"И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде" (Матф.8:32). В этом стихе говорится о том, что Спаситель дал ответ духам зла на их просьбу и не препятствовал им вселиться в стадо свиней. Спаситель удовлетворил просьбу злых духов, потому что не только знал их коварный замысел, но также и потому, что предвидел, что их козни не помешают Ему выполнить то дело, ради которого Он приплыл на этот Гергесинский берег. В разбираемом стихе сказано о том, что было достаточно только одного Божьего слова Спасителя "идите", чтобы злые духи покинули бесноватых. Анализируя этот момент, можно сделать вывод о том, какой великой силой обладает Слово Божье, и понять то, что злые духи не могут не подчиниться Божьему Слову.

Далее в разбираемом стихе говорится о том, что злые духи вышли из людей и "пошли в стадо свиное". Как можно понять выражение о том, что духи "выйдя, пошли"? Для того чтобы понять эти слова, необходимо иметь представление о духах. Согласно религиозной философии дух бесплотен. До сих пор ученые-богословы не могут объяснить, что же представляет собой дух. Оккультные мистические учения утверждают, что дух это сгусток некой невидимой и неизвестной энергии. Их противники, современные богословы, говорят о том, что дух это не энергия, а иная, до конца непознанная человеком субстанция, существующая в виде разумного существа. В древнееврейской религии имелось целое учение, рассказывающее о том, кто такие духи. По-еврейски дух назывался словом "руах". Это слово имеет несколько разных смысловых значений, согласно которым оно применяется в Библии. Во-первых, дух, представляющий собой дыхание жизни, исходящее от Бога, и которым Господь наделяет людей и животных (Иов.12:10; 27:3; 34:14-15; Еккл.3:21; 12:7). По представлениям древних евреев, дух способен существовать отдельно от тела и вселяться в него (Иак.2:26).

Во втором смысловом значении словом дух древние евреи обозначали бессмертный дух, живущий в человеческом теле, благодаря которому человек мыслит, чувствует, желает. Об этом духе в Библии сказано "дух человеческий". "Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него" (Зах.12:1). "Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1Кор.2:11). В этом понятии древние евреи отличали человека, живущего духом праведным, и человека, живущего телесными страстями. " Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор.6:20). "А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).

Словом дух древние евреи обозначали и Духа Божия или Духа Святого (Быт.1:2). Этот Святой Дух присутствовал в душах людей, которые служили добрыми делами Богу, живя среди древнееврейского народа. "Дух Господа Бога на мне" (Ис.61:1). Это тот Святой Дух, который безмерно сошел на Иисуса Христа (Иоан.3:34-35). Это Дух Утешитель, Дух истины, который исходит от Бога-Отца. "Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Иоан.15:26). Это тот Дух, который излился на Деву Марию и Апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:33). Святой Дух снисходит ко всем, Его просящим (Лук.11:13).

Словом "дух" древние евреи также называли духовное бестелесное существо "дух плоти и костей не имеет" (Лук.24:39). Духи, как бестелесные существа, имеют способность материализоваться. Духи, или другими словами ангелы, делятся на добрых, оставшихся с Богом. "Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Матф.16:27), (Евр.1:13-14) и т.д. И злых, представляющих собой падших ангелов, восставших против Бога, и противодействующих Ему, и людям, на пути достижения спасения. "Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2Пет.2:4). Злых духов называли и духами немощи. "Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться" (Лук.13:11). А также называли бесами. "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19). Именно под этим названием они и выводятся в 31 стихе. Злые духи противостоят Богу и Ангелам Его, и вредят человеку. Они враги рода человеческого. "Он же сказал им: враг человека сделал это" (Матф.13:28), "враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы" (Матф.13:39). Действуют они, прежде всего на разум человека, обольщая и соблазняя его, и толкая на путь греха и погибели. За это бесы получат кару Божью. "И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:9). Злой дух, например, проявлял свою силу над скрюченой женщиной, пока Господь не освободил её. "Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?" (Лук.13:16). Злые духи, и не ставшие на путь спасения люди, пойдут в огонь вечный. "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Матф.25:41).

