"Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке" (Матф. 8:14). В этом стихе говорится о том, что Спаситель пришел в дом Апостола Петра. И в этом доме Он увидел тёщу Петра, страдающую от горячки. Такой комментатор как Иоанн Златоуст, в пересказе Лопухина, в отношении этого стиха делал следующее замечание. Спаситель "увидел тещу его, поверженную и страдающую от горячки. Время, когда это было, у Матфея не обозначено точно. И читая его Евангелие, всякий может думать, что это было по сошествии Христа и отправления в Капернаум. На пути, к Нему подошел прокаженный, потом сотник просил об исцелении раба. И, наконец, Он прибыл в Капернаум и тут же вошел в дом Петра. Добавка, сделанная Марком, дает возможность видеть, что исцеление слуги и тещи Петра были событиями, рассказанными Матфеем не в хронологической последовательности и не связанные между собой близко по времени. По Марку чудо в доме Петра было "тот час" или "вскоре" после того, когда Иисус Христос вышел из синагоги, где учил (Мар. 1:21-22) и исцелил бесноватого (Мар.1:23-28). С этим согласен рассказ Луки, хотя выражения и различны (Лук.4:31-39). Последние же указанные события совершались по Марку непосредственно после призвания некоторых учеников (Мар.1:17-20). Сравните Матф. 4:19-22. Говоря "вскоре" (Мар. 1:29) Марк хотел обозначить и время (Златоуст)" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, т.9, с.116).

В выше приведенном комментарии из книги Лопухина бросается в глаза утверждение о том "что исцеление слуги и тёщи Петра были событиями, рассказанными Матфеем не в хронологической последовательности и не связанные между собой близко по времени". Как видим, вопрос о хронологии исцеления тёщи Петра интересовал многих комментаторов Писания, но пока ясного ответа не имеет. В описании Евангельского эпизода исцеления тёщи Петра, Марк и Лука излагают одну и ту же последовательность событий, что видно из сопоставления их текстов. Они описывают Евангельский эпизод излечения тёщи Петра, происходивший до Нагорной проповеди. А в описании Евангелиста Матфея исцеление тёщи Петра происходило после Нагорной проповеди. При поверхностном сравнении описаний эпизода излечения тёщи Петра, представленного у Матфея с одной стороны, и Марка и Луки с другой стороны, может сложиться ложное впечатление о том, что это одно и то же событие Евангелисты поместили в различном хронологическом порядке, и чем якобы опровергают друг друга. Для того, чтобы дать исчерпывающе ясный ответ на вопрос о том, допустили ли Евангелисты в своих книгах нарушение хронологии в описании Евангельского эпизода, связанного с излечением тёщи Петра, нужно знать особенности быта и жизни евреев того времени. А также нужно иметь сведения о болезнях, наиболее распространенных в то время. Дело в том, что тёща Петра страдала от такой болезни как малярийная (не сенная) лихорадка. В просторечии эта болезнь называлась горячкой, потому что наряду с ознобом вызывала сильное повышение температуры. Человек горел от внутреннего жара. Это заболевание было широко распространено в то время в прибрежных районах Генисаретского озера. Разносчик и возбудитель этой болезни, малярийный комар, имел очень благоприятные условия для своего развития и существования на мелководье Генисаретского озера. В окрестностях этого озера был теплый и влажный климат, хорошо подходящий для распространения этой болезни. Поэтому малярийной лихорадкой жители рыбачьих поселений на Генисаретском озере болели часто."Малярия (итал. "дурной воздух", синонимы болотная лихорадка, перемещающаяся лихорадка), – инфекционная болезнь, вызываемая малярийными плазмодиями, характеризующаяся периодическими приступами лихорадки... В период жара, продолжающегося от нескольких часов до суток и более, общее состояние больного ухудшается. Температура достигает высоких цифр (40-41 градус), лицо краснеет, появляется отдышка, возбуждение, нередко рвота. Головная боль усиливается. Иногда возникает бред, спутанность сознания, коллапс... Иммунитет: приобретенный иммунитет непродолжителен"(Краткая медицинская энциклопедия, гл.редактор Б.В. Петровский, изд. "Советская энциклопедия", Москва, 1989г., т.2, с.90-91).

