Продолжая пояснять Свои суждения о лжепророках на примере худых и добрых плодов и деревьев, Иисус Христос сказал: “Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Матф.7:18). Как нужно понимать эти слова? Слова 18-го стиха тесным образом связаны с высказываниями Иисуса Христа в предыдущих стихах о лжепророках с аллегорическим пояснением на примерах деревьев и плодов.

Многих толкователей 18-й стих ставил в тупик, потому что они не понимали, как они говорили, ненужного повторения мысли о деревьях и плодах. Другие толкователи объявляли 18-й стих тавтологией, неуместным повторением. Третьи толкователи считали, что в 18-м стихе повторения нет, но говорили о том, что его пока невозможно пояснить. Эзотерические толкователи говорили о мистической таинственности 18-го стиха и о его скрытом смысле, открывающимся на уровне подсознания и интуиции только посвященным людям.

Святой Иоанн Златоуст также считал 18-й стих повторением, но нужным и необходимым. И объяснял это тем, что Спаситель в 18-м стихе якобы говорит о двояком плодоношении деревьев, когда дерево дает и хороший и плохой плод. “По словам Златоуста, если Спаситель говорит об одном и том же два раза, то тут нет тавтологии чтобы кто-нибудь не сказал о том, что худое дерево, хотя и приносит плоды худые, но может приносить и добрые. А при двояком плодоношении трудно уже делать различие. В опровержение этого Спаситель и говорит, что так не бывает, что оно приносит только худые плоды и никогда не может принести хороших, и наоборот” (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина, Петербург, бесплатное приложение к журналу “Странник”, 1911, том 9, стр. 158). Согласно пояснению Августина Блаженного, в этом стихе под деревом подразумеваются дела человека. Хороший человек не может делать зла, а злой не может делать добра. Таков краткий обзор толкований содержания 18-го стиха, считающегося и в наше время толкователями трудным для понимания.

Безусловно, этот стих тавтологией не является. И для того, чтобы его понять, не нужно напрягать свою интуицию. В таком случае как же нужно понимать содержание 18-го стиха?

Согласно одному из малоизвестных апокрифов этот стих является ответом Иисуса Христа на вопрос, который задал Ему юноша, присутствующий на Нагорной проповеди. Перескажем отрывок из апокрифа, который поможет яснее разобраться в смысле 18-го стиха. После того, когда Спаситель сказал слушающим Его людям о том, что лжепророков можно узнать по плодам, а затем спросил “собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?”, и утвердительно добавил “так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые”, сразу же после этих слов (согласно апокрифу) из толпы, окружающей Спасителя, вперед выступил начитанный юноша, который готовился стать книжником. Он сказал Иисусу Христу: “Учитель, позволь задать Тебе вопрос. Ты говоришь о терновнике и винограде, противопоставляя в Своей речи плохое растение и хорошее. Но ведь терновник, несмотря на то, что с него не снимают виноград, имеет и положительное применение. Терновник, например, используют в виде топлива. А сам кустарник служит ограждением вдоль дорог. То же можно сказать и по отношению к репейнику. Несмотря на то, что с репейника не снимают смокв, репейник является очень полезным растением, широко применяемым в медицине”. Иисус Христос внимательно посмотрел на юношу и дал ему ответ, сказав о том, что в Нагорной проповеди Он не разбирает медицинские понятия и лечебные свойства трав, а говорит людям о морально-нравственных истинах, о религиозно-философских законах бытия и рассказывает, как нужно жить человеку, соблюдая законы Божии. Поэтому сравнения, которые Он использует касательно растений, нельзя понимать буквально, так как они аллегоричны и иносказательно представляют собой людей. И Его слова о деревьях и плодах нужно понимать так: не может плохой человек, пока не исправится, сделать доброе дело, то есть принести добрый плод. Затем, после паузы, Спаситель пояснил Свою мысль: точно также и дикая яблоня, пока её не привьют, будет приносить плохие, кислые яблоки. Не может добродетельный человек, живущий по законам Божиим, совершить злой поступок, то есть принести худой плод. Точно также окультуренная яблоня не может давать кислые и плохие плоды, пока не переродится. В жизни бывают случаи, – продолжал говорить Иисус Христос,– когда и хороший человек может сделать плохой поступок, как яблоня садовая, которая от старости вырождается и плодоносит дурными плодами. Но это произойдет после того, когда этот человек духовно изменится и переродится. А поступок будет являться лишь зримым подтверждением его грехопадения. И худой человек под влиянием Божественных истин может перемениться и стать добрым. Но не может человек, пока он является грешником или лжепророком, принести плода доброго. Точно также добрый человек, пока духовно не переродится, как старая яблоня, не может творить зло. В качестве вывода из ответа на вопрос просвещенного книжной мудростью юноши Иисус Христос сказал: “Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые”.

Иными словами, в 18-м стихе говорится о том, что если злодей захочет сделать добро, то не сможет сразу его сделать, а должен сперва исправиться, духовно переродиться и стать добрым. Точно также и дикая яблоня, пока она не окультурена, не привита, просто не сможет давать вкусные и хорошие плоды, а будет плодоносить плохими плодами. То есть праведник, пока он является праведником, не совершит греха, а злодей, пока является злодеем, не совершит доброго поступка.

Словами из 18-го стиха Спаситель указывает на то, что не может быть доброго злодея, или злого праведника, или истинных лжепророков так же, как “не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые”. Иными словами Спаситель отвергает двоякое плодоношение в отношении деревьев и совершение одновременно злых и добрых поступков в отношении людей. Об этом говорилось и в словах Спасителя о невозможном одновременном служении двум господам. “Не можете служить Богу и маммоне” (Матф.6:24).

Между 17-м и 18-м стихами нет повторения. В 17-м стихе высказано категорическое утверждение о том, что всякое дерево доброе приносит и плоды добрые. А под добрым деревом подразумевается человек, совершающий добрые дела. А худое дерево, как и худой человек, приносит плохие плоды. То есть плохой человек совершает плохие поступки. 18-й стих представляет собой доказательство этой мысли, содержит в себе обоснование и пояснение утверждения, высказанного в 17-м стихе. Доброе дерево не принесет плохого плода, пока не переродится. Так и человек, до тех пор, пока он является добродетельным, он будет делать добрые поступки, то есть приносить добрые плоды.

Злодей, пока не стал добрым человеком, как и не привитая, не окультуренная яблоня, будет приносить плохие плоды, то есть совершать злые поступки. Для того чтобы злодею начать совершать добрые поступки, ему нужно духовно переродиться, как и худому дереву, например дикой яблоне, для того чтобы оно начало плодоносить добрыми плодами, надо пройти через прививку. Этой мыслью, представленной в 18-м стихе, и обосновывается, аргументируется утверждение, высказанное в 17-м стихе о худых и добрых деревьях и плодах. В свою очередь эта аллегория непосредственно относится к лжепророкам, их делам и теориям.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль 1998 г.