На основании выше изложенных сведений о духах, и о том, о каких именно духах речь идет в 31-м стихе 8-й главы Евангелия от Матфея, можно пояснить 32-й стих, повествующий о том, что злые духи вышли из людей и вселились в стадо свиное. Поскольку в разбираемом стихе говорится о бесах, духах зла, то есть невидимых человеческому глазу бестелесных злых сверхъестественных сущностях, то они, невидимые, вышли из людей, и также невидимо перешли (вселились) в свиное стадо. Как только бесы вошли в тела свиней, так сразу же начали управлять этими животными, то есть начали им причинять вред. Поэтому стадо свиней, одержимое и управляемое злыми духами, бросилось с крутизны (с крутой скалы) в море, чего в нормальном состоянии свиньи никогда бы не сделали. Поскольку свиньи не умеют плавать, они погибли в воде. А злые духи из мертвой плоти вынуждены были возвращаться в ад, место их постоянного обитания. Согласно религиозным взглядам, злые духи на землю выходят временно, для выполнения своих злых дел. Однако по Промыслу Божьему это зло, совершаемое злыми духами, дается людям как воздаяние Божье за их людские грехи.

Многих читателей интересует вопрос, зачем же злые духи, войдя в свиней, уничтожили свиное стадо? Как уже упоминалось, ответ заключается в следующем. Бесы хотели вызвать к Спасителю ненависть местных жителей, которые потерпели немалый убыток, связанный с гибелью большого стада свиней. А других жителей, не являющихся владельцами стада свиней, напугать этим событием, и вызвать у них также неприязнь к Спасителю. И как результат этой ненависти и страха, местные жители в дальнейшем просили удалиться от их пределов Спасителя. "И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их" (Матф.8:34). Однако Спаситель предвидел этот поступок злых духов, и не препятствовал совершиться ему. Как уже говорилось ранее, Он знал, что этот коварный поступок бесов ни в коем случае не помешает Ему исполнить Свою начальную миссию в этой Гергесинской стране, и поможет вызвать интерес к Себе и Своему учению у народа этой страны такими необычными явлениями, как чудо исцеления бесноватых и гибель свиного стада. И в дальнейшем, думая об этих необычных событиях, отдельные люди этой страны (и число их со временем увеличивалось) добровольно начали интересоваться личностью Спасителя, как необычного человека, и Его учением.

Этот начальный этап распространения христианства в этом крае в виде прибытия Спасителя в страну Гергесинскую был необходим, потому что народ этой страны не принял бы проповеди Спасителя, так как был не подготовлен к ней. Потому что большая часть этого народа состояла из язычников. А язычники были воспитаны в духе другого вероучения. Поэтому неподготовленному языческому народу объяснять христианское учение было затруднительно.

На протяжении веков толкователи Библии по-разному пытались объяснить разбираемый стих и давали различную оценку описываемым в нем событиям. "Почему Христос дозволил демонам войти в свиней, когда они оставили людей? Отвечая на этот вопрос, Златоуст указывает на три причины позволения, данного Спасителем. Он сделал так не потому, что Его убедили демоны, но, имея в виду многое; во-первых, чтобы научить освобожденных от злых тиранов людей о величине вреда, который они наносили им; во вторых, чтобы все научились, что демоны не осмелились бы войти в свиней без Его дозволения; в третьих, что демоны поступили бы гораздо хуже с людьми, в которых находились, если бы по счастливой случайности они не избавились от них вследствие Божия промышления" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.176-177).

Заявления Златоуста в пересказе Лопухина о том, что Спаситель разрешил стаду свиней погибнуть только для того "чтобы научить освобожденных от злых тиранов людей о величии вреда, который они наносили им" не логично. Потому что кто же, как не те бедные люди, которых мучили бесы, лучше всех на свете знали всю степень вреда, причиняемого им злыми духами. Потому что испробовали этот вред на себе. Спаситель, также как и бесноватые, знал о том, что они очень хорошо знают степень вреда, наносимый им бесами. Поэтому ради выше указанного объяснения не стал бы губить стадо свиней. Заявление о том, "что демоны поступили бы гораздо хуже с людьми ... если бы по счастливой случайности они не избавились от них" наивно по своему смыслу. Демоны и так поступали с одержимыми ими людьми самым наихудшим образом. Об этом и сообщает Библия. Человек, одержимый демонами, бился в припадке и наносил себе вред, разрывал цепи и оковы, испытывал сильные внутренние боли, от которых у него шла пена, и т.д. Демоны не бывают более или менее злыми. Поэтому поступать ещё хуже с людьми, в которых они вселялись, было просто невозможно. На слабость такого пояснения Златоуста указывает и Лопухин. "Ответ этот не решает дела по существу, потому что Христос мог бы научить людей всему этому и не прибегая к гибели всего стада. Но он – единственный, какой можно дать..." (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.177).

