"Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его" (Матф.8:5). В этом стихе говорится о том, что Спаситель после исцеления прокаженного, продолжал Свой путь и вошел в город Капернаум, в котором к Спасителю подошел сотник. Евангелисты, Матфей и Лука, указывают именно на тот момент, что Спаситель вошел в указанный город. Это дает информацию о том, что предшествующие события, связанные с исцелением прокаженного, происходили во время пути Спасителя в город Капернаум. То есть эти события произошли не в городе.

Город Капернаум, по древнееврейски назывался "Кфар-Нахум", что в переводе обозначает селение Наума или село утешения. Этот город упоминается только в Новом Завете (Матф.4:13; Мар.2:1; Лук.7:1, и т.д.). Этот город является одним из главных мест пребывания Спасителя и является центральным местом Его деяний в Галилее. Этот город расположен на западном берегу Тивериадского озера (Матф.4:13), и находился на небольшом расстоянии от Вифсаиды и Хоразина, а также на близком расстоянии от страны Генисаретской. С Капернаумом связаны многие события из земной жизни Спасителя. В Капернауме поселился Иисус Христос после того, когда ушел из Назарета (Матф.4:13). Поэтому Капернаум называется Евангелистом Матфеем Его городом "Свой город" (Матф.9:1). В Капернауме Спаситель уплатил подать в храм (Матф.17:24-25). В этом городе находилась синагога, в которой Спаситель поучал народ (Иоан.6:59). В этом городе Спаситель исцелил тёщу Петра (Матф.8:14-15). В этом городе Спаситель исцелил расслабленного (Матф.9:2-6). В Капернауме Спаситель изгнал в синагоге нечистого духа (Лук.4:33), исцелил слугу римского сотника (Матф.8:5). В Капернауме и в его окрестностях Спаситель произнес много притч, сказаний и речей. Но несмотря на вразумительные речи Иисуса Христа, жители Капернаума не послушались их и не раскаялись, и не уверовали. Поэтому Капернауму Спаситель сделал грозное предсказание: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Матф.11:23). Пророческие слова Спасителя в точности сбылись. От былого величия и славы Капернаума ничего не осталось. Город был заброшен и покинут людьми. И сейчас на месте некогда процветавшего города сохранились одни развалины, которые в настоящее время называют местом Тель-Хум. Развалины эти поросли высоким репейником и колючим кустарником, и в настоящее время представляют собой дикое безлюдное место. Это место настолько пустынно, что там редко можно встретить группу паломников, но часто можно видеть ящериц и змей, гнездящихся в развалинах и в высоком бурьяне. Некоторые ученые полагают, что даже место, где раньше находился Капернаум, неизвестно. "Место нахождения его неизвестно. Некоторые ищут его в значительных развалинах недалеко от Тель-Хум, в расстоянии одного часа пути к югу от северного конца Галилейского моря. Другие ищут его в Хада-Мине немного южнее первого места" (Эрик Нюстрем, Библейский словарь, 1979, с.196).

После того, когда Спаситель вошел в Капернаум, к Нему подошел сотник. Сотником назывался римский офицер, командовавший сотней солдат. Другим словом сотник назывался ещё центурионом от древнеримского слова, обозначавшего центурию, то есть сто (сотню). В Новом Завете о некоторых сотниках говорится с уважением (Мар.15:39). Первым язычником, уверовавшим в Иисуса Христа и принявшим крещение Христово, был другой римский сотник Корнилий, который намного позже описываемых событий был обращен Святым Апостолом Петром из язычников. "Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу" (Деян.10:2). Сотник, подошедший к Спасителю, был начальником отряда римских воинов, стоявших в Капернауме. Сотником он назывался согласно делению, принятому в римских войсках. Так, например римские легионы делились на десять когорт, которые назывались полками. В каждой когорте (полку) было по 3 манипулы (подразделения). А каждая манипула состояла из сотней (отрядов). В каждом легионе, как правило, было 60 сотен. Сотник, который подошел к Спасителю, был язычником. Но он доброжелательно относился к иудаизму, как к монотеистической религии, и присутствовал при богослужении в синагоге, и даже сам построил синагогу. Об этом его поступке и сказано в Евангелии: «ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лук.7:5). Развалины этой синагоги туристам и паломникам показывают и теперь.

Информация о капернаумском сотнике наводит на мысль о том, что это был не совсем обычный римский сотник. Об этом говорит целый ряд фактов. Так, например, к капернаумскому сотнику благоволят старейшины города. Он строит синагогу и посещает иудейскую службу. Именно его Спаситель назвал истинно верующим и поставил в пример. Анализируя все эти факты, можно предположить то, что этот сотник был тайным иудаистом, принявшим верование в истинного Бога. Именно это и увидел Спаситель, и поставил праведное верование сотника в пример лицемерным иудеям. Именно такое предположение и объясняет выше указанное поведение сотника.

Рассказ о Капернаумском сотнике описан и в Евангелиях от Марка и Луки. Если сопоставить эти Евангелия, то вырисовывается связное, детальное описание этого Евангельского события. Евангелист Лука так описывает этот рассказ. «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его» (Лук.7:2-3). Старейшины сказали Спасителю о том, что сотник «любит народ наш и построил нам синагогу» (Лук.7:5). Спаситель пошел с ними. И когда они подходили к дому сотника, сотник выслал друзей своих сказать Спасителю о том, что сам он, сотник, считает, себя не достойным того, чтобы Спаситель входил под кров его дома.

