"Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа" (Матф.8:1). В этом стихе говорится о том, что после того, когда Спаситель произнёс Нагорную проповедь, Он сошел с возвышенного места, то есть с горы. И множество народа последовало за Спасителем потому, что слова Иисуса Христа произвели на них очень сильное впечатление. Люди шли за Иисусом Христом, тем самым показывая, что они видят в нём Мессию и следуют за Ним, как за Спасителем.

Слово "множество" обозначает "очень большое количество" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.359). Словом "народ" в Новом Завете обычно называется большая толпа людей, чаще всего состоявших из простолюдинов. Однако на Нагорной проповеди присутствовали представители всех сословий, социальных групп и всех колен Израилевых. Марк для характеристики описываемого эпизода также пишет "множество народа" (Марк 3:7). "За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными" (Иоан.6:2). Словосочетание "множество народа" часто встречается в Библии и широко употреблялось древними евреями. (Чис.21:6), (1Цар.13:5), (Иез.31:18). Это словосочетание у древних евреев имело определенный смысл и обозначало не просто много людей или большую толпу, а большое количество представителей всех классов, прослоек, социальных групп, колен и сословий древнееврейского народа. "И собралось в Иерусалим множество народа для совершения праздника опресноков, во второй месяц, - собрание весьма многочисленное" (2Пар.30:13).

Что же представляли собой люди, последовавшие за Спасителем, и которые названы в Евангелии специальным словосочетанием "множество народа". За Спасителем  последовали, прежде всего, уверовавшие в Него люди, а также любопытные люди, и те, кто ещё не уверовал, но желал убедиться в правоте слов Спасителя, и те, кто решил опровергнуть слова Спасителя. Поэтому среди огромного количества людей, последовавших за Спасителем, были и книжники, враждебно настроенные к Иисусу Христу. Но среди людей находились и книжники, расположенные воспринимать учение Христово, в которых не было лукавства, и которые искренне хотели понять то, о чем говорил Спаситель.

Интерес народа, как простолюдинов, так и законоучителей, к проповеди Спасителя был не случаен. Закон Божий, который чтили евреи, был настолько искажен ложными поучениями фарисеев и саддукеев, что нуждался в очищении. Потому что не только простые люди, но и фарисеи, и саддукеи в результате своих многочисленных ненужных добавлений и искажений сами не могли вразумительно пояснить Закон Божий, и хотели услышать ясное толкование этого Закона из уст Мессии. Более того, с приходом Спасителя настало время рассказать людям о том, как надлежит жить дальше, и как  необходимо изменить жизнь, чтобы человек был счастлив и достиг спасения. Поэтому проповедь Спасителя со вниманием слушали как трезво мыслящие законоучителя, так и агрессивно настроенные фарисеи и саддукеи. Главной целью жизни каждого древнего еврея было стремление достигнуть лона Авраамова, то есть оказаться с праотцами древнееврейского народа. Поскольку для достижения этой цели необходимо было вести благодетельную жизнь, сопряженную с трудностями и лишениями, вызванными противодействием злой сверхъестественной силы, противостоящей Богу, то для того чтобы не утруждать себя богоугодным образом жизни и совершением добрых дел и избежать страданий, преодолевая тернистый и узкий путь к спасению, фарисеи и придумали для себя оправдание. Они говорили о том, что коль они семя Авраамово (то есть потомки Авраама), то они по законам родства уже заслуживают после прихода Христа и Его искупительной жертвы быть с Ним в Царстве Небесном. Поэтому древние евреи ошибочно считали, что не нужно обрекать себя на страдания, связанные с воздержанием от излишеств и роскоши и борьбой с пороком, и не нужно вести добродетельную жизнь, потому что по их ошибочному мнению они достигнут спасения в силу своего родства с патриархами.

Спаситель рассказал евреям, что не нужно бояться страданий при преодолении препятствий, так как это необходимое средство для достижения главной цели человеческой жизни, спасения в Царстве Небесном. Спаситель сказал собравшимся людям о том, что человек, оказавшийся от излишеств и роскоши, живущий по законам Божиим и творящий добро, познает Бога. Поэтому тот, кто страдает теперь, и достойно перенесет страдание, будет счастлив потом, в дальнейшей земной жизни и в Царстве Небесном. Спаситель рассказал о том, что смиренные и кроткие это духовно сильные люди, потому, что нужно много душевных сил для того, чтобы быть кротким и смиренным, для того чтобы не мстить ближним за незаслуженные обиды и побеждать зло добром. Гонимые за слово Божье, пережившие свое изгнание, будут торжествовать в Царстве Небесном. Люди, жаждущие правды, то есть слова Божьего, насытятся, то есть познают Божью истину. А люди чистые сердцем (душей), увидят Бога.

