"И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его" (Матф.8:23). Этот стих начинает собой описание Евангельского эпизода, связанного с чудом укрощения бури на море (Генисаретском озере). Поскольку в Новом Завете дается три описания чуда укрощения бури на море (у Матфея, Марка и Луки), то некоторые толкователи, несмотря на различные детали и особенности в этих трех эпизодах, утверждают о том, что в Евангелиях представлено изложение одного и того же события укрощения бури на море. При этом многие толкователи объясняют расхождение деталей в описании бури на море в трех Евангельских текстах несогласованностью рассказов трех Евангелистов. Например: "Вообще Евангелисты, рассказывая о событиях, в своей речи иногда нанизывают факт за фактом, мало заботясь о точном определении времени и хронологической последовательности" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.174).

Такое утверждение в корне не верно, потому что Евангелисты точно излагали те события, участниками которых они были, или о которых они тщательно собрали достоверные факты и в последствии описали их. К тому же Евангелисты писали свои Евангелия под воздействием Духа Святого. Воздействие Святого Духа, снизошедшего на Евангелистов, проявлялось прежде всего в том, что Дух Святой защищал пишущих Евангелистов от козней нечистой силы. В этом проявляется защитное воздействие Святого Духа. Дух Святой способствовал чистоте ума, слаженной работе мысли, что приводило к точному, логичному и умелому изложению Евангельских повествований. Дух Святой оказывал одухотворенное воздействие, при котором проявлялось вдохновение к работе. Дух Святой оказывал просветительское воздействие тем, что в сознании Евангелиста появлялись нужные мысли и факты, которые затем вразумительно и ясно излагались Евангелистами в их книгах. Вразумительное воздействие Духа Святого (как указывают об этом многие святые переписчики Священных книг) выражалось в том, что если Евангелист от себя самого допускал неточность в изложении фактов или в выражении мысли, в его голову приходили сами собой в тот час наиболее нужные мысли и слова, подходящие для данного описания, которые его как бы вразумляли и наставляли, как лучше написать Святые тексты. Таким образом, Евангелисты, находясь в особом состоянии под воздействием Духа Святого, просто не могли не точно передать события и небрежно (не последовательно) изложить факты. И поэтому противоречий и бессмыслицы в книгах Евангелистов нет. Расхождения в их описаниях чуда укрощения бури на море объясняются тем, что Евангелисты описывали разные события, связанные с тем, что Спаситель укрощал не одну, а различные бури на море. Именно об этом и говорят описанные Евангелистами события, что становится видно при внимательном сравнении этих описаний. Расхождения в описании Евангельских событий объясняются также тем, что по утверждению ученых-библиистов, Марк писал свое Евангелие, дополняя ранее написанное Евангелие Матфея. А Лука писал свое Евангелие с учетом прочтения Евангелий Матфея и Марка. И поэтому Марк и Лука описывали те эпизоды и факты, которые не были описаны в предыдущих Евангелиях. Если же они описывали события, о которых уже было рассказано в Евангельских текстах, то они старались дополнить и уточнить описание ранее изложенных там событий новыми подробностями и деталями.

Главным доказательством того, что в Евангелиях описаны три разных случая укрощения бури на море, являются различные места прибытия Спасителя и Его учеников после их путешествия по морю (озеру). Применительно к разбираемому Евангельскому событию укрощения бури на море, Матфей описывал это событие на пути плавания Спасителя с учениками "в страну Гергесинскую" (Матф.8:28). А Марк и Лука описывали укрощение бури на море, совершенное Спасителем на пути их плавания "в страну Гадаринскую" (Мар.5:1) (Лук.8:26). Ведь Спаситель плавал по этому морю за три года Своей проповеднической деятельности не один раз.

