"Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры" (Матф.8:10). В этом стихе говорится о том, что смиренная просьба гражданина языческой страны, каким был сотник, и непоколебимая его сила верования во всемогущество Божье удивили Спасителя настолько, что Он обратился к людям, идущим позади Него. То есть к толпе людей, сопровождавших Спасителя и сказал им "говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры" как у этого сотника, представителя язычества. Разберем этот стих подробней. В начале этого стиха говорится о том, что "Услышав сие, Иисус удивился". Слово "сие" обозначает "это", в данном случае слова сотника, произнесенные им в 9-м и 10-м стихах. То есть слова сотника, адресованные Спасителю в виде просьбы о спасении слуги сотника. В разбираемом стихе Матфея не сказано, почему удивился Спаситель. Зато у Луки сказано больше: "Услышав сие, Иисус удивился ему" (Лук.7:9). Иными словами Спаситель удивился сотнику и его словам. Но более всего удивился твердому верованию сотника во Всемогущество Божье, о чем и говорится в конце разбираемого стиха.

Выражение о том, что Спаситель удивился, обозначает не то, что Спаситель, услышав слова сотника, ответил на них удивлением. Слова об удивлении Спасителя указывают на то, что Спаситель внешне выразил Своё удивление. То есть Своим внешним видом продемонстрировал это удивление окружающим Его людям. А внутренне, как Всезнающий Бог, Спаситель не мог удивляться, потому что Бог всезнающ, и прекрасно знал все мысли и дела сотника. В тексте Матфея не совсем ясно говорится о том, к кому обратился Спаситель после Своего удивления  и кто такие идущие за Ним. У Луки описано это место яснее. "Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу" (Лук.7:9). Во время разговора сотника с Иисусом Христом, Спасителя сопровождала идущая за Ним толпа людей, толпа древнеизраильского народа. Вот к этому народу и обратился, то есть обернувшись, сказал Свои слова Иисус Христос.

Обращение Спасителя к народу также по разному описано Лукой и Матфеем "истинно говорю вам" (Матф.8:10) и "сказываю вам" (Лук.7:9). То есть согласно описанию Луки Спаситель заявил народу о том, что Он ему сказывает, то есть говорит и предсказывает. Слова "сказываю вам" особенные. Спаситель концентрирует на них внимание слушателей тем, что подчеркивает то обстоятельство, что эти слова произносит именно Он, сам Мессия. Значит, эти слова особенно важны и будут иметь огромное значение в настоящем и будущем. В описании Матфея говорится про то, что Спаситель утверждает о том, что говорит истину "истинно говорю вам". Истина - это правда, противоположность лжи. То есть то, что есть на самом деле. В данном случае в тексте Матфея говорится о том, что Спаситель обратился к народу для того, чтобы сказать ему истину, то есть правдивое сообщение, не искажающее факты действительности.

Это сообщение носило характер предсказания. В этом сообщении народу Спаситель говорит о том, что во всем Израиле не нашел такого стойкого и твердого верования в силу Бога, как у язычника сотника. Под Израилем подразумевается весь древнееврейский народ, в большинстве своем так и не принявший Спасителя и Его учение. Даже ученики Христовы были отвергнуты древнееврейским народом так же, как и Сам Иисус Христос. И древние евреи не считали их частью своего народа. Можно сделать предположение о том, что сильное верование язычника сотника в силу Бога, перенесло мысленно Спасителя в будущее. И Спаситель увидел как огромное множество языческих народов, подобно язычнику сотнику, уверует в Слово Божье. А древнееврейский народ, не принявший христианства, отдельно от других народов будет ждать прихода своего Мессии, и также как и прежде исповедывать иудаизм, извращенный искажениями книжников. То есть язычник сотник – это символ верования в Иисуса Христа других народов, верования, не возникшего во всём Израиле. В этом стихе и говорит Спаситель о том, что во всем Израиле нет такого сильного верования в Бога, которое есть у язычника сотника. А ведь согласно Христову учению именно искренним верованием в Бога,  соблюдением Его заповедей совершением добрых дел, а не формальным исполнением дел закона и спасется человек. "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал.6:2). "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (Гал.6:10). "Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность" (Тит.2:7). "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26).


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.