"Вдали же от них паслось большое стадо свиней" (Матф.8:30). В этом стихе говорится о том, что вдалеке, то есть на каком-то значительном расстоянии от присутствовавших людей, паслось стадо свиней больших размеров. "Вдали – далеко, на дальнем расстоянии" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.67). Слово "пастись" означает "быть на подножном корму; передвигаясь, отыскивать, добывать корм" (Словарь русского языка, С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.486). Слова "от них" означают Спасителя, Его учеников, бесноватых и пастухов. Такое пояснение вытекает из смысла этого стиха. Учитывая пояснение смысла выше приведенных слов можно сказать о том, что в стихе говорится о том, что на большом расстоянии от Спасителя, Его учеников, бесноватых и пастухов, паслось (то есть добывало себе подножный корм) большое (то есть многочисленное) стадо свиней. Вот как комментирует этот стих Лопухин. "Выражение “от них” неопределенно, т.е. не известно, от Христа ли и Его учеников, или от бесноватых, то правильнее понимать “от них” в смысле от бесноватых. “Вдали” следует понимать в относительном смысле, не в слишком большой дали, так что стадо было видно. При таком предположении не будет противоречия между Матфеем и Марком-Лукою, которые говорят, что свиньи паслись “там”, то есть где находились бесноватые. Если последние были иудеи, то владельцы свиней, жители Гадаринской страны, вероятнее всего были язычники. Держать свиней, было запрещено иудейским законом" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.176).

Утверждение Лопухина о том, что "правильнее понимать “от них” в смысле от бесноватых" неверно. По той простой причине, что рядом с бесноватыми находился Спаситель со Своими учениками. А недалеко от места происходивших событий находились и пастухи, которые из-за необычного происшествия оставили свиное стадо и подошли поближе к присутствующим людям. Необычностью, по мнению пастухов, было то, что всегда свирепые и опасные двое бесноватых не нападают на приплывших, а стоят и разговаривают с ними. Поэтому пастухи заинтересовались, в чем тут дело. И подошли поближе к месту разговора Спасителя с бесноватыми. Если бы пастухи находились бы на большом расстоянии от места происходящих событий и не слышали бы разговора Спасителя с бесноватыми, то они бы не смогли бы рассказать в городе "обо всем, и том, что было с бесноватыми" (Матф.8:33).

Неверно утверждение Лопухина о том, что "при таком предположении не будет противоречия между Матфеем, Марком и Лукой, которые говорят, что свиньи паслись “там”, то есть где находились бесноватые". На самом деле по Марку говорится "Паслось же там при горе большое стадо свиней" (Мар.5:11). А по Луке "тут же на горе паслось большое стадо свиней" (Лук.8:32). Не верно утверждение Лопухина о том, что "владельцы свиней, жители Гадаринской страны, вероятнее всего были язычники". Лопухин не приводит никаких аргументов в пользу того, что владельцы свиней были язычники. Поэтому это не пояснение стиха, а необоснованное утверждение. Лопухин ошибочно ведет речь о Гадаринской стране, хотя поясняет 30-й стих 8-й главы Евангелия Матфея, в котором говорится о Гергесинской стране.

Вот такую интересную характеристику свиньям и свиноводству дает Лопухин, поясняя этот стих. "И среди других народов свинья также считалась животным нечистым и скверным, напр. у египтян. Но у последних были свиные стада и пастухи. Геродот сообщает о египтянах, что они “считают свинью нечистым животным, и это до такой степени, что, во-первых, если кто-нибудь, проходя, случайно коснется свиньи, даже своей одеждой, то сейчас же идет к реке и купается в ней; и, во вторых, пастухи свиней, хотя и природные египтяне, суть единственные жители Египта, которые не могут входить в храм. И никто не выдает за них в замужество своих дочерей, и не берет себе их дочерей в жены, так что у пастухов свиней браки совершаются исключительно в их собственном сословии” (Ист.XI,47). У иудеев свиноводством занимались только “низшие классы”, и особенно те, которые были в более или менее близком общении с язычниками. Путешественники сообщают, что свиней много в указанной местности и в настоящее время, они пасутся там на воле, и едят то, что придется, находясь в “диком состоянии”. Свиньи были предметом и иудейской торговли" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.176).

Свинья у древних евреев считалась нечестивым животным. Согласно Закону Моисея древним евреям запрещалось вкушать мясо "свиньи, ... нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь" (Втор.14:8), (Лев.11:7).. Это животное было настолько противно иудеям, что его название они не произносили в слух, а говорили "этот зверь", "это животное". Евреи считали свинью нечестивым животным ещё и исходя из её образа жизни. Свинья валяется в грязи и ест помои. Всё это у древних евреев вызывало отвращение к этому животному. Поэтому евреи сравнивали греховный образ жизни человека с образом жизни свиньи, любящей валяться в грязи, получающей от этого удовольствие. От соприкосновения с грязью, в прямом и моральном смысле, получали удовольствие и злые духи, и люди, погрязшие в грехе, в духовной грязи. Но, тем не менее, некоторые древние евреи выращивали свиней для продажи языческим народам, и тайно сами ели свинину. Поэтому еврейскими духовными учителями привычка некоторых евреев есть свинину, порицалась и относилась к вредным привычкам, приравниваемым к грехам, от которых человек должен избавиться. Порицалась свинья не только в Ветхом Завете, но и в Новом. И имело это животное самые нелестные отзывы. "Пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи" (2Петр.2:22). У древних евреев свинья издавна употреблялась как синоним всего недостойного, плохого. "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная" (Прит.11:22). В Новом Завете так же употребляется образ свиньи для обозначения невежественного и вздорного человека, который не хочет понимать благородных истин. Отсюда и пошло выражение "не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Матф.7:6). То есть перед недостойными, невежественными людьми не рассыпайте жемчуга (лучших качеств) вашей души или жемчуга ваших знаний. Однако продажа свиней евреями даже язычникам порицалась древнееврейским обществом. Но некоторые древние евреи, вопреки этой традиции, торговали свиньями. Но даже торговля свиньями не улучшала отношения к этому животному у древнееврейского народа. Для древних евреев свинья оставалась самым презираемым животным. Поэтому занятие блудного сына, пасшего свиней, было самым презренным. И это занятие упоминается как осуждение его поступка (Лук.15:15). Поэтому Спаситель и не запретил злым духам вселиться в стадо свиней, недостойных и презираемых не только древнееврейским народом, но и Богом.

Это переселение злых духов также произошло и потому, что они могли переселиться только в благоприятную для них среду обитания. То есть либо в очень грешного человека, либо в нечестивое животное. Но так как Спаситель из бесноватых изгнал бесов, то этим бесам оставалось переселиться только в неподалеку находящихся нечестивых животных, свиней. Поскольку свинья из всех животных своим образом жизни причиняла только вред окружающей среде, то она и была самым подходящим местом для переселения злых духов.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.