"Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Матф. 8:17). В этом стихе Евангелист Матфей, доказывая древним евреям факт того, что Иисус из Назарета есть настоящий Мессия, приводит в подтверждение слова пророка Исаии о том, что истинный Мессия Христос возьмет на себя немощи людей и понесет их болезни. Эти слова Матфей приводит как вывод после описания того, когда Спаситель исцелил в Капернауме большое количество людей, больных различными болезнями, а также бесноватых. Тем самым Матфей указывает, что такое исцеление, при котором излечивались все больные и бесноватые, мог сотворить только Мессия. Более того, Матфей говорит о том, что такие действия из жизни Спасителя были предсказаны пророком Исаией. В этом предсказании и говорится о том, что именно Спаситель мира возьмёт на Себя немощи людей и понесет их болезни. Матфей указывает, что это пророчество Исаии сбылось в земной жизни Иисуса из Назарета. И примером этому может служить эпизод, когда Он в Капернауме перед домом Апостола Петра произвел исцеление бесноватых людей и больных различными болезнями. Матфей сначала рассказывает об исцелениях огромной толпы народа, об исцелениях, которые Спаситель провел над бесноватыми людьми, и болеющими различными болезнями. А затем Матфей в качестве вывода об описанных им исцелениях дает изречения Исаии. Иными словами если первоначально Матфей изображал частности, рассказывая о проводимых Спасителем исцелениях над огромной толпой народа, то в конце своего рассказа Матфей подводит итог своему повествованию, давая свой вывод описанным им событиям в виде изречения пророка Исаии.

Об этом и пишет известный толкователь Библии, А.П. Лопухин. "Он (Матфей) только что рассказал об исцелениях, совершенных Христом, бесноватых и больных и это дает ему повод привести указанное пророчество Исаии" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.168).

Почему же Матфей делает такой вывод из поступка Спасителя, связанного с исцелением больных людей и бесноватых? А потому чтобы ещё раз показать древним евреям, что Иисус из Назарета никто иной, как подлинный Мессия. Потому что именно о Мессии пророк Исаия сказал свои слова о том, что Мессия придёт и возьмет "на себя наши немощи и понесет наши болезни". Матфей показывает древним евреям, что слова пророка Исаии, сказанные в отношении Мессии полностью сбылись в земной жизни Иисуса из Назарета. И предсказание пророка Исаии о том, что Мессия понесет наши болезни, наиболее ярко проявилось тогда, когда Спаситель вылечил огромную толпу народа субботним вечером у дверей дома Апостола Петра. Поэтому, коль предсказание, сделанное пророком Исаией, и сказанное о Мессии, полностью оправдались в земной жизни Иисуса Христа, то значит Иисус из Назарета и есть никто иной, как настоящий Мессия. Именно с этой целью Матфей и приводит данное изречение пророка Исаии. Более того, чтобы доказать то, что Иисус из Назарета является именно истинным Мессией, Матфей и в предыдущей части своего повествования обращается к ссылкам на предсказания пророка Исаии. Например, Матфей указывает на факт предсказания, связанный с рождением Иисуса Христа "да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына" (Матф.1:22-23). Другую цитату из пророка Исаии Матфей в своей книге приводит как ссылку на предсказание о вестнике, возвещающем в пустыне о скором приходе Мессии (Ис.40:3) и (Матф.3:3). Матфей это делает для того, чтобы показать древним евреям, что коль целый ряд предсказаний пророка Исаии полностью сбываются в жизни Иисуса из Назарета, значит Он и есть никто иной, как настоящий Мессия. Используя предсказания пророков древнееврейского народа о Мессии в своем Евангельском повествовании, Матфей наглядно показывает, каким предсказывали Мессию древнееврейские пророки. Матфей из этого делает вывод, что именно таким и предстает Иисус из Назарета в Своей земной жизни, воплощая эти предсказания. Согласно одному из таких предсказаний, сделанных пророком Исаией и используемых Матфеем, Мессия "взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис.53:4) (Матф.8:17).

