Значение Евангельского события укрощения бури на море.

На протяжении многих веков Евангельское событие укрощения Спасителем бури на море не только пояснялось толкователями, но и давалось пояснение философского значения этого события.

Вот какое философское объяснение Евангельского эпизода укрощения бури на море давал Святой Августин Блаженный. "Ты переплываешь море этой жизни, и ветер поднимается, застигают тебя бури и искушения. Отчего это, если не оттого, что Иисус засыпает в тебе? Если бы Он в тебе не спал, ты бы наслаждался внутренней тишиной. Что же значит, что Иисус в тебе засыпает, если не то, что в сердце твоем верование в Иисуса дремлет? Что же ты должен сделать для своего избавления? Пробуди Его и скажи "Наставник, Наставник, погибаем!" Он пробудится. То есть к тебе возвратится верование в Бога, и Он прибудет в тебе. Когда пробуждается Христос, тогда и среди бурных треволнений вода не зальет твоего корабля, твое верование будет повелевать ветрами и волнами, и опасность минует" (Цитируется по книге Б.И. Гладков, "Толкование Евангелия", указ. изд., с.274).

Для философского истолкования этого события многие пояснители прибегали к иносказаниям. Традиционно философское значение этого Евангельского события раскрывалось при помощи символов и аллегорий так. Море обозначало человеческую жизнь. Сильная буря обозначала неприятные события и трудности человеческой жизни. Согласно пояснению философского значения этого события, человек, живущий без Бога, неминуемо окажется подверженным жизненным бурям и испытаниям. Жизненные трудности могут привести даже к гибели такого человека. Но как только человек с искренней мольбой обратится к Богу (как ученики обратились к спящему Спасителю), Спаситель обязательно пробудится и придет на помощь. Только сильное и твердое верование в Спасителя, возникшее в душе человека, может способствовать тому, что Бог поможет в трудный момент и спасет его от опасности. Пока в душе человека верование в Бога спит, вокруг человека могут бушевать жизненные трудности и невзгоды. Но как только в душе человека просыпается искреннее верование в Бога, посредством которого он способен донести свою мольбу о помощи к Богу, Господь ответит на просьбу такого человека и спасет его от жизненных трудностей и опасностей.

Анализируя значение Евангельского эпизода укрощения бури на море, нужно вспомнить выводы, которые Спаситель дает в конце Нагорной проповеди. Там говорится о том, что человек, идущий узким путем к Царству Божьему, будет встречать на своем пути очень много терний, препятствий и преград. Эти препятствия будут даваться ему злой противостоящей силой за то, что он избрал не широкий путь служения своим удовольствиям, а узкий путь в своей жизни, посвященный служению Богу. Спаситель утешает Своих последователей тем, что говорит им о том, что "иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матф.11:30).

Эти слова нужно понимать в том смысле, что несмотря на трудности, возникающие при совершении богоугодных дел, Господь всегда поможет такому человеку. Именно о помощи со стороны Бога и говорится в эпизоде укрощения бури на море. Притворившись спящим, Спаситель создал у учеников видимость Своего отсутствия, показав им, что сами они, без помощи Божьей, не могут справиться с разбушевавшейся стихией, несмотря на то, что они были опытными рыбаками. Потому что за этой стихией стояло сверхъестественное зло. Господь показал Своим ученикам ту истину, что даже для того, чтобы переправиться на другой берег, нужна поддержка и защита Божья. Потому что за каждым (не только за важным) событием в жизни человека стоят сверхъестественные силы, которые влияют на него. В этом Евангельском событии говорится также о том, что человек, призывая помощь Божью, может преодолеть любые трудности в своей жизни. Но обращение к Богу должно быть искренним. Бог в первую очередь помогает тем людям, которые, как Апостолы, до этого уже совершили целый ряд добрых поступков. Согласно учению Христову, Господь помогает также и грешным людям выбраться из трудностей, при условии их искреннего покаяния в их грехах, при условии их становления на путь истинный.