Заявление Лопухина о том, что ответ Златоуста "единственный, какой можно дать..." также неверно. По логике Евангельского текста Матфея, описывающего это событие, ясно видно, что приход Спасителя в эту страну был вызван не тремя научениями, как указал Златоуст. А потребностью сообщить Гергесинскому народу начальные сведения о Себе и Своем учении. Но в том числе и тем, чтобы спасти даже двух людей и освободить их от злых духов. Но главное, тем, чтобы всколыхнуть языческую страну сообщением о существовании Мессии. И добровольно привлечь внимание опутанных язычеством народов к единственно правильному монотеистическому учению Христову. А то, что Воле Бога подчиняются и демоны, об этом знали даже язычники. И для демонстрации Своей силы над духами Спаситель не стал бы приходить и губить стадо свиней.

Другой, не менее известный пояснитель Библии, Феофилакт, так поясняет это Евангельское событие. "Феофилакт замечает, что Христос хотел показать, какую горечь наносят демоны людям, и что если они имеют власть и никто им не мешает, то они поступают с людьми хуже, чем со свиньями. Христос оберегает бесноватых, чтобы демоны не убили их" (А.П. Лопухин, толковая Библия, ук. изд., т.9, с.177).

Это объяснение отличается наивностью, потому что древние евреи (а также и язычники) знали о том, что демоны с людьми поступают плохо. И для подтверждения этой истины, итак всем известной, Спаситель не стал бы приходить в эту страну и не препятствовать гибели свиного стада.

Для того чтобы пояснить смысл разбираемого стиха ученые богословы обратились к грамматическому исследованию текста и толкованию его смысла. "Нужно заметить, что некоторые экзегеты стараются найти выход из затруднения, утверждая, что греческое слово, встречающееся у Марка и Луки, не значит “позволил”, а только “не препятствовал”. Такое значение глагол действительно имеет, и таким образом в настоящем случае Христос не дал никакого положительного повеления. У Матфея употреблено слово, которое, по-видимому, также не выражает положительного повеления" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.177).

Однако то, что богословы выяснили, исследуя смысл греческого слова (что Спаситель, по их мнению, не позволял, а просто не препятствовал войти злым духам в стадо свиней), не поясняет главных вопросов. Зачем Он это сделал? Зачем позволил стаду погибнуть? Зачем прибыл в эту страну? Зачем изгнал духов из бесноватых? То, что Спаситель не препятствовал осуществлению просьбы злых духов, говорит о том, что исполнение этой просьбы не могло разрушить Его планы. Не могло помешать осуществиться главной цели, ради которой Он приплыл в эту страну.

Много рассуждений и споров среди богословов вызвал вопрос о том, зачем Спаситель допустил гибель огромного стада свиней? Вот одно из объяснений этого вопроса. "При размышлении об этом событии нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что ради запечатления какой-нибудь нравственной истины, и в Священном Писании, и в самой жизни часто приносятся в жертву не только растения, животные, но и люди. Многократное истребление людей в Ветхом Завете не имело бы смысла, если бы каждый раз не выступала после этого какая-нибудь новая идея или нравственная истина, указывающая с одной стороны на уклонение от правильного порядка, а с другой намечающая его. Жизнь или смерть, поэтому, далеко, по-видимому, не имеют такого значения в очах Божиих, какое они имеют для людей. Создавший жизнь, может её и возстановить, и потому пользуется смертию для людского вразумления. Таким образом, вопрос в настоящем случае может быть только о том, какие нравственные уроки можно вывести из рассматриваемого факта, а не о том, почему он имел такой, а не иной вид" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.177).

