"Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Матф.8:22). Этот стих является продолжением предыдущего стиха и тесным образом связан с ним по смыслу. В предыдущем 21-м стихе добропорядочный ученик поставил перед Спасителем очень важный вопрос. Суть этого вопроса состоит в том: может ли отвлекаться преданный ученик Христов, избранный Спасителем на Апостольское служение, от исполнения своего долга для выполнения чисто мирских дел, даже если эти дела связаны с исполнением сыновнего долга. Спаситель на этот вопрос своему преданному ученику отвечает ясно и однозначно "иди за Мною". Согласно этому ответу ученик должен идти за Спасителем. То есть во всём уподобляться и подчиняться Спасителю и во всём наследовать Его. Говоря иначе, следовать за Спасителем. Иными словами выполнять дело Спасителя, связанное с распространением слова Божьего, с просвещением людей. Словосочетание "иди за Мною" также указывает на то, что Спаситель призывает его к исполнению Апостольского долга, и не разрешает отвлекаться от этого важного занятия. Но для того, чтобы постоянно идти за Спасителем, нужно находиться с Ним рядом. Поэтому ответ Спасителя, данный преданному ученику, имеет как прямой, так и переносный смысл. Следовать за Спасителем означает в прямом смысле находиться рядом со Спасителем во время пребывания Его на земле среди людей. В переносном смысле идти вслед за Спасителем обозначает, выполнять Апостольское служение, на которое призван этот ученик. То есть распространять учение Христово среди людей и просвещать их Божьим словом. А также самому вести добропорядочный образ жизни по законам Божьим. Иными словами идти за Спасителем вослед, продолжая начатое Им дело просвещения людей. Вот такой глубокий и всесторонний ответ, имеющий и прямой и переносный смысл, и был дан Спасителем своему ученику в этом стихе. На примере этого ученика Спаситель также ответил и тем людям, которые ищут ответа на тот вопрос, как правильно поступить, заниматься исполнением мирских дел, в том случае, когда эти мирские дела мешают исполнять служение Божье, или подчинять свою жизнь служению Богу, на второй план отодвинув исполнение мирских дел? Причем в разбираемом стихе среди всех мирских дел выбрано одно из самых важных, связанное с исполнением сыновнего долга. Это сделано не случайно, а для того чтобы показать то, что даже такое значительное дело из всех мирских дел, если оно мешает служению Богу, то отодвигается на второй план. И в первую очередь исполняется служение Богу, а потом исполняются все остальные мирские дела. В образе жизни древних евреев служение Богу и исполнение мирских дел очень четко разграничивались. Об этом говорит первая из десяти Божьих заповедей, которая гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Матф.22:36-38). Поэтому в данном стихе как раз и ведется разговор о том, что же в первую очередь надлежит исполнять добропорядочному человеку, дело Божье или дело мирское. Однако многие толкователи не видят философского и морально-нравственного смысла этого стиха, и поясняют его упрощенно и примитивно, рассказывая в своих толкованиях о том, что якобы в этом стихе речь идет только о кратковременной отлучке ученика Христова для исполнения его сыновнего долга. И при этом несправедливо осуждают Спасителя за "черствый" отказ. И неверно поясняют то, что призыв следовать за Спасителем относится якобы не к исполнению Апостольского служения, а говорят о том, что ученик просто следовал за Спасителем к берегу озера, и дальше следовать не решился. Вот пример такого неверного пояснения. "Могло быть, что ученик следовал за Христом до берега озера; но когда увидел, что Христос хочет переправиться на другую сторону, то попросил у Него позволения воротиться, чтобы похоронить отца своего. На эту естественную и законную просьбу Спаситель отвечает, по-видимому, черствым отказом" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Такое пояснение разбираемого стиха сделано упрощенно и примитивно, на уровне житейских бытовых понятий, без учета религиозно-философских и морально-нравственных категорий, о которых на самом деле ведется речь в этом разбираемом стихе. Неправильное пояснение этого стиха приводит к осуждению