"Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел" (Матф.8:19). В этом стихе говорится о том, что перед тем как отплыть на другой берег Генисаретского озера, к Спасителю подошел книжник, который, назвав Спасителя учителем, сказал, что будет следовать за Ним, куда бы Иисус Христос ни пошел. В разбираемом стихе фигурирует человек, называемый Матфеем "книжником". Книжниками в древнееврейском государстве называли определенную касту (общественную группу) ученых людей, которые особо ревностно изучали и оберегали от искажений святые религиозные книги древних евреев. При переписывании священных книг книжники заботились о том, чтобы не искажать текст этих книг. Эти люди также толковали (поясняли) народу религиозные тексты и советовали, как лучше надлежит поступать человеку в том или ином случае жизни с учетом требований Закона Божьего. Слово "книжник" по-еврейски называется "соферим". Это слово в буквальном переводе с древнееврейского означает "писцы". Каста книжников возникла среди древних евреев вскоре после Вавилонского пленения. Эта каста представляла собой людей, ревностно заботившихся о восстановлении, сохранении и толковании Священных текстов древних евреев.

Каждый известный книжник обязательно имел учеников, которым рассказывал о Священном Писании, и давал им свое пояснение Закона Божьего. Титул "книжник" был в древнееврейском обществе очень почетным званием и первоначально применялся к людям весьма образованным, хорошо знающим и толкующим Священное Писание, к людям, которые сами добросовестно соблюдали Закон Божий. Первым человеком, получившим в Библии наименование "книжник" был священник Ездра. "Сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом" (Ездр.7:6). В Библии на примере Ездры также говорится о том, каким должен был быть настоящий книжник. "Потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде" (Езд.7:10). Ездра всей своей жизнью показал образец того, каким должен быть настоящий книжник, и заслуженно носил это звание. "Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному, и прочее" (Ездр.7:12). За свой благочестивый образ жизни Ездра пользовался уважением у правителей государств и простых людей, которые ему оказывали всяческое содействие "И от меня царя Артаксеркса дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте" (Ездр.7:21). За то, что книжники распространяли и толковали Закон Божий, их ещё называли законниками или законоучителями (Лук.5:17). Как уже говорилось, на этих людях лежала обязанность переписывать Закон Божий. А в дальнейшем книжники были обязаны пояснять и решать все религиозно-правовые вопросы в судах, в синедрионе и т.д., связанные с толкованием, пояснением Закона Божьего. Для того чтобы выполнять эту работу, человек, ставший книжником, должен был обладать обширными знаниями по истории древнееврейского народа, быть сведущим в правовых, экономических, семейно-бытовых вопросах. А главное, не просто знать Закон Божий, а уметь давать ему наиболее ясное, убедительное и аргументированное толкование. Поэтому настоящие книжники-законники пользовались большим уважением у древнееврейского народа и входили в состав синедриона. Синедрион в древнееврейском государстве представлял собой религиозно-политический орган, решавший все главные вопросы страны. Постепенно движение книжников пришло в упадок. И со временем в этом движении вместо настоящих, честных и образованных книжников (законоучителей) появились хитрые и коварные люди, которые ради корысти и наживы, почестей и славы претворялись праведными, и при этом, не думая соблюдать Закон Божий. Они использовали звание книжника только для получения почестей, богатства и сытой безбедной жизни. При этом книжники-приспособленцы выступали в древнееврейском обществе в качестве богословов-толкователей, а также заседали в синедрионе (в главном религиозно-политическом органе древнееврейского государства). "И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?" (Матф.2:4). "Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах" (Лук.20:46). Поскольку книжников-приспособленцев не устраивали заповеди Божьи, которые они не желали соблюдать, то они придумали множество своих заповедей и постановлений, которые якобы поясняли Закон Божий. На самом деле поучения книжников искажали Закон Божий и нарушали запрет Божий о том, что нельзя к Закону Божьему прибавлять человеческие постановления. "Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего" (Втор.4:2). Эти человеческие дополнительные постановления к Закону Божьему, необоснованно придуманные книжниками, насчитывали 613 положений и состояли из 248 повелений и 365 воспрещений. Эти добавления были собраны в книгу, называемую Мишна (что означает повторение или второй закон). Мишна со временем сделалась, по словам книжников-законников, якобы важнее Закона Божьего, данного людям Богом через пророка Моисея.