Некоторые жители прибрежных районов имели ярко выраженную склонность к этой болезни и многократно болели ею. Можно предположить, что и тёща Петра относилась к таким людям, и была поражена этим недугом не один раз. Также можно предположить, что в Евангелиях Марка и Луки исцеление тёщи Петра описывается в то время, когда ещё не были призваны все Апостолы, то есть до Нагорной проповеди. Можно также предположить, что в Евангелии Матфея описывается эпизод повторного излечения тёщи Петра от малярийной лихорадки, происходивший после Нагорной проповеди. Если принять во внимание эти объясняющие предположения, то тогда становится ясным, что в Евангелиях Марка и Луки с одной стороны, и в Евангелии Матфея с другой стороны, в описаниях двух эпизодов исцеления тёщи Петра противоречий в хронологии нет. Потому что это просто два различных по времени Евангельских события, связанных с двумя разными случаями исцеления тёщи Петра. Многие комментаторы и читатели могут потребовать подтверждения такого предположения. Это предположение подтверждается тем, что Марк и Лука описали эпизод излечения тёщи Петра, происходивший по времени до Нагорной проповеди. А Матфей описал эпизод повторного излечения тёщи Петра, происходивший по времени после Нагорной проповеди. О чём ясно сказано в их Евангелиях. Возможно Марк и Лука, дополняя Матфея, описали эпизод первого излечения тёщи Петра (происшедшего до Нагорной проповеди). И не повторяли в своих Евангелиях эпизод второго исцеления тёщи Петра (происшедшего по времени после Нагорной проповеди), потому что он уже был изложен у Матфея.

В пользу такого предположения о двух случаях исцеления Спасителем тёщи Петра говорит и целый ряд объективных фактов. Первый, подтверждающий такое предположение факт, состоит в том, что эпизод исцеления тёщи Петра, происходивший по Марку и Луке до Нагорной проповеди, описан у этих Евангелистов почти одинаково. Описание исцеления тёщи Петра в книгах Марка и Луки по своему характеру и целому ряду деталей отличается от описания второго случая исцеления тёщи Петра, сделанного Матфеем. Поэтому при сравнении описаний, сделанных Марком и Лукой (которые согласуются между собой как описание одного и того же эпизода), с отличительным от них описанием, сделанным Матфеем, и при логическом анализе деталей и подробностей этих описаний возникает мысль о том, что Марк и Лука описывали первый случай излечения Спасителем тёщи Петра, происходивший до Нагорной проповеди. А Матфей уже изложил второй случай излечения тёщи Петра, отличающийся по описанию от текстов Марка и Луки целым рядом подробностей, и происходивший по времени после Нагорной проповеди. Эта мысль подтверждается конкретными аргументами, связанными с анализом отличительных деталей и особенностей в описаниях исцеления тёщи Петра, представленных с одной стороны у Марка и Луки, а с другой стороны у Матфея. Чтобы не быть голословными, подробно разберем эти отличительные детали и особенности.

