И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Матф.8:20). В этом стихе в ответ на просьбу книжника о том, чтобы стать учеником Спасителя и везде следовать за Ним, Иисус Христос дает ему отказ, указав на то, что Сын Человеческий бездомен и беден. Он не имеет, как лиса норы, и как птица небесная гнезда. Сразу увидев в душе книжника его неискренность, Спаситель, отказывая ему в ученичестве, дает примечательный ответ, имеющий глубокое философское содержание и заключающий в себе одновременно несколько смыслов. Спаситель увидел главную коварную цель книжника, состоящую в том, чтобы походить со Спасителем "куда бы Ты не пошел" и запомнить Его речи. А затем публично заявить о том, что якобы Спаситель на Своих проповедях использует не Свое учение, а изречения Гиллеля. Предположительно книжник таким образом исполнил бы поручение первосвященника Каиафы, связанное с дискредитацией Иисуса Христа и получил бы за это большое денежное вознаграждение. Вознаграждение было очень большим, потому что уже многие люди пробовали, не смогли исполнить задания синедриона навредить Спасителю при встрече с Ним, потому что от Него исходила Божественная сила. И всем, встретившимся со Спасителем, сразу становилось ясно, что перед ними не обычная, а Божественная Сверхъестественная Личность. Эту мысль очень метко отразил в своем замечании Апостол Филипп, который в разговоре с Нафанаилом о том, является ли Иисус из Назарета Мессией, в качестве убедительного аргумента приводит тот факт, что достаточно посмотреть на Спасителя, для того чтобы почувствовать Его Божественную Сверхъестественную Сущность. При этом Апостол Филипп выразил свою мысль словами "пойди и посмотри" (Иоан.1:46), указав на то, что сам вид Спасителя, общение с Ним, являются убедительным доказательством того, что Он Мессия. То, что Иисус из Назарета есть настоящий Мессия, доказывается и Его мудрыми рассуждениями и меткими изречениями, что и отразилось в ответе книжнику из разбираемого стиха.

В Своем ответе книжнику Спаситель делает намёк на его коварный план при помощи аллегорического упоминания лисы. Лиса у многих народов мира, в том числе и у древних евреев, издревле считалась символом лжи, хитрости и коварства. Таким упоминанием этого хитрого и коварного животного Спаситель языком аллегории хотел сказать о том, что намерения книжника не искренни, как у хитрой лисы. И что книжник, как коварная лиса, исполнен вероломства. Поэтому именно о лисе и упомянул в Своем ответе книжнику Спаситель.

Другой смысл ответа Спасителя (ответа, связанного с упоминанием о лисе) состоит в следующем. Спаситель языком символов говорит книжнику о том, что несмотря на то, что этот зверь хитер в своих вероломных замыслах и планах, но и он имеет нору. Нора в данном ответе Спасителя обозначает сытую и обеспеченную жизнь. А если человек беден, то он не имеет возможности купить себе дом. Поэтому в Своем ответе Спаситель дал аллегорическую характеристику книжника тем, что указал из всех животных Палестины именно на лису, с которой и сравнил книжника. Слова Спасителя, адресованные книжнику, нужно понимать так. Ты, книжник, пошел в законоучителя не для того чтобы познать, распространять, пояснять и самому соблюдать Закон Божий, а для того чтобы в первую очередь иметь славу за твою, якобы имеющуюся у тебя ученость и иметь богатство, позволяющее купить тебе и богатый дом, и иметь другие материальные блага, и жить безбедно. Поэтому ты, книжник, стремишься к почестям и славе, к богатству и роскоши, как лиса к своей норе. И для достижения своих корыстных целей ты, книжник, как лиса, используешь хитрость, изворотливость, ложь и лицемерие.

Сын Человеческий, то есть Мессия, в отличие от тебя, книжник, не стремится ни к славе и почестям, ни к роскоши и богатству. И поэтому Сын Человеческий не имеет даже Своего дома. Таким образом ты, книжник, живешь образом жизни хитрой лисы, стремящейся любыми путями (в первую очередь хитростью и коварством) к достижению сытой жизни, и стремящейся обеспечить свое благосостояние нечестным путем, символом которого в данном случае выступает нора лисы как образное обозначение собственности, личного имущества и богатства.

