"И коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им" (Матф.8:15). В первой части этого стиха говорится о том, как Спаситель исцелил тёщу Петра. Он просто коснулся руки её. И от этого Божественного прикосновения горячка исчезла "оставила её", то есть ушла от болевшей тёщи Петра. Иными словами покинула её. Слово "оставить" обозначает 1 уйдя, удалившись не взять с собой (намеренно или забыв)" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.462).

Поскольку малярийная лихорадка имеет одни и те же проявления, то признаки этой болезни, как в первом, так и во втором случае излечения тёщи Петра сходно описаны у Марка и Матфея. В первом случае исцеления Спаситель "подойдя, Он поднял ее" (Мар.1:31). То есть перед тем как лечить тёщу Петра, Спаситель подошел к ней. Тёща лежала на своей кровати с высокой температурой и спала. Больную тёщу Петра лихорадило, губы у неё пересохли от внутреннего жара. А лицо её было красным. У больной тёщи Петра была высокая температура, и ей было трудно дышать. Спаситель, остановившись у кровати больной, некоторое время с сочувствием смотрел на неё. Сзади Него немного поодаль стояли Его ученики. Они также с жалостью смотрели на страдания больной тёщи Петра. Присутствующие, какое то время находились в молчании. Так они какое-то время продолжали тихо стоять у постели больной, глядя на её страдания. Затем Спаситель, в первом случае исцеления, подойдя к кровати поближе, двумя руками приподнял тёщу Петра и посадил на кровати в полулежащем положении. От этих действий она проснулась. Затем Спаситель внимательными и спокойными глазами пронзительно посмотрел в глаза тёще Петра и взял правой рукой её за правую руку. "Он поднял ее, взяв ее за руку" (Мар. 1:31). Затем Спаситель, продолжая внимательно смотреть в глаза больной тещи Петра, и продолжая держать её за руку, "Он запретил горячке" (Лук.4:39) беспокоить больную. И горячка "оставила ее" (Лук.4:39). Так проходило исцеление Спасителем тёщи Петра в первый раз, описанный Марком и Лукой.

Во втором случае излечения для того, чтобы запретить горячке присутствовать в больной тёще Петра, Спаситель осторожно Своей рукой слегка коснулся руки тёщи Петра "и коснулся руки ее" (Матф.8:15). От этого прикосновения спящая тёща Петра проснулась. Стоя поодаль от кровати тещи Петра, Апостолы внимательно смотрели за действиями Спасителя, ничем не нарушая стоящей вокруг торжественной тишины. Спаситель ласково, чуть улыбаясь, продолжал смотреть в глаза тёщи Петра, прикасаясь Своей рукой к её руке. И как в первом, так и во втором случае исцеления, в момент прикосновения Спасителя к тёще Петра произошло чудо Божье. Лицо тёщи Петра озарилось подобием улыбки. А краснота, говорящая о внутреннем жаре, начала постепенно исчезать со щек и лба. А её дыхание вместо прерывистого и резкого сделалось размеренным и спокойным. По внешнему облику тёщи Петра было видно, что болезнь ушла от неё "и горячка оставила ее" (Матф.8:15). Так же как и при первом излечении, описанном у Марка, болезнь оставила больную "тотчас", то есть сразу, быстро, скоро, мгновенно после прикосновения к её руке Божественной руки Спасителя. Тотчас - "сейчас же, сразу" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.803). "И горячка тотчас оставила ее" (Мар.1:31). Затем Спаситель отвел Свою руку от руки тёщи Петра, и ещё раз внимательно и спокойно взглянув на выздоровевшую больную, и не спеша отошел от её кровати, как и в первом случае излечения тёщи Петра. Стоявшие сзади Спасителя ученики, не скрывали своего восхищения, написанного на их лицах только что увиденным чудом исцеления. То, что исцеление тёщи Петра было мгновенным, подтверждалось тем фактом, что она сразу бодро поднялась со своей постели, и, выйдя в след за Спасителем в другую комнату, не скрывая своего смущения и радости от только что пережитого исцеления, засуетилась вокруг Спасителя и Его учеников, сидящих на лавке возле стола. Можно предположить, что она стала их угощать ужином. "И она встала и служила им" – описывая этот момент, написал Матфей. И в первом и во втором эпизодах исцеления тёщи Петра, описанных Марком (с Лукой) и Матфеем, говорится о том, что тёща Петра встала и служила им. Потому что в обоих описанных случаях исцеление тёщи Петра происходило в конце дня, вечером. То есть в то время, когда у древних евреев по обычаю садились за стол и ужинали. Исцеленная тёща Петра чтобы выразить свою благодарность за излечение от болезни, "служила им". То есть Спасителю и Его ученикам во время ужина, подавая на стол пищу.

Интересные комментарии этого Евангельского эпизода сделал толкователь Б.И. Гладков. "Исцеление, как и во всех случаях исцеления Иисусом больных, произошло мгновенно: горячка тотчас оставила её и она стала служить им. Горячка, в особенности сильная, чрезвычайно обессиливает одержимого ею. Так что он после выздоровления едва поднимается с постели и не может ступить без посторонней помощи. Тёща же Симона, исцеленная от сильной горячки, сама встала и служила им. Следовательно, не только болезнь оставила её, но и утраченные за время болезни силы вернулись. В этом нельзя не видеть особенность чуда, совершенного Иисусом над тёщей Симона Петра" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, Санкт-Петербург, издание автора, 1907г., с.158).

Пояснитель А.П. Лопухин в своем толковании никак не комментирует 15-й стих 8-й главы Евангелия от Матфея. Он кратко комментирует 14-й и 16-й стихи, не удостоив своим комментарием 15-й стих. Такой пересказчик Евангелий, как Пуцикович, даже не упоминает об исцелении тёщи Петра. Некоторые комментаторы просто и кратко пересказывают этот Евангельский эпизод, ничем не поясняя его. Очень жаль, что многие комментаторы вообще не поясняют этот стих, или пересказывают почти дословно, при этом ничего не объясняя. Тем не менее, этот стих содержит в себе интересные сведения из земной жизни Спасителя и повествует о том, что Спаситель совершил ещё одно чудо в виде повторного исцеления тёщи Апостола Петра. В этом стихе рассказано о том, что Он это исцеление совершил посредством прикосновения не обычным, а чудесным способом. И этого действия было достаточно, чтобы болезнь исчезла, а тёща Петра выздоровела, "и она встала и служила им". То есть помогала во время вечерней трапезы пришедшему Спасителю и Его Апостолам. Слово "служила" обозначает то, что она, вероятно, подала им пищу и помогала им во время ужина.

Этот стих запечатлевает ещё одно чудо, совершенное Иисусом Христом. Более того, этот стих рассказывает о том, как было совершено чудо исцеления. А именно через прикосновение Спасителя к руке больной тёщи Петра. Это важно знать, потому что Спаситель совершал и заочное исцеление. Например, такое исцеление было произведено над слугой Капернаумского сотника. К этому больному слуге Спаситель вообще не прикасался, и даже не видел его, совершив заочное исцеление. Этот стих (как и другие) следует пояснять потому, что для людей, интересующихся Христианским учением, важна каждая деталь, каждая подробность, связанная с земной жизнью Спасителя мира. Потому что на основе обширных и подробных знаний о земной жизни Иисуса Христа люди осознанно и правильно, по законам Божиим, смогут построить свою жизнь для того, чтобы достичь спасения своей души, прийти к Богу и наследовать Царство Небесное.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-март 2001 г.