Мишна, согласно преданию, была составлена равви (то есть учителем) Иудой Святым около 200 года по Р.Х. Мишна была поделена на 6 частей, в состав которых входило 63 трактата. Впоследствии к Мишне была добавлена ещё одна книга человеческих постановлений, названная "Гемару", что в переводе с еврейского означает "завершение". Эта книга была написана в 350 году по Р.Х. в Тивериаде. Другое издание "Гемару" было написано в Суре в 550 году по Р.Х. Гемару представляет собой толкование Мишны и её дополнение и завершение. Мишна и Гемару соединены в огромный сборник пояснений, который называется Талмуд. Это слово обозначает "учение" или "изучение". Талмуд по древнееврейски называется словом "ламейд" и представляет собой свод (собрание) религиозных трактатов древних евреев, поясняющих Закон Божий. Устная традиция Талмуда возникла в 2-1 вв. до Р.Х. Письменное выражение и оформление Талмуда длилось три века (с 3-го по 5-й). В Талмуде рассмотрены многие религиозные понятия. Например, о страшном суде, о воздаянии Божьем. А также изложены нормы законодательного, гражданского, семейного права. Изложены многие другие вопросы. Несмотря на то, что книжники всячески возвеличивали придуманные ими постановления и ненужные добавления к Закону Божьему, Спаситель критиковал постановления книжников как противоречащие Закону Божьему, и называл их учениями и заповедями человеческими. "Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим" (Матф.15:9). "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2:8).

Часто особо чтимых и знающих книжников выбирали руководителями касты (партии) фарисеев, самой многочисленной и активной религиозно-политической партии древнееврейского государства. Многие книжники и фарисеи прекрасно знали, что их толкования искажают Закон Божий, но использовали эти толкования в своих корыстных целях. Незадолго до проповеднической деятельности Спасителя книжники-законники, враждуя между собой, разделились на две партии, которые носили имена их лидеров, Гиллеля и Шаммая. Гиллель скончался в 120-летнем возрасте около 10 г. по Р.Х. После Гиллеля книжники-законоучителя стали носить один из трех придуманных ими почетных титулов. Рав - самый низкий титул, означаемый "наставник". Рабби - промежуточный титул, означаемый "мой наставник". И высший титул раббан, означаемый "наш наставник". Титул раббан носил и знаменитый книжник-наставник Гамалиил, учеником которого был Апостол Павел. "Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время" (Деян.5:34). "Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне" (Деян. 22:3). Гамалиил принадлежал к школе Гиллеля. Различия между школами книжников-законников Гиллеля и Шаммая сводились к непринципиальным мелочным вопросам толкования Закона Божьего. Например, позволительно ли добропорядочному еврею в праздничный день производить перестановку лестницы от одной голубятни к другой? Или позволительно ли есть яйцо, которое курица снесла в день святой субботы, и т.д. Книжники указанных двух партий не только спорили из-за пустяковых вопросов и носили пышные титулы учителей и наставников, но и любили "приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Матф.23:7). Такое поведение книжников противоречило Закону Божьему, потому что способствовало формированию в человеке тщеславия и гордыни. А приписывание себе звания учителя духовного нарушало заповедь Божью, о чём и говорил Спаситель. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос" (Матф.23:8-10). Книжники носили специальные длинные одежды, чтобы своим нарядом подчеркнуть свою принадлежность к касте (секте) книжников-законников. Они организовывали себе восхваления и приветствия в публичных местах. Они занимали лучшие места в синагогах, синедрионе и даже в пиршественных залах. За такой образ жизни, противоречащий Закону Божьему, и осуждал их Спаситель, часто повторяя слова "горе вам, книжники и фарисеи" (Матф.23:13-15;23;25;27;29), (Лук. 11:44). "Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах" (Лук.20:46).