В отличие от описания Матфея, у Марка сказано о том, что после того, когда Спаситель вошел в дом Петра, в котором "теща же Симонова лежала в горячке" (Мар.1:30), Спасителю начали говорить о ней. "И тотчас говорят Ему о ней" (Мар.1:30). То есть начали просить Спасителя об её излечении. Точно такое же изложение этого события делает и Лука, описывая один и тот же эпизод с Марком, что и видно из сравнения их описаний. Лука, как и Марк, говорит о том, что выйдя из синагоги, Спаситель вошел в дом Петра. "Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона" (Лук.4:38). В этом доме лежала тёща Петра, больная горячкой. А ученики стали просить Спасителя об её излечении. "Тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней" (Лук.4:38). Лука, дополняя Марка, указывает на то, что горячка у тёщи Петра в первом случае исцеления была сильной. Потому что человек, заболев малярийной лихорадкой в первый раз, переносит эту болезнь очень тяжело. У Марка и Луки сходно не только описание того, что: 1 Спаситель после синагоги вошел в дом Петра; 2 в этом доме лежала больная горячкой тёща Петра; 3 ученики стали просить Спасителя об её излечении. Но сходно у Марка и Луки описание и последующих событий. Марк пишет о том, что после просьб Своих учеников Спаситель подошел к тёще Петра и приступил к исцелению. Причем у Марка конкретно, в деталях, описана сама процедура излечения тёщи Петра. "Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им" (Мар. 1:31). И если Марк показывает видимые, зримые действия Спасителя (Который поднял тёщу, взял её за руку), то Лука рассказывает о духовных действиях Спасителя в этом эпизоде. "Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им" (Лук.4:39). То есть Лука, дополняя и уточняя Марка, рассказывает о том, что Спаситель Своим Божьим словом приказал, чтобы болезнь покинула тёщу Петра. И болезнь, подчиняясь Божьему повелению, " и оставила её" (то есть тёщу Петра). В Евангелии Матфея дается совершенно другое описание эпизода излечения тёщи Петра. 1 Спаситель, придя в дом Петра, Сам, без предварительных просьб и советов, "увидел тещу его, лежащую в горячке" (Матф.8:14). 2 причем, что горячка была сильной, не упоминается. Потому что при повторном заболевании этой болезнью она, как правило, протекает в более слабой форме. 3 Никто Спасителю не говорит о том, что нужно исцелить тёщу Петра. 4 Спаситель Сам подошел к больной тёще Петра. Спаситель не стал поднимать тёщу Петра и брать её за руку, как это описано у Марка (Мар.1:31). А Спаситель просто "коснулся руки ее, и горячка оставила ее" (Матф. 8:15).

Разительное отличие в деталях, описывающих эпизод излечения тёщи Петра у Марка и Луки с одной стороны, и у Матфея с другой, и логический анализ этих различий, наводит на мысль о том, что у Марка и Луки описан первый случай исцеления тёщи Петра (по Луке при сильной горячке), совершенный Спасителем до Нагорной проповеди. А у Матфея описан второй случай исцеления Спасителем тёщи Петра, происшедший позднее, после Нагорной проповеди. Поэтому и поведение Спасителя при излечении тёщи Петра, описанное у Марка и Луки с одной стороны, и у Матфея с другой, отличается целым рядом деталей, что видно из сравнения Евангелий, приведенного в выше изложенном тексте.

Из сопоставления описания Евангельских эпизодов излечения тёщи Петра, представленных в Евангелиях Матфея, Марка и Луки, предположительно складывается следующая картина. Сначала (до Нагорной проповеди) Спаситель в субботу после посещения Капернаумской синагоги вошел в дом Петра. В этом доме лежала больная тёща Петра, пораженная лихорадкой (протекающей в сильной форме горячкой). Ученики стали просить Спасителя, чтобы Он излечил тёщу Петра. И Спаситель подошел к больной тёще, поднял её и взял её за руку (Мар.1:30-31). В тот момент, когда Спаситель держал руку тёщи Петра, Он Своей Божественной силой запретил горячке изнурять и беспокоить тёщу Петра. И горячка, подчиняясь Божьей Всемогущей Воле, оставила тёщу Петра. Таким образом, совершилось чудо исцеления. И выздоровевшая тёща тотчас встала и служила Спасителю и Его ученикам во время их вечерней трапезы. Такова картина исцеления тёщи Петра, описанная у Марка (Мар.1:30-31) и Луки (Лук.4:38-39) во время первого исцеления тёщи Петра (по Луке от сильной горячки), происшедшего до Нагорной проповеди.

После первого случая исцеления тёщи Петра Спаситель какое-то время путешествовал по стране, многократно проповедуя в синагогах. Иисус Христос ходил по синагогам со Своими проповедями, так как туда стекался народ, интересующийся вопросами религии и философии. Потому что именно синагоги были центрами духовной и культурной жизни древних евреев. В последствии, когда Спаситель, благодаря своим проповедям и чудесам, в среде древнееврейского народа получил известность как Мессия и пророк (о чём свидетельствуют толпы народа, ходившие за Спасителем), Иисус Христос проповедовал уже не в синагогах (которые не могли вместить в себя огромное количество всех желающих), а на больших равнинных местах горных возвышенностей и в других просторных местах. То есть после первого случая излечения тёщи Петра прошло определенное время, на протяжении которого Спаситель получил известность как Мессия. И после этого времени, по описанию Матфея, Спаситель снова приходит в окрестности Капернаума, уже имея известность Мессии и пророка. И приглашает всех, желающих услышать Его проповедь на горе Блаженств.

