть чем больше людей мы исправим в этом мире, тем больше спасенных попадет в Царство Небесное. Спаситель однажды сказал: “дерево познается по плоду” (Лук.6:44). Давайте посмотрим, какой плод принесет теория Л.Н.Толстого. Исполнится ли воля Божия если мы, согласно теории Л.Н. Толстого, предоставим преступникам (грешникам) беспрепятственно совершать злодеяния, а сами, вместо того чтобы воплощать слова Спасителя “не будьте побежден злом, но побеждай зло добром”, будем бездействовать и покорно ждать пока на земле вместо Царства Божьего наступит царство злодеев и грешников?

Своим покорным попустительством злу, проявляемом по теории Л.Н.Толстого, мы достигнем следующего:

  1. нарушим заповедь о любви к ближнему тем, что не остановим преступника и дадим беспрепятственно совершать ему грехи в виде его злодеяний;
  2. от этих злодеяний будут страдать остальные люди, жертвы преступника, которые тоже есть наши ближние;
  3. своим пассивным попустительством преступнику мы не будем способствовать установлению на земле Царства Божьего с Единым Пастырем во главе, Иисусом Христом;
  4. наоборот наше бездействие злу приведет к тому, что земная жизнь превратится в царство греха во главе с духом зла.

Вот к чему может привести людей осуществление Толстовской теории и идей, основанных на искаженном и бездоказательном пояснении учения Христова. Главная ошибка Толстого состоит в том, что он отрывочно рассматривает отдельные фразы учения Христова. А нужно брать и изучать всё учение целиком, в единой взаимосвязи притч, заповедей и поучений, объективно исследуя целостный характер учения.

Зачем же Толстой прибегает к изощренной фальсификации слов греческого текста и к искажению понятий учения Христова? Можно предположить, что в одном случае это сделано от недостатка знаний, по невежеству толкователя. В другом случае для того, чтобы соригинальничать, выделившись тем, что в толковании им открыто что-то новое и этим привлечь к себе внимание общества и славу первооткрывателя в вопросах толкования учения Христова. Возможно затем, чтобы за счет искажения представить учение Христово глупым и выставить его на осмеяние, совершив идеологическую диверсию. В этом случае Толстой первооткрывателем не является, так как до него римский император Юлиан отступник (который после установления христианства вернул Римскую империю к язычеству) также пытался высмеять христианское учение, фальсифицируя его понятия, представив их глупыми и примитивными. Но в любом случае искажение уводит от истины и не делает чести фальсификатору.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что вопреки ложному утверждению Л.Н.Толстого в словах Иисуса Христа “не судите, да не судимы будете” говорится об осуждении ближних в виде порицания, злословия. Однако этими словами Спаситель не запретил государственные суды, существующие для того, чтобы оградить общество от преступников и перевоспитать их. А также не запретил обсуждение и логический философский анализ поступков ближних для того, чтобы указать на имеющиеся недостатки с целью их исправления.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1998 г.