Доказательством правомерности сравнения книжника с образом лисы является наличие у книжника и лисы многих общих черт характера. Данный книжник стал законоучителем не ради познания, распространения и соблюдения Закона Божьего. А ради почестей и славы, лицемерно приняв облик благочестивого и добропорядочного, набожного и богобоязненного еврея. Лиса также может притворяться кроткой и ласковой, чтобы ближе подойти к своей жертве. То есть характеру книжника и лисы свойственно притворство, лицемерие, неискренность, вероломство. Судя по ответу Спасителя, книжник, как и лиса, стремится к богатству, символом чего в данном случае есть дом, которого у Иисуса Христа нет. Как книжник к богатству, так лиса стремится к своей норе, которая в данном случае символизирует достаток, безбедную жизнь. То есть лисе, как и книжнику, свойственны стремления к сытой беззаботной и обеспеченной жизни. Книжник, как и лиса, руководствуется в своей жизни не возвышенными Божьими принципами, которыми прикрывается, а низшими животными инстинктами. То есть книжник ведет, как и лиса, примитивную животную жизнь, главное в которой достижение сытного обеспеченного существования. А благородные духовные начала у книжника отсутствуют. Поэтому свои истинные цели в виде стремления к богатству и сытой жизни книжник притворно прикрывает лицемерными рассуждениями о Боге, о том, что он якобы сам живет по Закону Божьему. Лиса также, чтобы выследить и поймать дичь, способна затаиться, маскироваться и притворяться. Таким образом и книжнику и лисе свойственны такие черты характера как стремление к достижению корыстной цели и использование для этого таких свойств как лживость, неискренность, изворотливость, алчность и притворство. Книжник, как и лиса, по своей природе является хищником, который способен причинить вред другим людям. Например, книжник набивается в ученики к Спасителю не с целью познания философских истин Христианского учения, а с целью дискредитации Иисуса Христа и получения за это денег. В этом и проявляется такая общая черта характеров книжника и лисы, как склонность к предательству, к измене, к выполнению самых грязных дел ради своей корысти и выгоды. А также склонность к приобретению славы и богатства любым, даже бесчестным путем. Сын же Человеческий бездомен, беден и честен. Он не стремится к славе и роскоши. Поэтому книжнику, как и лисе, с Сыном Человеческим не идти одним путём, так как у них разные жизненные цели и дороги. Таким образом, Спаситель дал гениальный ответ книжнику, используя в нём в качестве аллегорического многозначительного примера именно лису и её нору, как широкомасштабный многосмысловой выразительный символический образ, представляющий собой емкую и выразительную характеристику книжника.

Своим сравнением книжника с лисой Спаситель разоблачил злые намерения и коварные планы книжника, показав его неискреннее желание стать учеником Спасителя ради дискредитации имени Спасителя, а не ради познания учения Христова. В Своем ответе Спаситель дал емкую и объективную характеристику самого книжника, сказав о том, что книжник такой же лживый и двуличный, как коварная лиса. И как уже говорилось, Своим ответом Спаситель показал, что этот человек стал книжником не ради служения Божьему делу, а ради достижения своих алчных корыстных целей, чтобы прославиться и получить почести и богатство. А для достижения этих целей книжник, как лиса, не брезгует вероломством, применяет хитрость и коварство.

Наряду с этим в Своем ответе, в котором фигурирует упоминание о норе-доме, Спаситель сумел книжнику много сказать и о Себе Самом. Спаситель сказал о Себе то, что Он беден и не имеет даже дома Своего. Спаситель указал фактом отсутствия Своего дома на то, что для Него, Спасителя, в жизни важны духовные, нравственные принципы, основанные на совершении добрых поступков и на служении Богу. А мирские ценности, такие как личный дом, достаток, слава, почести и богатство Его не привлекают. Спаситель, сравнив книжника с лисой, Своими словами дал понять, что Он не такой, как книжник, и не использует в Своей жизни такие бесчестные приемы как хитрость и коварство, свойственные книжнику и лисе. Спаситель этим ответом сказал о Своих жизненных целях. Спаситель не стремится в Своей жизни всех обмануть и перехитрить, и предать ради денег и славы, роскоши и богатства. А книжник подобен лисе, потому что он, как лиса использует в своей жизни обман и коварство ради личной корысти и выгоды. В данном конкретном случае выгода и корысть проявляются в том, что книжник выслуживается перед первосвященником Каиафой, планируя дискредитировать Спасителя, и получить за это почести, деньги и благосклонность начальства. Ведь в данном случае книжник, набиваясь в ученики к Спасителю, в дальнейшем намеревался предать Спасителя, чтобы угодить синедриону и выступить в качестве разоблачителя Иисуса Христа, ложно указав на то, что якобы Спаситель проповедует не Свое учение, а изречения Гиллеля. Потому из ответа Спасителя, в котором Он сравнивает книжника с лисой, сам собой напрашивается вывод о том, что книжник с повадками лисы, книжник лживый, лукавый, в ученики к Спасителю не годится. Спаситель учит Своих учеников не хитрости и коварству, не достижению славы и почестей, роскоши и богатства лисьим путем (то есть путем вероломства и обмана), а учит Своих учеников учению Божьему. Поэтому пути книжника и Спасителя расходятся. Так как у этих людей разные жизненные цели и мировоззрение.