Евангельский эпизод укрощения бури на море имел большое значение в жизни Апостолов, так как являлся испытанием их твердого верования. Согласно выше приведенным предположениям, существовало три различных эпизода укрощения бури на море. Причем каждый из этих эпизодов имел свое значение в жизни Апостолов. Судя по хронологии Евангельских событий, которая вытекает из сопоставления трех Евангелий, можно предположить то, что первым случаем укрощения бури на море был эпизод, описанный в Евангелии Матфея. Этот эпизод произошел раньше других случаев укрощения бури на море. Поэтому эта буря была неожиданной для учеников Спасителя. Возможно именно в связи с этим Спаситель отослал часть Своих учеников и не позволил им присутствовать при первом эпизоде укрощения бури на море. Потому что ученики, отосланные до бури на другой берег, ещё не были достаточно подготовлены к такому сильному испытанию. Поэтому при описании этого эпизода Матфей и показывает полную растерянность оставшейся части учеников, и их беспредельное отчаяние перед угрожающей им опасностью, исходившей от бури. После первого случая бури на море Спаситель разъяснил всем двенадцати Своим ученикам суть этого события, и пояснил, как надлежит им себя вести в этой ситуации, предложив проявлять стойкость духа, а главное твердое верование в Бога, и не быть боязливыми перед лицом опасности. Спустя какое-то время с учениками в полном составе Спаситель отправляется в морское путешествие, при котором снова повторяется буря на море. Этот эпизод второго случая бури на море предположительно и наглядно описан Евангелистом Марком. Подготовленные Спасителем ученики, как уже имевшие опыт столкновения с бурей в первом случае, так и те, которые получили только теоретические разъяснения, на этот раз ведут себя более сдержанно и спокойно. Однако так же, как и в первый раз, проявляют маловерие. Можно предположить, что спустя какое-то время после этого второго эпизода укрощения бури на море Спаситель не раз путешествовал со Своими учениками по морю, и такие путешествия обходились без бурь. Однако, через какое-то время ситуация повторилась в третий раз. И когда ученики вновь были в полном составе, теоретически и практически подготовленные, имевшие советы Спасителя как вести себя в подобных ситуациях, вновь разыгралась буря на море при подобных обстоятельствах. Этот эпизод укрощения бури на море предположительно описан Евангелистом Лукой. На этот раз ученики вели себя несколько иначе, чем в двух предыдущих случаях, когда они оказались застигнутыми бурей в море. На этот раз речь учеников отличается спокойствием и выдержкой. В ней чувствуется способность логически мыслить и анализировать создавшуюся ситуацию. Однако и на этот раз Спаситель упрекнул Своих учеников в маловерии.

Анализируя эти три бури, можно предположить, что все три случая укрощения бури на море Спасителем были созданы для Своих учеников с целью научения и испытания Апостолов, также, как это было сделано Господом с Иовом Праведным. Между тремя случаями укрощения бури на море и испытанием Иова, существует целый ряд аналогий. Всезнающий Господь испытывал Иова не потому, что не знал, как поведет себя Иов в этой ситуации, а для того, чтобы продемонстрировать искусителю силу верования Иова. А также для того, чтобы этим испытанием ещё больше закалить и укрепить веру Иова в Бога. В трех случаях укрощения бури, также как и в ситуации с Иовом, фигурирует Господь Бог и злая противостоящая сила, которая в виде злых духов пыталась потопить лодку и подняла бурю. Как и в случае в Иовом, в трех эпизодах укрощения бурь Господь показал бессилие злой сверхъестественной силы в тех случаях, когда людей защищает Спаситель. Как и в случае с Иовом, три эпизода укрощения бури были даны Апостолам для их научения, укрепления их веры в Бога и проверки их стойкости и силы духа при непосредственной встрече со злой сверхъестественной силой, которая угрожала им лично, но была побеждена. Тот факт, что укрощение бури повторяется три раза, указывает на воспитательное значение этого события для Апостолов.

Как известно, при столкновении человека со злой сверхъестественной силой, он испытывает панический страх. Это происходит потому, что злая сверхъестественная сила старается уничтожить любое творение Божье, в первую очередь человека, который в своей душе имеет искру Божью. В первую очередь нечисть старается уничтожить человека духовно и предпринимает попытки склонить человека совершать грех (зло), искушая его. При этом явно не вступая в контакт с человеком. А когда это не получается, и человек вместо греховных поступков творит добро и избирает праведный путь следования Божьим заповедям (как Апостолы Иисуса Христа), то тогда нечисть пытается деморализовать человека, вступая в непосредственный контакт, и вызывая у человека страх и панический ужас. Поэтому вторым после искушения оружием нечисти является страх и ужас, который она вызывает у человека при помощи воздействий на его психику различными устрашающими факторами. Это делается потому, что человек, объятый страхом, паникой и растерянностью, не способен в первую очередь обратиться за помощью к Богу, а также не способен логически мыслить и координировать свои действия. Именно панический страх объял Апостолов при первом случае укрощения бури на море. То, что эта буря была сверхъестественным явлением и была вызвана действием злых духов, доказывается тем фактом, что Спаситель отдельно укрощал ветер и отдельно укрощал море. Именно так Он поступал потому, что укрощал злых духов, вызывавших ветер, и других злых духов, вызывавших бушующие волны. Потому что при этой сверхъестественной буре наблюдалось несогласованное действие ветра и моря. Поэтому точно также как Спаситель изгонял злых духов из бесноватых и возвращал здоровье, так и в этом случае Спаситель прежде всего запрещал одним злым духам вызывать сильный ветер, а другим злым духам вызывать сильные волны. При этой сверхъестественной буре души Апостолов чувствовали, что они находятся лицом к лицу со злой сверхъестественной силой. Доказательством этой мысли является то, что бывалые рыбаки, много лет плававшие по этому озеру, и не раз побывавшие в морских непогодах, вдруг все как один, единодушно проявляют чувство панического страха.

