"Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Матф.8:11). Под влиянием мыслей о том, что языческие народы признают учение Христово, а Израиль, то есть древнееврейский народ не примет христианства, Спаситель и сказал о том, что многие языческие народы придут с востока и запада и окажутся в раю вместе с патриархами древнееврейского народа, Авраамом, Исааком, Иаковом. Слова "говорю же вам" подчеркивают значимость высказанной Спасителем мысли. Этими словами Он указывает, что говорит не кто-нибудь, а Сам Мессия, Господь Бог. Поэтому то, что Он сказал, является очень важным. А Он предсказывает будущее и говорит о том, что многие народы придут с востока и запада.

У древних евреев во время пира гости обычно возлежали на восточной стороне пиршественной залы. Поэтому Спаситель и говорит о том, что придут гости, то есть люди из иных краев, не принадлежащие к древнееврейскому народу. Иными словами придут другие народы. Слова Матфея о востоке и западе нужно понимать в том смысле, что именно на востоке и западе от границ древнееврейского государства первоначально и постепенно начнет распространяться христианство. Лука говорит более подробно о частях света, в которых постепенно и последовательно будет распространяться христианство. Поэтому Лука дополняет сообщение Матфея словами о севере и юге, как о частях света, где христианство будет распространено позже, после востока и запада.

Далее в словах Спасителя говорится, что эти народы в виде гостей придут "и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом", то есть с патриархами древнееврейского народа. О том, где возлягут эти народы с патриархами древнееврейского народа, и говорится в текстах – в Царстве Небесном.

Эти тексты были понятны любому древнему еврею времен Христовых. Дело в том, что в то время в среде древнееврейского народа был очень известен рассказ о Мессианском пире. Согласно этому рассказу Мессия пригласит на пир с патриархами древнееврейского народа Своих сторонников и последователей, то есть уверовавших в Него людей. По представлениям древнееврейского народа возлежание на пиру с патриархами в Царстве Небесном, было наивысшим счастьем. Пребывание на пиру в Царстве Небесном вместе с патриархами было наивысшей радостью, к которой должен был стремиться каждый правоверный добропорядочный иудей во времена прихода Мессии. Естественно Спаситель говорит не о мирском пире, а о духовном пире душ. Вечный пир с патриархами древнееврейского народа был в понимании древних евреев символом вечного блаженства души, изображением духовного счастья. В понятиях древних народов, в том числе и языческих, слово "пир" обозначало мероприятие, на котором люди предавались веселью, полученному от пения певцов, танцев, исполненных искусными танцорами, которые увеселяли пирующих своим умением. На пиру пирующие получали удовольствие от поедания изысканных кушаний, и даже от занятий сексом, что было особенно свойственно пирам в языческих странах. Поэтому у древних народов, в том числе и у древних евреев, слово пир обозначало радость, блаженство, наслаждение, удовольствие.

Слово "пир" обозначает "богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.516). Но поскольку патриархи древнееврейского народа, Авраам, Исаак, Иаков после искупительной жертвы Иисуса Христа пребывали с Богом в Царстве Небесном в бестелесном виде, то они, согласно представлениям древнееврейского народа, испытывали вечное блаженство. Так как слово "пир" обозначало блаженство и радость, то души патриархов древнееврейского народа, пребывая на пиру духовном, испытывали вечную радость и блаженство.

Глядя на поступки древних евреев, Спаситель с грустью предсказывает им то, что на пир духовный с представителями истинной еврейской веры, которую символизируют патриархи древнееврейского народа, возляжет не еврейский народ, а гости. Иными совами народы, пришедшие с востока и запада. То есть в этом стихе говорится о пророческих словах Спасителя, предсказывающих то время, когда языческие народы, пришедшие с востока и запада (расположившиеся на востоке и западе по отношению к древнееврейскому царству) возлягут с патриархами древнееврейского народа в раю. Как уже говорилось, возлежание (нахождение) с патриархами древнееврейского народа в раю означало, согласно представлению древних евреев, истинное духовное блаженство. Патриархи древнееврейского народа в данном случае выступают как символ истинной веры в Бога. Именно народы, пришедшие с востока и запада, возлягут на духовном Мессианском пиру с патриархами древнееврейского народа. Потому что именно эти народы примут Христово учение, а значит и примут истинное верование в Истинного Бога. Эта мысль и подтверждается фактом возлежания этих народов с патриархами древнееврейского народа, которые символизируют истинную веру в Бога. Иными словами если эти народы, прибудут с востока и запада, возлягут с патриархами древнееврейского народа, то значит примут истинную древнееврейскую веру в Бога, очищенную Мессией от фарисейских искажений, расширенную и дополненную в виде учения Христова.

На иносказательном языке аллегорий, понятном для древних евреев, возлежание с патриархами древнееврейского народа символизирует принятие истинной веры этого народа, а также указывает на благосклонность Бога к тем людям, которые возлежат с патриархами древнееврейского народа. Слова Спасителя, высказанные Им в виде пророчества в 11-м стихе, отличаются тактичностью и деликатностью. Спаситель прямо не говорит, что язычники из-за своего твердого верования в Бога и соблюдения законов Божиих будут более достойны возлежать (то есть занять почетное место) с патриархами древнееврейского народа. Спаситель явно не хвалит принявших христианство язычников, и грубо не противоставляет их древнееврейскому народу. А в деликатной форме (что бы евреи задумались над Его пророческими словами) говорит: "многие придут с востока и запада". А на востоке и западе от границ древнееврейского царства как раз и жили языческие народы. Спаситель, тем не менее, не называет тех людей, что придут с востока и запада словом народы. Это дает возможность нам подразумевать то, что Спаситель имел в виду и отдельных людей и целые народы, указав обобщенно о них в Своем пророчестве словами "многие придут". Это великое по своей простоте и правдивости пророчество о том, что к Христову учению придут многие народы язычники (в отличие от еврейского народа, который будет упорствовать в признании Мессии) и было вызвано смиреной просьбой язычника сотника. Искреннее и непреклонное верование сотника в силу истинного Мессии Иисуса Христа, и вызвала удивление и одобрение Спасителя, а также вызвало и это Его предсказание, что и видно из предыдущих 8-го и 9-го стихов.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.