Однако в среде книжников, особенно среди знаменитых законоучителей, находились люди, которые показывали окружающему древнееврейскому обществу то, что они соблюдают законы Божьи. И не только правильно поясняют Закон Божий, но и ведут добропорядочную жизнь по нему. Именно таким был книжник Гиллель, возглавлявший одну из школ книжников. Например, он не только соблюдал заповеди Божьи, но и бесплатно учил своих учеников и не брал себе никакого титула. И часто выступал со своими остроумными проповедями в притворе Иерусалимского храма или в синагогах. Он сам своим трудом зарабатывал себе на пропитание, работая простым дровосеком. Ещё при жизни Гиллеля древние евреи часто сравнивали его с главой (лидером) другой школы книжников, с Шаммаем. И делали вывод о том, что Гиллель давал пояснения Закона Божьего более грамотно, понятно и доступно, чем Шаммай. Причем свои выводы древние евреи подтверждали примерами из жизней этих двух наставников касты книжников. Например, в народе говорили о том, что к Шаммаю пришел язычник и сказал, что обратится в иудейство, если этот учитель расскажет ему весь Закон Божий, стоя на одной ноге. Шаммай пришел в неописуемую ярость и прогнал язычника. Тогда тот язычник обратился с данным вопросом к Гиллелю. Гиллель очень любезно принял язычника и внимательно выслушал его просьбу. Затем стал на одну ногу и быстро произнес такой ответ: "Всегда почитай Единого и Всемогущего Бога. Никогда не причиняй ближнему того, чего не желаешь и себе. В этом смысл всего Закона. А всё остальное является приложением и объяснением. Иди и придерживайся этого главного правила в своей жизни". У Гиллеля было много замечательных метких и ясных высказываний, которые после его смерти его ученики собрали в специальную книгу. Эта книга называлась "Пирке абот" и представляла собой сборник мудрых изречений учителя Гиллеля. Вот некоторые из этих изречений, взятых из указанной книги. "Не смей судить своего ближнего, пока не окажешься в его положении". "Никогда не говори о том, что будешь обращаться к Богу только тогда, когда у тебя будет свободное время. Может быть такого свободного времени у тебя не будет никогда. Но это не значит, что ты не должен обращаться к Богу".

Как видим, многие изречения Гиллеля близки по смыслу и перекликаются с изречениями Спасителя. Поэтому изречения Гиллеля (который до прихода Спасителя имел огромную известность в среде древнееврейского народа и считался знаменитым учителем) сравнивались с высказываниями Иисуса Христа. Более того, среди приверженцев Гиллеля находились и такие агрессивно настроенные его ученики-книжники, которые в своих проповедях открыто, но бездоказательно заявляли о том, что Иисус Христос якобы лишь повторяет мудрые изречения их учителя Гиллеля. Однако если вдумчиво разобраться и сравнить изречения Гиллеля и Иисуса Христа, можно найти между ними значительные различия. Например, Гиллель запрещал в своем изречении делать ближнему вред. Заповедь Спасителя о ближнем имеет более широкий смысл и подходит ко многим случаям жизни. И в отличие от утверждений Гиллеля (запрещающих делать грех), заповедь Спасителя поощряющая делать добро. "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Матф.7:12). Или, например, Гиллель говорил: "Не суди твоего ближнего, пока не будешь на его месте". А Иисус Христос опять дает изречение более всеохватывающее, многосмысловое, подходящее не к одному случаю, как у Гиллеля, а ко многим жизненным ситуациям. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоан.8:7). Если Гиллель говорит в своем изречении, что о грешнике можно судить лишь оказавшись на месте совершившего грех, то Иисус Христос говорит о том, что каждый человек повинен в малом или большом грехе. И поэтому грешника человеку не нужно судить вообще, так как это удел Бога. А задача истинно верующего человека состоит в том, чтобы помочь грешнику (как ближнему) исправить его грех. "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Матф.7:3-5). Как видим, Спаситель указывает на неверное суждение Гиллеля, что якобы человек может судить о грешнике только тогда, когда окажется на его месте. В отличие от Гиллеля, Спаситель указывает на то, что любой человек в той или иной степени в чем либо согрешил перед Богом. Поэтому должен не сам судить грешника, а предоставить это сделать Господу Богу. "Не судите, да не судимы будете" (Матф.7:1). Вот такое разительное отличие, говорящее о том, что изречения Иисуса Христа и в смысловом и философском плане совершенней изречений Гиллеля, можно увидеть и при сравнении других высказываний Гиллеля и Иисуса Христа.