Использовав в Своем ответе книжнику емкий и выразительный образ лисы, символизирующей обман и коварство, зачем же Спаситель продолжает Свой ответ и употребляет образ птиц небесных? Птицы небесные в ответе Спасителя также являются очень выразительным образом, причем содержащим очень ценную философскую информацию, представленную в иносказательной форме. Упоминание птиц небесных в ответе Спасителя представляет собой яркий аллегорический образ, имеющий свое глубокое смысловое значение. Древним евреям был хорошо понятен ответ Спасителя, потому что они хорошо знали, что обозначают на языке иносказаний (к которому очень часто в Своих проповедях прибегали пророки древнееврейского народа) символы лисы и птиц небесных. И если лиса символизировала собой подлость и вероломство, обман и коварство, то птицы небесные символизировали беззаботность, бездумное проживание жизни, легкомыслие, недальновидность, нерасчетливость. В среде древнееврейского народа часто говорили о каком-либо человеке, что он живет как птица небесная. И всем древним евреям сразу было понятно, что таким сравнением с птицей небесной характеризуется человек, ведущий беззаботный, праздный, не расчетливый, легкомысленный образ жизни. Поэтому издревле для выражения своих философских и религиозных понятий, логических суждений древние евреи прибегали к аллегориям, к языку символов и метких сравнений. Так и в данном месте Библии образ лисы, коварной и хитрой, и образ птиц небесных, легкомысленных и беззаботных, был ясен и понятен всем древним евреям, и представляет собой противопоставление противоположных понятий. Для наглядности и четкости в выражении Своей мысли Спаситель в Своем ответе использует прием противопоставления. Спаситель в Своем ответе книжнику, используя аллегорический образ птиц небесных, хотел сказать о том, что не только расчетливые и коварные люди, которые в своих жизненных поступках уподобляются лисе, имеют свой дом, то есть место, где живут, и имеют определенные блага и богатство, которые и хранят в собственном доме. Но и другая, противоположная им категория людей, легкомысленных и нерасчетливых, также не бездомны, хотя и не использует в своей жизни для достижения жизненных благ агрессию и хитрость лисицы. Противоположная агрессивным людям другая категория людей, в виде беззаботных легкомысленных птиц небесных, тоже имеет свой дом (в образе гнезда) и какие-то материальные блага. О птицах небесных Спаситель в Своем ответе книжнику упомянул не случайно. О птицах небесных Спаситель сказал для того, чтобы дать философско-логическое продолжение Своей мысли о лисах, и сделать эту мысль завершенной. Потому что при помощи образа птиц небесных Спаситель создает сопоставление противоположных понятий. И если лиса символизировала вероломство и коварство, обозначая один из типов людей, и представляла собой агрессивное начало в людях-хищниках (в людях, живущих образом жизни хищников, в данном случае лисиц), то птицы небесные символизировали собой кротких, нерасчетливых, легкомысленных людей, ведущих беззаботный образ жизни. Своим ответом книжнику Спаситель не только сказал о том, что книжник относится к категории людей-хищников, в данном случае лис. Но Спаситель, продолжая излагать Свою мысль в виде противопоставления, указал на то, что не только у людей-хищников, но и у беззаботных людей есть свой собственный дом. В данном случае дом в символической речи Спасителя обозначен норой лисы и гнездами птиц небесных. А у Сына Человеческого, то есть Мессии-Бога, родившегося в человеческой плоти, нет даже этой необходимости, нужной для нормальной (обычной) жизни человека, как свой дом.

