"Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает" (Матф.8:6). В этом стихе приводятся слова сотника, обращенные к Спасителю о том, что его слуга лежит в расслаблении, то есть разбитый параличом и сильно страдает. Дословный перевод этой фразы с древнегреческого таков: «Мальчик мой поражен в доме параличный страшно мучающийся» (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.165). Древнегреческое слово «мальчик» употреблялось для обозначения сына и раба и слуги. В разбираемом месте слово обозначает именно раба-слугу, потому что и у Луки оно применено в этом смысле. «У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти» (Лук.7:2).

Интересное пояснение этого стиха, основанное на сопоставлениях мнений разных толкователей, дает А.П. Лопухин в своей знаменитой книге «Толковая Библия». «Название болезни неопределенно. Ссылаясь на 1Макк.9:55-56 Альфорд говорит, что может быть это был tetanus, который древние врачи смешивали с параличом. Такая болезнь более обычна в жарких странах, чем у нас. По Луке мальчик был присмерти. Думали, что это и было причиной, почему сотник сам не явился ко Христу с просьбой о его исцелении. Но с таким объяснением не согласен Златоуст, полагая, что неприбытие сотника было таким же делом его верования, как и его слова. Это был, по словам Иеронима первый параличный, исцеленный Христом. Описание болезни у Матфея не противоречит показанию Луки (Лук.7:2). Но у Матфея несколько подробнее и точнее» (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.165).

Этот стих дает понять и подтверждает тот факт, что слава Иисуса Христа как Мессии и целителя ширилась по всей Палестине и её окрестностям. Сотник был наслышан о чудесах Иисуса Христа. И поскольку паралич был в те древние времена неизлечимой болезнью, то сотник и обращается к Спасителю об излечении этой болезни. То есть сотник обращается именно к тому человеку, который мог совершить чудо исцеления. Сотник верил в возможность чуда, и знал, что Спаситель сможет ему помочь, потому что является Истинным Мессией. То, что обращение сотника начинается именем "Господи", говорит о том, что сотник не только признает, но и называет Спасителя Богом.

В этом стихе также дается характеристика больного слуги. Оказывается слуга был подросткового возраста, потому что слова сын, раб или слуга как раз и употребляли в Древней Греции (на языке которой и было написано Евангелие Луки) для обозначения молодого слуги или слуги подростка. Этот слуга по своему возрасту мог быть сыном сотника. Согласно преданию этот слуга якобы и был сыном сотника от служанки. Этим и объясняется беспокойство сотника о слуге, как о своем сыне. Болезнь, которой страдал этот слуга, также указана в этом стихе. Этой болезнью был неизлечимый паралич. Слуга лежал расслабленный, то есть разбитый параличом. Паралич – это болезнь, представляющая собой «утрату, расстройство двигательных функций вследствие поражения нервной системы» (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шевцова, 2-е изд., с.483). Пораженный этой болезнью юный слуга не просто лежит а «и жестоко страдает». Если предположить то, что сведения, сообщенные в преданиях верны, и на самом деле этот слуга был незаконнорожденным сыном сотника, то Господь послал этому ребенку страдания, то есть мучения в виде кары за то, что этот ребенок был зачат в грехе и был рожден вне законного брака.

Многие толкователи спросят, справедлив ли Господь, посылая такую кару слуге-ребенку? Почему страдает не сотник за совершенное им прелюбодеяние, от которого родился этот ребенок, а его сын? Слуга-ребенок страдает как плод греховной внебрачной любви. Но помимо слуги-ребенка страдает и сам сотник. Дело в том, что согласно преданиям сотник очень любил своего сына. Если бы сам сотник болел, он бы страдал намного меньше, чем в том случае, когда видел страдания любимого сына. Он сам бы хотел страдать вместо своего любимого сына. Как уже говорилось, по справедливому воздаянию Божьему именно так и была покарана греховная любовь сотника. И был поражен мучительной болезнью плод такой любви - ребенок. А отец-сотник, глядя на страдания своего любимого сына, страдал от этого вдвойне, потому что ничем не мог облегчить страданий своего ребенка, и осознав всю тяжесть своего греха. Но Господь милостив. Сотник постоянно молил Бога о прощении своего греха и даровании излечения болезни его сыну. И милостивый Господь послал такую возможность раскаивающемуся в своем грехе сотнику. Если бы сотник не раскаялся, он бы не был бы достоин чуда исцеления, совершенного Иисусом Христом. Господь сделал так, что до сотника дошли слухи о том, что по их местности ходит Спаситель. Сотник был настолько заинтересован в чуде исцеления, что посылает к Спасителю со своей просьбой сперва старейшин города, затем своих друзей, а затем встречается со Спасителем сам, и говорит свою просьбу. Вот об этом и рассказывается в разбираемом стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.