"Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми" (Матф.8:33). Многие комментаторы считают, что в этом стихе и так всё ясно изложено. И поэтому оставляют его без объяснений. Например, поясняя это Евангельское событие, такой известный толкователь, как Лопухин, в своем толковании не поясняет 31-й и 33-й стихи 8-й главы Евангелия от Матфея, считая, что в этих стихах ничего пояснять не надо, потому что в них и так всё ясно. А вот как поясняет этот стих толкователь Гладков. "Испуганные пастухи, видя гибель всего стада, побежали в город и расположенные на их пути деревни объявлять о постигшем их (по их мнению) несчастье; они побежали, вероятно, не только вследствие напавшего на них страха, но также из желания привести владельцев свиней на место происшествия и оправдаться перед ними, пока ещё Иисус со Своими спутниками не ушел" (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.278).

Характеризуя этот стих, Гладков выделяет две причины, побудившие бежать пастухов. Первая, напавший на них страх от всего происходившего. Вторая причина, желание оправдаться перед хозяевами. А Матфей в разбираемом стихе пишет об этих событиях по-другому. Согласно Матфею, пастухи, придя в город, не стали сразу оправдываться, как сообщает Гладков. А сначала рассказали "обо всём", что происходило у них на глазах. То есть о приходе Спасителя, о гибели свиней. И как о главном событии, которое поразило их больше всего, рассказали "о том, что было с бесноватым".

Вот как пересказывает это место Ф.Ф. Пуцикович, составитель текстов своей книги по Евангелию. "Пастухи побежали и объявили владельцам свиней о гибели стада. И эта весть о случившемся, принесенная пастухами, скоро распространилась по городу и окрестным селениям" (Ф.Ф. Пуцикович, Жизнь Господа нашего, Иисуса Христа, Спасителя мира, издание книжного магазина П.В. Луковникова, С-Пб., Лептунов переулок,2, 1900, с.59). Этот пояснитель в своем пересказе также забывает главный момент, указанный Матфеем. О том, что пастухи в описании всего происшедшего, особо отметили то "что было с бесноватым".

В том же направлении делает свое толкование Л. Лутковский в своем знаменитом синоптическом издании. "Выйдя из этого человека, нечистые духи тотчас вошли в свиней, и всё стадо, около двух тысяч, бросилось с обрыва в озеро и утопло в нём. А пастухи, увидев случившееся, побежали и возвестили об этом в городе и в селениях" (Л. Лутковский, Жизнь Иисуса Христа, согласование синоптических Евангелий, Киев, 1991, с.57). Как видим, в своем пояснении Лутковский сосредотачивает внимание читателей в описании этого эпизода только на гибели стада свиней, и также, как и другие пояснители, забывает об указании Матфея на то, что пастухи рассказали и "о том, что было с бесноватыми". А не только о гибели свиного стада. Другие толкователи поясняют этот эпизод примерно также. Но при внимательном чтении разбираемого стиха можно дать ему более широкое и подробное пояснение.

Разбираемый стих, подытоживая описание предыдущих событий, вытекает из них и рассказывает о реакции пастухов на все, ранее описанные события, происходившие на берегу страны Гергесинской после прибытия в эту страну Спасителя и Его учеников. В этом стихе сказано о том, что за всеми, выше описанными событиями наблюдали пастухи. Иначе они бы не смогли бы рассказать обо всех происшедших событиях "обо всем". Что это были за пастухи? Кого они пасли? Матфей не дает прямого ответа на эти вопросы, на которые легко можно дать ответ, объединяя все его стихи, описывающие данное Евангельское событие. В 30-м стихе Матфей пишет о том, что "Вдали же от них паслось большое стадо свиней" (Матф.8:30). Поэтому из анализа всего текста, описывающего данный эпизод, становится ясным, что и пастухи, о которых идет речь в разбираемом стихе, пасли именно стадо свиней. "Пастух – это работник, пасущий скот", "пасти – следить за пасущимся скотом, домашними животными" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Словарь русского языка, 2-е изд., М., 1994, с.486).