Почему Спаситель сосредотачивает внимание на Своей бездомности? Возможно потому, что в вопросе бездомности Спасителя кроется какое-то очень важное религиозно-философское понятие. В мировой библиистике нет ответа на этот вопрос. Согласно представлениям древнееврейского народа бездомные и бездетные люди подлежали осуждению и презрению. Это происходило потому, что древние евреи считали, что бездетностью и бездомностью Бог наказывает грешных людей. Таким образом, если человек бездетен или бездомен, то есть, по мнению древних евреев, наказан этим, как карой Божьей, то и древние евреи вслед за Богом, должны осуждать и презирать такого человека за его якобы грешный образ жизни. Из предсказаний древнееврейских пророков известно, что истинный Спаситель-Мессия также будет презираем отдельными людьми, хотя в этих пророчествах не указано за что. "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис.53:3). Презрение со стороны отдельных людей, которое представляло пережить Спасителю, заключалось не только в Его бездомности или бездетности. Иисус Христос в Своем ответе именно книжному человеку (который знаком с пророчествами древнееврейских пророков) упоминанием о Своей бездомности как раз и указывает на то, что согласно представлениям древнееврейского народа Он и должен быть презираем. Иными словами, упомянув о Своей бездомности, Иисус Христос ясно указал на то, что в Его жизни сбылось предсказание Ветхозаветных пророков о том, что истинный Мессия будет презираем некоторыми людьми. Таким образом, поясняя иносказательную речь Спасителя (на которой было принято говорить в древнееврейском обществе того времени) можно сделать вывод о том, что упоминанием о Своей бездомности Спаситель указал книжнику на то, что перед книжником находится не просто учитель (как Его небрежно назвал книжник), а настоящий Мессия, в жизни которого сбылось даже такое пророчество древнееврейских пророков о том, что Спаситель будет презираем. И как видим, в данном случае Спаситель поясняет, что Он будет презираем за отсутствие дома, который есть у лисы в виде норы и у птиц небесных в виде гнёзд. Наряду с этим выводом в результате сопоставления лисицы и птиц небесных, Спаситель указал на бескорыстие великой миссии Мессии. Указал жадному и алчному книжнику на то, что Сам Спаситель мира и Его ученики ведут аскетический образ жизни и видят цель своей жизни не в приобретении богатства и почестей (к чему стремились фарисеи и книжники), не в достижении достатка, символом чего в данном случае выступает лисья нора и птичьи гнезда, а в бескорыстном служении Богу. Наглядным подтверждением этой мысли является и тот факт, что чудеса излечения Спаситель делает бескорыстно. Бескорыстие Спасителя также выразилось в том, что Он даже не имеет Своего собственного дома. Потому что Спаситель пришел в мир людей не для того чтобы приобретать дом и богатство, а для того чтобы научить людей праведной жизни.