пояснителем запрета Спасителя, к несправедливой характеристике этого Божьего запрета как "черствый" отказ. Примитивна и неверна мотивировка этого отказа, приписанная пояснителем Спасителю. "Но нужно заметить, что и в других случаях любовь к Себе Спаситель ставит выше любви к отцу, матери и ближайшим родственникам. Об этом говорится у Матфея (ср. Мф.19:29; Мф.12:48-50)" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Неверность такого объяснения состоит в том, что не "любовь к Себе Спаситель ставит выше любви к отцу", а Спаситель ставит выше всего на свете не любовь к Себе, а любовь к Богу. Именно о любви к Богу и говорят указанные пояснителем цитаты, на которые он неверно ссылается. Итак, сказав Своему ученику о том, что Божье дело (в виде служения Богу) нужно ставить выше, чем исполнение мирского дела. Спаситель дал указание Своему ученику следовать за Собой и по другим причинам. Как Всезнающий Бог, Он оценил ситуацию и знал о том, что присутствие Его ученика при погребении его отца не нужно, потому что там есть люди, которые могут исполнить это дело не хуже ученика. А ученику лучше не тратить время на мирское дело, а заниматься Апостольским служением. Потому что, распространяя слово Божье, ученик принесет этим делом больше пользы, чем погребением своего отца и сумеет просветить и спасти души других людей. Поэтому согласно совету Спасителя, в первую очередь нужно служить Богу и делать Богоугодное, а не мирское дело. Ведь "жатвы много, а делателей мало" (Матф.9:37). Следовать за Собой Спаситель велел Своему ученику и по другой причине, чтобы помочь его умершему отцу. Ведь каждый добропорядочный древний еврей, после смерти своего отца, думал о том, куда же попадет душа его отца, на лоно Авраамово или на муки в ад. Исполнением обряда погребения ученик не мог помочь душе своего отца. Поэтому Спаситель и говоритСвоему ученику, что это дело не следует делать ученику потому, что это дело могут совершить находящиеся с мертвым отцом другие люди. Спаситель предлагает Своему ученику следовать за Собой для того, чтобы ученик исполнил долг своего Апостольского служения. И благодаря этой богоугодной и полезной деятельности ученик заработает для себя благоприятное воздаяние, спасет души и просветит умы многих людей своей проповедью, наставив их на путь истинный. А Спаситель за верное Апостольское служение простит грехи его умершему отцу. Потому что именно Иисусу Христу дана Богом-Отцом власть прощать грехи людям. "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" (Матф.9:6). Поэтому Спаситель в данной ситуации дает Своему ученику самый правильный и разумный ответ, следовать за Собой. То есть заниматься не мирским делом погребения, а заниматься богоугодным делом распространения слова Божьего. От этого богоугодного дела выиграет и ученик и остальные люди. Как уже говорилось, ученик за свое доброе дело, каким является его Апостольское служение, получит для себя благоприятное воздаяние Божье и просветит Божьим словом других людей. И Господь Бог, каким является Мессия, Иисус Христос, данной Ему властью от Бога-Отца, простит грех и покойному отцу Своего ученика. Вот такой результат может достичь ученик, если пойдет за Спасителем, и будет заниматься Апостольским служением. И этого результата ученик может не иметь, если вместо Апостольского служения пойдет, и будет погребать отца своего, ничем не сумев помочь его душе. Поэтому, чем быстрее ученик начнет исполнять свое Апостольское служение, тем быстрее сумеет заработать прощение грехов для своего отца. Поэтому именно Апостольским служением, а не погребением, и должен как можно скорее заняться ученик, для того чтобы облегчить положение души отца своего. Потому что, идя со Спасителем и занимаясь Апостольским служением, ученик поможет получить прощение грехов душе своего усопшего отца, и поможет другим людям спастись, просветив словом Божьим их разум. Ученик также поможет себе, заработав через совершение добрых дел (в виде Апостольского служения) для себя благодатное воздаяние Божье. Поэтому слова Спасителя, адресованные Его ученику в данной ситуации, содержали в себе очень разумный совет и указывали на совершение самого правильного в данном положении