Наиболее традиционно для многих толкователей этот стих поясняет А.П. Лопухин. "Так как раб Иеговы у пророка несомненно изображается таким лицом, которое берет наши немощи и несет наши болезни, то это дает повод Евангелисту при новом сближении предсказанного пророком Исаией раба Иеговы с действительным Христом, приписать Христу те же черты, какие свойственны были и рабу Иеговы у пророка Исаии... Сближение раба Иеговы со Христом в 17-м стихе не является таким образом механическим, но имеет глубокий внутренний и сокровенный смысл, соответствующий идее Евангелия. Евангелист теперь видит в деятельности Христа участие в наших немощах и болезнях, и в этом смысле прилагает к Нему пророчество Исаии ввиду большого сходства идеального страдальца с Христом" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.169). Вот такое, несколько расплывчатое и туманное, но свойственное по смыслу комментариям многих толкователей, пояснение разбираемого стиха и дает А.П. Лопухин.

Этот разбираемый стих в Евангелии Матфея вызвал много споров среди толкователей."В каком смысле можно понимать, что исцеляя больных, Христос взял на Себя наши немощи и болезни? Страдал ли Он Сам и болел, или же только вид человеческого страдания вызывал в Нём Его собственное страдание? Или же пророчество приведено в том смысле, что на исцеление тратилась Его собственная сила, и Он страдал от утомления и истощения? Все эти вопросы поднимались в разное время и решались, как и следовало ожидать различно в утвердительном смысле. Один экзегет решает затруднение так. Иисус Христос исцеляет больных, как показывают только что рассказанные исцеления. Делая так, Он "взял и понес" болезни во всяком смысле, в каком это можно сказать о враче. Переводчик выбирает два бесцветные слова (немощи и болезни) для выражения еврейского подлинника" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.168). В этой цитате А.П. Лопухин суммирует мнения многих толкователей о том, в каком смысле Матфей применил изречение пророка Исаии.

Отрывок, который приводит Евангелист Матфей, взят из книги пророка Исаии. Однако Матфей цитирует этот отрывок не по греческому тексту 70-ти толковников, а по тексту древнееврейского подлинника. "В подлиннике Исаии это место читается так "истинно наши болезни (немощи) Он поднял и наши страдания (мучения) понес их". Переводя это место 70 толковников заменили еврейское слово наши болезни ("халайну") словом грехи. Заключалась ли причина этого в непонимании переводчиками еврейского текста, или же это объясняется трудностью перевести еврейские слова ("халайну" и "макобну"), имеющие почти одинаковое значение, в настоящее время нельзя сказать с уверенностью. Но Евангелист ... не упомянул о "грехах". А перевел слово "халайну" через немощи. Еврейское же слово "наша", которое значит поднимать на себя перевел через взял, в отличие от имеющего одинаковое с "наша" значение еврейского "сабаль", которое он перевел словом "понес". Но как бы мы не переводили это место, трудность заключается не в переводе, а в применении этого места к обстоятельствам только что изложенным Евангелистом" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.168). В этой цитате А.П. Лопухин ошибочно утверждает то, что якобы Матфей в своем Евангелии переводил текст. Причем А.П. Лопухин даже не указывает с какого на какой язык Матфей переводил тексты. На самом деле Матфей написал свое Евангелие на древнееврейском языке. Цитату из предсказания пророка Исаии Матфей также берет на древнееврейском языке из древнееврейского подлинника, не переводя его на греческий. Книгу Матфея на греческий перевели позже другие переводчики.

Для того чтобы правильно понять разбираемый стих, необходимо уточнить значение слова "немощь". Слово "немощь" обозначает "слабость, болезнь" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.406). Согласно другому пояснению это слово обозначает "болезнь, недомогание, слабость" (Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, изд. "Русский язык", 1983, т.2, с.455). Как видим из объяснения смыслового значения слово "немощь" может употребляться не только для обозначения болезней, но и для обозначения слабости. "Слабый – 1 отличающийся малой силой, мощью; 2 болезненный, нездоровый; 3 малый, незначительный; 4 лишенный твердости, устойчивости; 5 неискусный, плохой; 6 не крепкий, не насыщенный; 7 не тугой, не полный; 8 тот, у кого не хватает сил, уменья, решительности" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.725). "Слабость 1 смотрите слово "слабый"; 2 недостаток физических сил, энергии; 3 недостаточная твердость и последовательность в поведении; 4 необременительная привычка, склонность" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.725).