Это место в ответе Спасителя книжнику может вызвать у многих читателей недоумение. Ведь многие читатели знают о том, что Спаситель в Назарете имел Свой дом, в котором раньше жил и воспитывался. Почему же Он отрицает наличие у Себя этого дома. Дело в том, что перед тем как начать Свое общественное служение, Спаситель собрал всю Свою семью и заявил о том, что Он поручает Иакову, своему старшему сводному брату всё хозяйство и заботу о семье и доме. А Сам уходит проповедовать среди людей, чтобы исполнить Свое Мессианское предназначение. Таким образом, все права на Свое хозяйство и Свой дом Спаситель передал Иакову. После того, когда Спаситель произнес Свою проповедь в Назаретской синагоге о Своем Мессианском предназначении, за что Его выгнали оттуда, отношение многих членов Его семьи, и особенно Иакова, к Нему резко изменилось. Иаков, как правоверный и достопочтенный иудей, осуждал Иисуса Христа за то, что Спаситель на этой проповеди в Назаретской синагоге осмелился намекнуть на то, что Он и есть истинный Мессия. Дева Мария, видевшая чудо непорочного зачатия и Рождения Мессии, чудо в Канне Галилейской, естественно знала о том, что Иисус Христос есть настоящий Мессия. Она говорила об этом Иакову. Но Иаков сомневался в её словах и не прислушивался к ним. Главным аргументом среди сомнений Иакова было то, что Иисуса из Назарета не признавали религиозные руководители древнееврейского народа из Иерусалима. Иаков, который знал Иисуса Христа с детства как обычного, ничем не выдающегося человека, сомневался в том, что Мессия должен быть таким, как Иисус из Назарета, ранее не совершавший никаких чудес и живший обычной, как все люди, жизнью. Иаков, согласно одним представлениям, был сыном брата Иосифа-обручника от его предыдущего брака. По этой версии у Иосифа-обручника был брат по имени Клеопа. У него была жена по имени Мария, которая была двоюродной сестрой Девы Марии. От этой жены у Клеопы и родились следующие дети: Симеон (Симон), Иаков, Иуда, Иосиф (Иосий), которые в будущем стали Апостолами. А также родились две дочери, Мария и Соломия. Именно этих мужчин в Библии называют братьями Господними. Это происходит согласно традиции древнееврейского народа, по которой братьями назывались члены одной семьи. Это относится особенно к двоюродным братьям. Такую версию о сводных братьях Иисуса Христа выдвигает Евсевий Кесарийский в своих трудах. А Святой Илларий и Святой Епифаний считают, что Иосиф-обручник до брака с Девой Марией сам имел первую свою жену, которую звали Еишу. От этого брака и родились дети Иосифа-обручника. В том числе и Иаков, которому Спаситель передал управление Своим хозяйством и домом. После Воскресения Спасителя согласно апокрифическому Евангелию евреев ("О знаменитых людях"), написанному Иеронимом, Иаков отказался вкушать пищу, пока Иисус Христос к нему не явится. Спаситель явился Иосифу, благословил хлеб, и преломив, дал его Иакову. Только после этого события Иаков простил своего двоюродного брата, Иисуса Христа, уверовал в Него как в Мессию. И ходил проповедовать учение Христово во внешний двор Иерусалимского храма. И впоследствии стал первым христианским Иерусалимским патриархом. Но эти события произошли потом. А пока, во время Своей проповеднической деятельности Спаситель действительно не имел своего дома, где бы мог приклонить голову.

Интересные комментарии к этому разбираемому стиху сделали многие пояснители в своих толкованиях. Книжник "видел величие чудес, совершенных Христом, и хотел, как полагают Иероним, Феофилакт и другие, следовать за Ним, чтобы получить от этого прибыль, желая как раз того же, чего желал получить от Петра Симон волхв. Что книжник действительно имел ввиду земные выгоды, это можно вывести из самих слов Иисуса Христа, в которых справедливо находят указание на Его бедность" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.170).

Словосочетание "Сын Человеческий" фигурирующее в разбираемом стихе, часто встречается в Библии. Например, Матфей это выражение употребляет 32 раза, Марк – 14 раз, Лука – 26 раз, Иоанн – 12 раз, в Деяниях упоминается 1 раз и в Откровении 2 раза. Этим словосочетанием только Сам Иисус Христос называл Себя. И один раз народ за Иисусом Христом повторил это выражение (Иоан.12:34). В каком же смысле употреблено это выражение в разбираемом стихе? На этот вопрос толкователями было представлено много версий. "В настоящее время, после работ многочисленных ученых, занимавшихся исследованием этого предмета, может считаться доказанным, что выражение "Сын Человеческий" во дни Христа не было народным названием Мессии. Но выражение хорошо было известно в Ветхом Завете и употреблялось там или для обозначения человеческой слабости, несовершенств, беспомощности, зависимости от Бога и прочее (например Пс.8:5 и часто у Иезекииля, в книге которого это название приложено к пророку до 80-ти раз), или величия (Дан.7:13-14). Если, как сказано, выражение "Сын Человеческий" не было в дни Христа названием Мессии, то оно могло, однако, перейти в народную речь, и будучи народным, могло быть заимствовано Христом и приложено к Себе. В каком смысле? В ответ на этот вопрос было предложено множество теорий... Таким образом, выражение "Сын Человеческий" могло для посторонних не заключать в себе ничего необычного. Но в устах Христа оно было прикровенным названием Его, как Мессии, и обозначением Его Мессианского достоинства, и именно в трех указанных его смыслах, как представителя человечества, Царя Царства и страдающего Раба Иеговы" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.171).