Такой подробный рассказ о секте книжников и об одном из их учителей, Гиллеле, приводится только для того, чтобы читатели могли себе представить обстановку тех далёких дней из земной жизни Спасителя. Чтобы читатели могли понять, что до прихода Спасителя одним из почитаемых учителей древнееврейского народа был всеми уважаемый равви (учитель) Гиллель, который своим праведным образом жизни и своим умелым толкованием Закона Божьего снискал у древних евреев славу прогрессивного и мудрого проповедника. Система взглядов равви Гиллеля и близость их к высказываниям Иисуса Христа отразилась и на мировоззрении его лучших учеников-книжников. Поэтому многие из книжников, принадлежавшие к школе Гиллеля, постепенно признавали учение Спасителя, чему есть документальные подтверждения. "Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог, и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его" (Мар.12:28-34). "Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан.3:1,2). "Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" (Иоан.12:42-43).

Однако, на основании сходства изречений Гиллеля с изречениями, излагаемыми Иисусом Христом, некоторые ученики Гиллеля, подстрекаемые агрессивно настроенными к Спасителю книжниками и фарисеями, решили доказать то, что Иисус Христос якобы в Своих проповедях повторяет изречения их учителя, Гиллеля. Для того чтобы разоблачить Спасителя, как проповедника, по их мнению присвоившего слова и мысли их учителя, Гиллеля, некоторые книжники, направляемые фарисеями (и хорошо знакомые с системой взглядов Гиллеля) решили проникнуть в ближайшее окружение Иисуса Христа. Они собрались это сделать с той коварной целью, чтобы стать учениками Иисуса Христа, для того чтобы лучше познать Его учение, запомнить Его изречения и впоследствии всенародно разоблачить Спасителя, якобы повторяющего чужие мысли, и якобы присвоившего Себе изречения их учителя, Гиллеля. Именно с целью такого разоблачения и подошел к Спасителю книжник, описанный в разбираемом 19-м стихе, и лицемерно заявил о том, что пойдет за Спасителем всюду, куда бы Иисус Христос ни пошел. В пользу такого предположения имеется целый ряд подтверждающих аргументов. Во-первых, именно этот книжник, набивающийся в ученики к Спасителю, обязательно должен был находиться среди народа, слушавшего Нагорную проповедь. Ведь Нагорная проповедь была прочитана перед слушателями, в число которых входили все социальные группы древнееврейского народа и представители всех религиозно-проповеднических групп и партий, в том числе и книжники. Если бы этот книжник не был знаком с учением Христовым и не имел заранее намеченной цели, он бы не набивался к Спасителю в ученики. Ознакомиться с учением Христовым этот книжник предположительно мог именно во время произнесения Спасителем Нагорной проповеди. Поэтому можно предположить то, что перед тем, как стремиться стать учеником Спасителя, именно этот книжник присутствовал на Нагорной проповеди, на