Итак, из анализа текста Матфея мы выяснили, что в разбираемом стихе говорится о пастухах, пасущих именно упомянутое стадо свиней. Теперь выясним, что же представляли собой пастухи, о которых идет речь в разбираемом стихе. Дело в том, что в древнееврейском государстве профессия свинопаса была самой презираемой. В глазах древнееврейского общества даже девицы легкого поведения ставились выше, чем свинопасы. Поэтому занимались этой профессией люди, лишенные всяких нравственных принципов. Они безразлично относились к мнению общества о себе и своей профессии. Но главное, они безразлично относились к религиозной морали и к Закону Божьему и его исполнению в своей жизни. Поэтому свинопасам запрещалось давать показания в древнееврейском суде. Потому что древнееврейское общество полагало, что люди, безразлично относящиеся к религиозным заветам и к общественному мнению, лишены любых моральных принципов, и могут соврать, если это им выгодно. Таким образом, евреи, пастухи свиней, были всеми презираемые люди. И упоминание о том, что еврей стал свинопасом, давало этому человеку отрицательную характеристику в глазах древнееврейского общества. То есть профессия свинопаса характеризовала еврея, как человека, живущего без морально-нравственных принципов и только ради выгоды. Чаще всего пастухи, а также владельцы свиного стада тайно ели свинину, чем нарушали Закон Моисея.

Подтверждением того предположения, что упомянутые пастухи были евреями, и стадо погибших свиней принадлежало тоже хозяевам евреям, являются такие рассуждения. Спаситель никогда бы не допустил гибели стада свиней, если бы оно принадлежало язычникам. Потому что эти люди не имели сведений о том, что свинья была нечестивым и презренным животным. А поскольку Спаситель принес в мир людей Свое новое учение, проповедующее идеалы добра, гуманности и мира, то Он не мог наказывать убытком язычников за несоблюдение законов и обычаев, о которых они ничего не знали. Спаситель наказал именно евреев-пастухов и евреев-владельцев свиного стада, знавших о необходимости соблюдения постановлений и заповедей Божиих, за то, что они в своей жизни, как раз не придерживались многих Божиих Законов. Гибель свиного стада имела и воспитательную цель. Для того чтобы евреи, свиноводы и хозяева, задумались над тем, что за несоблюдение Божьих Законов их может ждать такая же участь, как и их стадо свиней. То есть они могут стать одержимыми бесами и погибнуть в физическом и духовном смысле.