поступка. Спаситель дополнил Свой ответ многозначительным пояснением "и предоставь мертвым погребать своих мертвецов". Такое выражение в древние времена называлось софизмом, потому что представляет собой меткую, точно выраженную мысль в удачной словесной форме. В Древней Греции софизмы обычно изрекали софисты, - учителя философии и ораторского искусства, которые чаще всего в своей речи употребляли краткие и ясные выражения мысли, высказанные в удачной словесной форме и логически обоснованные. Однако в течение веков слово "софизм" утратило былое смысловое значение. И в современном русском языке слово софизм обозначает "формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение (суждение), основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, изд. 2-е, изд. "Аз", М., 1994, с.740). Поэтому, используя современный русский язык, разбираемое удачное словесное выражение следовало бы обозначить таким словом как сентенция, суждение, афоризм. Афоризмом называется "краткое выразительное изречение, содержащее обобщенное умозаключение" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.29). Какое же философское значение и смысловое содержание афоризма Спасителя, представленного Матфеем в его Евангелии в разбираемом стихе? Ответ на этот вопрос в библиистике и экзегетике занимает особое место, так как много толкователей пыталось пояснить этот афоризм Спасителя. Причем давались очень противоречивые, и порой взаимоисключающие толкования этих слов. Например "Таким образом приглашение Спасителя (следовать за Ним) не дает повода ни к каким нравственным затруднениям с нашей стороны. Гораздо трудней вопрос, что Он разумел под мертвыми... Второе слово "мертвецов" не затруднительно, его можно понимать в буквальном смысле. Но что значит первое слово? Вопрос этот решается различно. Феофилакт говорит, что отец просителя был "неверующий" или "неверный", и что это ясно из слов "предоставь мертвым", то есть, поясняет Феофилакт, "неверующим". Но если "неверующими" были погребающие, то каким же образом отсюда следует, что и отец был также "неверующим"? Несколько иначе объясняет ответ Спасителя Августин. Спаситель сказал как бы так: "отец твой умер: есть также и другие мертвые, которые похоронят своих мертвых, потому что они неверующие". Здесь неверие приписывается не отцу просителя, а только погребающим. Новейшие экзегеты повторяют на разные лады эту мысль Августина" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.172). Толкование о том, что мертвый отец и погребающие его люди были неверующими, является произвольным, и ничем не обоснованным бездоказательным суждением. Имеются и другие варианты толкований этих интересных слов Спасителя. "Нам кажется, что дело объясняется тем, если вместо слова "мертвым" в первом случае мы поставим слово "смертным". Греки, по-видимому, мало различали эти понятия. Слово, которое можно перевести через "смертен" у них. Хотя и нельзя доказать, что это слово в первом случае здесь означает "смертный", однако смысл слов Христа будет вполне понятен только при толковании этого слова в указанном смысле" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.173). Такое толкование А.П. Лопухина является произвольным, бездоказательным, а главное в корне неверным, потому что древние греки хорошо видели разницу и четко различали между собой такие слова как "мертвый" и "смертный". Слово "смертный" употреблялось у древних греков для обозначения живого человека, которому в конце жизни суждено умереть. Согласно представлениям древних греков, их языческие боги, живущие на горе Олимп, никогда не умирали. Поэтому их греки называли бессмертными. Словом "смертный" древние греки в своей речи обозначали обычного земного человека, не имеющего дара бессмертия, в отличие от их олимпийских богов. Слово "мертвый" у древних греков означало безжизненное тело. Поэтому понятия "смертный" и "мертвый" и для древних греков имело существенное смысловое различие. И толкователю А.