Нельзя так упрощенно, но главное неверно отвечать на такой важный Библейский вопрос о том, почему Спаситель называл Себя Сын Человеческий, как это делает в своем толковании Лопухин. Для того чтобы ответить на этот важный вопрос, нужно вспомнить факты Священной истории, из которых известно, что все человечество несет на себе печать первородного греха "преступлением одного всем человекам осуждение" (Рим.5:18) "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков" (Рим.5:12). За грехопадение прародителей было проклято Богом всё их потомство, то есть всё человечество (Быт.3:17-19). Однако Господь Бог смилостивился над грешными людьми и решил их простить и даровать им спасение. Согласно представлениям древних евреев, для того чтобы получить прощение Бога, люди должны были принести Богу непорочную жертву, как это делали древние евреи с жертвенным непорочным ягненком (агнцем). "И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира" (Откр.13:8). Но поскольку люди, живя, грешат "как написано: нет праведного ни одного" (Рим.3:10) "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23), то для безгрешной жертвы должен был родиться человек, не знающий греха, и своими мучениями искупить первородный грех человечества. "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.1:29). "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:5,6). Поэтому, чтобы избавить человечество от проклятия за первородный грех, Господь Бог и послал в мир людей Сына Своего Единородного, чтобы люди через искупительную жертву Иисуса Христа и свою дальнейшую праведную жизнь имели спасение. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16). Таким образом, Иисус Христос и был тем Посредником между Богом и людьми в плоти человеческой, и как безгрешный человек, был принесен в искупление за всё человечество. "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство" (1Тим.2:5,6). Поскольку первочеловек согрешил и был проклят, и за него было проклято всё человечество, как его потомки, то и искупление от первородного греха имел возможность принести тоже только человек, но безгрешный. "Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим.5:18,19). И поскольку среди людей не было безгрешного человека, подходящего для искупительной жертвы, то и послал Бог для исполнения этой великой миссии Своего Сына Божьего, Иисуса Христа, воплотившегося в человеческую плоть и спасшего Своей искупительной жертвой людей от первородного греха. "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Иоан.1:7-9). "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим.5:8-10). Однако искупительной жертвой Спасителя будут спасены не все, а только те люди, которые делают добро, воплощая в своей жизни заповеди Иисуса Христа. "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" (1Иоан.5:11), то есть в исполнении Его заповедей.

О том, что должен прийти Мессия с искупительной миссией, древние евреи знали хорошо. О приходе Мессии пишется во многих местах Ветхого Завета. "Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис.53:4-5). Поскольку Мессия должен прийти в мир людей в виде человека (то есть родиться в человеческой плоти), то словосочетание "Сын Человеческий" очень хорошо подходит к Нему. Но для того, чтобы указать, что в человеческой плоти родился не кто-нибудь, а Бог, словосочетание "Сын Человеческий" (применительно к Мессии-Богу), как и слово Бог, пишется с большой буквы, как это и запечатлено в Библии.

