"Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных" (Матф.8:16). В этом стихе говорится о событиях, происходивших после второго исцеления тещи Петра. Когда наступил вечер, к Спасителю привели огромное количество людей, одержимых бесноватостью. И Спаситель изгнал из них злых духов словом Своим. А также исцелил всех остальных, болевших различными болезнями людей, которые явились к нему в этот вечер. В описаниях Марка и Матфея фигурируют разные излечения больных и бесноватых. Эта мысль доказывается ниже следующим аргументом. Коль у Марка и Матфея описываются разные дни двух разных суббот (в которые были проведены два разных исцеления тёщи Петра), то и вечера этих дней, в которые были проведены исцеления больных и бесноватых, тоже были разными. В один субботний день (до Нагорной проповеди), описанный у Марка (Мар.1:32-34) и Луки (4:40-41), Спаситель проповедовал в синагоге, в которой исцелил бесноватого. И выйдя из синагоги, вошел в дом Петра, где совершил первое исцеление тёщи Петра. А вечером исцелял больных и бесноватых, пришедших к дверям дома Петра. В другой субботний день уже после Нагорной проповеди, описанной у Матфея (Матф.5-7), Спаситель спустился с горы, исцелил прокаженного и слугу сотника, вошел в дом Петра и повторно исцелил его тёщу. А затем после ужина, вечером этого дня лечил больных и бесноватых. Таким образом, коль у Марка и Матфея описаны два разных субботних дня, то эти дни имели и разные вечера, в которые описаны различные исцеления больных и бесноватых людей, пришедших к двери дома Апостола Петра.

Сопоставляя Евангелие Марка (Мар.1:32-34) и Евангелие Луки (Лук.4:40-41) с Евангелием Матфея в разбираемых эпизодах можно прийти к выводу, что исцеление людей после излечения тёщи Петра, как в первом случае исцеления (описанном у Марка и Луки), так и во втором случае (описанном у Матфея), происходило в субботу вечером. В первом эпизоде, описанном у Марка, перед исцелением тещи Петра Спаситель исцелил бесноватого в синагоге. Поэтому слух об этом событии (исцелении бесноватого в синагоге) быстро облетел весь Капернаум. И к вечеру этого дня все больные этого города и окрестностей собрались у дверей дома Апостола Петра, и ждали пока выйдет из дома Спаситель, чтобы просить Его об исцелении. Во втором эпизоде исцеления тёщи Петра Матфей в разбираемом стихе пишет о том, что в первую очередь к Спасителю "привели многих бесноватых". Это объясняется тем, что жители Капернаума хорошо помнили об исцелении Спасителем многих бесноватых в Его предыдущий приход в этот город. А также помнили об исцелении бесноватого, совершенном Спасителем в Капернаумской синагоге. И люди, восхищенные и удивлённые этими чудесными исцелениями, передавали рассказы о них из уст в уста. В этот день в Капернауме народ только и говорил о приходе Спасителя в город, как о самой важной новости. Поэтому жители Капернаума и привели к дому Апостола Петра, где находился в это время Спаситель, людей именно одержимых бесноватостью, что и отражено в первой части разбираемого стиха.

Бесноватость представляет собой особое состояние, когда человек одержим злым духом. И Спаситель, изгоняя злых духов, освобождал человека от "нечистого духа бесовского" (Лук.4:33). Вселившись в человека, злые духи мучили его. Они помрачали его ум, причиняли боли, от которых одержимый падал на землю в судорогах и испускал пену (Лук.4:35). "Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его" (Лук.9:38-39). Таким образом, бесноватость была не обычной болезнью, а отличалась от телесных недугов. Это доказывается тем, что злые духи, вселившись в человека, говорят от своего имени, знают больше чем люди и т.д. Согласно представлениям древних евреев, одержимость злыми духами вызывалась нарушением первой заповеди Закона Божьего. Точно так же как когда-то сатана отказался почитать Бога и восстал против Него, точно также поступали и некоторые люди, повторяя поступок сатаны и отказываясь от Бога, и Его помощи и поддержки. Так же как Бог отступился от падшего ангела, так Он отступается и от таких людей. И эти люди, отвергнувшие Бога, становятся одержимыми злым духом. И этот дух со временем порабощает человека полностью. То, что Спаситель исцелял людей от бесноватости, говорит о том, что Он, Бог, Властелин естественного и сверхъестественного мира, Силен и Всемогущ. И конечно Он сильнее любых духов зла. Исцеляя людей от бесноватости, Спаситель Своими исцелениями и проповедями разрушал дела зла. Слово "разрушить" обозначает "1 ломая, уничтожать; 2 нарушить, расстроить, уничтожить" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.653). А согласно словам Апостола Иоанна Богослова, торжество (победа) над злом, и было одним из предназначений и целей Спасителя. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1Иоан.3:8). Поскольку Спаситель, как Бог, мог исцелять различные болезни, к Нему привели не только много бесноватых, но и просто больных людей. О том, что у дверей дома Апостола Петра собралось много народа, также упоминается в Евангелии Марка (Мар.1:32). При первом исцелении тёщи Петра о том, что к Спасителю привели всех больных, находящихся в Капернауме, Марк говорит такими выразительными словами "И весь город собрался к дверям" (Мар.1:33). При втором исцелении тёщи Петра, о котором говорится у Матфея, к Спасителю привели также большое количество больных и бесноватых.