Некоторые толкователи Библии ошибочно утверждают, что берег страны Гергесинской и берег страны Гадаринской являются одним и тем же местом. Такое утверждение они подтверждают тем доводом, что эти страны расположены рядом друг с другом. Однако даже энциклопедическая литература указывает на то, что страна Гергесинская располагалась вокруг города Гергеса, а страна Гадаринская располагалась вокруг города Гадара. То есть эти земли имели свое, различное географическое положение или место расположения. "Гадара, страна Гадаринская (Мк.5:1) (Лк.8:26) главный укрепленный город Гадаринской области за Иорданом в Перее на юго-востоке от Тивериады, от которого она и получила свое название. Город Гадара был расположен на вершине холма у подошвы которого по обеим берегам Гиеромакса находились теплые минеральные ключи под названием Амафа. Город Гадара в Библии не упоминается, но очевидно, что он тождественнен со страною Гадаринскою. В настоящее время в расстоянии 16 миль от Тивериады находятся обширные и замечательные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре. А у подошвы холма находится грубое русло древней реки Гиеромакса... Гадара принадлежала к Десятиградию... Остатки городских ворот, колоннады театров доселе ещё наглядно говорят о благосостоянии прежней Гадары" ("Иллюстрированная Библейская энциклопедия", труд и издание архимандрита Никифора, М., 1891г., с.147).

"Гергесинская страна (Мф.8:28) упоминается только Евангелистом Матфеем в означенной цитате. Получила свое название от города Гергесы или Геразы, находящегося на восточной стороне Иордана в Перее" ("Иллюстрированная Библейская энциклопедия", ук. изд., с.159). "Развалины другого города, Гергесы, ещё более обширные и красивые, чем Гадарские, они называются ныне Джерам. Остатки трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн доселе ещё говорят о могуществе Римской империи" ("Иллюстрированная Библейская энциклопедия", ук. изд., с.147).

Как уже было сказано, города Гергесы и Гадара являются разными населенными пунктами с различным географическим положением.

Для того, чтобы убедиться в том, что Евангелисты в своих книгах описывали разные события, связанные с разными случаями укрощения бури на море, произведенными Спасителем, будем внимательно сравнивать и тщательно анализировать тексты из указанных выше трех Евангелий, посвященных описанию чуда укрощения Спасителем бури на море.

События, предшествующие укрощению бури на море, описанные Евангелистом Матфеем, выглядят так. "Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых" (Матф.8:16). "Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону" (Матф.8:18). Потом дается описание разговора Спасителя с человеком, напрашивающимся к Нему в ученики, и с Его учеником (Матф.8:19-22). А затем уже продолжается рассказ об отплытии Спасителя на другой берег, представленный в разбираемом стихе так: "И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его".

По Матфею, перед Своим отплытием на другой берег вечером этого субботнего дня Спаситель лечил бесноватых и больных (Матф.8:18). Этому отплытию предшествовала произнесенная днем Нагорная проповедь (Матф.5:1). В ней также говорилось и о том, что человек должен иметь твердое верование в Бога, и исполнять заветы Божьи. “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21). Таким образом, перед отплытием ученики уже имели теоретические наставления о веровании в Бога, которые позволяют войти в Царство Небесное, что перекликается с притчей о горчичном зерне, рассказанной Спасителем перед отплытием в книге Марка.

Систематизируем и в хронологической последовательности укажем события, предшествовавшие укрощению бури Спасителем, изложенные у Матфея. Из изложенных фактов видно, что согласно описанию Матфея Спаситель вечером субботнего дня лечил больных и бесноватых у дверей дома Апостола Петра (Матф.8:16). Затем, увидев, что вокруг Него собралось много народа, велел части Своих учеников сесть в лодку и отплыть на другой берег (Матф.8:18). То есть отплыть с северо-западного берега озера Генисаретского, так как именно там находилась Вифсаида, в которой находился дом Апостола Петра. Затем состоялся разговор Спасителя с человеком, напрашивающимся к Нему в ученики, и с Его учеником (Матф.8:19-22). А затем Спаситель первым вошел в пустую лодку, и за Ним вошли оставшиеся Его ученики (Матф.8:23). И они отплыли на восточный берег в страну Гергесинскую. Так описана картина отплытия Спасителя и Его учеников у Матфея.

