"И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал" (Матф.8:24). В этом стихе говорится о том, что после отплытия Спасителя со Своими учениками в лодке на другой берег озера Генисаретского, на озере (море) поднялась буря, обозначенная в стихе словами "великое волнение". То есть буря была очень сильной. А Спаситель в это время спал. Так кратко описывает эту ситуацию Матфей.

Однако из этого краткого описания можно составить полное представление о происходящих событиях и сделать ряд выводов. Слова "и вот" говорят о том, что лодка со Спасителем и Его учениками проплыла какое-то время по морю в направлении другого берега. И вот, в один момент, внезапно "сделалось великое волнение". Слова "великое волнение" применительно к морю указывают на возмущение водной глади. То есть на поверхности воды внезапно начали появляться очень высокие и сильные волны, которые подбрасывали лодку и заливали её водой. Другими словами "великое волнение" обозначает бурю, произошедшую на Генисаретском озере. Причем слово "великое" указывает на то, что буря была очень сильной. Такая сильная буря не свойственна описываемому озеру, на котором она разыгралась. Генисаретское озеро, не океан и не море (в его географическом понимании). Оно расположено в окружении высоких гор, достигающих высоты тысячи метров и более. Этими горами оно защищено от воздействия сильных ветров. Поэтому, чаще всего на этом озере, если и происходило волнение (а не буря), то незначительной силы. Согласно законам природы высота волны зависит от размера (ширины) открытой водной поверхности. Штормовая буря с очень высокими волнами может возникнуть на просторах моря или океана. На Генисаретском озере, хоть оно и условно называлось древними евреями морем, просто не могло быть шторма (бури) из за его небольших географических размеров. Протяженность этого озера с запада на восток составляет около десяти километров, а с севера на юг около двадцати километров. То есть точно также, как в стакане воды невозможно вызвать высокую волну из за отсутствия широкой водной глади (поверхности), также на Генисаретском озере невозможен морской (океанский) шторм (сильная буря). Однако по описаниям всех трех Евангелистов, все три бури были очень сильными. У Матфея буря названа великим волнением (Матф.8:24). У Марка об этом сказано так "поднялась великая буря" (Мар.4:37). У Луки сказано о том, что "на озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами" (Лук.8:23). То есть, из описания трех Евангелистов вытекает факт того, что во всех трех случаях описания трех разных бурь на озере, в каждом отдельном случае это была очень сильная буря, подобная морскому шторму. Возникновение штормовой бури на этом небольшом озере, согласно законам природы, неестественно. В таких географических и климатических условиях возникшая сильная буря указывает на её сверхъестественное происхождение.

Обычно буря начинается со слабого ветра и небольших волн, сила которых постепенно нарастает. В разбираемом стихе сказано, что сильная буря возникла внезапно. Внезапность бури также указывает на её сверхъестественный характер. Поэтому эта буря была неожиданной для учеников Спасителя. Возможно именно в связи с этим Спаситель отослал часть Своих учеников и не позволил им присутствовать при первом эпизоде укрощения бури на море. Ещё одним доказательством сверхъестественного характера бури является описание бури на море, сделанное в Старославянском тексте Библии. В нем говорится следующее: “И се, трус велик бысть в море” (Матф.8:24). Согласно этому тексту лодку трусило, подкидывало, встряхивало в результате того, что на море был “трус”. Слово “трус” в данном тексте нужно понимать как сильные толчки. Обычно в сильную бурю на море наблюдается сильная качка, но не тряска. Наличие сильной тряски (а не качки) указывает на сверхъестественный характер этой бури.