Почему же к Спасителю привели больных и бесноватых только тогда "когда же настал вечер", как это описано при первом, так и при втором исцелении тёщи Петра у Марка, Луки и Матфея? Да потому что в дни первого и второго исцеления тёщи Петра была суббота. А древние евреи, тщательно соблюдавшие святой праздник саабат, то есть день святой субботы, не имели права во время дня святой субботы лечить или лечиться. По представлениям древнееврейского народа день заканчивался с заходом солнца. Поэтому вечером, после захода солнца день святой субботы прекращался и, следовательно, можно было проводить лечение в начавшийся после субботы следующий день. На эту подробность и указывает в своем Евангелии Марк, сказав о том, что для лечения люди пришли к Спасителю не просто вечером (как кратко выразился Матфей), а именно при заходе солнца "при наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых" (Мар.1:32). Об этом же пишет и Лука, подтверждая рассказ Марка упоминанием о заходе солнца, чем указывает на то, что с заходом солнца заканчивался день святой субботы. "При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему" (Лук.4:40).

В начале разбираемого стиха Матфей указывает на то, кого приводили к Спасителю на излечение "привели многих бесноватых". В конце разбираемого стиха Матфей упоминает о том, что кроме бесноватых, были и больные иными болезнями. И Спаситель "исцелил всех больных" в этот субботний день. Матфей, в своем описании второго случая исцеления больных и бесноватых, говорит о том, что Спаситель исцелил всех пришедших к нему больных, в том числе и бесноватых "и исцелил всех больных". Но при этом Матфей не указывает, как осуществил это второе исцеление Спаситель. Лука уточняет процесс первого исцеления. Спаситель "возлагая на каждого из них руки, исцелял их" (Лук.4:40). Матфей в своем Евангелии кратко сообщает о том, что Спаситель исцелил бесноватых. И указывает на то, что Спаситель "изгнал духов словом". Марк дополняет свое описание исцеления бесноватых той подробностью, что Спаситель "изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос" (Мар.1:34). Те же сведения подтверждает и Лука "Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос" (Лук.4:41).

Согласно традиционному богословскому пояснению Спаситель запрещал бесам говорить о том, что Он Христос, по той причине, что не желал, чтобы именно демоны провозгласили Его Христом и Сыном Божиим. То есть Спаситель не хотел, чтобы грязные уста злых духов произносили святые слова, которыми обозначалось Его истинное положение с указанием на то, что Он Сын Божий и Христос, Спаситель мира. Иными словами Спаситель не хотел, чтобы святые слова и понятия о том, что Он Христос и Сын Божий осквернялись нечестивыми устами злых духов. Спаситель запрещал бесам так Себя называть, потому что хотел, чтобы не бесы, а люди признали в Нём Мессию, Христа и Сына Божьего и назвали Его так.

