"Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем" (Матф.8:25). В этом стихе говорится о том, что ученики Спасителя, чувствуя опасность приближающейся гибели от разбушевавшейся бури на море, решили обратиться к Спасителю за помощью. Они подошли к спавшему Иисусу Христу и разбудили Его. И стали просить Спасителя, чтобы Он спас их, так как они погибают.

Слово "тогда" в разбираемом стихе обозначает, что ученики обратились к Спасителю только тогда, когда лодка наполнилась водой и свирепствующая буря не прекращалась длительное время и неизбежность гибели стала для них очевидной. На продолжительность бури указывают слова из Евангелия Матфея "а Он спал" (Матф. 8:24). Спать в течение двух минут нельзя. Поэтому сон Спасителя продолжался какое-то длительное время. На протяжении этого времени длилась и буря, которая угрожала гибелью ученикам.

По сведениям, сообщаемым в Евангелиях, многие ученики Спасителя были хорошими рыбаками, и не раз плавали по этому озеру. И по всей видимости им приходилось плавать и в непогоду на озере. И рыбацкая лодка, на которой они плыли, была построена с расчетом на плавание во время ненастья, которые случались на этом озере. И ученики-рыбаки, до своей Апостольской деятельности часто плававшие и рыбачившие на этом озере, не должны были бояться волнения на озере. То, что ученики, профессиональные рыбаки, испугались этой бури, говорит о том, что на озере была буря, больше похожая на ураган, свойственный не озеру, а скорее океану. Такая буря (шторм) разыгралась на тихом озере с такой силой, что напугала бывалых учеников-рыбаков. Поэтому сила, с которой разыгралась буря на озере, также указывает на сверхъествественный характер бури.

О причине своего страха, бывалые ученики-рыбаки также сообщили Спасителю, сказав, "Господи! спаси нас, погибаем". То есть буря была настолько сильной (подобной океанскому шторму), что угрожала гибелью ученикам Спасителя. И по этой причине они разбудили Спасителя и стали просить Его о том, чтобы Он спас их от этой гибельной бури.

Некоторым читателям может быть не ясно, какая же гибель угрожала Апостолам, о которой они говорят в этом стихе. Ведь лодка не смотря на то, что наполнилась водой, не тонула. Апостолы могли погибнуть от сильных, перекатывающихся через лодку волн. Их могло захлестнуть водой, даже если они находились в лодке. От сильных ударов волн лодку сильно подбрасывало и качало в разные стороны. От этих сильных ударов Апостолы могли выпасть за борт лодки и утонуть в море во время бушующей стихии. Или, будучи сбитыми с ног, удариться о борта лодки и от сильного удара погибнуть.

Из слов, сказанных учениками, видно, что они просят спасения только для себя. Это объясняется тем, что по мнению учеников, в спасении от бури нуждались только они сами. А Иисус Христос, как они думали и видели, в спасении не нуждался. У читателя может возникнуть вопрос, почему Спаситель, по мнению учеников, не нуждался в спасении от бури? Ведь все они, вместе со Спасителем, находились во время бури в одной лодке. Дело в том, что ученики видели, что Спаситель, в отличие от них, был защищен от воздействия бури. Это проявилось в том, что буря не могла Его разбудить и даже не мешала Его сну. Можно предположить, что волны, которые захлестывали учеников, перекатывались через спящего Спасителя не касаясь Его одежды. От сильных толчков, вызванных бурей, ученики падали с ног, а Он даже не падал с лавки, на которой Он спал. Спокойно спать можно только тогда, когда волны ежеминутно не окатывают водой спящего человека, и когда его не сбрасывает бушующая буря с лавки, на которой он спит. Однако, несмотря на волны, заливающие лодку, и толчки волн, Спаситель спал крепким сном. Он даже не падал с кормчего возглавия, на котором Он спал, как указано это у Марка. Это указывает на необычный, сверхъестественный сон Спасителя. И поэтому воздействие бури на Него не распространялось. Так описывает эпизод бури Матфей.

