"Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает" (Матф.8:9). В предыдущем стихе сотник молит Спасителя, чтобы Он сказал "только слово, и выздоровеет слуга мой". В рассматриваемом стихе сотник обосновывает свою мысль тем аргументом, что даже его слово сотника начальника и то исполняемо. И если он говорит солдату, подчиненному ему, идти, то этот солдат выполняет приказание и идет. А другой солдат (воин) на приказ прийти, также подчиняется и приходит. Далее сотник говорит, что подчиняется его приказу и слуга, и исполняет то, что ему велят. Это объяснение понадобилось сотнику для того, чтобы показать на примерах воинов и слуги как в точности исполняется слово господина человека. А Иисус Христос не только человек, Он ещё и Господь Бог. То есть Господин всего сущего и Вседержитель всей жизни и вселенной. То есть слову Бога повинуется вся вселенная. И достаточно произнести слово Господне, чтобы оно исполнилось, и слуга сотника выздоровел. Иными словами в этом стихе сотник выражает свою непоколебимую уверенность в том, что слово Господа Бога всемогуще. И в том, что по слову Божьему протекает жизнь, и этому слову Божьему подчиняется всё на свете.

Разбираемый стих нужно рассматривать в неразрывном сопоставлении с предыдущим стихом. Потому что в предыдущем стихе сотник просит Спасителя, даже не входя в его дом, произнести Божье слово о выздоровлении своего слуги. А в рассматриваемом стихе сотник приводит аргументы и обоснования своей просьбы и говорит о том, что если человеческое слово начальника исполняется воинами и слугами, то слово Божье тем более будет исполнено. Потому что Господь Повелитель жизни, Владыка, Которому подчиняется весь мир, и по слову Которого происходит развитие мироздания.

Интересное пояснение этому стиху дает А.П. Лопухин. "Уже древние толкователи обращали внимание на расстановку слов (в греч.). Если запятую поставить после "человек есьмь" то переводить нужно так: я человек под властью, имеющий у себя воинов и т.д. Если же после выражения "под властью", то выражение будет означать, что сотник сам находится под властью (подвластный, как в русском переводе). И находясь под властью, имеет "под собой" (русский текст "в подчинении") то есть также под своей властью и воинов. Последнее мнение разделял Златоуст" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.165).

В русском переводе запятая стоит после словосочетания "подвластный человек". Таким образом это означает, что сотник указывает на то, что он сам находится в подчиненном положении, но, однако имеет "у себя в подчинении воинов". То есть начало этой фразы говорит о том, что сотник осознает факт того, что он не великий начальник и повелитель, а всего лишь подвластный, подчиненный человек. Этим заявлением сотник указывает на свое ничтожное положение по сравнению со Всемогущим Богом. Это заявление говорит о скромности сотника, говорит о том, что он реально и объективно рассматривает свое положение в жизни. А именно, он подчиненный человек, но наряду с этим сотник говорит о том, что в его подчинении всё же есть воины и слуги. И поскольку для них он начальник, значит они и подчиняются сотнику. И слово сотника, как начальника, исполняется подчиненными ему людьми. Этими рассуждениями сотник подходит к мысли о том, что если даже его слово исполняется, то тем более будет исполнено слово Бога, Повелителя мироздания. Как видим, просьба сотника выражена в очень смиренном виде и пронизана скромностью и почтением к Иисусу Христу. Просьба основана на объективной оценке собственного слова для возвышения слова Господа Бога.

Вот толкование этого стиха известного пояснителя А.П. Лопухина. "Сотник думал что "слово" Христа подчиняется Ему, оно находится у Него под властью, и Он властно им распоряжается. Таким образом продолжение становится ясным. "Слово" Христа под Его властью, или в Его власти, ибо я также под властью. Сотник сравнивает себя не с Христом, а с Его словом. Труднее объяснить "потому что". Оно имеет здесь очень тонкий и почти неуловимый смысл. Можем изложить речь сотника в таком распространенном перефразе: Твое слово находится под Твоей властью, Ты распоряжаешься им по своему произволу. Почему? Потому что я знаю это по своему собственному опыту, Ты не под властью, я под властью. Однако если и я скажу только одно слово, мне повинуются" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.165).