Но поскольку малярийная лихорадка была широко распространена среди жителей побережья Генисаретского озера, и у людей, склонных к этой болезни повторялась, то тёща Петра заболела малярийной лихорадкой повторно. Эта повторная болезнь протекала в более легкой форме, потому что Матфей в отличие от Луки не говорит о сильной лихорадке. Повторно тёща Петра заболела лихорадкой накануне очередного посещения Спасителем дома Петра. На этот раз Спаситель посетил дом Петра после Нагорной проповеди. Спустившись с горы (на которой Он с утра читал Свою проповедь), Он вылечил прокаженного. А затем заочно исцелил слугу Капернаумского сотника. Занимаясь исцелением людей, Спаситель помнил о том, что ранее излечил в доме Петра его тёщу от горячки, вызванной лихорадкой. Поэтому на этот раз Спаситель, войдя в дом Петра, Сам увидел его больную тёщу, о чём и сказано у Матфея. "Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке" (Матф.8:14). То есть без посторонних напоминаний Сам Спаситель, войдя в дом Петра, увидел в этом доме больную тёщу Петра. Затем Спаситель Сам, без посторонних просьб со стороны своих учеников подошел к тёще Петра. На этот раз Спаситель не стал поднимать её и брать её за руку. Он просто "коснулся руки ее, и горячка оставила ее" (Матф.8:15). Иными словами, на этот раз, не дожидаясь чьих-либо просьб и не поднимая её на кровати, как Он это делал при первом лечении, описанным Марком, Спаситель просто коснулся руки тёщи Петра. Во время этого Божьего прикосновения Спаситель, также как и в первый раз, запретил болезни беспокоить тёщу Петра, и та сразу выздоровела. И как после первого своего исцеления, так и на этот раз тёща Петра служила Спасителю и Его ученикам во время их субботнего ужина.

В пользу предположения о двух различных случаях исцеления тёщи Петра, произошедших по времени до и после Нагорной проповеди, говорят не только различные детали описания этих двух исцелений, изложенных с одной стороны Марком и Лукой, а с другой стороны Матфеем, но и ещё один ниже следующий убедительный факт.

Евангелист Матфей писал свое Евангелие для палестинских евреев, которые были современниками и очевидцами многих событий из земной жизни Спасителя и хорошо знали хронологию этих событий. Поэтому если бы Матфей перепутал хронологию Евангельских событий, или неправильно описал детали того или иного события, то древние евреи (в первую очередь фарисеи и книжники) высмеяли бы его за неточность изложения фактов и признали бы его книгу не правдивой, искажающей действительные события. Матфей не мог и не собирался отступать от правдивого изложения событий, которые уже были в деталях известны главным читателям его книги, современникам описываемых Евангельских событий – Палестинским евреям. Поэтому среди древних письменных источников, устных легенд и преданий, упреков в ложном изложении со стороны Палестинских евреев, адресованных Евангелию Матфея нет. Никто из современников Матфея не критиковал его Евангелие за неверное изложение событий жизни Спасителя, потому что Матфей эти события изложил правильно и правдиво. Матфей мог опустить целый ряд событий, которые ему не были необходимы, как автору, для изложения в своем повествовании главной цели своей книги. Но если Матфей описывает какое-либо событие из жизни Спасителя, то описывает его правильно и достоверно, без искажения деталей и подробностей.

Евангелист Марк, писавший свою книгу для евреев диаспоры (рассеяния), также не мог нарушить хронологию событий, или исказить детали в описании того или иного события. Потому что евреи рассеяния к тому времени уже знали о многих событиях из жизни Спасителя, так как тщательно собирали и изучали информацию о жизни и деятельности Иисуса Христа. И высмеяли бы Марка за недостоверность его Евангелия. Однако Евангелие Марка было принародно одобрено Апостолом Петром, живым участником и очевидцем Евангельских событий. Поэтому Марк в своем Евангелии, ничего не искажая, дополняет и уточняет Евангелие Матфея описанием первого исцеления тёщи Петра, совершенного Спасителем до Нагорной проповеди. На что и указывает целый ряд деталей в описаниях двух эпизодов исцеления тёщи Петра, совершенных Спасителем.