Слово "слабость" (немощь) не только обозначало какой-нибудь недостаток, малую силу и т.д. Но в древнееврейском царстве имело и другой смысл. У древних евреев был специальный термин в виде словосочетания "духовная слабость". Это понятие было хорошо известно древним евреям. Поэтому Матфей, не расшифровуя, употребляет его, обозначив кратко словом "немощь", взятым из пророчества Исаии. Термин духовная слабость (немощь) в религиозной философии древних евреев обозначал первородный грех с его пагубными последствиями для человечества. Иными словами духовная слабость (немощь) в употреблении Матфея, это неспособность людей самостоятельно преодолеть вредные последствия первородного греха. Неспособность людей самостоятельно войти в Царство Небесное и достичь спасения своей души. Таким образом, употребив в своей книге в цитате, взятой из Исаии, слово "немощи", Матфей ведет речь не о болезнях, а о первородном грехе, который, как уже упоминалось, в среде еврейского народа в древние времена назывался специальным термином "духовная немощь". Об этом и говорят слова древнееврейского текста Исаии, примененные Матфеем "истинно наши болезни (немощи) Он поднял". В этом тексте, как уже говорилось, Матфей вместо слова "грехи", употребленное 70-ю толковниками, применил слово "халайну", обозначающее болезни, и в первую очередь обозначающее духовные болезни, то есть духовную немощь.

Применением цитаты из предсказания пророка Исаии Матфей древним евреям кратко дал ответ на важный вопрос о том, что же сделал Спаситель с человеческими болезнями (страданиями, мучениями), и каким образом сумел избавить людей от них. В цитате из Исаии Матфей говорит о том, что Спаситель взял на Себя наши немощи. Слово "взять" обозначает "1 смотрите слово "брать" (С.И. Ожегов, ук. изд., с.185). Слово "брать" означает "1 принимать в руки; 3. уносить, увозить с собой; 4. получать в свою собственность ... в своё распоряжение...; 5.принимать (с какой-нибудь целью, обязательством, на каких-нибудь условиях)" (С.И. Ожегов, ук. изд., с.63). Разбираемый стих Матфея с цитатой из Исаии надо понимать в том смысле, что Спаситель взял на себя духовные немощи людей, то есть духовную слабость человека. "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых" (Рим.5:6).

Под духовными немощами древние евреи понимали греховность человека. Грехи человека складывались из первородного греха (полученного от прародителей Адама и Евы) и личных грехов, совершенных человеком в течение его жизни по своей собственной воле. Если человек в своей жизни не совершал ни одного греховного поступка и был праведником (как, например пророки древнееврейского народа), то всё равно на нём оставался первородный грех. "Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама" (Рим.5:14). Из-за первородного греха человечество неспособно было достигнуть спасения в Царстве Небесном. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5:12).

Согласно взглядам евреев, проклятие Божье за первородный грех тяготело над человечеством и закрывало дорогу людям в Царство Небесное. И люди самостоятельно не могли избавиться от этой главной немощи человечества. Поэтому Бог-Отец послал в мир людей Своего Сына, чтобы Он принёс Себя в жертву и таким способом искупил первородный грех. "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1Иоан.4:9-10). "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16). Господь послал Искупителя ради праведников, которые были и будут, и которые своей праведной жизнью заслужили Царство Небесное (Ис.13:12). Поэтому, Бог-Отец ещё Аврааму, праотцу древнееврейского народа, обещал послать в мир людей в свое время Искупителя. И этот Искупитель, по словам пророка Исаии, должен взять на Себя немощи наши (первородный грех). Исаия указывает не просто на одну немощь в виде первородного греха, а говорит именно немощи наши, то есть, упоминая о грехах во множественном числе.

