Продолжая излагать понятия Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое” (Матф.7:24-27). Как нужно понимать эти слова?

В 24-м стихе словом “итак” Спаситель указывает на то, что делает вывод из прежде сказанных слов, касающихся лжепророков. В 24-м стихе Спаситель противопоставляет лжепророков, которые творят беззакония (на словах прикрываясь именем Господа, на деле ведут греховную жизнь), тем людям, которые не только слушают слова Иисуса Христа, но и исполняют их. Люди, не исполняющие слова Иисуса Христа, названы Им людьми безрассудными. А люди, слушающие и исполняющие слова Спасителя, уподоблены мужу благоразумному, который построил свой дом на камне.

Образ мужа благоразумного, построившего свой дом на камне, является иносказательным. Спаситель в Нагорной проповеди очень часто использовал аллегорические образы для того, чтобы ясней и наглядней высказать Свои мысли слушателям.

Большинство людей, присутствующих на Нагорной проповеди, почти всю свою жизнь прожили в окрестностях Галилейского озера (Генисаретского моря). Находясь на склоне горы и слушая Нагорную проповедь, они созерцали у подножья горы Курн-Хатин (на которой была произнесена Нагорная проповедь) прекрасную картину, представляющую собой раскинувшиеся внизу поля и зеленые равнины, по которым мчались быстрые потоки горных речек. Летом эти речки мелели или пересыхали. От иных оставались лишь высохшее песчаное русло. Но зато зимой, когда начинался период дождей и непогоды, эти русла наполнялись водой и превращались в бурные речные потоки, сметающие всё на своем пути. И порой даже крестьянские дома, неосмотрительно построенные легкомысленными людьми в низине, на плодородной зеленой равнине, на которой, как казалось им, не угрожала опасность, разрушались бурей и уносились разбушевавшимися потоками.

Зато дома, построенные благоразумными людьми на скалах и на вершинах холмов, оставались целыми и невредимыми, и защищенными своим каменным основанием от разбушевавшейся стихии. Некоторые дома у евреев были полностью вытесаны в природной скале. Для построения таких домов требовалось много сил и утомительной работы. Но зато им ничего не угрожало в непогоду. Дома, построенные на скалах и холмах, казалось, были менее привлекательные, нежели те, которые располагались в зеленых живописных долинах на песчаных берегах рек. Однако дома, имеющие каменное основание, могли противостоять бурям и ветрам, и разбушевавшиеся потоки воды были им не страшны.

Поэтому рассказ о двух домах, построенных на песке и на камне, для слушателей Иисуса Христа был очень нагляден и понятен. Между мужем благоразумным, построившим свой дом на камне, и между человеком безрассудным, построившим свой дом на песке, также дано противопоставление и их сравнение. Образ мужа благоразумного, строившего свой дом на камне, символизирует людей, которые не только слушают слово Божие, но и исполняют его. Образ человека безрассудного, построившего свой дом на песке, символизирует собой тех людей, которые слушают слова Бога, но не исполняют их.

В обоих примерах дом символизирует собой счастливую жизнь человека. И дом не будет разрушен (то есть жизнь будет счастливой) только в том случае, когда человек будет не только слушать, но и исполнять слово Божие. Не случайно о построении дома, как символа жизни и благосостояния человека говорится в конце Нагорной проповеди, в которой изложены основные понятия и заповеди учения Иисуса Христа, нужные и данные человеку для построения счастливой жизни. Символический образ построения дома на скале и на песке аллегорически говорит о том, что если человек будет слушать и соблюдать слово Божие, то дому его не будет угрожать несчастья. Потому что с таким человеком рядом находится Господь Бог, Который за то, что человек соблюдает Его заповеди, оберегает этого человека от бед (естественных и сверхъестественных) и помогает ему жить. “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного” (Ис.45:22). “Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей” (Ис.41:10). Об учении Божием, как о краеугольном камне, говорится в Ветхом завете. “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится” (Ис.28:16).

Учение Иисуса Христа является прочным и единственным основанием, на котором и надо, как на скале, строить дом своей жизни для того, чтобы быть счастливым. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1Кор.3:11). Самого Иисуса Христа по монолитности, крепости и святости Его жизни и учения можно уподобить живому камню. И люди, строящие на таком камне дом своей жизни, являются участниками жизни Христа и уподобляются Спасителю. “И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный” (1Пет.2:5). И если человек строит дом своей жизни на скале учения Христова, то бурные потоки искушений ему не будут страшны, и он достигнет спасения.

