"Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону" (Матф.8:18). Спаситель, увидев вокруг Себя большое количество людей, повелел ученикам Своим отплыть на другую сторону озера Генисаретского.

При прочтении этого стиха у читателей может возникнуть ложное впечатление, что причиной, по которой Спаситель отплыл на другой берег, было большое количество народа. Спаситель не сбежал от только что пришедшей толпы народа, уплыв на другой берег озера, как об этом ложно и бездоказательно утверждают атеисты.

Слова "увидев же Иисус вокруг Себя множество народа" надо понимать так. Спаситель окинул взглядом большую толпу народа, которая Его окружала. Поскольку Он закончил Свою проповедь, и просветил этих людей достаточно хорошо. А затем излечил их от тех болезней, от которых они хотели излечиться, то решил отправиться распространять слово Божье и среди других людей. Для того чтобы осуществить свою цель о благовествовании (распространении) учения о Царстве Божием среди народов других мест и городов, Спаситель и велел Своим ученикам отплыть на другую сторону (на другой берег) озера Генисаретского. В этой другой стороне Спаситель и намеревался среди других людей распространять Свое учение.

Так же поясняют этот стих и другие толкователи. Например "после того Иисус учил народ на берегу озера, а потом вошел в лодку с учениками Своими и велел им отплывать на другую, то есть восточную сторону озера. Они исполнили Его приказание и отплыли" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.273).

Разбираемый стих начинается словом "увидев", а предыдущий стих повествует о том, что Он излечил огромную толпу народа. Может возникнуть впечатление, что Спаситель не замечал этих людей до своего отплытия? Естественно просвещая и излечивая этот народ, Он его видел. Но в конце Своего пребывания с народом Спаситель обозрел его полностью, перед тем как отпустить его от Себя. Дело в том, что древние евреи времен прихода Искупителя были воспитаны в том духе, чтобы ожидать Мессию. По их представлениям Мессия должен прийти и пребывать со Своим народом краткое время. Согласно древнееврейскому воспитанию времен ожидания Мессии, каждый достопочтенный и порядочный еврей считал своим долгом находиться рядом с пришедшим Мессией. Почему? А потому, что согласно представлениям древних евреев, с приходом Мессии должна начаться для их народа новая эра и новая жизнь, о которой и должен был рассказать пришедший Мессия и дать новые законы жизни. Поэтому Спаситель в Своих беседах говорил не только о новых правилах жизни ("Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" Иоан.13:34), но и о том, что нужно чтить и Ветхозаветный Закон Божий, и как его нужно исполнять ("Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" Матф. 5:17).

После проповеди и лечения древние евреи не разошлись и были рядом с Мессией по следующим причинам. Во-первых, потому что ждали от Спасителя новых поучений о жизни, о чем часто спрашивали "что нам делать?" (Иоан.6:28). Во-вторых, ждали новых чудес. В-третьих, хотели видеть своими глазами всё, что делал Мессия, пока пребывал со Своим народом. Несмотря на то, что Иисуса Христа, как Мессию, не признали религиозные руководители Иерусалимского храма, большая часть древнееврейского народа, послушав Его проповеди и увидев Его чудеса, признала Его как Мессию. Признавшие Иисуса Христа как Мессию евреи, по их представлениям должны были Ему подчиняться во всём, как Богу. Поэтому евреи и следовали толпами за Спасителем после того, как Он заканчивал проповедовать и творить чудеса. И ожидали Его новых слов и повелений. В Евангелиях часто встречаются эпизоды, когда Спаситель после проповедей и исцелений говорил, что разрешает людям расходиться, отпускает их (Матф.14:15), (Матф.15:39), (Мар.4:36). Поэтому евреи не уходили от Спасителя без особого на то разрешения после проповедей и исцелений. В разбираемом стихе как раз и отображен этот момент, когда народ после окончания проповеди и исцелений был рядом со Спасителем и не расходился. А Спаситель перед тем, как отпустить народ и уплыть на другой берег, ещё раз окинул весь народ взглядом, отпустил народ и велел ученикам отплыть на другую сторону Генисаретского озера.

Ещё одной причиной, по которой Спаситель приказал отплыть на другой берег, было то, что Спаситель исполнил все просьбы жителей Капернаума об исцелении от физических болезней. И большего они не просили. Поэтому Спаситель исполнил всё, что от Него ждали эти люди. И может быть даже с чувством некоторого разочарования в капернаумцах Спаситель приказал отплыть на другой берег к другим людям, может быть более чистым сердцем и желающим не только излечиться от телесных болезней, но и получить наставления и помощь от Спасителя в достижении спасения и Царства Небесного. То есть Спаситель, придя в мир людей, прежде всего, призван дать людям спасение (о чем надо было Его просить в первую очередь). А потом уже просить об излечении телесных болезней. Однако жители Капернаума этого не сделали. И Спаситель дает им вторую возможность. Приходит в их город ещё раз, во время второго исцеления тёщи Петра. Однако и во второй раз Спаситель интересует капернаумцев только как целитель телесных недугов. Это видно из того, что они возле дома Петра собрались для излечения телесных болезней. Исполнив просимое, Спаситель и уплывает на другой берег Генисаретского озера, где люди больше интересовались спасением и учением Христовым, чем жители Капернаума.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-март 2001 г.