Исаия к первородному греху мог применить множественное число, обозначив этот грех как духовную немощь, потому что Бог за первородный грех изрек несколько проклятий, представляющих собой самостоятельные категории. Так, земля была проклята за Адама (Быт.3:17). Земля ему будет рожать тернии и волчицы (Быт.3:18). Хлеб Адам будет добывать в поте лица своего (Быт.3:19). Женщина будет рожать в муках (Быт.3:16) и т.д. Все эти проклятия (кары) Божьи связаны с понятием первородного греха, главной духовной немощью человечества. Именно эту немощь в виде первородного греха и должен был взять на Себя Спаситель, принеся Себя как искупительную жертву за первородный грех. Поэтому, согласно преданию, святая кровь Спасителя стекла по кресту (на котором Он был распят), и, проникнув в землю, омыла череп Адама (совершившего первородный грех). Даже гора, на которой был распят Спаситель, называлась Голгофа, что в переводе обозначает "череп". Это название было дано горе не только за её внешнее сходство с черепом. Но и потому что по древнееврейскому преданию именно под вершиной этой горы находился череп прародителя всех людей, Адама. Более того, череп Адама находился в земле именно под крестом, на котором был распят Спаситель. И святая кровь Спасителя, омывшая череп Адама, явила собой снятие (смытие) первородного греха с человечества. Поэтому именно в этом смысле и следует понимать слова пророка Исаии "взял на Себя наши немощи", указывающие на то, что Спаситель взял на Себя первородный грех. Слово "брать" означает "4 получать в свою собственность; 5 принимать с какой-либо целью" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.63). И если первородный грех Спаситель берет от людей на Себя в виде немощи духовной, то болезни, полученные человеком за его личные грехи в качестве наказания, Спаситель на Себя не берет, а помогает людям их нести.

Согласно словам Исаии Спаситель мира не только взял у нас, людей, наши немощи, но и понёс болезни. Слово "нести" обозначает "1 нагрузив на себя, перемещать; 2 быть опорой чему-нибудь" (С.И. Ожегов, ук. изд., с.411). Слово "нести" обозначает "1 взять в свои руки или, нагрузив на себя перемещать, доставлять куда-то" (С.И. Ожегов, 22-е изд., с.411).

В древнееврейском подлиннике пророчества Исаии в разбираемом месте говорится не только о болезнях (немощах), но и о страданиях (мучениях). "И наши страдания (мучения) понес их". В этой части своего пророчества Исаия говорит не просто о болезнях, как об этом сказано в современном переводе Библии, а именно о страданиях и мучениях. "Мука – сильное физическое или нравственное страдание" (Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, ук. изд., т.2, с.311). Слово "страдать означает 1 испытывать сильную физическую и нравственную боль, мучаться; 2 иметь какую-нибудь болезнь, недомогание; 4 принимать претерпевать муки" (Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой, ук. изд., т.4, с. 280). Таким образом, древнееврейский текст пророчества Исаии, употребленный Матфеем, по сравнению с современным текстом Библии содержит в себе более широкое смысловое значение. Потому что в древнееврейском тексте пророчества Исаии, указывается не только на физические болезни, а на страдания в целом. Потому что страдания в виде Божьей кары за грехи могут проявляться не только в виде конкретных болезней, но и в другой форме. Например, в виде душевных мук, заставляющих человека страдать.

В современном переводе Библии в разбираемом стихе говорится о болезнях, которые могут проявляться как в виде физических болезней, так и в виде духовных страданий. Все виды болезней по представлениям древних евреев также, как и душевные муки, были даны людям Богом как наказание за грехи. Человек, совершая личные (в отличие от главного первородного греха) свои грехи, становится ещё более немощным, то есть неспособным войти в Царство Божие. Но Спаситель понёс (помогает нести) личные грехи не всех людей. А, как сказано у Евангелиста Иоанна, только всякого верующего в Иисуса Христа, "дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16). То есть Спаситель помогает нести грехи только тем людям, которые исповедуют учение Христово и следуют ему в своей жизни. Поэтому как за одного человека, Адама, были прокляты все его потомки, так одним человеком, Иисусом Христом греховное человечество должно быть спасено. "Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим.5:18). Потому что Бог-Сын перед Богом-Отцом искупил человечество от греха и получил право прощать людям их грехи. И взяв немощи людей, которые просят помощи Божьей, Спаситель помогает таким людям стать духовно сильными людьми и победить грех и искушения.