П. Лопухину не следовало подменять эти понятия друг другом, так как они различны, а не равнозначны, и имеют разное смысловое значение. Объективный толкователь должен в данном случае давать толкование именно слову "мертвецы", которое написано в Евангелии Матфея, а не заменять его другим по смыслу, отличающимся словом "смертные". Причем нельзя делать это только потому, что как неверно утверждает толкователь, "греки (якобы) по-видимому, мало различали эти понятия". Нет, два понятия "мертвый" и "смертный" и греки и другие народы, и ясно мыслящие люди различают хорошо, и видят, что эти слова имеют различный смысл и иные смысловые значения. И эти слова заменять друг другом нельзя, потому что они имеют разное смысловое содержание и употребляются для обозначения различных смысловых понятий. Другие толкователи пытались объяснить разбираемые слова Спасителя в виде пословицы. "Выход из этого затруднения едва ли возможен и при допущении, что выражение Христа было "пословицей", смысл которой таков: "отвращайся от прошлого, когда требует внимания с твоей стороны настоящее". Если принять такое толкование, то, значит, можно думать, что Христос вовсе и не говорил о мертвых. Но это едва ли так. Далее, нет никаких данных для того, чтобы утверждать, что рассматриваемое выражение было пословицей" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.173). Даже Лопухин отверг вариант объяснения о том, что разбираемые слова Спасителя якобы были пословицей. Эти слова народной пословицей не были, но стали крылатым выражением или афоризмом в среде древнееврейского народа, как и многие другие удачные словесные выражения после того, когда их произнес Спаситель. Толкователи не только пытались пояснить смысл разбираемых слов Спасителя, но и оценить их морально-нравственное значение и определить, не содержали ли эти слова оскорбления для просившего ученика. "Но если в том и другом случае, или только в одном из них, заменить "мертвые" словом "неверующие", то не следует ли отсюда вывести, что речь Христа была презрительна и оскорбительна для ученика, которого Он только что пригласил следовать за Собою?" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.173). На этот вопрос можно дать такой ответ. Поскольку Спаситель является Сыном Божиим и Вторым Лицом Пресвятой Троицы, и пришел в мир не для того чтобы оскорблять людей, а дать им заповеди новой жизни и спасти их, то естественно слова Спасителя оскорблением, адресованным своему ученику, быть не могут. И для того чтобы понять то, что слова Спасителя оскорбления не содержат, нужно разобраться в их смысловом значении. А для того чтобы правильно понять смысл разбираемых слов Спасителя, нужно привести аргументы, подтверждающие предложенное толкование этих слов. Только тогда, когда толкование этих слов будет доказательным и обоснованным, и можно будет не только понять смысловое содержание разбираемых слов Спасителя, но и убедиться в том, что аргументированное толкование является самым правильным. В древнееврейском государстве разбираемые слова Спасителя были понятны каждому просвещенному еврею. Потому что Спаситель в Своих речах использовал только те понятия и выражения, символы и образы, которые были знакомы древнееврейскому народу. И были взяты Спасителем из народного мировоззрения, религии и философии древнееврейского общества. Поэтому каждый просвещенный еврей знал о том, что слово "мертвый" употребляется в речи древнееврейского общества не только для обозначения переставшего жить человека, то есть в буквальном смысле. Но это слово имеет аллегорическое, иносказательное значение, обозначающее и духовно мертвого человека. Согласно воззрениям древних евреев считалось, что истинно живым человек будет только тогда, когда не только живет животной, но и духовной жизнью. Без духовной жизни, по их представлениям, человек мертв для себя и для Бога. Древние евреи считали, что истинная духовная жизнь человека в первую очередь должна проявляться в служении Богу. "Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы" (Еф.5:10-11). "Посему, [возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа" (1Пет.1:13). По мнению древних евреев, признаком истинно духовного человека является то, что он осознал, что без Бога (без помощи Божьей) он ничего не сумеет достичь в своей жизни. А также осознал то, что необходимо служить Богу и совершать добрые богоугодные поступки через исполнение законов