Легко заметить, что выше изложенное толкование является нагромождением мнений различных авторов, и ничего не поясняет. И ещё больше запутывает смысл этого эпизода. Однако при вдумчивом сопоставлении Евангелий Матфея и Луки можно сделать вывод о том, что противоречий в описании рассказа о Капернаумском сотнике нет. Римский сотник из Капернаума "услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его" (Лук.7:3). Старейшин сотник выслал до того, когда Спаситель ещё не прибыл в Капернаум. Сотник много слышал о Спасителе, как о чудоцелителе, и узнав, что Спаситель находится близко от Капернаума, высылает к Спасителю старейшин этого города, чтобы они уговорили Спасителя не миновать этот город, а войти в него. Именно старейшин сотник выслал на встречу с Иисусом Христом, потому что подумал о том, что старейшин, как единоверцев и соплеменников Спаситель скорее послушает, чем его, римского гражданина. Однако Спаситель пошел со старейшинами в Капернаум ради человеческого сострадания не только к сотнику, но и к больному слуге. Старейшины, не зная этого побудительного мотива, стали перед Спасителем расхваливать сотника, говоря о том, что он хорошо относится к еврейскому народу, и даже построил синагогу (Лук.7:5). Иисус Христос послушался старейшин и пошел с ними в Капернаум. Когда же Спаситель вместе со старейшинами подходил к дому сотника, можно предположить, что сотник увидел из окна своего дома приближающихся людей и быстро выслал своих друзей на встречу Иисусу Христу, чтобы те сказали Спасителю о том, что сотник не считает себя достойным того, чтобы Спаситель вошел под кров его дома (Лук.7:6). Можно логически предположить то, что после разговора с друзьями сотника, Спаситель не остановился, а продолжал далее следовать к дому сотника. Очевидно сотник не хотел, чтобы Спаситель входил в его дом. И видя это, сам сотник вышел на встречу к Спасителю, Иисусу Христу, и повторил слова своих друзей, о том, что не нужно входить в его дом. О чём и пишет Евангелист Матфей (Матф.8:5-8). Поэтому слова друзей сотника, пересказанные Лукой (Лук.7:6-7) и слова самого сотника, пересказанные Матфеем (Матф.8:5-8), совпадают. Потому что друзья сотника передали Спасителю слова самого сотника, который, выйдя к Иисусу Христу из своего дома, сам повторил свои слова с той же самой просьбой.

В описании этого эпизода атеисты указывают на якобы существующие противоречия в том, что у Матфея сказано, что именно сотник подошел к Спасителю, тогда когда Спаситель только что вошел в Капернаум. "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его" (Матф.8:5). А Лука говорит о том, что Спаситель вошел в Капернаум со старейшинами этого города и недалеко от дома встретил не сотника, а его друзей. "Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой" (Лук.7:6).

Атеисты, выискивая противоречия между Евангелиями, не знают уклада жизни древних евреев и выставляют на осмеяние собственное невежество. Дело в том, что дома римских сотников чаще всего во всех городах древнееврейского государства располагались на территории города у городских ворот. Потому что у городских ворот на территории города чаще всего располагались казармы римских солдат. И недалеко от этих сооружений находились и дома командного состава. Поэтому прав Матфей, который пишет о том, что "когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник" (Матф.8:5). Лука же не противоречит этому описанию, а дополняет его рассказ о том, что Спаситель вошел в Капернаум в окружении старейшин этого города. На территории, находящейся сразу же после входа в город располагался дом сотника. Из окна своего дома сотник заметил приближающуюся толпу, окружающую Спасителя, и как уже говорилось, выслал к Спасителю своих друзей, чтобы те передали слова сотника, адресованные Спасителю. А затем сотник вышел сам навстречу Спасителю и повторил эти слова. Но поскольку дом сотника находился сразу же после въезда в город, то Матфей справедливо утверждает о том, что встреча Спасителя с сотником произошла тогда "когда же вошел Иисус в Капернаум" (Матф.8:5). Поэтому никаких противоречий между Евангелиями Матфея и Луки в описании этого эпизода не существует. Более того, рассказы обоих Евангелистов дополняют друг друга, давая подробное и детализированное описание этого эпизода.

Подытоживая всё выше сказанное, и сопоставляя Евангелия, можно сделать вывод о том, что сотник ждал прихода Спасителя с большим нетерпением. Для того чтобы встретиться со Спасителем он высылает Ему на встречу городских старейшин. Затем, увидев приближающегося Спасителя из окна своего дома, почувствовав Божественную силу, которая исходила от Спасителя, сотник посылает друзей навстречу Спасителю, чтобы те сказали о том, что сотник считает себя недостойным принять Бога в своем доме. Но видя из окна своего дома то, что Спаситель продолжает идти к его дому, сотник выбегает навстречу Спасителю сам. И говорит Спасителю о том, что не достоин принять Спасителя под кровом своего дома. Поступки сотника логически обоснованы и отвечают его нервному возбуждению, вызванному ожиданием. Таким образом сообщение Матфея о том, что сотник встретился со Спасителем, не противоречит рассказу Луки, а дополняет его. Причем дополняет логически обоснованно, передавая напряженное ожидание сотника, который сперва посылает навстречу со Спасителем старейшин, затем друзей. А потом, решив, что лучше всего сам изложит свою просьбу, выходит на встречу к Спасителю.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.