Такой страх является признаком того, что человек лицом к лицу встречается со злой сверхъестественной силой. Можно предположить, что Апостолам казалось, что в завывании ветра они слышат нечленораздельные слова угроз, а в накатах бушующих волн виделись страшные гримасы злых духов, которые угрожали, злорадствовали и смеялись над ними. К непосредственной встрече со сверхъестественным злом Апостолы не были подготовлены. Поэтому паника и ужас объяли их души и их уста взывали о помощи. Поэтому на первое испытание в виде непосредственной встречи со злой сверхъестественной силой Спаситель допустил не всех учеников, а только тех учеников, которые могли перенести это испытание. Можно предположить, что к числу таких учеников относились опытные рыбаки, Андрей, Пётр, Иоанн, Иаков Заведеев, Филипп и Нафанаил. А Матфей был взят за своё твердое верование. Поэтому он, как очевидец, и описывает первую бурю. Возможно поэтому на старинной гравюре, изображающей эпизод укрощения бури на море, в лодке присутствуют не все двенадцать Апостолов, а только часть из них. Несмотря на то, что Матфей прямо не указывает на непосредственную встречу Апостолов со злой сверхъестественной силой, однако в то время всем древним евреям было понятно, что панический страх и смертельный ужас могла вызывать только злая сверхъестественная сила, вплотную приблизившаяся к человеческой душе, как к творению Божьему.

Матфей подробно не говорит о столкновении со злой сверхъестественной силой потому, что его стилистике и авторской манере повествования свойственна краткость изложения, и он часто, в виде намёков и кратких упоминаний, говорит о тех понятиях, которые хорошо были известны древним евреям и на тот момент не требовали пояснений. Можно предположить, что после первой встречи со злой сверхъестественной силой во время укрощения бури на море Апостолы между собой подробно обсудили этот случай, получили указания от Спасителя о том, как нужно себя вести в подобных ситуациях. Спаситель ясно сказал о том, что только твердым верованием в Бога, духовной стойкостью, силой духа и бесстрашием побеждается сверхъестественное зло, которое при своем появлении отталкивающим и угрожающим видом пытается вызвать панику, парализовать сознание человека и вызвать чувство страха и замешательства для того, чтобы лишить человека здраво мыслить и обратиться с просьбой за помощью к Богу. Вооруженные этими знаниями в следующий раз, уже в полном составе, Апостолы подверглись встрече со злой сверхъестественной силой при втором случае укрощения бури на море. В этом случае они вели себя уже более уверенно, чем в первый раз, несмотря на то, что они осознавали смертельную опасность, и в их рядах уже не было паники. В третьем случае укрощения бури при встрече со злой сверхъестественной силой они были подготовлены до такой степени, что не испытывали чувства страха. Поэтому Спаситель упрекнул их только в маловерии.

Таким образом, значение трех случаев укрощения бури на море для Апостолов состоит в том, чтобы научить их практическому опыту поведения в условиях непосредственной встречи со сверхъестественным злом, угрожающим им гибелью, и позволить им приобрести практический личный опыт защиты самих себя от сверхъестественного зла и победы над ним. При этом Апостолы должны были научиться необходимой форме поведения, которая выражалась в том, чтобы они могли не терять силы духа, не поддаваться страху, не быть объятыми паникой, а призывая в помощь Спасителя, победить злую сверхъестественную силу. О том, что Апостолам в дальнейшем удавалось побеждать злую сверхъестественную силу, говорят эпизоды из их Апостольской деятельности, связанные с успешным изгнанием злых духов.

Для всех искренне верующих христиан Евангельские эпизоды укрощения бурь на море имеют огромное значение, состоящее в том, что показывают людям на то, что без Бога нельзя начинать никакого дела. Что в трудностях человек не должен теряться, а должен проявить твердое верование в Бога и призвать на помощь Спасителя, Который защитит человека Своей Божьей силой и избавит его от влияния сверхъестественного зла, и поможет преодолеть любые трудности в жизни на пути к спасению.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июль-декабрь 2001 г.