Однако, первоначально в Ветхом Завете словосочетание "сын человеческий" обозначало просто человека. Именно в этом смысловом значении оно применяется в целом ряде книг Ветхого Завета (Чис.23:19), (Иов.25:6), (Ис.56:2) и т.д. Пророк Иезекииль в своей книге себя, человека, очень часто называет сыном человеческим. Но в книге последнего израильского пророка, Даниила, впервые в Ветхом Завете словосочетание "Сын человеческий" применено для обозначения Мессии. "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан.7:13,14). В описании этого ночного видения говорится о том, что пророк Даниил видел, как по облакам небесным шел как бы Сын человеческий. То есть шел по внешнему виду обычный человек. Но Он имел только внешний вид человека, так как обычные земные люди "с облаками небесными" ходить не могут. И этот Сын человеческий "дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему". "Ветхий днями" это одно из имен Бога. "Прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными" (Втор.33:27). Господь Бог назывался Ветхим, то есть Древним, так как Он существовал до сотворения мира и был очень древним. То есть Бог существовал всегда. "А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный" (Иер.10:10). В 14-м стихе 7-й главы книги пророка Даниила прямо говорится, что в облике Сына человеческого к престолу Божьему был подведен Мессия. И говорится о славе Мессии. Причем указывается на то, что Мессии дана власть, слава и царство, и все народы будут служить Мессии, и царство Мессии и владычество Его вечное. В этом стихе уже в традиционной для Мессии форме идет Его возвеличивание. Поэтому после прочтения и изучения книги пророка Даниила весь древнееврейский народ знал, что отныне словосочетание "Сын Человеческий" применяется для обозначения Мессии. И всё древнееврейское государство в своих религиозно-философских рассуждениях широко использовало словосочетание "Сын Человеческий", ставшее специальным термином для указания одного из имен Мессии. Подтверждением этой мысли служит цитата из Евангелия Иоанна. "Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?" (Иоан.12:34). Из приведенной цитаты видно, что народ отождествляет как слово "Христос", так и "Сын человеческий" с Мессией, и ставит между этими понятиями знак равенства. Далее народ желает знать "кто Этот Сын Человеческий?" (Иоан.12:34). Иными словами, кто именно является Мессией? Покажи нам Его. И отвечая на этот вопрос, Спаситель образно говорит, что Он и есть Мессия. "Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет" (Иоан.12:34,35). В Назаретской синагоге Спаситель прямо указал на то, что Он есть Мессия. "Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. ... И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лук.4:17-21). Другим подтверждением правоты этого документального факта является то, что Сам Иисус Христос термин "Сын Человеческий" использует именно как синоним слова Мессия, как обозначение Мессии. И окружающие Его древние евреи не противоречат такому словоупотреблению, потому что оно им было знакомо и раньше (со времени употребления этого словосочетания пророком Даниилом), и именно в том смысле, в котором и употреблял его Сам Иисус Христос. В этом легко убедиться, проанализировав высказывания Спасителя, в которых Он употребляет словосочетание "Сын Человеческий" для обозначения Мессии. И с указанием свойств Мессии. "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда, говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой" (Матф.9:6). "Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие" (Матф.13:41), (Лук.9:56) и т.д. Поэтому категорически не прав Лопухин, который в своем толковании дает неверное утверждение о том, что "в настоящее время после работ многочисленных ученых, занимающихся исследованием этого предмета, может считаться доказанным, что выражение "Сын Человеческий" во дни Христа не было народным названием Мессии. Но выражение хорошо было известно в Ветхом Завете и употреблялось там или для обозначения человеческой слабости, несовершенств, беспомощности, зависимости от Бога и прочая" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.171). В своем пояснении Лопухин не учитывает тот факт, что словосочетание "сын человеческий" претерпело эволюцию и поменяло свое смысловое значение. Первоначально действительно оно не обозначало Мессии в книгах Ветхого Завета. Но после того, когда пророк Даниил наделил это словосочетание новым смыслом, то термин "Сын Человеческий" всенародно стал применяться в древнееврейском государстве для обозначения Мессии, как одно из имен Мессии. Если бы это было не так, то это словосочетание для обозначения Мессии не употреблял бы в этом смысле Иисус Христос. И если бы древним евреям этот термин не был знаком и широко применяем ими для обозначения Мессии, то они бы спросили Спасителя о том, в каком смысле Спаситель употребляет это словосочетание и что же в Его устах обозначает термин "сын человеческий"? Пророк Даниил, наделивший этот термин новым смыслом, понял, что это словосочетание наиболее удачно подходит к тому, чтобы им обозначить цель и предназначение Мессии. Ведь Спаситель мира должен родиться безгрешным человеком, чтобы быть принесенным Богу в качестве искупительной жертвы для спасения людей. "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лук.2:11). Поэтому