А Марк описывает этот эпизод так. "Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" (Мар.4:38). При сравнении этого стиха с подобным стихом Матфея сразу же бросается в глаза разница, присутствующая в этих стихах. В начале разбираемых стихов, у Матфея и у Марка содержится аналогичная информация о том, что ученики разбудили Спасителя. Матфей уточняет тот момент, что ученики смогли разбудить Спасителя только после того, когда подошли к Нему. Это дает возможность сделать вывод о том, что криками с некоторого расстояния Спасителя было невозможно разбудить, потому что шум бури заглушал голоса учеников. И только подойдя вплотную к Спасителю, ученики смогли Его разбудить. Марк не уточняет того момента, на каком расстоянии от Спасителя находились ученики, когда Его будили, и что они подходили к Спасителю. Однако об этом можно судить по более спокойному тону и интонации их речи. У Матфея слова учеников переданы в виде крика (вопля) о помощи: "Господи! спаси нас, погибаем". В этих словах звучит настоятельная мольба, пронизанная отчаянием, которая могла вырваться из уст учеников только перед лицом неотвратимой гибели. То есть в эпизоде укрощения бури, описанного у Матфея, буря была настолько сильной, что заставила учеников взывать о помощи без каких-либо рассуждений.

В другом эпизоде укрощения бури, описанном у Марка, слова учеников содержат похожий смысл, но звучат по-другому. "Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" (Мар.4:38). В этих словах учеников прослеживается не только призыв о помощи, но и оценка учениками поведения Спасителя, выразившаяся в упреке в адрес Иисуса Христа о том, что якобы Он проявляет равнодушие к Своим ученикам, которые находятся в такой критической ситуации и нуждаются в помощи. Обращаем внимание читателя на разницу между словами учеников о помощи, адресованных Спасителю, и представленных в описаниях Матфея и Марка. Матфей сообщает о том, что ученики, напуганные опасностью гибели, только взывали о помощи, пытаясь спастись от сильной бури. Слова учеников наполнены криком отчаяния и лишены каких-либо рассуждений. Марк сообщает о том, что ученики не только взывали о помощи, но и наряду с этим давали оценочную характеристику, по их мнению, бездействия Спасителя по отношению к ним. Логически рассуждая, можно предположить что буря, описанная у Матфея, имела большую силу, чем та буря, которой подверглись ученики в случае, описанном у Марка. Такой вывод подтверждается доводом о том, что под влиянием очень сильной и свирепой бури, описанной Матфеем, учеников охватил страх и паника, которые вызвали у них только вопль о помощи. Страх и паника не давали возможности ученикам логически оценить ситуацию и сделать упрек в адрес Спасителя. Можно предположить что буря, описанная у Марка, была меньшей силы и интенсивности, по сравнению с бурей, описанной у Матфея. Во время бури, описанной Марком, гибель не дышала Апостолам в лицо так сильно, зловеще и угрожающе, как это происходило в случае бури, описанной у Матфея. Поэтому в эпизоде бури, представленном в книге Марка, Апостолы чувствовали себя намного спокойней и сосредоточенней, и не теряли чувства самообладания. Об этом говорит их попытка логически проанализировать происходящее, и как вывод, незаслуженный упрек, который они сделали в адрес Спасителя. Ученики, по Марку, сказали Спасителю следующее: "Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" (Мар. 4:38). В этих словах, в отличие от описания Матфея, ученики называют Спасителя не Господом, а Учителем. То есть они в этот момент не собираются погибать и отдавать свои души Богу, а назвав Спасителя Учителем, предполагают дальнейшее их общение с Ним, как с Учителем, Который в дальнейшей части их жизни должен чему-то их научить. Далее в своей речи они необоснованно упрекают Спасителя в бездействии и равнодушии по отношению к ним (ученикам). Они говорят о том, что Спаситель якобы не нуждается в них, и безразличен к их гибельному положению. В этих словах учеников, изложенных Марком, чувствуется уверенность учеников в том, что после их упрека в адрес Спасителя, Иисус Христос обратит на них внимание, и поможет им. По интонации и смыслу слов учеников, в описании Марка, чувствуется, что они не собираются умирать, а предполагают, что эта буря является для них испытанием, после которой они продолжат свои отношения со Спасителем, как со Своим Учителем. Значит буря, описанная Марком, была недостаточно сильной, чтобы напугать смертельной опасностью учеников, и лишить их возможности логически мыслить и оценивать ситуацию. У Матфея же, буря была настолько сильной, что ученики поверили в свою окончательную гибель, и ими овладел страх смерти. И в этом состоянии им было не до логических рассуждений и упреков. Стоя на пороге гибели, и приготовившись к смерти, они называют Спасителя не Учителем, а Господом, в руки Которого и собираются вручить свои души после перехода в иной мир.