Не умея дать правильное логически обоснованное объяснение того, почему погибло стадо свиней, Лопухин прибегает к примерам из Ветхого Завета, когда, по его словам, для демонстрации или восстановления религиозной истины гибли люди, животные, растения. Однако в данном случае речь идет об объяснении Новозаветного Евангельского события. Поэтому аналогии с Ветхим Заветом в данном случае не уместны. Не всякие Ветхозаветные понятия можно привлекать для объяснения Новозаветных событий. А те Новозаветные тексты, которые имеют аналогии в Ветхом Завете, снабжены параллельными местами. И далеко не все места Нового Завета имеют аналогии с Ветхим Заветом. Так происходит потому, что Ветхий Завет не только отражает истинный Закон Божий, перешедший в Новый Завет. Но наряду с этим Ветхий Завет отражает жизнь и быт древних евреев, их культуру и традиции, многие из которых не вошли в Новый Завет и были осуждены Спасителем. Зато эти традиции остались в религии древних евреев, иудаизме, согласно которой они до сих пор ждут прихода истинного (по их мнению) мессии. Поэтому Ветхий Завет, хотя и содержит Закон Божий, но наряду с этим является и отражением той общественной обстановки, философской и религиозной, моральной и культурной атмосферы, в которой зародилось и развивалось христианство. Христианская религия, возникшая в иудаизме, вышедшая из него, и во многом ему противоположная. Поэтому не каждое понятие из Ветхого Завета пригодно для объяснения Евангельских событий. Таким образом, нельзя брать примеры, демонстрирующие жестокость из Ветхого Завета, и применять их для объяснения новозаветных событий. Потому что основоположник христианства, Иисус Христос, порицал жестокость и призывал к гуманизму, миролюбию, доброте и всепрощению, дав людям Новый Завет, в целом ряде случаев отличающийся от Ветхого. Например, по Ветхому Завету иудеев (представителей иудаизма, а не христианства) в жертву приносились животные. Например, буйволы, ягнята, птицы. А травы сжигались как очистительные благовония. Однако Спаситель пришел не для того чтобы нарушить, но исполнить Закон Божий, очистив его от искажений книжников и фарисеев. Он сказал: "Заповедь новую даю вам" (Иоан.13:34). И поэтому верования, обычаи и мораль истинно верующих людей с того времени стали развиваться по Новому Завету, данному людям Иисусом Христом. Например, Ветхозаветная заповедь "...глаз за глаз, зуб за зуб..." (Втор.19:21) была заменена заповедью о всепрощении и о любви к ближнему, представленной более детально и поясненной более подробно в проповедях Спасителя. "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую..." (Матф.5:38-39). Если в Ветхом Завете в жертву Богу приносился ягненок, то в христианстве он был заменен лепешкой. И если для восстановления религиозной истины в Ветхом Завете истреблялись люди, звери, травы, то согласно Новому Завету, проповедуется гуманное отношение не только к человеку, но и ко всему живому. Потому что христианство, в отличие от иудаизма, основывается на проповеди добра, любви, самопожертвования и взаимопомощи. Например, христианская притча о пастухе и заблудившейся овце подтверждает ту мысль, что Истинный Бог заботится обо всем живом на свете, и учит этому последователей Своего учения.

Причину гибели стада свиней нужно искать не в примерах, взятых из Ветхого Завета и связанных с гибелью животных. Эта причина кроется в ответе на вопрос, почему злые духи сами, добровольно захотели переселиться именно в стадо свиней? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо знать следующее. Свинья, согласно представлениям древних евреев, была негодным и презираемым животным. Более того, по апокрифическим данным свинью древние евреи не считали творением Божьим, потому что ранее сотворенная Богом, она была совращена злым духом. Согласно взглядам древних евреев, эта мысль подтверждается нечестивым образом жизни свиньи. Поэтому древние евреи часто называли свинью не творением Божиим, а порождением сатаны или бесовским животным. И не случайно бес в своей внешности имеет свиные уши, нос в виде свиного пятачка (рыла), свиные копыта, а на плечах и груди свиную щетину. Поэтому вселение в это нечестивое животное для злых духов было приятно. Потому что свинья, согласно своему нечестивому образу жизни является для них благоприятной средой обитания. Злые духи также знали о том, что Спаситель не будет противиться их вселению в свиней, так как такое перемещение позволит осуществиться воздаянию Божьему над грешными тварями. Спаситель не препятствовал им вселиться в этих нечестивых животных ещё также и потому, что Он хотел заставить задуматься древних евреев, имевших, разводивших, пасших и продававших свиней, что у них за их грехи может быть такая же судьба, как у свиней, в которых вошли духи. А также для того, чтобы необычным событием гибели свиней всколыхнуть языческую страну и привлечь внимание к Мессии, Который принес им Свое новое учение.