Из описания данного Евангельского события, сделанного Матфеем, можно предположить следующее развитие событий. Когда Спаситель со Своими учениками высадился на берегу страны Гергесинской, пастухи мирно пасли свое свиное стадо и с удивлением разглядывали приплывших людей. Пасти свое свиное стадо рядом с пещерами пастухи не решались. Потому что в находящихся поблизости пещерах обитали двое свирепых бесноватых. Их боялась вся округа так, что люди даже не проходили рядом с тем мрачным местом. Поэтому сообщение, сделанное Матфеем в 30-м стихе о том, что стадо свиней с пастухами в момент прибытия на берег Гергесинский Спасителя и Его учеников находилось именно вдали, является совершенно правильным. Стадо свиней паслось вдали от пещер и от прибывших людей, Спасителя и Его учеников. На факт того, что Спаситель со Своими учениками высадился на берегу страны Гергесинской, очень быстро откликнулись злые духи, находившиеся в двух бесноватых. И бесы погнали этих несчастных людей навстречу Спасителю из их пещер, которые были на значительном расстоянии от пасущегося стада свиней. Об этом и сообщает Матфей в 28-м стихе, указав на то, что как только Спаситель с учениками прибыл на берег страны Гергесинской, Его сразу встретили двое бесноватых, прибежавших к Спасителю из своего места обитания. Можно предположить также и то, что пастухи увидели издали то, что свирепые бесноватые в агрессивных позах сперва набросились с кулаками на Спасителя и Его учеников. Но Спаситель, став впереди Своих учеников, простер вперед Свою правую руку с открытой ладонью. И бесноватые остановились, стали как парализованные, не имея сил ничего предпринять. Пастухи увидели, что бесноватые ничего не могут сделать Спасителю и Его ученикам. И что Спаситель и Его спутники-ученики не боятся бесноватых, и ведут себя в их присутствии спокойно. Можно предположить то, что пастухи, заинтересованные бессилием ранее свирепых бесноватых перед Спасителем, подошли поближе на безопасное расстояние к Спасителю, Его ученикам и бесноватым так, чтобы очень хорошо видеть и слышать всё происходящее. Это предположение подтверждается содержанием рассказа пастухов о чуде излечения бесноватых, которое они видели, и о котором они рассказали, придя в город. Если бы пастухи не подходили к месту происходящих событий, а, как и раньше, пасли бы свое стадо вдалеке, то тогда они не могли бы столь подробно рассказать в городе о происходивших на берегу событиях, то есть "обо всем". А также "и о том, что было с бесноватыми". К тому же, если бы пастухи были язычниками, то они бы не смогли понять древнееврейский язык, на котором разговаривали Спаситель и двое бесноватых. Спаситель знал (предвидел) то, что пастухи-евреи впоследствии обо всем происходившем будут рассказывать народу этой страны, и не мешал пастухам приблизиться к месту описываемых событий. Естественно за пастухами чуть позже последовало и свиное стадо. И после своего приближения стадо уже было не вдали, а находилось вблизи от места происходивших событий. И тогда к своему удивлению пастухи услышали грубый голос злых духов, которые сидели в двух бесноватых. И этот голос был настолько громким и сильным, что раскатисто оглашал всю округу. И каждое слово, произнесенное этим голосом, можно было ясно расслышать. Четкое восприятие слов, произнесенных этим голосом, усиливалось тем, что два бесноватых говорили одновременно одни и те же слова, на что и указывает, как на многозначительную подробность Матфей. Бесноватые одновременно "закричали: что Тебе до нас" (Матф.8:29). То есть, какое Тебе дело до нас, злых духов, Пришедший к нам? Таким образом, даже если бы пастухи были на далеком расстоянии, громогласный грубый голос злых духов, раскатисто оглашавший всю округу, всё равно бы ими был бы услышан. Услышав громкий и грубый голос злых духов, свиное стадо, ранее перемещавшееся вслед за пастухами, приблизившимися к чужестранцам, испугалось и отбежало назад. Как известно, животные, в отличие от людей, чувствуют присутствие злых духов, и уходят от места их нахождения. Таким образом, свиное стадо оказалось снова вдали от происходивших событий.

У подошедших ещё ближе к месту разворачивавшегося события пастухов возникло огромное желание узнать, кто же этот неизвестный человек, который сумел усмирить столь свирепых и агрессивных бесноватых. И к своему величайшему удивлению пастухи услышали, как грубый и громкий голос злых духов не только назвал чужестранца по имени, но и указал на то, кто он есть на самом деле. "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?" А потом этот голос с укором добавил "пришел Ты сюда прежде времени мучить нас". Этот голос говорил на древнееврейском языке, и говорил о религиозных понятиях евреев. Евреи пастухи, знавшие из предсказаний своих пророков о том, что должен явиться на землю Сын Божий, сразу поняли, что это и есть настоящий Мессия, Спаситель человечества. Наглядным подтверждением этой мысли было то, что прибывшему чужестранцу повинуется огромное количество злых духов, сидящих в двух бесноватых. Пастухи евреи знали также и о том, что этот человек не мог быть чародеем или колдуном. Так как чародеи подчиняются злым духам, которые им помогают в чём-то, но требуют за это подчинения. А властно повелевать злыми духами мог только истинный Мессия, родившийся во плоти. Пастухи евреи поняли, что они столкнулись с чудом укрощения бесноватости и удостоились великой чести лицезреть истинного Мессию. И поэтому всё свое внимание направили на то, чтобы не упустить ни одной подробности, и запомнить всё, что происходило на их глазах. Можно предположить то, что на вопрос бесов Спаситель спокойно ответил, что не собирается их мучить, но и не допустит, чтобы они мучили людей.

