"Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего" (Матф. 8:21). В этом стихе говорится, что после того как Спаситель отказал лукавому книжнику в ученичестве, к Иисусу Христу обратился другой человек, который уже был учеником Спасителя. Об этом ясно говорит начало разбираемого стиха "Другой же из учеников Его сказал". Поскольку разбираемый эпизод произошел после Нагорной проповеди, то это указывает на то, что двенадцать учеников Спасителя уже были избраны на Апостольское служение. И вопрошавший человек был одним из двенадцати учеников Спасителя.

Многие толкователи разбираемый стих отождествляют с эпизодом, описанным у Луки (Лук.9:57-60). "Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лук.9:57-60). Однако, при внимательном чтении Библии, выясняется, что такое отождествление не обоснованно. На что и указывает Библейский текст. У Матфея эпизод диалога Спасителя с книжником и другим Его учеником произошел вскоре после Нагорной проповеди, после которой Спаситель совершил исцеление прокаженного на пути в Капернаум, заочное исцеление слуги Капернаумского сотника, исцеление множества народа у дома Апостола Петра. И только после этих событий состоялся диалог Спасителя с книжником и Его учеником. Как видим, этот диалог состоялся вечером того же дня, когда была произнесена Нагорная проповедь, которая относится по времени к началу проповеднической деятельности Иисуса Христа (Матф.5:1-2). Эпизод, описывающий диалог Спасителя с неким человеком и ещё двумя людьми у Луки, произошел в другое время и в другом месте. "Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим" (Лук.9:51). Эпизоды диалога со Спасителем в описаниях Матфея и Луки происходят в различной местности. У Матфея этот диалог описан, как происходивший на берегу моря Генисаретского в Галилее, перед отплытием Спасителя на другой берег "Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону" (Матф.8:18). По описанию Луки этот эпизод происходит в другом месте, в Самарии, когда Спаситель шел в Иерусалим. "Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим" (Лук.9:51).

На различие разбираемого эпизода диалога Спасителя с книжником и Его учеником в книге Матфея, и между Спасителем и некоторым человеком и двумя другими людьми в книге Луки, указывает на тот факт, что по описанию Матфея такой диалог состоялся между Спасителем, конкретно книжником и учеником Спасителя. В описании Луки диалог состоялся между Спасителем и некоторым человеком, который не был книжником, так как не назван этим званием (титулом). "Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел" (Лук.9:57).

Различие между книжником у Матфея и некоторым человеком у Луки подтверждается также и тем фактом, что эти два разных человека обращаются к Спасителю по-разному. Книжник называет Спасителя просто "учителем", тем самым, давая понять, что он не признает в Иисусе из Назарета Мессию-Бога. А некоторый человек, фигурирующий у Луки, в своем обращении к Спасителю называет Его Господом. Это указывает на то, что некоторый человек из описания Луки признает Спасителя Мессией-Богом. Сходство ответов Спасителя, которые были даны книжнику (у Матфея) и некоторому человеку (у Луки), дают основание предположить, что цели книжника и некоторого человека были одни и те же. Поэтому ответ Спасителя этим различным людям был один и тот же.

Поскольку по Матфею и Луке диалоги об умершем отце, происходившие со Спасителем, состоялись в различных местах и в разное время проповеднической деятельности Спасителя, то сам собой напрашивается вывод, что это были разные люди, обратившиеся к Спасителю с одинаковой просьбой. Просьба этих разных учеников могла быть одинаковой, потому что не только у одного из учеников умер отец, которого нужно было хоронить. Но и другой ученик Спасителя мог обратиться к Иисусу Христу с такой же самой просьбой. Одинаковый ответ Спасителя на одну и ту же просьбу учеников о том, чтобы присутствовать на погребении своих отцов объясняется тем, что в первую очередь, по мнению Спасителя нужно заниматься исполнением Божьего дела в виде их Апостольского служения, на которое они и призваны. А мирские дела, которые могут быть в виде погребения, есть кому исполнять и без учеников. "Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лук.9:60).