Совершенно другой представлена картина отплытия Спасителя у Марка. Вот как Марк описывает события, предшествовавшие отплытию Спасителя. "И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря" (Мар.4:1). "И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять" (Мар.4:2-3). "Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все" (Мар.4:34). Отпустив после проповеди народ, Спаситель остался со Своими учениками. Как видно из приведенного текста Марка, в отличие от Евангелия Матфея, Спаситель в этот день не читал Нагорной проповеди, не лечил больных и бесноватых у дверей дома Апостола Петра, а учил народ при море притчами. Событие непосредственно самого отплытия у Марка представлено так. "Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону" (Мар.4:35). В отличие от Евангелия Матфея, в Евангелии Марка говорится о том, что непосредственно перед отправлением на другой берег Спаситель предварительно не отправлял часть Своих учеников на другую сторону озера до Своего отплытия. Согласно тексту Марка, Спаситель предложил отправиться на другой берег моря всем Своим двенадцати ученикам. При чтении только что приведенного стиха может возникнуть вопрос, на какую сторону озера Генисаретского хотели переправиться Спаситель и Его ученики. Об этом Марк говорит так: "И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую" (Мар.5:1), которая находилась на противоположном, юго-восточном берегу Генисаретского озера.

Описание эпизода отплытия у Марка дается так. "И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки" (Мар4:36). В этом стихе словом "они" названы ученики, потому что в древнееврейском государстве именно на учеников пророка была возложена функция созывать народ на проповедь и отпускать народ после проповеди. Именно такая информация и сообщается в книгах, описывающих жизнь и быт древних евреев. Часть только что приведенного стиха из книги Марка "взяли Его с собою" нужно понимать так. Ученики Спасителя в этой поездке-плавании выполняли функцию гребцов. И поэтому они, как гребцы, взяли Спасителя с собой. Взяли как человека, Которого они перевезут сами. То, что Спаситель не сидел на веслах и не был рулевым, подтверждается описанием эпизода о том, что Спаситель спал в лодке. А Его ученики выполняли работу гребцов и управляли лодкой. "А Он спал на корме на возглавии" (Мар.4:38). В 36-м стихе у Марка указана та деталь, что Спаситель раньше учеников уже находился в лодке, потому что вошел в лодку ещё тогда, когда учил народ. И после этого не выходил из неё.

Отрывок этого стиха "с Ним были и другие лодки" надо понимать таким образом. В этой части (месте) стиха о Спасителе сказано, как о руководителе данного плавания. Поэтому и другие лодки, следовавшие за лодкой, в которой был Спаситель, плыли именно в том направлении, куда плыла лодка Спасителя. Отрывок разбираемого стиха "с Ним были и другие лодки" говорит о том, что одновременно с лодкой, в которой был Спаситель и Его ученики, отплыли и другие лодки. Естественно в них были люди, управлявшие этими лодками, но не являющиеся учениками Спасителя. Этот факт указывает на различие в описании отплытия Спасителя и Его учеников, представленных у Марка и Матфея, так как в описании эпизода отплытия, представленного у Матфея, другие лодки за лодкой Спасителя не следовали.

Делая вывод из приведенных стихов из книги Марка, можно сказать о том, что отплытию Спасителя предшествовала Его проповедь при море. Заканчивалась эта проповедь притчей о горчичном зерне. В этой притче рассказывалось о том, что Царство Божье подобно тому, как из горчичного семени вырастает большое дерево. “Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные” (Мар.4:31:32). Этой притчей Спаситель сказал о том, что в душе верующего человека со временем вырастает твердое и сильное верование в Бога (как из малого горчичного зерна вырастает огромное дерево), приводящее человека к Царству Божьему. Рассказав эту притчу, как теоретическое наставление, Спаситель в дальнейшем подверг испытанию твердость верования учеников в эпизоде укрощения бури на море. Этот эпизод, как уже говорилось, по Марку начинался так. При большом стечении народа Спаситель вошел в лодку, и сидя, учил народ (Мар.4:1). Вечером того же дня велел ученикам готовиться к отплытию на другую сторону озера (Мар.4:35). Причем отправился Спаситель со Своими учениками на другой берег озера в страну Гадаринскую (Мар.5:1). А за лодкой, в которой находился Спаситель и Его ученики, плыли и другие лодки (Мар.4:36).