Божиих. "Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий" (1Кор.3:7). Человек, идущий по жизненной дороге, при этом служащий Богу, по мнению древних евреев считался духовно пробужденным и просвещенным человеком. А душа такого человека считалась живой и просветленной. Душа же человека, который погряз во зле, считалась мертвой душей. И такой человек, сеющий зло и совершающий греховные дела, был духовно мертв. Эта мысль широко была распространена и среди христиан. "Вас, которые были мертвы во грехах и в не обрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи" (Кол.2:13). "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому" (1Пет.1:3). Поэтому человек, совершающий греховные дела, у древних евреев считался духовно-мертвым и часто назывался "мертвецом" в разговорной речи. Именно такое пояснение этого стиха из книги Матфея давали первые христиане. Однако со временем это объяснение было забыто. Тщательно изучив Библию, такое объяснение этого стиха в древнее время предлагал Ориген. В новое время такое объяснение этого стиха поддерживал немецкий экзегет Мейер. Однако в период земной жизни Спасителя такое пояснение Его слов было понятно всем людям и широко применяемо древними евреями. Например, в притче о блудном сыне после того, когда сын вернулся и покаялся, его отец сказал о нём, что он был мертв, но ожил. То есть блудный сын был мертв тогда, когда жил в заблуждении и грехе. А когда покаялся и отказался от греха, он воскрес и ожил для новой духовной жизни с Богом в душе. И стал, согласно представлениям древних евреев, духовно живым человеком. "Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (Лук.15:21). И отец, оценив раскаяние сына, сказал ему в ответ: "Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (Лук.15:24). Поэтому, исходя из представлений древних евреев о том, что злая душа духовно мертва, мертва для грядущего Царства Небесного, а злой человек (грешник) духовный мертвец, и надо понимать и объяснять разбираемые слова Спасителя, адресованные просящему ученику. Спаситель сказал буквально следующий афоризм "предоставь мертвым погребать своих мертвецов". Этими словами Спаситель никоим образом ничем не обидел своего ученика и его отца. Спаситель просто сказал о том, что люди, которые будут предавать погребению мертвого отца его ученика, сами являются духовными мертвецами, потому что погрязли в грехе. В какой именно форме выражается греховность этих людей, то ли в неверии в Бога, то ли в совершении злых поступков, Спаситель не уточнил. Для древних евреев того времени было достаточно указания Спасителя на то, что эти люди духовно мертвы, то есть являются грешниками. Судя по речи Спасителя можно предположить то, что грех этих людей в первую очередь состоит в том, что они очень сильно обременены и заняты мирскими делами и заботами. Одним из таких житейских бытовых (мирских) дел и является погребение. Совершение богоугодных дел и служение Богу отошли для этих людей на второй план. То есть, судя по словам Спасителя, по стилистике и тону Его слов, эти люди не являются какими-то закоренелыми и отъявленными грешниками. Но их грех состоит в том, что они погрязли в бытовых житейских делах, которые для этих людей стали главными в их жизни, и оттеснили на задний план служение Богу. Возможно грех этих людей также состоит в том, что действия, связанные со служением Богу они выполняют без особого душевного рвения, без усердного верования, небрежно, механически. А в выполнении мирских дел находят для себя удовольствие и радость, и занимаются этими делами очень прилежно и активно. Поэтому Спаситель, не унижая этих людей, а поясняя сложившуюся ситуацию, и говорит Своему ученику о том, что без тебя есть люди, которые выполнят обряд погребения лучше, чем ты. Потому что для этих людей мирские дела стали главными в их жизни. Потому что эти люди вследствие активного занятия мирскими делами утратили интерес к Богу и стали духовными мертвецами. А ты, как верный, духовно прозревший ученик, вместо того чтобы заниматься мирским делом в виде погребения, должен исполнять свое Апостольское служение, на которое ты и призван. Поэтому "Иисус сказал ему: иди за Мною" для совершения необходимых духовно важных дел (связанных