Продолжая пояснять мысль, изложенную в 7-м и 8-м стихах, Иисус Христос сказал: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?” (Матф.7:9). Как нужно понимать эти слова?

Начиная с 9-го по 11-й стих, Иисус Христос высказывает мысль о том, как Бог относится к просящему (обратившемуся со своими просьбами) человеку. Поэтому стихи с 9-го по 11-й объединены общим смыслом. В этом месте Нагорной проповеди Иисус Христос, сделав паузу, окинул внимательно оценивающим взором огромную окружающую его толпу людей и привел яркий и выразительный образ того, как Бог готов удовлетворить потребности просящего человека. Спаситель это сделал для того, чтобы окружающие Его люди познали любовь и милосердие Божье, направленное на человека, обращающегося к Богу. Своим выразительным иносказанием Спаситель проиллюстрировал готовность Бога удовлетворить человеческие просьбы, показал внимание и заботу Бога, обращенную к человеку.

Для пояснения безграничной любви и милосердия Божьего, которые обращены к просящему у Него человеку, Спаситель представил окружающим Его людям образ голодного ребенка, который просит хлеба у своего отца, уточнив, что ни один любящий отец не отвернется от голодного просящего сына. Точно также и Господь Бог, являясь по отношению к людям заботливым Отцом Небесным, с любовью и вниманием относится к просьбам людей, обращающих свои надежды и чаяния к Богу. Сравнения, приведенные Спасителем, отличаются ясностью, а нарисованная ситуация убедительностью и естественностью. Преднамеренно в словах Спасителя выводится образ сына, под которым подразумеваются все люди, обратившиеся к Богу. А под образом отца подразумевается Господь Бог. Сын (то есть человек), пришедший к Отцу (то есть к Богу), нуждается в удовлетворении своих потребностей так же, как голодный в куске хлеба. Поэтому хлеб в данных словах выступает как символ различных насущных и добродетельных потребностей людей, обратившихся со своими просьбами к Богу.

В этих иносказаниях прослеживается глубокий смысл и аналогия с жизнью. В разбираемых словах сын (человек) пришел к Богу (отцу) для удовлетворения своих нужд. А Бог изображается как богатый отец, который может удовлетворить необходимые потребности человека, представленного в виде просящего сына. Действительно Бог, по отношению к человеку, есть его Отец Небесный, Творец всего сущего и Создатель человека. Действительно только Господь Бог может удовлетворить любую добродетельную просьбу человека.

Аллегорические сравнения, приведенные в 9-м стихе, становятся более наглядными и усиливаются одной живописной деталью, связанной с тем, что хлеб, в виде куска или булки, сходен с камнем. И если хлеб является символом пищи (как духовной, так и телесной), символом помощи и поддержки, символом удовлетворения потребностей и просьб, то камень, который мог быть подан вместо хлеба, является символом обмана в удовлетворении просьбы, проявлением жестокосердия к просящему голодному сыну. Эта мысль доказывается тем, что хлеб нельзя заменить камнем, а камень нельзя съесть как хлеб и этим удовлетворить голод.

Как видим в разбираемых словах Иисуса Христа между хлебом и камнем прослеживается противопоставление. И если камень символизирует ложь, насмешку и отказ в удовлетворении просьб и потребностей человека, то хлеб символизирует исполненную просьбу и реализовавшуюся потребность, удовлетворенную нужду человека. В данном случае хлеб представляет собой колоритный иносказательный образ, имеющий широкое смысловое значение. Он символизирует собой как удовлетворение духовных, так и бытовых потребностей людей, просящих у Бога различных благ. Этот вывод подтверждается той мыслью, что Спаситель, говоря о просьбах человека, и об их удовлетворении, не ограничивает ни чем характер добродетельных просьб, не отказывая ни одному человеку, говоря о том, что “всякий просящий получает”. Иными словами Спаситель указывает на то, что человек может получить удовлетворение не только духовных потребностей, но и насущных бытовых нужд.

То есть разрешив обращаться с просьбами к Богу “просите, и дано будет вам”, сказав о том, что “всякий просящий получает”, Спаситель под просьбами имел ввиду добродетельные прошения различного характера, связанные с удовлетворением как духовных, так и бытовых потребностей.

Универсальным символом удовлетворенной просьбы, воплощением исполнения просимого и является хлеб, данный отцом сыну, и фигурирующий в этом иносказании, которое основано на сравнении, примененном Спасителем в 9-м стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь 1998 г.