У Матфея в диалоге о погребении отца ученика участвовал ученик, являющийся одним из двенадцати Апостолов Спасителя. Это доказывается тем, что этот разговор произошел вскоре после Нагорной проповеди, перед которой уже были призваны двенадцать учеников на Апостольское служение. А подобный разговор Спасителя о погребении отца ученика по Луке, описан в конце проповеднической деятельности Спасителя, перед избранием семидесяти учеников на Апостольское служение. Ещё одним доказательством, что другой человек, вопрошавший Спасителя о погребении своего отца (у Луки) относился не к двенадцати ученикам, а к семидесяти, является то, что он только что подошел на пути следования Спасителя в Иерусалим. "Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! ... А другому сказал: следуй за Мною" (Лук.9:57:59). Слова Спасителя "следуй за Мною", адресованные к только что подошедшему к Нему человеку, которого Он не отпустил на погребение его отца, являются ничем иным, как призванием на ученичество. Потому что дальше Спаситель говорит о том, что в дальнейшем должен делать этот человек "а ты иди, благовествуй Царствие Божие" (Лук.9:60). А сразу же после этого эпизода у Луки говорится об избрании семидесяти Апостолов, к которым и относился этот, только что призванный на Апостольское служение человек.

У Луки в конце описания диалога двух людей (а не учеников) со Спасителем говорится о разговоре Спасителя с ещё одним человеком, который не фигурирует в описании у Матфея. Этот человек, в отличие от человека, обратившегося с просьбой о погребении его отца, сам предлагает себя в ученики. Но после того, когда он простится со своими близкими. "Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими" (Лук.9:61). Этому человеку, в отличие от предыдущего человека, просившего отпустить его на погребение его отца, Спаситель дает отказ в виде аллегорического ответа, связанного с плугом и благонадежностью. Ответа, в котором не содержится призыва на Апостольское служение.

Таким образом, ученик, фигурирующий в разбираемом 21-м стихе 8-й главы Евангелия Матфея, относится не к 70-ти, а к 12-ти Апостолам, присутствовавшим на Нагорной проповеди. В таком случае у многих читателей возникает вполне законный вопрос о том, кто же этот ученик из двенадцати Апостолов? На этот вопрос долгое время пытались ответить целый ряд авторитетных богословов. Однако в современной экзегетике на счет имени указанного ученика единого мнения нет. "Этот рассказ приводится у Климента Александрийского (Strom III), и там говорится, что Господь сказал эти слова Филиппу. Но такое добавление едва ли может считаться точным. Думают, что это было какое-нибудь лицо из среды учеников Христа в обширном смысле, а не из тех, которые принадлежали к 12-ти" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Однако многоуважаемый толкователь, А.П. Лопухин, не прав в том, что ученик, фигурирующий в разбираемом стихе "не из тех, которые принадлежали к 12-ти", а представлял собой "какое-нибудь лицо из среды учеников Христа в обширном смысле". Во время разбираемого эпизода у Иисуса Христа других учеников кроме двенадцати Апостолов, не было. То, что этот человек уже был учеником Спасителя, указывает начало разбираемого стиха "другой же из учеников Его сказал Ему". Поэтому утверждение Клемента Александрийского о том, что этим учеником был Филипп, можно считать вполне достоверным и убедительным. Тем более, много других богословов разделяет это мнение насчет имени данного ученика Спасителя.