которой Спасителем были изложены основные положения Его учения. Во-вторых, именно этот книжник сопровождал Спасителя после Нагорной проповеди и своими глазами видел чудо исцеления прокаженного и знал о чуде исцеления слуги сотника. В-третьих, римский сотник и прокаженный называют Иисуса Христа Господом. "И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи!" (Матф.8:2). "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи!..." (Матф.8:5-6). Этим обращением они указывают на то, что считают Спасителя Мессией-Богом. А именно этот книжник, после того как он присутствовал на Нагорной проповеди, и видел чудеса исцеления прокаженного, знал об исцелении слуги римского сотника и об исцелениях, произведенных Спасителем у двери дома Апостола Петра (которые мог совершить только Мессия-Бог), уклончиво называет Спасителя рядовым званием "учитель" и не более того. То есть своим обращением к Иисусу Христу книжник указал на то, что он не признает Спасителя Богом. А просто считает Спасителя оним из многочисленных учителей, которых много странствовало в то время по древнееврейскому царству. Сама форма обращения этого книжника к Спасителю не совсем общепринятая для данного случая, и содержит в себе скрытую иронию. Дело в том, что чаще всего с такой словесной формой именно учитель обращался к тем людям, которых призывал на ученичество. И учитель обычно говорил своим будущим ученикам: "Иди за мой". "И говорит им: идите за Мною" (Матф.4:19). "На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною" (Иоан.1:43). Или "иди за мною, куда бы я ни пошел". Чаще всего человек, обращающийся к учителю, просто говорил о том, что он хочет стать его учеником, и выражал свою мысль по общепринятой формуле "равви научи меня всему тому, что ты сам знаешь" или "я хочу стать твоим учеником, чтобы знать всё то, что ты знаешь". Тот факт, что книжник не применяет в своей речи эту общепризнанную словесную формулировку, а применяет слова для своей просьбы об ученичестве в той традиционной форме, в какой обычно учитель предлагает кому-либо стать его учеником и говорит о скрытой насмешке книжника в его обращении к Спасителю. Возникает вопрос о том, почему же этот книжник, прослушавший Нагорную проповедь, и видевший исцеления прокаженного и людей у двери дома Апостола Петра, не уверовал в то, что Иисус Христос есть истинный Мессия и Господь Бог. Он не уверовал во Христа по той же причине, по которой фарисеи и религиозные лидеры древнееврейского царства не признавали Спасителя как Мессию, и объясняли Его чудеса чародейством. "А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" (Матф.9:34). "А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя" (Мар.3:22). К тому же этот книжник возможно, искренне считал, что коль проповеди Спасителя, по его мнению совпадают с изречениями Гиллеля, то Спаситель всего лишь обычный проповедник, якобы присвоивший чужие мысли. А чудеса Спасителя достигаются якобы через колдовство.