Однако на протяжении многих веков, согласно мировому традиционному богословскому объяснению считалось, что у Марка, Луки и Матфея описан один и тот же, единственный эпизод исцеления тёщи Петра. А расхождения в деталях описания этого эпизода и его времени объяснялось тем, что каждый автор описывал якобы этот один и тот же эпизод по своему разумению. А также тем, что авторы Евангелисты якобы не ставили своей целью дать хронологически точное описание Евангельских событий.

Поскольку и первый, и второй случай исцеления тёщи Петра произошел в субботу, то ещё одним убедительным доказательством, красноречиво подтверждающим факт второго исцеления тёщи Петра, описанного у Матфея, является сам распорядок дня, которого придерживались евреи в день святой субботы согласно своим обычаям. По традициям древнееврейского народа день субботы назывался святым днем и был посвящен Богу. Распорядок этого дня отличался от остальных дней недели. Святая суббота у древних евреев начиналась посещением синагоги, где проводилось особое праздничное богослужение, чтение Закона Божьего с комментариями. А также произнесение проповеди.

День субботы очень чтился древними евреями. По-еврейски суббота называется "саабат". В переводе с древнееврейского слово "суббота" означает "покой". Праздник дня святой субботы у древних евреев связан с тем, что Господь завершил все Свои святые дела, творимые Им в предыдущие дни, и отдыхал в седьмой день, святую субботу от Своих священных трудов. Причем Господь благословил этот день и предназначил его для отдыха. Об этом сказано в Ветхом Завете. "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх.20:11). Указание на то, чтобы чтить субботу, в Ветхом Завете дается много раз. "И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня" (Лев.23:1-3). "Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши" (Лев.16:31). Причем указывается на то, что евреи должны сделать все дела до субботы. Даже хлеб заготовить перед субботой, чтобы в день святой субботы отдыхать. "Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день" (Исх.16:29). Указание на почитание субботы было закреплено после посещения Моисеем горы Синай во время исхода древнееврейского народа из египетского пленения. "И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]" (Втор.5:15). В субботу нельзя было сеять и жать. "Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы" (Исх.34:21). Разводить огонь. "Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы" (Исх.35:3). Носить ношу. "Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний" (Иер.17:21). Печь и варить еду. "И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра" (Исх.16:23). Покупать и продавать. "И когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день" (Неем.10:31). Ибо Господь ясно повелел древним евреям "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх.20:8).

День святой субботы начинался после захода солнца в шестой день недели, и заканчивался с заходом солнца в этот день. То есть с заходом солнца в предыдущий перед субботой день, древние евреи уже не совершали никаких дел. Потому что по их представлениям предыдущий день с заходом солнца заканчивался и начинался день святой субботы. В Ветхом Завете ясно сказано о том, что "в седьмой день суббота покоя, священное собрание" (Лев.23:3). Поэтому с восходом солнца все добропорядочные евреи шли в синагогу, где начиналось особое праздничное богослужение. В Иерусалимском храме в этот день приносились торжественные праздничные жертвы, и также было особое праздничное богослужение. В синагогах жертв не приносилось. Но после праздничного богослужения древние евреи участвовали в чтении священных текстов. Священнослужитель, или прихожанин по его поручению, читал священные тексты. После этого произносились проповеди. Древние евреи, проводя священное собрание в субботу, находились в синагогах почти весь день. И только перед вечером возвращались домой. Именно об это и говорит Марк, когда сообщает о том, что Спаситель перед наступлением вечера вышел из синагоги и вошел в дом Апостола Петра при первом излечении его тёщи. Именно посещение синагоги Спасителем, Его проповедь и излечение бесноватого в синагоге, последующее исцеление тёщи Петра и описывают Евангелисты Марк и Лука, давая изложение событий именно в субботу при первом исцелении тёщи Петра, состоявшемся до Нагорной проповеди.

Событиями, которые произошли именно в субботу первого исцеления тёщи Петра, Евангелисты Марк и Лука ясно указывают на то, что в эту субботу Нагорная проповедь состояться просто не могла. Потому что согласно укладу жизни древних евреев, этот день святой субботы начался с утреннего посещения синагоги, из которой евреи ушли перед наступлением вечера. Таким образом, в эту субботу после выхода из синагоги Спаситель не мог прочесть Нагорную проповедь, потому что проповедовал не на горе, а в синагоге, после которой перед вечером вошел в дом Петра.