Все присутствующие, в том числе и бесы, видели, что вдали от них паслось, и уже без пастухов, большое стадо свиней, отбежавшее назад на далекое расстояние, и испуганное страшными и диким голосами злых духов. И тогда бесы начали просить Спасителя своими страшными голосами о том, что если Он их изгонит из людей, то пусть пошлет в стадо свиней. Эти слова бесов, сказанные громким и противным голосом, слышали и пастухи. Слышали пастухи и ответ Спасителя, который спокойно, но властно сказал бесам Свое слово: "Идите!" И вот удивленные пастухи видят, что двое свирепых бесноватых мрачного вида вдруг вскрикнули, а по их телам пробежала легкая судорога. Затем бесноватые как бы поникли, опустив глаза и плечи вниз. А затем вдруг вздохнули с облегчением и расправили поникшие плечи. И в их глазах появилось осознанное выражение. А лицо стало разумным и просветленным. Анализируя изменения, происходившие с бесноватыми, пастухи поняли, что из бесноватых невидимо вышли злые духи. Поэтому бесноватые вздохнули с облегчением. А в это время свиньи из стада, которое пасли пастухи, начали дергаться и хрюкать оттого, что в них невидимо входят злые духи. А когда подергивание и похрюкивание в свином стаде прекратилось, что указывало на то, что духи вошли в свиней, то сразу же на глазах изумленных пастухов всё свиное стадо, подстрекаемое злыми духами, стремительно ринулось к широкой и высокой скале, и "бросилось с крутизны в море и погибло в воде" (Матф.8:32). Всё увиденное и услышанное произвело такое сильное впечатление на пастухов, что они бросились бежать с места этого происшествия. И только отбежав на большое расстояние, быстро пошли в недалеко находившийся город Гергесы. Там на улицах города они начали кричать, что произошло чудесное событие. И перебивая друг друга, начали рассказывать выбежавшим горожанам об увиденном ими происшествии. Причем в своих рассказах они кратко говорили о второстепенных событиях этого происшествия. То есть "обо всём", как выразился Матфей. И многократно повторяли "о том, что было с бесноватыми". Конечно, пастухи говорили толпе окруживших их горожан и подошедших к ним хозяев стада свиней о том, что злые духи, выйдя из бесноватых, вселились в стадо свиней, и оно, бросившись в море, погибло. Но наряду с этим пастухи многократно кричали о том, что видели своими глазами Мессию. Что Он пришел и изгнал духов из бесноватых. Пастухи могли рассказать в городе обо всём этом потому, что были очевидцами слов бесноватых и самого излечения от бесноватости, а также вселения злых духов в стадо свиней и гибели свиного стада. Таким образом, опираясь на цепь аргументированных предположений, вытекающих из анализа данного Евангельского события, описанного Матфеем, следует то, что пастухи, упомянутые в разбираемом стихе, были именно евреи-свинопасы.