Однако этот запрет Спасителя можно пояснить и по-другому. Иисус Христос не хотел, чтобы злые духи называли Его Мессией и Сыном Божиим по той причине, что в их устах правда о том, что Он Мессия, звучала бы как ложь. И тем самым подрывался бы авторитет Спасителя перед окружающими Его людьми. Ведь добропорядочные евреи знали о том, что злые духи творят только зло и их уста лживы по своей природе. И им верить нельзя. Их повелитель - главный злой дух - отец лжи. "Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). Поэтому в той обстановке (описанной у Марка и Луки), когда руководители Иерусалимского храма официально не провозглашали Иисуса Христа Мессией, слова о Спасителе из уст злых духов могли быть враждебно использованы противниками Иисуса Христа. Эти противники могли заявить о том, что не религиозные руководители древнееврейского народа, а только злые духи провозглашают Иисуса из Назарета Мессией. А всякий добропорядочный еврей знал о том, что злые духи говорят ложь. Поэтому древние евреи решили бы, что злые духи говорят неправду о том, что Иисус из Назарета есть Мессия. Таким образом, Спаситель запрещал злым духам называть Себя Мессией и Сыном Божиим для того, чтобы помешать злым духам правду о Себе представить в виде лжи. Поэтому и выходит, что слова о том, что Спаситель есть Сын Божий и Мессия (на самом деле правдивые) в устах злых духов выглядели бы ложными, так как их изрекли злые духи лжи и коварства.

Ещё одним доказательством отличия двух разных эпизодов излечения бесноватых и больных возле дома Петра служит описание их излечения у Марка и Луки в сравнении с описанием, сделанным Матфеем. Как уже говорилось, у Марка и Луки изгнанные духи кричали о том, что Спаситель есть Христос. А у Матфея духи исходили из людей молча. Это поведение злых духов объясняется следующими причинами. Первый эпизод излечения тёщи Петра (описанный Марком и Лукой) и следующее за этим эпизодом излечение больных и бесноватых состоялось до Нагорной проповеди. То есть тогда, когда Спаситель ещё проповедовал в синагогах и не был признан Мессией большинством древнееврейского народа. В этот начальный этап Своей проповеднической деятельности Спаситель Своими проповедями в синагогах и чудесами только начинал доказывать древнееврейскому народу то, что Он есть истинный Мессия. И на этом этапе слова из уст злых духов о том, что Иисус из Назарета есть Христос, подрывали бы доверие народа к Нему, как к Мессии-Христу. После второго случая исцеления тёщи Петра во время лечения людей у дома Петра, описанном Матфеем после Нагорной проповеди, злые духи из одержимых людей выходили молча. Такое поведение злых духов объясняется следующей причиной. После эпизода первого исцеления тёщи Петра Спаситель совершил много проповедей и чудес, тем самым доказав людям, что Он есть настоящий Мессия. То, что Спаситель был признан древними евреями Мессией, доказывается тем фактом, что евреи (в виде множества народа) в субботний день (по описанию Матфея) шли слушать Его Нагорную проповедь на гору блаженств вместо того, чтобы с утра быть в синагоге, как это обычно происходило. И теперь уже порочащим словам из уст злых духов о Спасителе никто бы из людей не поверил бы. Так как к тому моменту многие евреи на собственном опыте убедились через чудесные исцеления и проповеди в том, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия. Поэтому злые духи, выходя из бесноватых людей (по описанию Матфея), уже и не пытались дискредитировать (опорочить) Спасителя, выдавая правду за ложь, как в первом случае после исцеления тёщи Петра.

Таким образом, эпизоды, когда злые духи в день первого исцеления тёщи Петра выходили из бесноватых людей со словами, подрывающими авторитет Спасителя как Мессии (ещё не признанного народом), и когда они в день второго исцеления тёщи Петра выходили молча (так как уже не могли в то время подорвать авторитет Спасителя как Мессии), разделяет определенный временной период. Этот период и понадобился Спасителю чтобы доказать проповедями и чудесами древнееврейскому народу, что Он есть настоящий Мессия. Потому что суббота во время первого случая исцеления тёщи Петра относится к начальному периоду проповеднической деятельности Спасителя, когда Своими проповедями в синагогах Спаситель только приобретал известность Мессии. Суббота во время второго случая (раза) исцеления тёщи Петра относится ко второму периоду проповеднической деятельности Спасителя, уже получившего у большинства народа признание как Мессии. А это значит, что суббота, в которую духи выходили из бесноватых со словами (что описано у Марка) и суббота, в которую духи выходили из бесноватых молча (что описано у Матфея), являются разными днями, в которые и были произведены два разных исцеления тёщи Петра.>