Суббота второго исцеления тёщи Петра началась с того, что Спаситель проповедовал не в синагоге, а на горе Блаженств. По Матфею, взойдя на эту гору ранним утром, Спаситель сошел с горы перед наступлением вечера. Затем исцелил прокаженного и слугу сотника, и вошел в дом Петра, минуя Капернаумскую синагогу. В день святой субботы проповедь у древних евреев читалась по обычаю в первой половине дня. По Марку и Луке в субботу первого исцеления тёщи Петра Спаситель читал Свою проповедь в Капернаумской синагоге. А в субботу второго, повторного исцеления тёщи Петра, описанного у Матфея, Спаситель Свою проповедь читал (с самого утра) на горе Блаженств.

Первоначальное хождение Спасителя по синагогам и изложение Своего учения древним евреям, описанное в данном конкретном случае у Марка и Луки, относится к начальному этапу проповеднической деятельности Спасителя, когда Его ещё не признали Мессией и за Ним ещё не ходили толпы народа. А проповеди Спасителя на горе Блаженств, в иных просторных открытых и возвышенных горных местах, сопровождаемые большим количеством народа, относятся к следующему этапу проповеднической деятельности Спасителя, когда большая часть древних евреев уже признала Его пророком, Мессией. В доказательство чего за Спасителем и ходили большие толпы народа. "Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа" (Матф.8:1). И Он, по традиции древнееврейского народа как пророк и Мессия, имел право учить, проповедовать, пояснять и толковать Закон Божий, в том числе и в день субботы, и на святых местах, которыми и были некоторые возвышенности и горы Палестины. Факт того, что древние евреи (в том числе и священники) по описанию Матфея в день субботы пошли не в синагогу, а на гору Блаженств слушать Нагорную проповедь Спасителя, говорит о том, что Иисус Христос уже был признан большей частью древнееврейского народа пророком и Мессией. Поэтому даже древнееврейские законоучителя, которые излагали Закон Божий, в том числе в субботних проповедях, тоже пришли послушать слова Спасителя не в синагогу (где Спаситель проповедовал до Своего признания), а на гору Блаженств, так как уже увидели в Нём Мессию.

Таким образом, у Марка и Луки эпизод первого излечения тёщи Петра по времени относится к первому (начальному) этапу общественного служения Спасителя, когда Он, ещё не имеющий известности и признания у народа как Мессия и пророк, проповедовал в синагогах. Именно во время этого этапа проповеднической деятельности, после того, когда Спаситель вышел из синагоги, и происходит первый случай исцеления тёщи Петра, описанный Марком и Лукой.

Спустя какое-то время после того, когда Спаситель многократно проповедовал по синагогам и творил чудеса, люди убедились в том, что Он истинный Мессия. И стали ходить за Ним огромными толпами, которые не могли вместиться в синагогах (Матф.8:1). Вот тогда, когда Спаситель (несмотря на официальное непризнание Иерусалимских религиозных вождей) большинством древнееврейского народа был признан Мессией, и Его уже сопровождали огромные толпы народа, тогда и начинается второй этап проповеднической деятельности Иисуса Христа. Он характеризуется народным признанием и хождением за Спасителем огромного числа людей. В этот период Своего общественного служения Спаситель проповедует уже не в маленьких синагогах, а на горных возвышенностях, на просторных местах, которые могли вместить много людей. Согласно своим обычаям древние евреи на возвышенностях разрешали проповедовать только признанным пророкам. Спаситель учил, то есть рассказывал Свое учение многократно не только на горных возвышенностях, но и на берегах Генисаретского озера, долинах и т.д. О том, что Спаситель учил многократно вне синагог огромные толпы народа, говорится, например, у Марка "И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа" (Мар. 4:1). Говорится и у Матфея "Увидев народ, Он взошел на гору ... И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря" (Матф.5:1-2) и т.д. Второй случай излечения тёщи Петра, описанный у Матфея, относится именно ко второму этапу проповеднической деятельности Спасителя, когда Он вошел в дом Апостола Петра не после проповеди в синагоге, а после проповеди на горе Блаженств. А проповеди Спасителя на горных возвышенностях стали происходить позже Его первоначальных проповедей в синагогах. Из всего выше сказанного становится очевидно, что именно во время второго этапа проповеднической деятельности Иисуса Христа, после того, когда Он спустился с горы Блаженств, и произошел второй случай излечения тёщи Петра, описанный Матфеем. Таким образом, различие в описании Евангелистов того, что Спаситель в субботу (по Марку и Луке) проповедовал в синагоге, а по Матфею в субботу на горе Блаженств в окружении множества народа, является самым главным доказательством двух различных суббот. И двух различных излечений тёщи Петра, состоявшихся ближе к вечеру в эти субботы.

