В завершение Нагорной проповеди имеются такие строки: “И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи” (Матф.7:28-29). Как нужно понимать эти слова?

В словах 28-го стиха говорится о том, какое сильное впечатление произвела на людей Нагорная проповедь “народ дивился учению Его”. То есть речи Иисуса Христа народ дивился, как чуду и был поражен её смыслом и глубиной. В 29-м стихе дается основание тому, почему народ “дивился” словам Иисуса Христа. Простые люди, которые слушали Нагорную проповедь, заметили резкую разницу между одухотворенной, основанной на жизненных примерах речью Спасителя и схоластическими и бедными поучениями книжников и фарисеев.

Слова Спасителя были пронизаны духовной властью и силой. Слова книжников и фарисеев были убоги и примитивны. “Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи”. Это Библейское утверждение легко проверить и в наши дни. Для этого нужно взять Талмуд, в котором книжники и фарисеи тех времен поясняли учение Божие. Читая это пояснение, можно отметить бедность содержания, примитивизм в изложении, отсутствие духа жизни. Это мнение признается всеми христианскими толкователями прошлого и современности.

Истины, изложенные в Нагорной проповеди, звучали как голос Божий, привлекали к себе людей, переворачивали их представления о мире, созданные лживыми поучениями книжников и фарисеев. Слова, говорящие о том, что Он учил как власть имеющий, указывают на то, что Иисус Христос имел власть от Бога, имел Божественную Сущность и пришел в мир людей как Мессия, Спаситель с целью спасения душ человеческих. Но, несмотря на огромное внимание, которое проявили слушатели, к Нагорной проповеди мало кто из них был готов использовать её истины как основополагающие принципы своей жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль 1998 г.