У Луки в качестве событий, предшествующих путешествию по морю, упомянут случай, при котором на проповедь Спасителя пришли Его родственники (Лук.8:19). Потом Лука говорит о том, что после этого выдался день, когда Спаситель был наедине со Своими учениками и возжелал переправиться на другой берег моря. "В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились" (Лук.8:22). То есть по Луке Спаситель со Своими учениками отправился на другой берег именно днем, в отличие от Матфея и Марка, согласно которым Спаситель отправлялся в плавания на другой берег озера вечером (Матф.8:16), (Мар.4:35). В отличие от описания Марка, согласно которому Спаситель уже был в лодке, потому что учил народ при море (Мар.4:36), по рассказу Луки Спаситель вместе с учениками одновременно вошел в лодку (Лук.8:22). Рассказ Матфея также отличается от рассказа Луки, согласно которому Спаситель первым вошел в лодку, а потом уже последовали Его ученики (Матф.8:23). Рассказ Луки отличается от рассказа Матфея ещё и тем, что Спаситель перед отплытием не занимался исцелением и проповедью. То есть не лечил народ и не изгонял бесов из бесноватых, как это описано у Матфея. А также, по Луке, Спаситель перед отплытием на другой берег озера не учил народ притчами при море, как это описано у Марка.

Сравнивая и анализируя описание событий, предшествующих отплытию Спасителя и Его учеников, и описание эпизода отплытия Спасителя со Своими учениками на другой берег озера, представленных в книгах Матфея, Марка и Луки, можно сделать обоснованный вывод о том, что эти Евангелисты запечатлели в своих Евангелиях три разных случая отплытия Спасителя и Его учеников, предшествующих укрощению бури на море. Матфей описывает отплытие Спасителя и оставшейся части Его учеников, которое было вечером и которое закончилось на берегу страны Гергесинской и не сопровождалось другими лодками. Марк, говоря о другом плавании, сообщает, что Спаситель со всеми двенадцатью учениками также отплыл вечером, но в сторону берега страны Гадаринской, и в сопровождении других лодок. А Лука описывает отличное от Матфея и Марка плавание Спасителя со Своими учениками, совершенное днем.

Несмотря на очевидные различия в описании событий, происходивших перед отплытием, и описания эпизода отплытия Спасителя и Его учеников, представленных у трех Евангелистов, некоторые толкователи упорно не замечают этих различий. И рассказы трех Евангелистов неверно представляют как описание одного и того же эпизода укрощения бури на море, не желая видеть, что у трех Евангелистов дано описание трех различных случаев укрощения бури на море с различными деталями и подробностями. Поэтому такие неверные толкования пояснителей противоречат текстам Евангелия. Например, толкователь Гладков, неверно объединив все три описания Евангелистов в одно, неправильно пишет так: "После того Иисус учил народ на берегу озера. А потом вошел в лодку с учениками Своими и велел им отплыть на другую, то есть восточную сторону озера. Они исполнили приказание и отплыли. Отплыли с ними и другие лодки" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, 2-е испр. и доп. издание, С-Пб, издание автора 1907, с.273).

Как видим, в своем толковании Гладков произвольно объединяет описание Матфея и Марка в одно, что неверно. И забывает об описании, сделанном Евангелистом Лукой. Гладков пишет о том, что "после того Иисус учил народ на берегу озера". Эти сведения указаны у Марка (Мар. 4:1). По Матфею, перед отплытием Спаситель не учил, а лечил народ у дверей дома Апостола Петра (Матф.8:16-17). Дальше Гладков пишет о том, что Спаситель "потом вошел в лодку с учениками Своими, и велел им отплыть на другую, то есть восточную сторону озера". А согласно книге Марка Спаситель уже был в лодке, в которую вошел ещё тогда, когда учил народ при море (Мар.4:1). И ученики вошли не за Ним, а после Него (Мар.4:36). Далее Гладков в своем толковании пишет "отплыли с ними и другие лодки". Об этом указано у Марка (Мар.4:36). Но, согласно Матфею, за лодкой, в которой был Спаситель и Его ученики, другие лодки не плыли (Матф.8:23). Вот так, произвольно соединив описание Матфея и Марка в одно повествование, толкователь Гладков исказил факты, ложно представив два разных случая укрощения бури, отличающиеся между собой целым рядом деталей и подробностей, как один и тот же эпизод. И изобразил свою картину укрощения бури на море, отличающуюся от описания каждого Евангелиста. И при этом забыл упомянуть об описании эпизода укрощения бури на море, сделанного Лукой.