Ко всему выше сказанному можно добавить следующее. При внимательном чтении Евангелия Матфея становится видно то, что суббота, описанная Матфеем, отличалась от субботы, описанной Марком и Лукой целым рядом иных событий. В субботу, описанную у Матфея, Спаситель не сумел бы посетить Капернаумскую синагогу, потому что целый день проповедовал на горе Блаженств. В этот день после спуска с горы Он не посещал синагогу, а излечил прокаженного и слугу сотника, совершил повторное исцеление тёщи Петра. Затем Спаситель принял вечернюю трапезу, во время которой Ему служила излеченная Им тёща Петра. А затем лечил больных и бесноватых после захода солнца у дома Петра. За исцелением больных и бесноватых следует непродолжительный диалог с книжником. Затем тем же вечером Спаситель вместе со Своими учениками отплыл из Капернаума.

У Марка и Луки суббота первого излечения тёщи Петра состояла из иных событий. А именно. С утра этой субботы Спаситель посетил синагогу, в которой Он проповедовал, и излечил бесноватого. Затем перед вечером выйдя из синагоги, вошел в дом Петра и излечил его тёщу. Затем принял вечернюю трапезу, за которой Ему служила излеченная тёща Петра. А затем лечил больных и бесноватых у дома Петра. Потом вернулся в этот дом, где и был до рассвета. А утром удалился в пустынное место. И затем народ искал Его.

Таким образом, различные события, предшествующие исцелению тёщи Петра и следующие за ним, в книгах Марка, Луки и Матфея, говорят о том, что Евангелисты описали две разные субботы, наполненные различными событиями. А коль Марк и Лука дает описание одного дня субботы с происходящими в нем одними событиями, а Матфей дает описание другого дня субботы с происходившими в нем другими событиями, то это обозначает факт того, что и излечения тёщи Петра происходили во время двух разных суббот.

В рассказах Евангелистов, Матфея и Марка, комментаторы находят и другое мнимое спорное место."Другое различие заключается в том, что Христа просили прийти в дом Симона (Мар.1:30), (Лук.4:38), но Матфей умалчивает об этом"(А.П. Лопухин, Толковая Библия, т.9, с.166). Хочется исправить замечание комментаторов, и ещё раз сказать о том, что различия в рассказах Евангелистов, Матфея, Марка и Луки, об излечении Спасителем тещи Петра обусловлены тем, что в этих Евангельских рассказах фигурируют описания и двух разных суббот и двух разных случаев исцеления тёщи Петра. И если в первом случае ради такого излечения Спасителя просили излечить тёщу Петра от малярийной горячки, что отражено в Евангелии от Марка. "Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней" (Мар.1:30). То во втором случае излечения тёщи Петра Спаситель, зная дорогу в этот дом, пришел с учениками Сам, без просьб, по Своему желанию. И увидел там тёщу Петра, страдающую от малярийной горячки. Это и отражено у Матфея в разбираемом стихе. "Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке".