Как видим, в конце Нагорной проповеди Спаситель рекомендует человеку строить дом своего спасения и жизни на скале Божьего слова потому, что “слово Бога нашего пребудет вечно” (Ис.40:8). Это слово незыблемо. “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Матф.24:35). Апостол Петр поясняет, что же это за крепкое и прочное спасительное слово Божие. “А это есть то слово, которое вам проповедано” (1Пет.1:25). То есть это то слово, которое проповедано Спасителем нашим, Иисусом Христом. “Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы спастись” (Деян.4:12).

Поэтому человек, строящий дом своего счастья и жизни на камне слова Божьего, спасется. А спасение человека состоит не только в простом слушании, но и в исполнении заповедей Божиих воплощенных в добрые дела. Люди, которые слушают, но не исполняют слова Божьего, уподоблены безрассудному человеку, “который построил дом свой на песке”. В 27-м стихе предопределена участь этих людей и сказано о том, что дом их жизни (то есть их счастье и благополучие) подвергнется падению великому, потому что эти люди строят свою жизнь без помощи Божией и Его заботы, так как слушают, но не исполняют слова Божьего. И своим неисполнением не признают учения Христова.

Поставив рассказ о муже благоразумном и человеке безрассудном в конце Нагорной проповеди, Иисус Христос этим указал на то, что вся Нагорная проповедь состоит не из отдельных отрывков, а представляет собой цельное стройное учение. И если человек не только слушает, но и исполняет его, то достигает спасения. В этом и состоит содержание 24-го стиха. Под мужем благоразумным в 24-м стихе выведен думающий, размышляющий человек, который умеет анализировать жизнь и понять, в чем её смысл и как достигнуть счастья. За это такой человек и назван благоразумным. То есть применивший свой разум во благо. Сумевший разобраться в основных законах жизни. Понявший, что лучше строить свою жизнь при помощи Бога, чем без Него. А для этого нужно не только слушать, но и исполнять законы Божьи. Указанием на то, что нужно исполнять слово Божье, Спаситель дал человеку первый изначальный импульс (указал на первую ступеньку) к достижению Царства Божьего.

В 25-м стихе применена иносказательная речь, при помощи которой говорится о том, что если человек построил свой дом на скале из практического исполнения слова Божьего, то такому дому, то есть жизни такого человека не страшны никакие невзгоды. Так как защищать такого человека и помогать ему будет Сам Господь Бог. “Бог помощник мой” (Пс.53:6). “Бог – заступник мой” (Пс.58:10). Слова Иисуса Христа о постройке дома жизни на скале Его учения перекликаются с тем, что скрижали завета с десятью заповедями Божьими, данные Моисею, тоже были каменными.

В 26-м стихе дается разъяснение истины, представленной в 24-м стихе с противоположного угла зрения, при замене положительных утверждений на отрицательные. То есть если в 24-м стихе говорится о муже благоразумном, который слушает и исполняет слова Господа, Иисуса Христа, этими действиями строя дом свой на прочной скале вероучения. То в 26-м стихе говорится о противоположности этого человека, о человеке безрассудном, который слушает, но не исполняет слов Иисуса Христа, тем самым строя дом своей жизни на песке безрассудства.

В 27-м стихе описан противоположный вариант ситуации, представленной в 25-м стихе. То есть сказано о том, что дом жизни человека безрассудного, построенный без поддержки Божьей, не на скале вероучения, воплощенного в жизнь, а на песке безверия и неисполнения слова Божьего, упал, потому что не выдержал жизненных невзгод. Так как он не имел поддержки Божьей, и падение это было великим (то есть большим).

Притчей о муже благоразумном и человеке безрассудном и заканчивается Нагорная проповедь. То есть она завершается призывом не уподобляться безрассудному человеку, а проявлять благоразумие и строить дом своей жизни не тем, что только слушать, но и исполнять заповеди Божьи, изложенные в Нагорной проповеди, и соблюдать закон Божий в жизни, воплощая его в своих делах.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль 1998 г.