с Апостольским служением), которые важнее мирского дела, связанного с погребением отца. Тем более что погребение отца могут произвести рядом с ним находившиеся духовно мертвые люди. А Апостольское служение вместо ученика Христова никто совершить не сможет. Как видим, и в этом стихе идет противопоставление духовно живого ученика, служащего Богу своим Апостольским деянием, и духовно мертвых людей, окружающих мертвого отца этого ученика, и способных только на исполнение бытовых мирских дел. Таким образом в разбираемых словах Спасителя речь идет не об унижении ученика, не о черством запрете, а о противопоставлении двух важных морально-философских понятий. И о выяснении того, какое из этих понятий более значительно и требует первоочередного внимания и исполнения. В разбираемых словах Спаситель говорит Своему ученику о том, чем в первую очередь нужно заниматься человеку, мирским или духовным делом, служением Богу или исполнением бытовых дел. Мирские дела в разбираемых словах Спасителя представлены в виде очень важного дела, погребения отца ученика. Духовные дела в словах Спасителя представлены в виде исполнения Апостольского долга, для которого Спаситель и призвал Своего ученика. То есть в словах Спасителя противопоставляются мирские дела и заботы человека со служением Богу. А также противопоставляются друг другу духовно мертвые люди (в виде тех людей, которые осуществляли обряд погребения отца ученика) и сам ученик Христов, занимающийся очень важным делом в виде служения Богу, выражающегося посредством исполнения его Апостольской миссии. В разбираемых словах Спасителя указывается также на то, что человек в первую очередь должен служить Богу. А потом уже заниматься исполнением бытовых дел. Более того, служение Богу (в данном случае связанное с Апостольским призванием ученика) представлено в виде очень ответственного и первостепенного дела. Поэтому исполнение бытовых дел просящего ученика (если есть такая возможность) следует передать другим людям. Таким образом, в разбираемых словах Спасителя идет речь не просто о запрете на погребение отца, а идет обучение ученика в отношении понимания и оценки очень важных духовно-нравственных и религиозно-философских истин в жизни человека. Своим ответом Спаситель указал ученику на то, что в первую очередь человек должен заботиться о служении Богу, так как без Бога человек в своей жизни ничего не достигнет. "Ищите Господа и силы Его" (Пс.104:4). И Бог, видя усердное служение Ему со стороны человека, также будет заботиться о таком человеке, и во всем помогать ему. "Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло" (1Пет.3:11-12). "И будет Господь с добрым" (2Пар.19:11). В данном случае для Апостола Филиппа служением Богу является исполнение его Апостольского долга, для чего и призвал этого человека Спаситель в ряды Своих учеников. В мировой библиистике и экзегетике отсутствуют пояснения того, почему именно этот Апостол оказался в этой далеко не случайной ситуации. И почему именно Филиппу Спаситель дает такой ответ-пояснение. Для того чтобы ответить на этот интересный вопрос, нужно хотя бы кратко ознакомиться с личностью Апостола Филиппа и знать, что он собой представлял, какое место занимал среди Апостолов, какими характерными чертами отличалось его Апостольское служение. Апостол Филипп был галилеянином, родом из города Вифсаиды, одним из двенадцати Апостолов Иисуса Христа (Матф.10:3). Филипп призван на Апостольское служение сразу же на следующий день после того, когда за Спасителем пошли Петр, Андрей и Иоанн. После своего призвания на Апостольское служение Филипп сразу же привел Нафанаила. Этот Апостол, посмотрев на Спасителя, назвал Его Сыном Божиим, Царем Израильским (Иоан.1:45-50). Через три дня после этого события Филипп был на бракосочетании в Канне Галилейской, где "положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Иоан.2:11). Через год после этого события Спаситель из Своих учеников избрал Филиппа в число двенадцати Апостолов. Филипп наряду с другими Апостолами является очевидцем земной жизни и проповеднической деятельности Иисуса Христа. Согласно церковной иерархии, среди Апостолов Филипп занимает пятое место. После Вознесения