Как уже говорилось, согласно представлениям древних евреев, болезни людям давались как наказание за грехи. Поэтому, применительно к эпизоду излечения людей у дома Апостола Петра, Спаситель простил пришедшим к дверям дома Апостола Петра людям не все грехи их жизни, а только те грехи, о которых они просили, и которые вызвали те конкретные излеченные Спасителем болезни. Согласно представлениям древних евреев, если Бог прощал грех, вызвавший конкретную болезнь, то и исцелялась сама болезнь. Спаситель исцелил этих людей для того, чтобы они имели возможность изучать и воплощать Закон Божий в своей жизни, и жили без мук и страданий от болезней. И если люди будут исполнять учение Христово, то тогда сумеют войти в обещанное Царство Небесное. Иными словами Спаситель исцелил людей для того, чтобы они имели возможность изучать учение Христово, не отвлекаясь на страдания, вызванные болезнями. И воплощая учение Христово в своей жизни, эти люди будут совершать добрые дела для достижения спасения и наследования Царства Небесного.

Согласно словам Исаии Спаситель мира не только взял у нас, людей, наши немощи в виде первородного греха, но и понёс болезни. Каким же образом Спаситель несет наши болезни? Как надо понимать слова о том, что Спаситель несет болезни людей? Личные грехи, которые приводят к страданиям и мучениям в жизни грешного человека, проявляются в дальнейшем в виде неприятностей, выразившихся или в форме физических болезней, или неблагоприятных жизненных ситуаций, или в виде неудач в личной, производственной жизни, или в виде препятствий в достижении заветной цели, что и вызывает у человека сильные мучения и страдания. Все эти неприятности (предварительно вызванные личными грехами) угнетают человека как огромная ноша, или тяжелый груз, мешающий человеку жить счастливо. Если человек под влиянием этих трудностей осмыслил свой греховный жизненный путь и решил уйти с него на путь праведный, и при этом искренне покаявшись в своих грехах, обратился к Богу за помощью через свои искренние молитвы. То в таком случае Господь может понести эту жизненную ношу такого раскаявшегося и решившего жить по Божьим законам человека. Слово "нести" обозначает "1 нагрузив на себя, перемещать; 2 быть опорой чему-нибудь" (С.И. Ожегов, ук. изд., с.411). Несет Господь эту ношу тем образом, что берет на Себя все те жизненные трудности и неурядицы (например в виде болезней или трудных жизненных ситуаций), которые угнетают человека как тяжелая поклажа или груз и освобождает такого человека от этих неприятностей. То есть Господь способствует тому, что неприятности, вызывающие страдания на какое-то время разрешаются благополучно, а болезни проходят. Иными словами Спаситель нагружает (берет) на Себя наши жизненные трудности и болезни. И несет груз наших жизненных неурядиц и забот вместо нас, нагрузив его на Себя, и этим являясь для нас опорой и поддержкой. Однако Господь помогает нести жизненные трудности такому человеку лишь временно, делая это для того чтобы, освободив такого человека от жизненных мук и страданий и иных трудностей жизни, чтобы дать ему возможность начать делать добрые дела и жить по законам Божьим. Однако Спаситель несет ношу жизненных трудностей не всех людей, а только тех людей, которые искренне осудили свой греховный образ жизни, приняли учение Христово, и на практике стали совершать добрые дела и жить по заповедям Божьим. Делает это Господь потому, что старается помочь человеку отойти от греха и улучшить его жизнь. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16). В то время пока ношу грехов за человека несет Бог, человек может своей добродетельной жизнью искупить свои личные, ранее совершенные грехи. Если же человек не использует то время, когда Господь несет за него ношу его грехов, то Спаситель возвращает ему его грехи. И тогда у человека в жизни снова возникают неприятные проблемы (в виде трудностей, препятствий, неурядиц и преград), но уже имеющие непреодолимый характер. И такой человек возвращается в муки своей греховной жизни, но уже живет без Бога.

