"И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Матф.8:29). В этом стихе говорится о том, что духи, сидящие в бесноватых людях, закричали, обращаясь к Спасителю. Причем этот крик был выражен в виде вопроса "что Тебе до нас". То есть, какое Тебе до нас дело Иисус, Сын Божий. Иными словами: "Мы тебя не трогали и не звали в свою страну. Зачем же Ты пришел сюда, да еще раньше положенного времени? Какое Тебе дело до духов и людей, живущих в этой стране". Поскольку духи, обладая сверхъестественными способностями, знают больше, чем люди, то они ясно назвали Иисуса из Назарета Сыном Божиим. Иными словами, назвав Спасителя Сыном Божиим, злые духи сказали правду, указав истинные сведения о Спасителе. Сказав о том, кем Он является на самом деле, злые духи хотели не только показать, что им известны правдивые сведения о Нём. Но и для того, чтобы указать на то, что Спаситель, с их точки зрения, пришел раньше времени в эту страну.

Слова злых духов о том, что Спаситель пришел "сюда прежде времени" нужно понимать так. Поскольку Гергесинская страна имела в большинстве своем языческое население, которое не знало истинного Единого Бога, и поклонялось многочисленным языческим богам, то духи зла в этой стране находились в большем количестве, чем в Палестине. Потому что именно в языческой стране в честь этих духов воздвигались храмы и этим духам приносили жертвы. Для того чтобы перевоспитать и обратить в христианство население этой страны, погрязшее в язычестве, нужно определенное время. Поэтому и широко распространиться христианству в этой стране предстояло значительно позже. Об этом знали злые духи, и спрашивали Спасителя, зачем же Он в таком случае раньше времени пришел в эту страну. Спаситель знал, что после первого Его посещения христианство в этой стране сразу не распространится. Но поскольку люди, живущие в этой стране, ничего не знали о христианстве, то Спаситель и пришел с той целью, чтобы распространить первоначальные сведения о Себе и Своем учении. И заинтересовать народ этой страны сообщением о том, что в мир людей уже пришел обещанный древнееврейскими пророками Мессия, Сын Божий.

Поскольку Сыну Божьему дана Богом-Отцом власть над злыми духами (Он может их изгонять из одержимых ими людей), то злые духи, охарактеризовав силу Спасителя над ними, представили в своих словах её, как муку для себя. О чем и говорится в конце разбираемого стиха. Согласно апокрифам, духи мучаются, когда выходят из какого-либо живого существа. Возможно, об этих муках злые духи и упоминают в разбираемом стихе. Живя в языческой стране, в которой им поклонялись, злые духи чувствовали себя вольготно. В дальнейшем, с приходом христианства в эту страну, злые духи должны будут её покинуть. Свой уход из этой страны в связи с распространением в ней христианства (в дальнейшем), злые духи также назвали мукой для них. Но они указали, что это время ещё не пришло.

Проанализировав слова злых духов, адресованные Спасителю, можно прийти к выводу о том, что злые духи используют понятия из Ветхого Завета. Именно в Ветхом Завете говорится о том, что придет Спаситель и принесет с Собой новое учение, которое распространится по всему миру (вытеснив другие религии, в том числе и язычество). Именно в Ветхом Завете говорится о том, что пришедший Сын Божий – Мессия, будет обладать Божественной силой, при помощи которой будет творить чудеса. В том числе будет и изгонять злых духов из людей.

В словах злых духов, адресованных Спасителю, в разбираемом стихе говорится не о том, что Спаситель пришел раньше времени изгнать злых духов. Потому что даже святой праведный человек, имеющий дар изгнания злых духов от Бога, может изгнать их в любое время и в любом месте. Слова злых духов "пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" указывают на попытку преждевременного, с их точки зрения, распространения христианства в этой стране. При помощи литературного мастерства Матфея, который образно передал слова злых духов, эти духи в виде олицетворения символически сравнивают приход Спасителя в эту страну с приходом в эти земли христианства. То есть злые духи символически уподобляют приход Спасителя в эти края с распространением христианского учения в этой стране. И обладая сверхъестественным знанием о развитии будущих событий, делают замечание о том, что не настало время ещё в этой стране для распространения в ней христианства. Эту мысль злые духи и выражают словами "пришел Ты сюда прежде времени". А распространившееся в дальнейшем христианство в этой стране, которое вытеснит язычество (а значит, вытеснит и поклонение злым духам) злые духи образно называют своей мукой. Потому, что там, где живут истинно верующие христиане, нет места злым духам.

Знаменитый толкователь Библии, А.П. Лопухин, так поясняет этот стих. "Что Тебе до нас? т.е., следовательно, своим вопросом бесы просто просили Христа не трогать их. По словам Августина, бесы назвали Христа Сыном Божиим более по подозрению. Слова “прежде времени” можно соединить или со словом “пришел”, или со словом “мучить”. В том и другом случае бесноватые хотели сказать, что Иисус Христос пришел до Своего мессианского прославления, до окончательной победы Своей над адом и смертию, мучить их. Слова “Иисус” нет во многих и лучших кодексах; оно, как полагают, вставлено здесь с полей рукописи, по образцу выражений Марка и Луки. Речь бесноватых к Иисусу Христу показывает, что они были иудеи, а не язычники" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с176). Указание Лопухина на то, что "бесы назвали Христа Сыном Божиим, более по подозрению", неверно. Потому что злые духи, обладая сверхъестественным знанием, точно знали о том, что Спаситель является Сыном Божиим. Да и Матфей пишет не о подозрении, а о точном знании и утверждении злых духов. Указание Лопухина на то, что якобы неясно, куда нужно отнести слова "прежде времени", к слову "пришел", или к слову "мучать", неверно. Потому что из текста ясно видно, что слова "прежде времени" относятся к слову "пришел".

Замечание Лопухина о том, что бесноватые "были иудеи", подтверждается теми доводами, что бесы в своем обращении к Спасителю используют понятия и представления, которыми обладали одержимые ими люди. А из этих понятий и представлений можно с уверенностью сказать, что двумя бесноватыми были именно древние евреи. Так как язычники не имели представлений из Ветхого Завета о том, что учение Мессии со временем распространится по всему миру (в том числе и в стране Гергесинской), и о том, что истинный Мессия является Сыном Божиим.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.