Рассуждения А.П. Лопухина очень туманны и запутаны, и выглядят очень наивными и примитивными в том месте его пояснения, когда он говорит о том, что "слово" Христа подчиняется Ему, оно находится у Него под властью и Он властно им распоряжается". Слово - это не солдаты и слуги, которыми распоряжается хозяин. Словами Спаситель и люди выражают свои мысли, мнения, чувства, настроения и общаются друг с другом. Интересно и наивно у А.П. Лопухина дано объяснение власти над словом. "Слово Христа под Его властью или в Его власти, ибо я также под властью". Слово Спасителя конечно принадлежит Ему, но не потому что сотник кому-либо подвластен. Взаимосвязи между словами Спасителя, принадлежащими Спасителю, и подвластностью кому-либо сотника, никакой нет. Это бессмыслица, алогизм. В 9-м стихе сотник не стремится вывести закономерность о том, что если слова Спасителя подвластны Спасителю, то это якобы происходит, потому что он, сотник, также под властью, как неверно утверждает А.П. Лопухин. В 8-м стихе сотник, указав на Всемогущество Спасителя, говорит о том, что Иисусу Христу не нужно даже входить в дом сотника, а достаточно сказать только Свое Божье слово для того, чтобы слуга сотника выздоровел. В этом стихе сотник высказывает свою уверенность в могущество Спасителя, непоколебимую убежденность, что воля Спасителя, выраженная через слово Божье, свершится. В 9-м стихе, служащем продолжением 8-го, сотник продолжает развивать свою мысль. И на конкретном примере из своей жизни говорит о том, что он подвластный человек. Но даже у него есть люди (солдаты и слуги), которые ему подчиняются. А воле Божьей не может противиться никто. Она всегда исполняется и выражается словом и действием. Как видим, в речи сотника нет и в помине всех запутанных рассуждений, присутствующих в пояснении 9-го стиха у А.П. Лопухина о том, что слово подвластно Христу. Такие рассуждения Лопухина, как эти, не только неправильны по своей сути, но и не ясны для понимания, хотя имеют вид наукообразного изложения. Такие рассуждения называются софистикой, то есть неверными, запутанными по смыслу высказываниями с наукоподобным выводом, внешне похожим на философское изречение.

Неверным является утверждение А.П. Лопухина о том, что "сотник сравнивает себя не с Самим Христом, а с Его словом". В 9-м стихе сотник ни в коем случае не сравнивает себя со словом Спасителя. Этот вывод неверен и ничем не подтверждается у Лопухина, ни логическими доводами, ни ссылками на тексты. В 9-м стихе сотник говорит о том, что он  подчиненный, подвластный человек. Это утверждение сотника нужно понимать в том смысле, что он не главнокомандующий и подчинен по службе выше стоящему начальству. Но поскольку сотник говорит не со своим начальством, а с Богом, то эту фразу нужно понимать в том смысле, что сотник подчинен в первую очередь Богу, потому что от воли Божьей зависит всё на свете. Дальше сотник, высказав это убеждение, продолжает развивать свою мысль. И, как уже упоминалось, говорит о том, что несмотря на то, что он подвластный человек, но и у него есть в подчинении воины и слуги, которые и повинуются его приказам, и исполняют их. Вывод из этих рассуждений не указывается, но сам собой напрашивается и легко различается из сопоставления 8-го и 9-го стихов. Если приказы сотника, подвластного человека, исполняются в точности, то воля Всемогущего Бога тем более будет исполнена. Достаточно для этого сказать только Святое Божье слово, и для исцеления слуги нет надобности Спасителю входить в дом сотника. И по слову Божьему слуга сотника выздоровеет. Поэтому, вопреки неверному пояснению Лопухина, сотник ни о каком сравнении себя со словом Божьим и не помышлял. Он говорил о том, что если даже у него не всемогущего, а подвластного, подчиненного человека его воля исполняется подчиненными ему людьми, слугами и воинами, то воля никому не подвластного Всемогущего Господа Бога тем более будет исполнена. Достаточно сказать об этом Божье слово. То есть сотник не сравнивает себя со словом Божьим, а говорит о своем убеждении в исполнении воли Божьей, которая будет выражена даже одним сказанным словом Божьим, и обязательно будет исполнено.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.