Вот как поясняет разбираемый 23-й стих 8-й главы Евангелия Матфея другой толкователь, А.П. Лопухин. "В этом стихе возобновляется нить рассказа, прерванного с 19-го стиха вставкой о лицах, желавших следовать за Христом, и это сближает показания Матфея с показаниями Марка и Луки. Нужно представлять дело так, что Спаситель первый вошел в лодку, ту самую, которая приготовлена была по Его повелению (ст.18), ... Судя по тому, что в лодку, кроме Христа, вошли и ученики Его и, как думают, другие лица, она была довольно поместительна" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.173). Лопухин допускает неточность, написав о том, что "Спаситель первый вошел в лодку, ту самую, которая приготовлена была по Его повелению (ст.18)". В 18-м стихе 8-й главы Евангелия от Матфея Спаситель не дает повеления на приготовление лодки и не входит в неё, как об этом неверно пишет Лопухин, а отправляет часть Своих учеников на другой берег "Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону" (Матф.8:18). А Сам Спаситель в это время принял участие в разговоре с книжником и одним из Своих оставшихся учеников. Ещё одним доводом, убеждающим, что часть учеников Спасителя отплыла сразу же, после повеления Иисуса Христа, служит то, что древние евреи считали исполнение Воли Божьей делом неотложным и обязательным. И если Спаситель, как Мессия-Бог, повелел части Своих учеников самостоятельно плыть на другой берег, то они, как добропорядочные древние евреи, незамедлительно и исполнили это повеление Иисуса Христа, сразу же отплыв на другой берег, не дожидаясь пока Спаситель закончит Свой диалог с книжником и учеником Своим.

Далее Лопухин пишет: "Под учениками некоторые не разумеют 12 Апостолов на том основании, что они называются в Евангелии Матфея ... (10:1,2,5; 11:1; 20:17; 26:14,20,47). Но в дальнейшей речи вошедшие в лодку называются и учениками (ср. Матф.10:1; 11:1; 12:1 и др.). Если, согласно показанию других Евангелистов, путешествие было после произнесения притчей, то нет ничего невероятного, что в лодку вошли именно 12 учеников" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.173). Утверждение Лопухина о том, "что в лодку вошли именно 12 учеников" неверно, потому что противоречит Евангелию Матфея (Матф.8:18), которое он и поясняет. В указанном стихе говорится о том, что Спаситель велел части учеников "отплыть на другую сторону" (Матф.8:18) без Него. А потом, уже с оставшейся частью учеников, Спаситель переправился на другой берег. Поэтому, по описанию Матфея, со Спасителем отправились не все Его ученики. Дальше в своем пояснении Лопухин приводит толкование авторитетных и признанных экзегетов, относящиеся к разбираемому стиху. "Феофилакт говорит даже, что Спаситель "удержал только одних учеников, чтобы они видели чудо". Ориген замечает, что совершив великие и удивительные чудеса на суше, Иисус Христос переходит на море, чтобы там показать ещё более превосходные дела, - насколько здесь Он показывает Себя Господом земли и моря" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.173).

Как видим, пояснения, сделанные различными толкователями разбираемого 23-го стиха 8-й главы Евангелия от Матфея, далеко не однозначны. И в этих пояснениях никто из толкователей не высказывает утверждения о том, что у трех Евангелистов дано описание трех разных случаев укрощения бури на море. Однако при сравнении трех случаев, предшествовавших отплытию и трех эпизодов самого отплытия Спасителя и Его учеников на другой берег становятся видны различные подробности и детали, указывающие на то, что у трех Евангелистов описаны три разных случая укрощения бури на море. Дальнейшее описание событий, происшедших на море, и запечатленных Матфеем, Марком и Лукой, также подтверждает предположение о трех различных случаях укрощения бури на море. Вот как произошли события дальше.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль-декабрь 2001 г.