Основополагающие понятия, указанные Спасителем в Нагорной проповеди в те далекие времена не утратили своей жизнеутверждающей силы и теперь. Потому что Нагорная проповедь это те ступени к совершенствованию нравственности и духовной культуры, по которым предстоит идти человеческой цивилизации в своем развитии, в своем единении с Богом и познании Бога. Поэтому те люди, которые поняли, что Нагорная проповедь это важнейшее событие Мессианской деятельности Спасителя, что это новое слово в философской и религиозной культуре, те люди, в подавляющем большинстве, в первую очередь и пошли за Спасителем после проповеди. Именно таких людей вокруг Спасителя и было подавляющее количество, то есть большинство.

Люди, последовавшие за Спасителем, то есть ставшие Его последователями, понимали, что Он только что преподнес им Свой Новый Закон, что они очевидцы рождения Нового Завета Божьего. Это впечатление у слушающих Спасителя людей родилось, потому что Спаситель не говорил от имени Бога, как до Него говорили древнееврейские пророки, а Спаситель твердо и уверенно говорил от Своего имени, как новый Законоучитель и Законодатель жизни. Он не отвергает и не разрушает закон Моисея, но дополняет, развивает, уточняет его, расширяет и продолжает его. Он разрушает лжеучение книжников, очищая Закон Божий от скверны их домыслов и кривотолков, и позволяет простым людям понять истинную суть Божественного учения. Поэтому Нагорная проповедь была рассказана самым простым и доступным для слушателей языком. В ней фигурировали предметы быта и понятия, взятые из обыденной жизни. Речь Спасителя всегда отличалась понятностью и ясностью, в отличие от речи книжников, запутанной, туманной, неясной и заумной. Поэтому люди, уверовавшие в правоту Мессии, в виде большой толпы и последовали за Спасителем. Так как им была понятна Его речь. Так как они увидели в Нём истинного Мессию и подтвердили свои чувства своим следованием за Спасителем.

Согласно традициям древнееврейского народа, пророками называли людей, которые могли общаться с Богом и сообщали Слово Божье народу, так как остальные люди по причине впадения в грех не могли слышать Бога и вступать с Ним в непосредственный контакт. И Бог через пророков передавал Свои повеления, предостережения, предсказания и нравоучения. "Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было [ему от Господа]" (Исх.34:34). В подтверждение того, что слова, произнесенные пророком, исходили от Самого Бога, такие проповеди пророков сопровождались совершением каких-либо знамений или чудес Божиих. Такие знамения или чудеса указывали на то, что с этим человеком, пророком, находится Бог, Который этими чудесами и знамениями подтверждает верность слов, сказанных пророком. Например, после сообщения пророком Моисеем Законов Божиих древнееврейскому народу, гора Синай была покрыта сиянием огненным. "И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]" (Исх.24:3). "Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий." (Исх.24:17).

Спаситель также не нарушает этой традиции. После прекрасно произнесенной проповеди, ясной и доходчивой, Спаситель от слов переходит к делу. И делами в практической жизни, подтверждает, что Он истинный Мессия. Так как именно Он может творить настоящие чудеса, которые также понятны и ясны людям, как и слова Самого Спасителя. Согласно изложенным представлениям древнееврейского народа, истинный пророк, а тем более Мессия, после проповеди и должен был сотворить чудо. То есть на практике продемонстрировать свою силу, и совершением чуда подтвердить истинность своей проповеди. Желание увидеть чудо после проповеди и было ещё одной причиной, заставляющей людей следовать за Спасителем. Совершение чуда после проповеди нужно для того чтобы все люди увидели, что это чудо творится Самим Богом. Потому, что согласно представлениям евреев считалось, что если Бог с тем человеком, который творит чудо, то это указывает на то, что всё, о чём сказал этот человек, тоже исходит от Бога. О творимых Спасителем чудесах и сообщается во втором стихе 8-й главы Евангелия от Матфея.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.