Много споров у толкователей Библии вызвали слова Луки о том, что Спаситель выгнал бесов якобы не из всех людей, а только из многих. "Выходили также и бесы из многих" (Лук.4:41)."Выражение Луки (4:41) о том, что из многих, но не из всех бесноватых выходили бесы, не служит само по себе свидетельством об ограниченности проявления Божественной силы" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.167). Такое утверждение Лопухина, правильное по своей сути, но звучит неубедительно, так как его нужно доказать. Вот это доказательство. Дело в том, что стихом выше Лука пишет "все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их" (Лук.4:40). То есть согласно этому стиху Спаситель исцелил каждого, пришедшего к Нему больного при помощи возложения рук. Сказав в процитированном стихе о том, что Спаситель исцелил каждого больного, в ниже следующем стихе Лука уточняет картину исцеления. Поскольку Спасителя окружала толпа людей, состоящая из "больных и бесноватых" (Мар.1:32), то согласно этому различию Спаситель лечил и просто больных людей (не только бесноватых). Просто больных физическими болезнями Спаситель тоже лечил наложением рук, о чём и сообщает Лука. На "больных различными болезнями ... Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их" (Лук.4:40).

Таким образом, выше указанное выражение Луки (Лук.4:41) надо понимать в том смысле, что Спаситель излечил всех больных, которые к Нему пришли в этот вечер. Он возлагал на каждого из них руки и "исцелял их" (Лук.4:40). А также Спаситель излечил от бесноватости многих из толпы, одержимых злыми духами людей. Потому что много именно бесноватых находилось в толпе людей, окружающих Спасителя. А эта толпа состояла не только из бесноватых. Там были и люди, больные другими болезнями. Но в этой толпе именно бесноватых было много. То есть больше чем просто больных телесными болезнями. Поэтому Спаситель и вылечил много бесноватых (то есть большое количество одержимых бесами) людей, находящихся в этой толпе.

После второго излечения тёщи Петра Спаситель из бесноватых людей "изгнал духов словом" (Матф.8:16). Таким "словом" являлось указание или приказ Спасителя, как Бога, о том, чтобы духи покинули одержимого ими человека. Этот приказ представлял собой выражение Божьей Воли Спасителя, которой подчиняется всё во вселенной. После первого исцеления тёщи Петра из некоторых бесноватых людей злые духи выходили молча, а из некоторых бесноватых людей духи выходили и говорили о том, что Спаситель является Христом и Сыном Божиим. Именно об этом факте и написал Лука в своем Евангелии. "Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий" (Лук.4:41). И тех бесов, которые выходили со словами, оказалось большинство. Именно об изгнании большинства духов (которые выходили с криком) и пишет Лука. А не о том, что Спаситель якобы изгнал не всех духов (выгнал духов не из всех бесноватых людей).

Можно предположить, что в дни первого и второго исцеления тёщи Петра Спаситель "изгнал духов словом и исцелил всех больных" (Матф.8:16). В приведенном тексте у Матфея не сказано о том, что не всех бесноватых исцелил Спаситель. Наоборот, из этого текста становится ясным, что Спаситель исцелил именно всех больных и изгнал из всех бесноватых злых духов словом. Лука же уточняет, какое число бесноватых было излечено после первого случая исцеления тёщи Петра. Как уже говорилось, из малого числа бесноватых (одержимых людей) духи выходили молча. А из большого числа бесноватых духи выходили с криком, о чём и сообщает Лука "выходили также и бесы из многих с криком" (Лук.4:41). Таким образом, рассматриваемый стих Луки не говорит о том, что якобы Спаситель исцелил не всех бесноватых, а только многих. Этот стих Луки говорит о том, что бесы из многих бесноватых выходили с криком, а из немногих бесноватых выходили молча.

Доказательством того, что Спаситель обладал Божественной силой исцеления, и что Он, как Бог, сумел исцелить именно всех больных людей, является тот факт, что Спаситель, как сказал в разбираемом стихе Матфей, "исцелил всех больных". Как бы не был искусен врач, за всю свою многогодовую практику всех больных он излечить не может из-за сложности различных болезней и ограниченности своих собственных знаний и способностей. То, что Спаситель исцелил всех больных, указывает на тот факт, что такое чудо всеобщего исцеления мог совершить только Господь Бог, каким на самом деле и является Иисус Христос, Спаситель мира.

