"И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней" (Матф.8:31). Бесы, как представители сверхъестественного мира, наделены сверхъестественными способностями. Они, видя, что Спаситель хочет освободить бесноватых людей от их бесовского присутствия, указали то место, где хотели бы находиться. Таким местом они избрали стадо свиней, которое паслось вдали от них. Вот о просьбе злых духов и повествует разбираемый стих. Почему бесы указали место своего нового пребывания? Поскольку злые духи обладали сверхъестественным знанием, они знали о том, что Спаситель, изгоняя их из людей, может заставить их переместиться только в два места в данном случае: в ад; и в свиней. Это произошло бы потому, что Спаситель не позволил бы вселиться бесам ни в одно другое существо, чтобы не допустить его страданий. Потому что бесы, вселившись в живое существо, только вредят ему. Свинья, как нечестивое животное, согласно древнееврейским воззрениям, была достойна страданий. Поэтому бесы знали, что Спаситель не будет оказывать препятствий при их переселении в это животное, и указали на свиней как на объект своего нового местопребывания. Согласно другой причине, духи стремились переселиться в свиней потому, что свиньи были для них наиболее подходящей средой обитания, как нечестивые животные, причиняющие только вред окружающим. Бесы чувствовали себя вольготно именно в свиньях, потому что это было самое нечестивое животное. Поведению свиньи свойственно коварство, злоба, причинение вреда всему окружающему. Негативное поведение свиньи у многих народов стало нарицательным. Например, знаменитый баснописец, Крылов, написал прекрасную басню "Свинья под дубом". В ней он повествует о том, что, наевшись желудей, вместо благодарности свинья начала подрывать корни дерева, которое её накормило своими плодами.

Ещё одной скрытой причиной переселения злых духов в свиней была следующая причина. Поскольку злые духи по своей природе очень коварны, и являются заклятыми врагами Бога и человека, то даже своим вселением в свиней они решили навредить Спасителю. Войдя в свиней, духи заставили этих животных броситься в море. По мнению бесов, это должно было вызвать панику среди пастухов, которые побежали бы к жителям города и во всем обвинили бы Спасителя. В результате потери свиного стада и обвинений пастухов, по мнению бесов, жители города не приняли бы Спасителя, и просили бы Его удалиться. Вот для того чтобы навредить Спасителю и тем самым не дать Ему проповедовать в этом городе, бесы и просили Спасителя послать их в стадо свиней, которое они затем и уничтожили. Однако Спаситель, как Бог, всё это предвидел, и не противодействовал развитию этих событий по следующим соображениям. Спаситель знал, что если Он просто выступит с проповедями перед языческим народом, то это не приведет ни к какому положительному результату. И закоренелые язычники этой проповеди не поймут и скоро забудут о ней. Это произойдет, потому что люди этой страны долгое время воспитывались в духе преклонения перед языческими обычаями и богами. Просто словами их невозможно было переубедить и вразумить. Внимание язычников к личности и учению Спасителя могло привлечь чудо, или необычное событие, которое поразит воображение язычников. Таким чудом стало исцеление двух бесноватых, которые предположительно впоследствии сами рассказывали среди языческого народа о своем исцелении. А необычным событием, привлекшим внимание язычников к посещению Спасителем этой страны, была проделка злых духов, которые заставили кинуться свиней в море. Однако и чудо исцеления бесноватого, и гибель стада свиней, стали полезными для Спасителя происшествиями. Потому что своей необычностью эти события привлекли к личности Спасителя внимание жителей языческой страны.

Впоследствии, обсуждая это событие, многие язычники начали интересоваться не только самим Спасителем, но и Его учением. Спаситель, высадившись на берег этой страны, знал, что для массового распространения Его учения в этих землях время ещё не пришло. Однако приплыл в этот край, чтобы заронить первую искру интереса к Себе в души народа этой страны. Потому что не так просто из закоренелого язычника сделать христианина. Причем не насильственным путем, а по его доброй воле. Спаситель понимал и коварство просьбы злых духов о том, чтобы послать их в стадо свиней. Однако не противодействовал этому, предвидя, что гибель свиного стада в дальнейшем обернется для Его прославления и посрамления злых духов. Злые духи не поняли, что гибелью стада свиней (как крупным необычным событием) они, сами того не желая, привлекли внимание язычников к Спасителю. Это происшествие привлекло внимание язычников к Спасителю больше, чем привлекли бы внимание Его проповеди среди враждебно настроенного к чужим религиям (и чужим пророкам) языческого населения на этом этапе распространения христианства в этой стране.

Таким образом Спаситель, тем, что не противодействовал просьбе и коварным замыслам злых духов о вселении их в стадо свиней, продемонстрировал Свою прозорливость в отношении тщетности стараний злых духов помешать Ему исполнить намеченное. Исцелением бесноватых и изгнанием злых духов Спаситель показал Свою власть над духами, которые повинуются Ему. И подтвердил ту истину, что Богу злые духи навредить не могут, так же, как не могут изменить Божьих планов и намерений, так как бессильны перед Ним и Его Волей. Хотя Спаситель и дал возможность проявить злым духам их собственную свободную волю (которой они воспользовались во зло, против Спасителя, людей и свиней), но необычная гибель свиней и ещё более необычное чудесное излечение бесноватых вместо дискредитации Спасителя вызвала к Нему внимание и интерес со стороны язычников. Эти язычники, хотя (на первых порах) и отказались принять и выслушать Спасителя, но в последствии, обдумывая эти необычные события, начали добровольно интересоваться личностью и учением Христа. Именно ради этого первоначального импульса внимания, возникшего добровольно у некоторых людей впоследствии (после этих событий), Спаситель и прибыл в эту Гергесинскую страну, и не препятствовал исполнению просьбы бесов. И впоследствии обсуждая эти необычные события, люди этой страны постепенно, и главное добровольно, начинали интересоваться личностью Спасителя и Его учением.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.