Господнего Филипп проповедовал Святое Евангелие в Скифии и Фригии. Согласно преданию Филипп был женат и имел трех дочерей. Во время царствования Домициана в Иераполе он был распят на кресте вниз головой за то, что проповедовал христианство. Филипп был погребен Апостолом Варфоломеем. В 9-м веке Феофан и Византий написали в честь Филиппа хвалебные песни. Именем Филиппа назван пост, начинающийся 15 ноября (28 ноября по новому стилю) перед праздником Рождества Христова. Около 560 года мощи Филиппа были доставлены в Рим и погребены в храме, воздвигнутом в честь Апостолов Иакова и Филиппа. А правая рука Филиппа была, как реликвия, оставлена в Царьграде. 4 марта 1202 года правая рука Филиппа была доставлена во Флоренцию и находилась там. В 1167 году правая рука Апостола Филиппа была подарена, как реликвия, императором Мануилом Комни своей племяннице Марии, когда та выходила замуж за его брата и преемника Балдуина III Анжуйского. Память об Апостоле Филиппе Римская церковь празднует 3 мая, а православная церковь празднует 14 ноября по старому стилю. Именно с Апостолом Филиппом неслучайно произошла описанная в разбираемом стихе ситуация. И именно он задал свой вопрос и получил такой ответ Спасителя потому, что именно этот Апостол отличался от других учеников Спасителя целым рядом особенных черт. Так, например с одной стороны именно Филипп проявляет свое непреклонное верование в Иисуса Христа и Его учение. Это, например, выразилось тогда, когда Спаситель сказал ему "иди за Мною" (Иоан.1:43). И Филипп не медлил и убежденно пошел за Спасителем. Твердое верование Филиппа в Иисуса Христа как в Мессию и Спасителя проявилось и тогда, когда он сказал Нафанаилу о том, что видит Мессию в Иисусе, сыне Иосифа из Назарета. И на возражения Нафанаила о том, может ли быть что доброе из Назарета, коротко и убедительно ответил: "пойди и посмотри" (Иоан.1:46). Но с другой стороны Филипп проявляет некоторую нерешительность и осторожность в своих словах и поступках. Например, когда эллины (греки) сказали Филиппу "господин! нам хочется видеть Иисуса" (Иоан.12:21), он побоялся сообщить об их просьбе Спасителю. А в нерешительности сообщил об этой просьбе Апостолу Андрею. А затем уже вместе с Андреем рассказал об этом Спасителю (Иоан.12:20-22). Когда в прощальной беседе с Апостолами Спаситель сказал им о том, что уходит к Отцу, именно Филипп просит Спасителя "Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас" (Иоан.14:8). На эту просьбу Спаситель с удивлением отвечает "столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?" (Иоан.14:9-10). Таким образом, анализируя речи и поступки Апостола Филиппа, мы видим, что наряду с искренним верованием в Христа и Его учение, Филипп проявляет некоторую нерешительность в своих поступках и суждениях (как в примере с греками и просьбой о показе Отца) из за своего незнания. Поэтому Спаситель и учит Филиппа, и таких людей как он, и разъясняет различные жизненные ситуации, и проверяет его знания. Например, испытывая Филиппа, Спаситель спрашивает у него во время эпизода, связанного с чудесным насыщением нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами, "где нам купить хлебов, чтобы их накормить?" (Иоан.6:5). То есть Спаситель, поставив Филиппа в определенную ситуацию в виде того, что советуется с Филиппом, заставляет его принять правильное и разумное решение. Так и в разбираемом нами стихе Спаситель разъясняет Филиппу главные философские и религиозные понятия, указав на принципиально первостепенное, главное значение в служении человека Богу (что выражается в данном конкретном случае для Филиппа в его Апостольском служении и следовании за Спасителем). Спаситель указывает также и на второстепенное значение в исполнении мирских дел и бытовых занятий. Поэтому именно Апостол Филипп, который искренне верил в Иисуса Христа и в Его учение, и оказался в выше описанном положении из разбираемого стиха, так как нуждался в разъяснениях и наставлениях Спасителя, для того чтобы мог в дальнейшем самостоятельно принимать правильные и разумные решения в различных жизненных ситуациях и проявлять решительность и целеустремленность в своих поступках.


Газета "БЛАГОВЕСТ", апрель-июнь 2001 г.