Однако для фальсифицированного опровержения этой мысли атеисты приводят цитату из параллельного места к этому стиху, взятую из Марка. Согласно неправильно примененной атеистами цитате из Евангелия от Марка создается ложное впечатление о том, что Спаситель не Всемогущ, так как Он якобы не всех исцелил. А экзегеты и апологеты в ответ атеистам скромно молчат, не зная как разоблачить их фальсификацию. Поэтому разберем подробнее это параллельное место из Марка, имеющее непосредственное отношение к поясняемому стиху из Матфея. "И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос" (Мар.1:34). "Вот – торжествующе говорят атеисты, – в этом стихе ясно написано о том, что Спаситель исцелил не всех людей, а только многих, и изгнал не всех бесов, а только многих". Ложное впечатление правоты от этого искаженного пояснения сразу же развеется, если этот стих прочесть не отдельно от контекста, а вместе с впереди идущим стихом, в котором говорится "И весь город собрался к дверям" (Мар. 1:33). В этом стихе говорится о том, что для того чтобы увидеть Спасителя, услышать Его речи, увидеть чудесные исцеления, а также самим исцелиться и исцелить своих больных, весь город собрался к дверям дома Апостола Петра. То есть прибыла огромная толпа народа. И эта толпа ждала у дверей дома Петра пока выйдет Спаситель. Естественно в такой огромной толпе (равной по количеству городу) были не только больные люди, но и здоровые, которые пришли, как уже говорилось, посмотреть на чудеса, совершаемые Спасителем, и послушать Его проповеди. Здоровых людей, находящихся в этой толпе, лечить не требовалось. Сразу же после упоминания о толпе, в Евангелии Марка идет стих, в котором говорится о том, что Спаситель исцелил многих больных людей, находящихся в этой толпе. "И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями" (Мар.1:34). Иными словами в этом стихе и говорится о том, что Спаситель исцелил не всю толпу (потому что в этой толпе были и здоровые люди, не нуждавшиеся в излечении). А Спаситель исцелил именно тех людей, присутствующих в толпе, которые были больны. Больных в этой толпе было много. Поэтому у Марка сказано о том, что Он исцелил именно многих, присутствующих в этой толпе людей, страдавших самыми разными болезнями. Поэтому Спаситель и исцелил не всю толпу людей, в которой были и здоровые люди, не нуждающиеся в исцелении. Доказательством правильности такого пояснения является факт того, что стихи 33-й и 34-й 1-й главы Евангелия от Марка стоят рядом. И мысль, высказанная в 33-м стихе, продолжается в 34-м. Сперва в разбираемом тексте говорится о том, что весь город собрался к дверям дома Петра (то есть собралась огромная толпа величиной почти с город). А затем говорится о том, что Спаситель из огромного количества собравшихся людей исцелил многих больных людей. То есть Спаситель исцелил тех многих людей из этой толпы, которые были больными и нуждались в исцелении. А здоровые люди, находившиеся в этой толпе, лечению не подвергались, так как не нуждались в нём. Из 34-го стиха 1-й главы Евангелия от Марка видно то, что большинство людей, входивших в эту толпу, нуждались в лечении. Поэтому Спаситель и вылечил многих больных людей, присутствовавших в этой толпе.

Слова из стиха "изгнал многих бесов" (Мар.1:34) надо понимать следующим образом. В толпе, собравшейся у дверей дома Апостола Петра, были не только бесноватые, но и люди, больные иными тяжелыми болезнями. Однако и людей, одержимых бесноватостью, было много. Спаситель одних людей лечил от телесных болезней, а из других изгонял бесов. Одни бесы из людей выходили молча, другие бесы, о которых далее подробно сообщает как Марк, так Лука, выходили с криком о том, что Изгоняющий их, есть никто иной, как Христос. Вот как раз именно о кричащих бесах и упоминает в данном 34-м стихе 1-й главы своего Евангелия Марк. Он ясно говорит о том, что Спаситель "изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос" (Мар.1:34). То есть в этом стихе говорится именно о тех бесах, которые кричали. И их было много. Из всех бесов, которых изгнал в тот раз Спаситель, большинство выходило с криком. Поэтому Марк и сказал о том, что Спаситель изгнал многих бесов, не позволяя им говорить. То есть Спаситель изгнал много бесов, выходивших из бесноватых людей именно с криком.

Как видим, после рассмотрения стиха Марка становится ясно, что в этом стихе не говорится о том, что Спаситель изгнал якобы не всех бесов, а только многих. Наоборот, этот стих повествует о том, что Спаситель изгнал всех бесов. Среди которых оказалось много тех, которые выходили именно с криком. На факт того, что среди изгнанных бесов присутствовало много выходивших из бесноватых с криком, и указывает этот стих.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-март 2001 г.