Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые” (Матф.7:17). Как нужно понимать эти слова?

17-й стих неразрывно связан по смыслу с 16-м стихом о плодах, и является его продолжением. Сказав в 16-м стихе о том, что люди могут узнать лжепророков по плодам, Иисус Христос в 17-м стихе уточняет мысль, что лжепророк может принести только худой плод. Потому что “худое дерево приносит и плоды худые”. А доброе дерево плодоносит добрыми плодами.

Характеризуя лжепророков в предыдущих Своих словах, Иисус Христос говорил о том, что они лицемерны и двуличны, и что они приходят к людям в овечьей одежде. То есть под личиной ложной кротости и благочестия. А на самом деле они волки хищные. Говоря о двуличии и обманчивом поведении лжепророков, Иисус Христос имел ввиду то, что эти люди могут быть благочестивыми и кроткими на словах. Но на практике плоды их дел и лжеучений являются худыми и горькими. Именно по плоду, как по конечному результату того, к чему призывает их лжеучение, и что представляют их поступки, а не по словам, и надо судить о лжепророках, чтобы их распознать.

В 17-м стихе, продолжая Свою речь о плодах, Иисус Христос сказал о том, что только доброе дерево обязательно принесет плод добрый, а плохое дерево принесет плод худой. Слова из 17-го стиха аллегоричны и понимаются следующим образом. Человек в своей жизни может встретить дерево красивое по виду, привлекающее к себе нарядными цветами, причудливой листвой. Но не нужно увлекаться внешней красотой дерева. А нужно посмотреть на его плоды. Доброе дерево дает и плоды добрые. А худое дерево плодоносит плохими плодами. Иисус Христос использовал это иносказание, для того чтобы нагляднее рассказать людям о том, что они в своей жизни могут встретить лжепророков, которые за счет своего обличия ложной добропорядочности, как и худое дерево с красивыми цветами, могут привлечь внимание людей своими лживыми словами. Но как худое дерево, несмотря на свою красоту и привлекательность, дает худой плод, так и лжепророки, несмотря на свои лживые речи, распознаются по плоду их дел и сущности их лжеучения. Потому что лжеучителя и лжепроповедники, несмотря на свою внешнюю привлекательность, как и худое дерево, способны породить только худой плод своих греховных поступков и лжеучений. Не нужно увлекаться лживыми речами лжепророков, а нужно смотреть на плоды их дел и теорий.

Таким образом, в 17-м стихе проводится противопоставление между внешне привлекательным деревом, приносящим худые плоды, и деревом добрым, приносящим добрые плоды. Худое (плохое) дерево символизирует лжепророков, которые своими туманными и ложными речами вводят людей в заблуждение, и порождают плохой плод в виде своих лжеучений и поступков.

В 17-м стихе также высказывается мысль о невозможной подмене добра злом. Точно так же, как невозможно, чтобы доброе дерево давало плохой плод, также и худое дерево никогда не принесет плода доброго.

Несмотря на то, что в 17-м стихе непосредственно говорится о лжепророках и других грешниках, однако его можно применять как универсальный рецепт-формулу для общения с другими, окружающими нас людьми. Если мы в жизни столкнулись с плохим человеком, который лицемерно притворяется порядочным, хотя он и не является лжепророком, то согласно 17-му стиху мы должны помнить, что плохой человек, как и худое дерево, породит только худой плод, то есть совершит дурной поступок. Поэтому такого человека надо остерегаться и не участвовать в его злых делах. “Уклоняйтесь от зла и делайте добро” (Пс.33:15).


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль 1998 г.