Заявление толкователя о том, что "жизнь или смерть... по-видимому, не имеют такого значения в очах Божиих, какое они имеют для людей" просто кощунственно с точки зрения христианства. Потому что именно в христианстве Бог ценит и любит преданных Ему людей. Оберегает их, заботится о них. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16). Поэтому утверждение Лопухина о том, что "Ветхозаветный" Бог не ценит человеческой жизни, неверно. Потому что Бог ценит жизнь истинно верующих людей и заботится о них. Например, Он не дал погибнуть сыну Авраама, Исааку ради подтверждения преданности Авраама Богу, и заботился об истинно верующих в Него людях, которые жили по законам Божиим. Но Бог не препятствовал наказанию тех евреев, которые нарушали Закон Божий, таким образом, наказывая их, как грешников. Поэтому только что выше приведенная общая фраза Лопухина о малозначимости для Бога человеческой жизни, высказанная им для объяснения того, почему Бог разрешил погибнуть стаду свиней, является неумелым и неуместным для христианства объяснением этого Евангельского события.

Сделав неверное выше указанное объяснение, толкователь Лопухин говорит о том, что Евангельское событие, связанное с гибелью стада свиней, имеет два нравственных урока, ради которых и произошла гибель этого свиного стада. "Первый нравственный урок заключается в том, что Бог любит больше людей, чем животных, а для демонов те и другие имеют одинаковое достоинство. Они с одинаковым удовольствием входят и в людей, и в животных, чтобы только остаться в стране. Второй урок – о силе Божией, владеющей демонами" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.177).

Безосновательное утверждение Лопухина о том, что Бог любит больше людей, чем животных, неверно. Бог сотворил весь мир живых существ и позволил уничтожить его потопом потому, что каждая тварь, как человек, так и животные, совратились со своего истинного, указанного Богом пути. То есть для Бога важно, чтобы и люди и звери не нарушали Его законов. И тогда мир живых существ будет жить в благоденствии и гармонии. Как в Ветхом, так и в Новом Завете существует много цитат о том, что Бог любит весь мир живых существ как Свое творение. И для того, чтобы доказать ту истину, что Он любит больше людей, чем животных, Спаситель бы не стал приезжать в страну Гергесинскую и не стал бы разрешать гибнуть стаду свиней.

Утверждение Лопухина о том, что "для демонов те и другие имеют одинаковое достоинство. Они с одинаковым удовольствием входят и в людей, и в животных", противоречит религиозным представлениям. Согласно этим представлениям демоны не могут войти в праведных людей, которых защищает Бог. Не могут войти демоны и в жертвенных животных после того, когда они освящены обрядом жертвоприношения. Остальных же людей и зверей от посягательств злых духов Бог охраняет посредством Своих Ангелов. Бог охраняет весь мир живых существ от сверхъестественного зла, по мере и пропорции совершения этими живыми существами злых и добрых дел, согласно Божьему закону воздаяния. Бесы обычно вселяются в проклятых, очень грешных людей.

Утверждение Лопухина о том, что гибель свиного стада рассказала "о силе Божией, владеющей демонами" также неверно. Потому что не только образованный иудей, но и любой просвещенный язычник знал о том, что Бог сильнее любого злого духа. Согласно даже языческому учению, демоны относятся к низшим духам и подчиняются Богу. Поэтому ради подтверждения всем известных истин Спаситель не разрешил бы губить стадо свиней. Тем более Спаситель не говорил о том, что стадо свиней погибнет ради подтверждения этих истин. Этот вывод делает не Спаситель, а Лопухин для неверного объяснения этого Евангельского события.

Знаменитый толкователь, Б.И. Гладков и другие экзегеты, даже не приближаясь к логически обоснованному пояснению, также неверно комментирует гибель свиного стада, описанную в разбираемом стихе. "Это позволение войти в свиней смущало многих толкователей Евангелия. Спрашивали, зачем Иисус причинил Своим позволением такой убыток владельцам свиней? И зачем бесы, очевидно желающие ещё действовать в этой стране, войдя в свиней, немедленно же потопили их? По объяснению Тренча, для бесноватого может быть, было необходимо, чтобы освобождение его от злых духов было запечатлено явным и для него сокрушением их. Иначе он не мог убедиться, что Христос действительно и навсегда избавил Его от них. К этому объяснению следует добавить, что Иисус хотел отправить (и действительно отправил) освобожденного от злых духов в его родной город, чтобы он говорил о совершенном над ним чуде" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.277).