В первой части разбираемого стиха давалась характеристика самой бури, которую мы рассмотрели. В дальнейшей части разбираемого стиха говорится, что "лодка покрывалась волнами". Для того, чтобы наглядней представить происходящую картину, необходимо составить представление о том, какой же была лодка, на которой Спаситель и Его ученики оказались во время описываемой бури. Из сведений, характеризующих жизнь и быт древних евреев, известно о том, что на Генисаретском озере существовало два вида лодок. Лодки, предназначенные для прогулок и пассажирских перевозок, которые были оснащены специальными пассажирскими скамейками и защищающими от солнца матерчатыми навесами. На таких лодках плавали зажиточные и богатые люди. Лодки другого вида предназначались для рыбного промысла. Эти лодки изготавливались чаще всего по стандартному образцу. Именно рыбачьи лодки имели Апостолы-рыбаки. Именно на рыбачьих лодках и совершали свои путешествия через озеро Спаситель и Его ученики.

В старославянском тексте Библии в разбираемых стихах Матфея фигурирует указание на то, что Спаситель и Его ученики плыли на корабле. “И се, тряс велик бысть в море, якоже кораблю покрыватися волнами” (Матф.8:24). В этом стихе под словом корабль имеется ввиду большая лодка, оснащенная парусом и веслами. Лодка, упомянутая в описании Матфея, предположительно имела около пяти метров длинны и около двух метров в ширину. Она имела высокий, укрепленный борт. Это делалось для того, чтобы когда лодка будет загружена рыбой и осядет под тяжестью груза, её борта должны были защищать от волн и позволять лодке легко перемещаться с грузом. В центре лодки крепилась мачта с парусом. Именно такой вид имела рыбачья лодка, чаще всего использовавшаяся на Генисаретском озере. Лодка описанного типа принадлежит к лодкам среднего размера. Наряду с этим были рыбачьи лодки и большего размера. Эти лодки вмещали гребцов (которые не занимались ловом рыбы) и рыбаков (которые не сидели на веслах, а занимались непосредственно ловом рыбы). Предположительно на лодке такого типа и совершал плавание через озеро Спаситель со Своими учениками в эпизодах укрощения бури, описанных Марком и Лукой.

Матфей, сказав о том, что "лодка покрывалась волнами", дал очень ценную информацию, характеризующую силу бури и высоту волн. Слово "покрывать" означает "смотрите слово "покрыть"... Покрыть - положить, наложить сверху на кого чего-нибудь" (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, 2-е изд., М., "Азъ", 1994, с.541). То есть согласно Матфею, волны были настолько большие, что не только перехлестывали через борт, но и накрывали лодку сверху, вместе с её мачтой. Эти сведения говорят о сильной буре с высокими волнами, обрушившей на учеников Спасителя большие массы воды не только со стороны бортов лодки но и сверху.

Далее Матфей говорит о том, что несмотря на сильную бурю, Спаситель спал. Логически рассудив, можно прийти к выводу, что спать во время бури просто невозможно, потому что сильная качка и тряска лодки свалили бы сидящего или лежачего человека с лавки и накатывающиеся на человека волны разбудили бы Его. Слова Матфея о том, что Спаситель спал, указывают на то, что Он находился предположительно в лежачем положении на лавке, и был в спокойном состоянии, несмотря на сильные толчки и удары волн разбушевавшейся бури о лодку. Несмотря на сильную бурю, Спаситель не падал с лавки. Тот факт, что Спаситель во время бури не падал с лавки и спал (находился в спокойном положении) говорит о том, что Спаситель удерживался на лавке сверхъестественной силой, которая и защищала Его от воздействия резких толчков, сотрясений и волн бушующей бури. Потому что если бы Спаситель был мокрым от накатывавшихся волн, Он бы не сумел спокойно спать. Таким образом, сон Спасителя тоже был сверхъестественным явлением. Спать можно сидя или лёжа. И то, что Спаситель во время бури не падал с лавки, также указывает на сверхъестественное явление Его сна, потому что буря Его не разбудила. И как показывают дальнейшие события, сверхъестественные явления бури и сна возникли не случайно. Так описывает начало бури на море Матфей.

