"Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы" (Матф.8:3). В этом стихе говорится о том, каким именно образом происходило излечение прокаженного. Спаситель простер над больным руку. Затем дотронулся слегка до прокаженного и сказал в ответ на его просьбу "хочу, очистись" (Матф.8:3). Как только Спаситель коснулся прокаженного и сказал святые слова, все язвы и струпья, покрывавшие больного проказой, мгновенно исчезли. И перед глазами изумленной толпы предстал здоровый человек. Этот случай исцеления больного является не чем иным как поразительным чудом, на конкретном примере продемонстрировавшим людям способность Спасителя исцелять болезни.

В ветхозаветном повествовании упоминается только о двух случаях исцеления от проказы. Пророк древнеизраильского народа Моисей сумел вылечить от этой болезни свою сестру Мариам (Марию). А пророк Елисей излечил Неемана Сириянина. Однако эти исцеления произошли силой Бога. А пророки в чуде исцеления выступали как посредники между Богом и исцеляемым человеком. Вернее можно сказать о том, что больных проказой исцелил Сам Господь Бог по молитве, выражающей просьбу пророков об исцелении. Поэтому пророкам не нужно было прикасаться к прокаженному, чтобы не заразиться. В данном случае Спаситель исцеляет больного по Своей собственной воле, по Своему желанию, Своей собственной Божьей силой. Об этом и говорится в Его собственных словах, выражающих Его волю и силу: "Хочу, очистись". И после слов Спасителя тотчас, то есть сразу (мгновенно) была очищена у больного кожа от проказы, как повествует Лука (Лук.5:13). Это выражение Луки очень похоже на мысль, высказанную Матфеем. Марк уточняет побудительный мотив, способствующий тому, что Спаситель совершил чудо исцеления "умилосердившись над ним" (Мар.1:41). То есть Спаситель проникся жалостью и состраданием к больному проказой и оказал ему милость. Иными словами Спаситель проявил милосердие в виде совершения чуда исцеления, пожалев больного за перенесенные им страдания. А также за то, что больной признал в Спасителе истинного Мессию, и за то, что больной поверил в Спасителя как в Бога, способного творить чудеса.

Чудо исцеления больного проказой Спаситель совершил, простерши к больному Свою руку, прикоснувшись к нему и произнеся слова. Прикасаться к больному проказой было запрещено законом Моисея. Например, пророк Елисей чтобы не прикасаться к больному Нееману даже не вышел к нему. Поэтому поступок прикосновения Спасителя к прокаженному активно и оживленно обсуждался как во время земной жизни Иисуса Христа, так и в последующее время различными богословами. Например, Святой Иоанн Златоуст в своей знаменитой толковательной книге "Беседы на Матфея" писал о том, что Спаситель прикоснулся к больному затем, чтобы продемонстрировать что Он "исцеляет не как раб, а как Господь прикасается". Другой толкователь А.П. Лопухин об этом эпизоде пишет так. "Но рука Господня через прикосновение к проказе не сделалась нечистою, между тем тело прокаженного от святой руки стало чисто" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.163).

Комментировались толкователями слова Спасителя из этого стиха "хочу, очистись". "Иероним замечает, что их нельзя читать вместе, но отдельно. Сначала Христос сказал: "Хочу". А потом повелительно говорит: "Очистись!". (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.163). Спаситель совершал свои чудеса в подтверждение Своего учения, в доказательство того, что Он и есть истинный Мессия, Господь Бог. В данном случае исцеление больного проказой нужно воспринимать как одно из великих чудесных деяний Спасителя. И смотреть на это чудо нужно как на достоверный действительный случай, а не аллегорическое повествование.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.