Из всего выше сказанного видно то, что Спаситель согласно тексту пророчества Исаии взял на Себя наши немощи в виде первородного греха. А "наши страдания (мучения) понес их". То есть наши страдания, проявляющиеся в виде болезней и жизненных трудностей, даны нам за наши личные грехи. И Спаситель их не берет от нас на Себя, а лишь помогает нам эти страдания (мучения) нести. Иными словами Спаситель не взял на Себя наши личные грехи, и вызванные этими грехами "наши страдания (мучения)" (как указано в древнееврейском тексте пророчества Исаии) и "наши ... болезни" (как указано в тексте современного русского перевода Библии). А помогает нам их нести. То есть за нас, грешных людей, несет груз наших личных грехов, и вызванных этими грехами страданий и болезней, окончательно не взяв этот груз на Себя, а временно помогая нам, людям, его нести.

Разбираемый стих комментировался и таким образом. "В каком смысле можно понимать, что исцеляя больных, Христос взял на Себя наши немощи и болезни? ... Один экзегет решает затруднение так. Иисус Христос исцеляет больных как показывают только что рассказанные исцеления. Делая так, Он "взял и понес" болезни во всяком смысле, в каком это можно сказать о враче" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.168).

В приведенном пояснении разбираемые Лопухиным слова изображают Спасителя как врача. Но эта мысль опровергается тем аргументом, что Исаия не мог в своем пророчестве, сказав о немощах и болезнях, подразумевать в этих словах только одни болезни и называть их дважды, обозначив словами немощь (в смысле телесная болезнь) и ставить это слово рядом вновь со словом болезнь. Исаия в своем пророчестве не повторяется. А словом немощь указывает на главную немощь (слабость) человечества в виде первородного греха. А словом болезни обозначает физические болезни человека, данные ему Богом за его личные грехи, что отражено в современном тексте Библии. А в древнееврейском тексте пророчества Исаии сказано о наших страданиях (мучениях), которые даны за наши личные грехи, и могут проявляться как в виде болезней, так и в виде жизненных трудностей. Поэтому, согласно предсказанию Исаии Спаситель пришел затем, чтобы взять на Себя немощи в виде первородного греха и помочь нести наши личные грехи.

Таким образом, выражение "взял на Себя наши немощи и понес болезни" нужно воспринимать как образное и иносказательное. В первой части это выражение указывает на то, что Спаситель взял на Себя духовную немощь и освободил людей от первородного греха Своей искупительной жертвой. Во второй части это выражение говорит о том, что Спаситель понёс наши болезни. А по древнееврейскому тексту предсказания Исаии страдания (мучения). Как уже говорилось, применительно к эпизоду излечения людей у дома Апостола Петра, Спаситель простил исцеленным людям не все грехи их предыдущей жизни, а только те грехи, которые вызвали определенные болезни у этих людей. И излечил именно те болезни, которые эти люди и просили Спасителя у них исцелить. Спаситель прощает все грехи только Своим последователям, то есть тем людям, которые искренне исповедуют Его учение и строят свою жизнь по Законам Божиим.