Такое объяснение гибели свиного стада настолько наивно, насколько логически не соответствует действительности. Потому что бесноватому, для того чтобы доказать, что "Христос действительно и навсегда избавил Его от них", не надо было видеть гибель стада свиней. Бесноватый убедился в том, что свободен от бесов в тот же миг, когда они вышли из него, и вздохнул с облегчением. После того, когда бесы покинули бесноватого, он не требует гибели стада свиней, якобы для того, чтобы запечатлеть выход бесов из него "явным для него сокрушением их", или для того чтобы "убедиться, что Христос действительно и навсегда избавил его от них". Эти ошибочные идеи о наглядном подтверждении выхода бесов и их явном сокрушении высказывает не бесноватый, который знает и так, что бесы из него вышли, потому что сразу же почувствовал это. И потому что к нему вернулся разум, и он стал снова себя контролировать. Эти неверные мысли высказывает пояснитель для своего ошибочного толкования этого Евангельского события. "На вопрос же, зачем такой убыток причинен владельцам свиней, мы ответим словами Иова: Господь дал, Господь взял (Иов.1:21). Да и можно ли назвать гибель свиней убытком? Ведь только это событие и вызвало к Иисусу жителей окрестных деревень и близ лежащего города" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.277).

Указывая на то, что гибель свиней "вызвало к Иисусу жителей окрестных деревень" толкователь рассказывает о последствиях этого события. Но не отвечает на вопрос, им самим поставленный, "зачем такой убыток причинен владельцам свиней?". Ответ на этот вопрос можно получить, задумавшись над тем, кому принадлежали эти свиньи. Если бы это стадо принадлежало язычникам, несмотря на то, что у древних евреев свинья считалась нечестивым животным, Спаситель не разрешил бы стаду погибнуть по той простой причине, что у языческого народа той страны свинья не является нечестивым животным. И наказывать язычников за содержание стада свиней не логично. Потому что язычников надо сначала просветить истинным учением, сделать из них христиан, а потом уже наказывать за грех ослушания. Наказывать надо только тех людей, которые сознательно совершают грех. Исходя из этого понятия, Спаситель гибелью свиней наказал именно евреев, которые содержали стадо свиней, не препятствовав злым духам причинить им убыток, и совершив над ними воздаяние Божье за то, что они, зная Закон Божий, не хотели его исполнять.

По словам Гладкова можно понять, что в убытке, причиненном гибелью стада свиней, повинен Бог. О чем и говорит цитата, приведенная Гладковым: "Господь дал, Господь взял". На самом деле Спаситель не повинен в гибели стада свиней, которое погубил не Бог, а вошедшие в стадо свиней бесы.

"Ещё вопрос, зачем бесы потопили свиней? Этот вопрос разрешается ответом на предыдущий с тем однако добавлением, что свиньи потонули не по воле бесов. Некоторые толкователи полагают, что свиньи вследствие внутреннего ощущения новой и необычной силы, против воли вошедших в них бесов, бросились в море. Мы же полагаем, что так должно было быть по Воле Божьей" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.278). Рассуждения Гладкова в ответ на поставленный вопрос, неверны по следующим причинам. Бесы представляют собой сверхъестественную злую силу, которая гораздо сильнее человека и любого живого существа. Исходя из того, что злая сверхъестественная сила сильнее всего живого, можно полагать, что после того, когда в свиней вошли бесы, свиньи не по своей воле, а по воле бесов (которыми стали одержимы) бросились в море. Бесы потопили свиней для того, чтобы дискредитировать Спасителя в глазах населения этой страны. И как результат этого, жители этой страны, не правильно связав факт прибытия Спасителя в их страну с фактом гибели свиного стада, не стали слушать учения Спасителя, то есть не приняли Его.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что Спаситель знал о намерениях бесов. Знал также и то, что их злой поступок, связанный с гибелью стада свиней, во-первых, заставит задуматься евреев, которые содержали этих свиней, о возмездии не только над свиньями, но и над ними, своей греховной жизнью нарушающими Законы Божии. Во-вторых, таинственная гибель свиней постепенно привлекла к личности Спасителя и Его учению внимание язычников. Ведь излечившиеся двое бесноватых впоследствии и поясняли, пусть не всему городу, а спрашивающим их людям, что не Спаситель погубил свиней, а бесы, которые вышли из них, вселились в свиней и заставили свиней броситься в море. С одной стороны, имея достоверное подтверждение этого события, а с другой стороны, имея разъяснения бывших бесноватых, от которых они получили сведения о том, что Спаситель проповедует истинное учение, исповедующее принципы добра и гуманизма, многие просвещенные язычники стали проявлять интерес к личности Спасителя и к Его новому учению.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.