"А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 8:12). Этот стих является непосредственным продолжением пророческих слов Спасителя, содержащихся в предыдущем стихе. В этом стихе сынами царства назван древнееврейский народ. Такое важное по значению и смыслу название древнееврейскому народу было дано по следующим причинам. Согласно книге древних евреев Бытие, первые люди были изгнаны из рая за допущенное ими грехопадение. Однако Всемилосердный и Всемогущий Бог потомку Адама, праведному Аврааму пообещал, что его потомки возвратятся в потерянный людьми рай. Этот рай, или Царство Небесное, будет возвращен (дарован) людям после принесения искупительной жертвы Мессии за грехи человечества. С тех пор древние евреи считали себя наследниками Царства Небесного, которое должно прийти к ним после выполнения искупительной миссии Христа-Спасителя. Поэтому древние евреи и называли себя сынами, то есть наследниками грядущего Царства Небесного. "Вверенный дар приимите, и наслаждайтесь, благодаря Того, Кто призвал вас в небесное царство" (3Ездр.2:37). Даже по древнееврейским представлениям войти в Царство Небесное можно только благодаря праведности, то есть благодаря совершению добрых поступков, через выполнение которых человек и служит Господу Богу. Однако делать добро для древних евреев было обременительно, и они подменили понятие праведности понятием родства с патриархами древнееврейского народа. И считали, что коль они в родстве со своими праведниками, то это и открывает им двери в Царство Небесное. Поэтому именно евреи в своих представлениях называли себя сынами, то есть наследниками царства.

В Царстве Небесном, или раю, с патриархами древнееврейского народа будут возлежать народы, пришедшие с востока и запада (жившие на востоке и западе от границ древнееврейского царства),  за то, что приняли веру Христову. В рассматриваемом стихе, продолжая Свое предсказание, Спаситель говорит о том, что сыны царства, то есть сыны древнееврейского народа за то, что не приняли веру Христову и не приняли Спасителя как истинного Мессию, а значит, отвергли не только Мессию, но и пославшего Мессию, Всемогущего Бога, будут наказаны. Сыны царства, то есть сыны древнееврейского народа, которым бы и надлежало наследовать рай и быть носителями истинной веры и послушными рабами (угодниками) Божьими, за свое неповиновение Богу тем, что не приняли Мессию, не будут находиться с патриархами древнееврейского народа на духовном пиру, а будут низвержены из рая.

Слово "низвергаться" обозначает "упасть сверху, свергнуться" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.699). Таким образом, по предсказанию Иисуса Христа сыны царства (то есть древние евреи) будут свержены, то есть лишены духовной власти отцов духовных и просветителей народов мира, несмотря на то, что именно к евреям, как к первому Богоизбранному народу, раньше всех остальных народов снизошел Истинный Бог. Спаситель в Своих пророческих словах говорит о том, куда же будут низвержены евреи: "во тьму внешнюю". Это выражение требует особого пояснения. Выражение "тьма внешняя" встречается только у Матфея (Матф.8:12; 22:13; 25:30). Это выражение является иносказательным и обозначает тьму вне комнаты и дома, то есть наружную, внешнюю тьму ночи. Это образное выражение и употребляет Матфей, чтобы аллегорически представить человека, изгнанного из рая и описать его положение. Изгнанный из рая подобен человеку, находящемуся в вечной мгле. А рай, согласно этому выражению подобен светлому дому и пиршественному залу, хорошо освещенному, где царит свет и веселье. Человек же, изгнанный из рая, подобен изгнанному из светлой комнаты во тьму холодной восточной ночи.

Далее Спаситель говорит о том, что в этой тьме "будет плач и скрежет зубов". Это выражение часто применяется Матфеем. И только один раз это выражение применяется Лукой. "Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием" (Лук.13:28-29). Это выражение применяется для образной характеристики того места, в котором окажутся древние евреи, то есть для обозначения ада.

Таким образом евреи, хотя и являются (как они сами себя до сих пор называют) признанными сынами Царства Божьего, потому что к ним первым из всех народов пришел Истинный Бог. Однако они за то, что не приняли Сына Божьего, Мессию, и отвергли Его (и ждут Его прихода по сей день) и за то, что в лице Мессии они отвергли истинного Бога, и понесут наказание и будут низвергнуты в ад. Именно об этом и говорится в разбираемом стихе. Доказательством правильности этого утверждения и служит описание геенны огненной, в которой присутствует тьма кромешная, плачь и скрежет зубов. (Матф.13:41-42; Матф.13:49-50).

Однако некоторые толкователи не видят в разбираемом стихе описания ада и говорят о темноте улицы. "Иисус сказал, что они, то есть евреи будут прогнаны с этого пира подобно тому, как они сами изгоняют из своих домов провинившихся во время пира гостей и заставляют их оставаться вне дома (освещенного) во тьме внешней, на холоде восточной ночи, и вынуждают их плакать от огорчения и скрежетать зубами от холода. Эта тьма вне комнаты пира, тьма внешняя (по-славянски кромешная) и скрежет зубами прогнанных с пира, представляется образом мучений тех людей, которые не будут допущены в Царство Небесное. Буквальное же значение этим словам придавать нельзя" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, с.217).

Увидеть в разбираемом стихе фигуральное и иносказательное описание страданий мало. Нужно увидеть в нём обозначение ада и рая, о которых и говорится в разбираемом стихе. Это и подтверждается представлениями древнееврейского народа, который считал, что рай – это свет, а жить в дали от рая и от Царства Божьего, значит жить во мраке заблуждений и испытывать мучения. Согласно представлениям древних евреев, вечные мучения ожидали человека в аду. Поэтому если человек после земной жизни не заслуживал Царства Света, Царства Небесного Божьего, то естественно он низвергался в преисподнюю, в ад, где царствует тьма кромешная, скрежет зубов и страдания. Быть низверженным в ад, в геенну огненную, в место вечных мук, и есть высшим несчастьем для человека согласно взглядам древних евреев и учения Христова.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.