Мессия для выполнения Своей искупительной миссии и должен был родиться в человеческой плоти. "Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Матф.1:21). Поэтому пророк Даниил и удачно назвал Мессию Сыном Человеческим, так как Мессия должен быть рожден в человеческой плоти. Даже через имя рожденного Иисуса Христа дается указание на Его спасительную миссию. Родившись человеком, Спаситель не утратил Своей Божественной природы, и как Бог, был чужд греха, при этом имея телесное воплощение. "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол.2:9). Таким образом, словосочетание "Сын Человеческий" прежде всего (после пророка Даниила) в Ветхом Завете и в Новом Завете указывает на Мессию, Который, являясь Богом, родится как человек (в человеческой плоти). Как уже говорилось, этим термином обозначается факт того, что Мессия родится в теле человека (Лук.2:11). Этим словосочетанием обозначается вся земная жизнь Иисуса Христа, указывая на Его земные дела как человека, обозначая, что Он родился, рос и развивался как человек. Этот термин указывает на чисто человеческую земную жизнь Спасителя, полную страданий и лишений. Например, об этом говорится "И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мар.8:31). Этот термин указывает также на Его подвиг Богочеловека, совершенный Им в Его земной жизни и Его славу, принадлежащую Ему на все будущие века. Например, об этом сказано "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Матф.24:30) и т.д. Выражение о том, что "Сыну Человеческому негде приклонить голову" указывает на бездомность и бедность Спасителя, указывает прежде всего на то, что Он бескорыстно совершал Свои чудеса и не имел даже дома, в котором мог бы приклонить голову. Это выражение говорит и о предназначении Сына Человеческого, указав на то, что Мессия пришел в мир людей не для того, чтобы обзаводиться домом и богатством, а для того чтобы спасти людей. Выражение о том, что Сын Человеческий не имеет места, где мог бы приклонить голову, указывает, прежде всего на дом, потому что в предыдущей строке говорится именно о норе лисы и гнездах птиц как о символе их домов. Бездомное существование Сына Человеческого нельзя рассматривать, как указание на то, что все христиане должны отказаться от того чтобы иметь свои дома. Наличие дома это одно из необходимых условий нормальной жизни человека, в том числе и христианина. Выразительный образ того, что Сын Человеческий не имеет дома, в котором мог бы приклонить голову нужно расценивать как указание на то, что истинный христианин в первую очередь должен заботиться о своей духовной жизни. А потом уже о материальных благах, символом чего в данном случае и выступает дом. Но наряду с этими дополнительными рассуждениями насчет метафоричности этого образа, Иисус Христос указал книжнику на бездомность Сына Человеческого потому, чтобы показать: 1 то что Он, как учитель, бескорыстен и не богат, и не извлекает из Своего учения и чудес денег, которые дали бы Ему возможность купить богатый дом; 2 Спаситель указал книжнику на отсутствие дома у Сына Человеческого для того чтобы подтвердить (подчеркнуть) исполнение пророчеств о том, что Сын Человеческий как Мессия, будет претерпевать в этом мире лишения. "И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мар.8:31). Это в данном случае и выражается в том, что Спаситель даже не будет иметь Своего собственного дома, в котором мог бы приклонить голову. "А Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Матф.8:20). То есть Спаситель Своим ответом о бездомности Сына Человеческого указал книжнику на то, что согласно предсказаниям пророков именно Мессия (Сын Человеческий) не будет иметь дома. Поэтому Спаситель дал понять в подтексте Своего ответа то, что Он не просто рядовой учитель, как назвал Его книжник, а именно Мессия (Сын Человеческий). И доказательством тому является указание пророков на то, что Мессия будет бездомен. В то время многие уважаемые учителя имели свои дома и жили безбедно, имея где приклонить голову. Выражение приклонить голову обозначает спокойно отдохнуть не только от дел и забот, но и от таких навязчивых и неискренних людей, как этот книжник. В обиходной речи выражение о том, что человек приклонил голову на подушку, обозначает то, что человек прилег отдохнуть. А Спаситель, родившись в человеческом облике и придя к людям для их спасения, даже не имел минимума, необходимого для нормальной (обычной) человеческой жизни, минимума, который имеют не только люди в виде собственных домов, но и звери в виде своих нор, и птицы в виде своих гнезд. Поэтому слова Спасителя о том, что Он не имеет места "где приклонить голову" пронизаны горечью, вызванной Его трудной жизнью с одной стороны, и стойким выполнением Своей искупительной миссии с другой стороны. Этими грустными словами Спаситель говорит о том, что несмотря на лишения, выпавшие на Его долю (что выражается не только в отсутствии дома, необходимого человеку для ведения спокойной жизни, но и в наличии других жизненных препятствий), Он не ропщет на Свою судьбу, и не отступает от выполнения Своей трудной искупительной миссии, во имя которой и пришел в мир людей, и ведет полную лишений жизнь, бескорыстно и добросовестно служа Богу.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-июнь 2001 г.