Поэтому определенная часть древнееврейского народа (чаще всего не видевшая своими глазами чудес Спасителя), находившаяся под влиянием религиозных руководителей из Иерусалима, настроенных враждебно к Спасителю, не доверяла чудесам Иисуса Христа и не вникала в Его учение, как и книжник, напрашивающийся в ученики из разбираемого стиха. Иерусалимские религиозные руководители не только вводили в заблуждение народ в отношении Иисуса Христа, но и подсылали к Спасителю книжников и фарисеев для того, чтобы скомпрометировать Спасителя различным образом в глазах народа. Среди древнееврейского народа времен земной жизни Иисуса Христа широко были известны слухи о том, что состоялось несколько заседаний синедриона, на которых решался вопрос, как бороться со Спасителем. (Деян.4:5) "И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа" (Лук.22:2). Причем на этих заседаниях тщательно разрабатывались детально продуманные планы борьбы со Спасителем. Один из таких планов и заключался в том, чтобы дискредитировать Спасителя, как якобы несостоятельного проповедника, в глазах народа. С этой целью книжниками и фарисеями распространялись слухи о том, что Спаситель якобы делает Свои исцеления при помощи колдовства. А проповеди Спасителя якобы основаны на изречениях к тому времени уже знаменитого проповедника-книжника Гиллеля. По сведениям из апокрифов, для того, чтобы эта версия получила широкое всенародное распространение и якобы имела неопровержимые доказательства (в отличие от слухов на эту тему) первосвященником Каиафой был одобрен план, согласно которому один из книжников-учеников, являвшийся ранее учеником или просто последователем книжника Гиллеля, должен стать учеником Спасителя. Это нужно было для того, чтобы этот книжник, сопровождая Спасителя, запомнил бы Его высказывания. А затем, уйдя от Спасителя как разочаровавшийся в Его учении ученик, стал бы выступать с проповедями по стране, в которых бы цитируя высказывания из книги Гиллеля, выставлял Спасителя как несостоятельного проповедника, якобы присвоившего чужие изречения. И на примерах сравнения высказываний Гиллеля и Иисуса Христа подорвал бы авторитет Спасителя, как проповедника, возвышая всячески учителя Гиллеля и компрометируя Иисуса Христа. Для осуществления этого коварного плана первоначально Каиафа обратился к наиболее искусным и красноречивым, а также почитаемым и известным книжникам, которые заседали в синедрионе. Однако чтобы не запятнать свой авторитет честных учителей шпионажем за Иисусом из Назарета, те отказались участвовать в этом деле. Тогда Каиафе посоветовали обратиться к менее авторитетным книжникам, но к таким, которые агрессивно относились к Спасителю. И хотя эти книжники были менее искусны в спорах и в ораторском искусстве, но зато враждебно воспринимали Спасителя и открыто критиковали Его. Для осуществления этого плана Каиафа избрал несколько книжников-лицемеров, согласившихся участвовать в этом коварном и подлом замысле. Можно предположить, что одним из таких книжников и был книжник, упоминаемый в разбираемом 19-м стихе. Это предположение основано на том, что даже в лицемерной просьбе этого книжника об ученичестве у Спасителя звучит скрытая насмешка. Это видно из того факта, что книжник, напрашиваясь в ученики к Спасителю, не применил в своей речи общепринятой словесной формулировки об ученичестве. И сам книжник Спасителя не называет Господом, не признавая Его тем самым Мессией-Богом. А просто называет Его учителем. Судя из обращения этого книжника к Спасителю и анализируя его слова об ученичестве, можно сделать вывод, что этот книжник, очевидно, питал враждебные чувства к Иисусу Христу.

На неискренность этого книжника указывают и другие комментаторы Библии. Например, Илларий Пиктовийский так поясняет это место. "Этот книжник - один из учителей закона; он спрашивает, следовать ли ему; как-будто в законе не содержится указания, что это - Христос, за которым можно было с пользою следовать. Таким образом книжник выразил свое неверие в недоверчивом вопросе; потому что верующий должен был не спрашивать, а следовать" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.170). Другие толкователи обращают внимание на детали этого стиха. "Слово "один" имеет очевидное отношение к "другой же" 21-го стиха и есть простое перечисление лиц, подходивших ко Христу с просьбою. Впрочем Блясс и Винер-Шмидель полагают, что "один" здесь употреблено в смысле неопределенного местоимения "некоторый", что вполне понятно, так как числительные часто употребляются в этом именно смысле" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.170). "Глаголы, указывающие на "отправление", в 18 и 19 одинаковые, но в разных временах. Русские переводчики передали глагол в 18 стихе больше по смыслу, чем по его действительному значению, потому что этот глагол не значит собственно "отплыть", а просто отходить или отправляться. Но если путь водный, то, крнечно, глагол значит и отплывать. Книжник, подошедший ко Христу, употребил тот же самый греческий глагол, и это значит, что он просил Христа взять его с Собою в лодку при отправлении на другую сторону" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.170).

Если бы книжник хотел только перебраться в лодке Спасителя на другую сторону Генисаретского озера, он бы не говорил о том, что пойдет со Спасителем и во все остальные места, помимо другого берега "куда бы Ты ни пошел". Поэтому в разбираемом стихе речь идет не о том, что книжник "просил Христа взять его с Собою в лодку при отправлении на другую сторону", как неверно указал А.П. Лопухин. А именно об ученичестве, что было выражено словами книжника о том, что он будет следовать за Спасителем "куда бы Ты ни пошел".


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-июнь 2001 г.