В разбираемом стихе говорится о том, что ученик Спасителя обратился к Иисусу Христу со своей просьбой. Перед тем как продолжать следовать за Спасителем дальше, он просит у Него разрешения отлучиться на некоторое время для того, чтобы похоронить отца своего. Этот стих в мировой экзегетике очень мало комментируется. Но имеющиеся пояснения этого стиха разительно отличаются друг от друга. В этом стихе многие комментаторы находили указание на то, что данный ученик тверд в своем намерении следовать за Спасителем. Для этого ученика нет сомнения в том, что следовать за Спасителем необходимо, потому что этот ученик непреклонен в своем веровании. Этот ученик просит всего лишь о том, чтобы прервать свое следование за Спасителем для того, чтобы выполнить свой сыновний долг. Поэтому большинство комментаторов этого стиха и отражало в своих толкованиях подобные мысли. "Этот ученик не спрашивал Христа, следует ли ему идти за Ним, а только просил Его позволить ему повременить следованием,- потому что не сомневался в том, что следовать должно (Илларий)" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Многие комментаторы указывали на то, что просьба ученика была уважительной и благородной, так как состояла в выполнении сыновнего долга. И что этот ученик не по своему желанию, а из-за обстоятельств просил Спасителя отпустить его на краткое время. "По всему видно, что он (ученик) не мог принять участия только в путешествии и переправе на восточный берег озера. Просьба его была, по замечанию Альфорда, очень разумна и почтенна" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Многие комментаторы обращали внимание на то, что тексты Матфея (8:21) и Луки (9:59), описывающие это место, схожи между собой. "В ответ на это "ученик" и сказал слова, приведенные почти одинаково как у Матфея, так и у Луки" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). При сравнении различных переводов Евангелия, в разбираемом стихе толкователи обнаружили то, что только в тексте у Луки (Лук.9:59) присутствуют слова Спасителя "следуй за Мной", а в других текстах переводов Евангелия эти слова отсутствуют. "Христос сказал одному из учеников Своих (недостает впрочем в лучших кодексах) "следуй за Мною" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Замечание это неверное. Потому что не только у Луки (Лук.9:59), но и Матфея (Матф.8:22) имеются эти слова "иди за Мною". Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что сразу же после эпизода с книжником в разбираемом стихе говорится об ученике Спасителя. И если лукавый книжник уклончиво называет Иисуса Христа всего лишь неопределенным словом "учитель" (Матф.8:19), то в разбираемом стихе ученик называет Спасителя словом "Господи". Само обращение данного ученика к Спасителю в виде слова "Господи" указывает на то, что в отличие от лукавого книжника, этот ученик видит в Спасителе истинного Мессию, Господа Бога, Искупителя и Спасителя рода человеческого. Поэтому такое обращение к Спасителю данного ученика говорит о том, что этот ученик является истинным и убежденным последователем Спасителя, искренне готовым не только везде следовать за Спасителем, но и распространять слово Божье в виде учения Христова. И сам данный ученик в отличие от лукавого книжника, свято придерживается исполнения заповедей Божиих. Иначе он бы не был избран Иисусом Христом в ученики. Таким образом, вырисовывается преемственность темы и продолжение мысли отраженных в 19-21 стихах Евангелия Матфея. Продолжение разговора, описанного Матфеем в 19-21-м стихах, имеет своей целью, прежде всего, показать читателю противопоставление двух разных людей, лукавого книжника и добропорядочного ученика. Эти люди не только по-разному обращаются к Спасителю (чем выражают свое истинное отношение к Нему), но и по-разному живут. Книжник, как лиса, стремится к норе в виде дома, символизирующего в данном случае сытую зажиточную жизнь. А истинный и добропорядочный ученик стремится во всём следовать Иисусу Христу и строить свою жизнь по Его учению. Противопоставление в этих стихах хитрого книжника и добропорядочного ученика дано Матфеем не только для выражения краткими, и точными словами этих двух разных типов людей. Но и для того, чтобы показать их различный образ жизни и их отношение к Иисусу Христу и Его учению (что видно, например, в их обращении к Спасителю). В противопоставлении этих двух людей выражается и отношение Самого Спасителя к этим двум людям. А точнее к категориям (группам) таких людей, которых и представили собой в данном случае хитрый книжник и добропорядочный ученик. Спаситель к этим людям относится также по-разному. Книжнику Он не позволяет идти за Собой, сославшись на Свою бездомность и бедность. А преданного ученика не отпускает от Себя даже для исполнения его сыновнего долга.

Таким образом, в кратких, но метких и точных словах Матфея дается противопоставление двух групп людей, которые представлены в виде книжника и ученика. Матфей в краткой форме изложения гениально сумел показать отношение этих людей к Иисусу Христу и Его учению, и метко и кратко обрисовал моральный облик и образ жизни этих людей. И даже показал отношение к этим людям Спасителя, Иисуса Христа, продемонстрировав в своей книге то, как реагирует Спаситель на просьбы этих людей. Но если просьба хитрого книжника содержит злой умысел и коварна по своей сути, какова же просьба противопоставленного ему благородного ученика? В разбираемом стихе как раз и дается ответ на этот вопрос. Просьба ученика связана с тем, чтобы Спаситель позволил ему не следовать с Ним на восточный берег Генисаретского озера, а позволил отлучиться на время. Эта отлучка от Спасителя вызвана не личным желанием или прихотью данного ученика, а необходимостью. Ученик в своей просьбе к Спасителю просит Иисуса Христа позволить ему отлучиться на время, для того чтобы выполнить свой священный сыновний долг. Эта просьба ученика также дает емкую и значительную характеристику морального облика этого ученика и его мировоззрения. Для данного ученика нет вопроса о том, нужно ли следовать за Спасителем? Он готов идти за Спасителем всюду всегда и везде. Потому что он предан Спасителю, видит в Нём истинного Мессию и признает в Нём Бога, и исполняет Его учение в своей жизни. Однако от постоянного пребывания со Спасителем и исполнения его Апостольского предназначения этого ученика отвлекает такая серьезная причина, как исполнение его сыновнего долга. Именно с этой просьбой данный ученик обратился к Иисусу Христу и получил исчерпывающий и ясный ответ в последующем стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-июнь 2001 г.