"И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час" (Матф.8:13). В этом стихе говорится о том, что Спаситель велел сотнику возвращаться домой, и при этом сказал о том, что как сотник верил, так и воздастся ему по степени верования его. Слова о том, что "как ты веровал, да будет тебе" понимаются так. Бог очень ценит верование человека в Бога. Верование в Бога обозначает то, что человек свою волю подчиняет Божьей воле в противоположность падшему ангелу. Но поскольку верование, как духовное явление, бывает разным, сильным, или слабым, то по степени и силе верования человеку и будет воздавать Бог. Верование без доказательств, которое присутствовало у капернаумского сотника, чтится Богом больше, чем доказательное верование. "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоан.20:29). То есть блаженны те люди, которые без доказательств (чудес и знамений) проявляют сильное и стойкое верование в Бога. В этом стихе возвеличивается твердое, сильное верование сотника в Бога. По степени сильного верования Бог и воздал благоприятным воздаянием сотнику, и осуществил его прошение. И когда сотник вернулся домой к себе, то увидел выздоровевшего слугу своего.

Этот стих никак вообще не комментируется целым рядом толкователей, таких как, например Дидон, А.П. Лопухин и др. Однако в этом стихе содержится очень ценная информация о деяниях Спасителя. Так Спаситель указал сотнику на великую закономерность воздаяния Божьего, сказав о том, что по вере сотника и придет ему воздаяние от Господа Бога. В этом стихе говорится именно о том, что искренняя и твердая вера в Бога является высоко ценимым Богом человеческим деянием. И согласно закону Божьему человек по величине своей веры, проявляющейся через добрые дела, и получает благодатное воздаяние. Дальше в этом стихе говорится о том, что Спаситель произвел исцеление слуги сотника. Причем это исцеление произошло не обычным, а чудесным путем, и наступило тотчас после слов Спасителя. То есть в этом стихе говорится о том, что Спаситель произвел ещё одно чудесное исцеление.

Таким образом, в этом стихе отражен ещё один эпизод из земной жизни Спасителя. Показано, что Спаситель, как Мессия и Сын Божий, отвечает на просьбы людей и совершает согласно просьбам добродетельных людей чудеса. Но делает это только тогда, когда просьба человека сопровождается сильной верой в Бога и искренней добродетелью. Философское содержание этого стиха огромно. Оно состоит в том, что Господь Бог ясно указывает на присутствие в мире великого закона воздаяния Божьего, согласно которому человек за свои дела, добрые или злые, получает благоприятное или карающее воздаяние от Бога. Из разбираемого стиха видно, что одобрение Божье распространяется не только на добрые дела людские, но и на искреннюю твердую веру человека в Бога. Потому что вера человека в Бога предшествует добрым человеческим делам и определяет их морально-нравственный характер.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь-декабрь 2000 г.