Марк сообщает о том, что после отплытия лодки со Спасителем и Его учениками, отплыли также и другие лодки, чего не было в эпизоде, описанном Матфеем. После того, когда они проплыли какое-то время, "поднялась великая буря" (Мар.4:37). Марк указывает на факт того, что буря была сверхъестественным событием, потому что началась внезапно, без постепенного нарастания. И потому что была очень сильной. В этом же стихе Марк рассказывает о том, что сильные волны бились о лодку, в которой был Спаситель и Его ученики. О том, что сильные волны накатывались и на другие лодки, Марк ничего не пишет. "Волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою" (Мар.4:37). Как видим, в своем описании бури Марк указывает только на одну лодку, в которой был Спаситель и Его ученики. Описанием того, что в зоне действия бури оказалась только лодка, в которой был Спаситель с учениками, Марк указывает на сверхъестественный характер бури. Потому что при естественно возникающей сильной буре все лодки, находящиеся вместе с лодкой Спасителя, залило бы водой, и они все бы подверглись воздействию бури. То, что лодка, в которой находился Спаситель и Его ученики, наполненная водой не утонула, и то, что она от ударов сильных волн не переворачивалась, указывает на вмешательство доброй сверхъестественной силы в лице Спасителя, Который не отвернулся от Своих учеников, а держал всё происходящее под Своим неусыпным вниманием. Как уже говорилось, эта буря возникла только вокруг одной лодки, в которой находился Спаситель и Его ученики. Об этом в стихе у Марка ясно сказано: "волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою" (Мар.4:37). В этом стихе сказано, что волны били не во все лодки, отплывшие вместе с лодкой Спасителя, а только в ту лодку, в которой находился Иисус Христос со Своими учениками. Из этой части стиха можно сделать вывод, что буря других лодок не коснулась. Это ещё раз указывает на сверхъестественный характер описываемой Марком бури.

О дальнейшем развитии событий Марк пишет так. В тот момент, когда разыгралась буря на озере, Спаситель спал в лодке: "а Он спал на корме на возглавии" (Мар.4:38). "Корма - задняя часть судна, лодки" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.290). Спаситель спал на корме, то есть в хвостовой части лодки, где было сделано возглавие. Иными словами лавка-возглавие была предназначена для кормчего или капитана, управляющего лодкой. Несмотря на то, что спать во время бури невозможно, но Спаситель всё же спал. Некоторые пояснители безосновательно могут сказать о том, что картина сна Спасителя выглядела следующим образом. Спасителя, по их мнению, также как и остальных учеников, заливало волнами и швыряло по лодке. Однако Он якобы не реагировал на это, так как находился в глубоком сне. Такое пояснение в корне неверно, так как противоречит Библейским текстам. Согласно описанию Марка, Спаситель не падал с лавки от толчков разбушевавшейся бури, а спокойно спал на корме, на возглавии. Поэтому можно предположить, что если удары волн не смогли сбросить Спасителя с лавки, то и другие проявления бури в виде накатывавшихся волн, также не касались Его, ничем не нарушая Его сна. Этот факт указывает на сверхъестественный характер сна Спасителя.

У Луки события, предшествующие укрощению бури Спасителем, описаны так: "На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами" (Лук.8:23). Судя по этому описанию, на озере не было штормовых волн, которые как у Матфея покрывали полностью всю лодку (вместе с мачтой). Высота волн была такой, что гребни волн были чуть выше борта лодки, и перекатывались через него. Лука не говорит о том, что лодка была полная воды, как это представлено у Матфея и Марка. По Луке, лодку заливало водой, но ещё не залило. И это обстоятельство указывает на небольшую силу и длительность бури, описанную Лукой.

Как видим, описания самой бури на море, сделанные Матфеем, Марком и Лукой, отличаются между собой. Матфей повествует о сильной буре с волнами, покрывающими (накрывающими) сверху лодку. Марк пишет о сильной буре с волнами, бьющими о лодку так, что она от этого наполнялась водой. А Лука говорит о том, что от происходящей бури лодку только заливало волнами.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль-декабрь 2001 г.