Тот факт, что буря, описанная Матфеем, у учеников Спасителя вызвала одинаковую, наивысшую (предельную) степень страха и отчаяния, говорит именно о том, что они встретились именно со сверхъестественной злой силой. Потому что на естественную бурю, даже сильной степени, опытные рыбаки реагировали бы по-разному. Например, у одних естественная буря могла бы вызвать чувство страха, пугая их своей угрожающей силой. Другие рыбаки, оценивая силу бури, могли испытывать чувство надежды, связанное с благополучным исходом (завершением) этого события.

Таким образом, делая вывод из стихов, описывающих непосредственно саму разбушевавшуюся бурю и степень её силы, видно, что у Матфея и Марка описаны два разных эпизода укрощения Спасителем бури на море. Это подтверждается тем, что в описаниях Матфея и Марка ученики по-разному реагируют на разыгравшуюся бурю, по-разному относятся к ней и оценивают её.

У Луки до эпизода укрощения бури ученики прослушали притчу Спасителя о сеятеле. В ней говорилось о людях, которые "временем веруют, а во время искушения отпадают" (Лук.8:13). Таким искушением, то есть проверкой верования учеников на твердость и была описанная Лукой буря. В эпизоде укрощения бури, описанной Лукой, как и у Матфея и Марка, ученики Спасителя не отпали от Господа, не утратили свое верование, а проявили себя как маловеры. Можно предположить, что ученики пробовали использовать свое верование для того, чтобы словом, подкрепленным своим верованием, прекратить бурю. Но их усилия не привели к желаемому результату. И тогда ученики увидели, что "они были в опасности" (Лук.8:23). То есть они увидели, что буря по их желанию не стихает, но угрожает им опасностью. И тогда они обратились к Спасителю за помощью. "И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем" (Лук.8:24). Ученики сознавали, что они не стоят на краю гибели, как во время бури, описанной у Матфея. Поэтому они рассудительно и взвешенно проанализировали сложившуюся ситуацию, и убедились, что сами, своими усилиями прекратить бурю не могут. Поэтому они обратились со словами к Спасителю "Наставник! Наставник!", этими словами указывая на то, что они не собираются Ему вручать свои души (не собираются погибать). А обращаются к Спасителю, как ученики именно к своему наставнику по поводу укрощения бури. На этот раз в словах учеников нет упрека, который фигурирует у Марка. А словом "погибаем" они выразили то, что не сумели укротить бурю из за недостатка твердого верования в Бога. И поскольку буря грозит им гибелью, они просят защитить их от неё и прекратить бурю, укрощение которой им оказалось не по силам.

К числу отличий в рассказах Евангелистов относится также и то, что ученики к Спасителю обращались по-разному. У Матфея они Его называют Господом. У Марка называют Учителем. У Луки – Наставником.

Все эти отличительные расхождения в описаниях бурь, представленные в книгах Матфея, Марка и Луки, дают возможность предположить что Евангелисты рассказывают о трех разных случаях укрощения Спасителем бури на море. Причем во всех трех случаях поведение учеников, их слова, сила бури отличаются целым рядом подробностей и деталей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль-декабрь 2001 г.