Марк пишет о том, что событие исцеления Спасителем тещи Петра произошло после того, когда Спаситель и Его ученики "выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном" (Мар.1:29). Марк уточняет то, что Спасителю "тотчас говорят Ему о ней" (Мар.1:30). То есть находящиеся рядом ученики просят Спасителя вылечить тещу Петра. И все эти сведения, присутствующие в Евангелии Марка и отсутствующие в Евангелии у Матфея можно назвать различиями, как об этом справедливо пишет Лопухин в своем толковании. Как уже говорилось, эти различия вызваны тем, что Марк и Матфей пишут о двух разных случаях исцеления тёщи Петра. Слово "различие" обозначает"разница, несходство между кем, чем-нибудь"(С.И. Ожегов, 22-е изд., с.178). Таким образом, различия изложений Марка и Матфея объясняются тем, что в их Евангелиях представлено описание двух разных эпизодов исцеления тёщи Петра, до, и после Нагорной проповеди, а не противоречиями между Евангелиями, как несправедливо пишут атеисты.

Помимо выше указанного рассмотренного замечания, комментаторами к разбираемому стиху предъявлялись претензии о том, где находился дом Петра. В своем Евангелии Марк пишет о том, что Спаситель с учениками "Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея" (Мар.1:29). А упомянутая синагога находилась в Капернауме. Логично предположить, что и дом Петра тоже был в Капернауме. А Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет, что Пётр и Андрей были родом из Вифсаиды (Иоан.1:44). Согласно карте Древней Палестины город Вифсаида находился на другом от Капернаума (северо-восточном) берегу Генисаретского озера. И от Капернаума до Вифсаиды, исходя из карты Древней Палестины, было около пяти километров. Причем эта Вифсаида находилась на расстоянии более двух километров от берега Генисаретского озера.

Однако и между этими сведениями, сообщенными Евангелистами Марком и Иоанном, противоречий нет. Дело в том, что во времена земной жизни Иисуса Христа в древнееврейском царстве были две Вифсаиды. Одна из них располагалась на северо-восточной стороне Галилейского озера и находилась к Востоку от Иордана. Четвертовластник Филипп расширил этот город и в честь дочери Октавиана Августа (римского императора) назвал его Юлией. В народе этот город называли Вифсаида Юлия. Другая Вифсаида представляла собой небольшой рыбацкий городок, точнее поселок. Он находился на берегу Генисаретского озера около Капернаума. А точнее был предместьем, пригородом Капернаума. А название этого населенного пункта как раз и означает "дом рыбака" или "дом рыбной ловли". А точнее рыбачий поселок или "рыбачий городок", или "рыбачья слобода". Вот в этой Вифсаиде Галилейской, расположенной на северо-западной стороне Галилейского озера и находился дом Андрея и Петра. Уроженцем этой Галилейской Вифсаиды был и Апостол Филипп (Иоан.1:44). Именно эту Вифсаиду Галилейскую и упоминает Матфей в своем описании, а также Марк, когда говорит о том, что Спаситель с учениками "выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке" (Мар.1:29-30).

О том, что представляла собой болезнь тещи Петра, у комментаторов этого стиха нет ясного мнения. "Болезнь, от которой страдала тёща Петра, не означена определенно. Описание болезни у Матфея сильнее, чем у Марка. Слово огонь имеет связь с латинским лихорадка. Но эта болезнь, очевидно, была в сильной степени, и лучше переводится словом горячка... Вообще какой-то воспалительный процесс, заставляющий больную сильно страдать (чем объясняется обращение ко Христу) и быть поверженную на одре" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.167). Лука, упоминая о болезни тещи Петра, уточняет, что у неё была сильная горячка (Лук.4:38). Дословный перевод с древнегреческого этого места таков "увидел тещу его, поверженную и страдающую от горячки". Какой же болезнью болела тёща Петра?"Горячка то же, что и лихорадка (устаревшее)"(С.И. Ожегов, 22-е изд., с.144)."Лихорадка - болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом"(С.И. Ожегов, 22-е изд., с. 328). Лопухину, перед тем как писать о том, что"болезнь, от которой страдала тёща Петра, не означена определенно"следовало бы поинтересоваться в научных источниках о том, какой вид лихорадки наиболее часто встречался в тех местах, где жила тёща Петра. И после сбора научных сведений можно сделать определенный вывод о том, какой болезнью страдала тёща Петра. В той местности люди чаще всего болели не сенной, а малярийной лихорадкой. И эта болезнь в этой местности была широко распространена, так как для неё имелись очень благоприятные условия: тёплый климат и вода, в которой малярийный комар беспрепятственно и активно размножался.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-март 2001 г.