В связи со словами Исаии возникает вопрос, почему Спаситель не взял на Себя все личные грехи пришедших к дому Петра капернаумцев, чтобы они вошли в Царство Небесное? Ведь это цель и миссия Спасителя, как можно больше людей спасти. На этот вопрос можно дать такой ответ. Спаситель дал просящим капернаумцам ровно столько, сколько они просили. Ведь не секрет, что они просили у Спасителя в основном об исцелении болезней физических. И эти просьбы были удовлетворены Иисусом Христом. Жители Капернаума и окрестностей получили исцеление от болезней. Но, к сожалению, о том, чтобы Спаситель помог им в преодолении тернистого пути к спасению и наследованию Царства Небесного никто (или почти никто) из жителей Капернаума не просил. То есть капернаумцы, согласно Евангелию, в основном ограничились исцелением от телесных болезней. Услышав из уст Спасителя проповедь в синагоге при первом исцелении тёщи Петра, капернаумцы не сделали необходимых выводов и не изменили свою греховную жизнь. Доказательством того, что капернаумцы не последовали вразумлениям и наставлениям Спасителя, данным Им в день первого исцеления тёщи Петра, является тот факт, что Иисусу Христу при втором исцелении тёщи Петра снова пришлось лечить капернаумцев от тех же болезней. И при повторном исцелении капернаумцы снова просили Спасителя лишь о телесном исцелении. Хотя жители Капернаума (как и другие древние евреи), прекрасно знали из пророчеств о Мессии из книги Исаии, (которую они читали в синагогах) о том, что главной целью Спасителя было именно искупить немощи (в виде первородного греха) людей, помочь нести людям свои личные грехи и наставить их на путь истинный через просвещение учением Христовым для достижения спасения. В своей книге (глава 53) Исаия дает точную характеристику деятельности и цели прихода в мир людей Мессии–Христа. Исаия говорит о том, что "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:6). "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис.53:5). То есть Спаситель пришел в мир людей прежде всего, чтобы взять на Себя первородный грех, довлеющий над ними. И для того, чтобы помочь нести тяжелую ношу личных грехов людям, раскаивающимся и желающим избавиться от греха и более не повторять грех. Таким образом, Спаситель пришел, чтобы помочь людям, стремящимся к спасению, в том чтобы достичь этого спасения и наследовать Царство Небесное, избежав страшной участи вечного пребывания в муках в геенне огненной. И вот именно эта главная функция Спасителя и была невостребована капернаумцами. Поэтому Матфей, цитатой из книги Исаии "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис.53:4), предостерегает других людей из других селений не повторять ошибок капернаумцев.

На примере капернаумцев видно, что Спаситель несет наши "болезни" и иные страдания только тогда, когда мы избираем Его нашим Помощником и обращаемся к Нему с просьбами об этом. И, прежде всего, просить Спасителя нужно именно о том, чтобы Он помог в достижении главной цели человеческой жизни – в преодолении трудного и тернистого пути к спасению человека и наследованию Царства Небесного. И в том, чтобы Спаситель, неся на Себе груз наших грехов, становясь нам опорой в нашей жизни и наших добрых делах, помогал нам, людям, в деле нашего спасения.

Делая вывод из всего выше сказанного, можно сказать о том, что 70 толковников в своем переводе Библии необоснованно заменили слово "болезни (немощи)" на слово "грехи". Ведь словом "немощи" Исаия конкретно указал на первородный грех. А словом "болезни (страдания, мучения)" указал на физические болезни и иные мучения, вызванные нашими личными грехами. То есть Исаия перечислил то, что мешает человеку достичь Царства Небесного: первородный грех и грехи личные. А по 70-ти толковникам получается, что Спаситель взял на себя немощи (грехи) и понес грехи. Однако Матфей не согласился с таким переводом, и оставил слова "немощи" и "страдания", фигурирующие в древнееврейском подлинном тексте книги Исаии.

Применив в разбираемом стихе цитату из Исаии, Матфей указал древним евреям на то, что Спаситель участвует в искуплении человеческих грехов, как это было ранее предсказано пророком Исаией. Применением этой цитаты Матфей также указал на то, какие грехи искупил Спаситель, обозначив словом "немощи" первородный грех. А словом "болезни" обозначив искупление физических болезней и душевных мук, полученных людьми за их личные грехи. Поэтому использование Матфеем цитаты из пророчества Исаии является умелым выводом, сделанным Евангелистом для пояснения эпизода излечения бесноватых и больных людей в Капернауме. Причем такой вывод не только отличается философской глубиной, но и характеризует главное предназначение Мессии, Его спасительную и искупительную цели, отраженные в предсказании пророка Исаии.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-март 2001 г.