В разбираемом стихе дается описание поведения пастухов после того, когда они увидели выше описанные, разворачивавшиеся на их глазах, события. После гибели свиного стада пастухи побежали в город. Побежать – это значит очень быстро передвигаться. "Побежать, начать бежать в 1-м и 2-м значении смотрите слово “бежать”" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.517). "Бежать, двигаться быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.36). Что же заставило пастухов после всего увиденного побежать? Можно предположить следующее объяснение. Если пастухи были евреями, то обязательно имели религиозные представления. Ведь евреев в то время с детства учили основам религиозной философии, рассказывающей в том числе и о Законе Божьем. А на их глазах произошли именно религиозные, сверхъестественные события в виде выхода злых духов из людей и вселение их в свиней. Столкновение пастухов-евреев с чудом излечения бесноватости, совершенным Мессией, предсказанным пророками, встреча с Мессией, повелевавшим множеством злых духов, могло заставить их вспомнить о Боге, о том, что они грешники, так как своим образом жизни нарушали многие заповеди Божьи. И может в их душах пробудилось раскаяние. Именно панический страх перед воздаянием Божьим за их грехи (причем воздаянием, исходившим от самого Мессии, с которым они столкнулись) и заставил пастухов бежать от места происшедших событий. Подтверждением этого предположения является также то, что пастухи бежали в город не всю дорогу, как очень точно указал Матфей. Пастухи убежали только с места потрясших их событий. А в город они пришли. То есть прибыли, перемещаясь не бегом, а шагом. "Прийти – идя, достигнуть чего-нибудь" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.581). Пастухи убежали с места событий, но, удалившись от места происшествия на значительное расстояние, в город вошли шагом. Такое поведение пастухов явно указывает на то, что они были евреями. Увидев наказание презираемых и нечестивых животных, свиней, они поняли, что такое наказание Божье (ведь стадо без людской помощи бросилось в море) может распространиться и на них. Поэтому объятые страхом под влиянием мысли о неотвратимом воздаянии Божьем (ведь это именно они были пастухами этого, наказанного Богом стада), пастухи бросились бежать с места этих событий. И отбежав подальше от места встречи с Мессией, в город они уже пришли, а не прибежали. Пастухи язычники вели бы себя по-другому. Происходящее у них не вызвало бы страха, и не заставило бы их бежать от гнева Божьего и от встречи с Мессией. Потому что согласно их языческой религии они не считали бы себя грешниками перед лицом Мессии. У пастухов язычников чудо исцеления бесноватых и гибель свиного стада вызвало бы чувство удивления, но не страха. Чудо исцеления бесноватости вызвало страх у пастухов потому, что подтверждало истинность пришедшего Мессии. Языческие пастухи от встречи с Мессией не испытывали бы чувства страха и не предались бы бегству, а спокойно ушли бы с места событий. В крайнем случае, отойдя на безопасное расстояние, быстрыми шагами пришли бы в город. Пастухов язычников больше бы интересовал вопрос об убытках, связанных с гибелью стада, нежели чудо исцеления бесноватых, произведенное Мессией-Богом чужой им религии. А из речи пастухов, описываемой Матфеем, видно, что чудо исцеления бесноватых они выделяли как самое главное событие из всех увиденных ими. Потому что это чудо исцеления бесноватости было сделано не кем-нибудь, а самим Мессией, приход Которого предсказывали древнееврейские пророки. Поэтому в своем рассказе об излечении бесноватых, пастухи, прежде всего, говорили и о том, Кто это сделал. То есть говорили о приходе в их страну Мессии. Встреча с долгожданным обещанным Мессией, Который на их глазах в виде воздаяния Божьего не запретил злым духам погубить стадо свиней, прежде всего и напугала пастухов, и обратила их в бегство. Таким образом, речь пастухов (рассказ пастухов о происшедшем) произнесенная ими в городе, также указывает на то, что они были именно евреями. Пастухов-язычников встреча с Мессией, переселение духов в свиней не взволновали бы. Они не сосредотачивали бы на этом событии своего внимания.

Переселение духов из людей в свиное стадо, произведенное Мессией, могло взволновать только пастухов-евреев. Потому что перед своим перемещением злые духи прямо назвали Спасителя Сыном Божиим. Как известно, злые духи говорят грубым, громким голосом, разносящимся на далекое расстояние. А евреи-пастухи, подошедшие поближе к месту происходивших событий, могли слышать слова злых духов о том, что прибывший чужеземец является Сыном Божиим. Можно предположить, что злые духи говорили именно на древнееврейском языке, потому что в своей речи они упомянули о свершившемся древнееврейском религиозном предсказании, связанном с приходом Мессии, Сына Божьего. А пастухи-язычники не поняли бы еврейского языка, на котором говорили злые духи, и не смогли бы о чуде исцеления бесноватости, совершенном Мессией, рассказать в городе. Именно пастухов-евреев, с детства изучавших Закон Божий, и много слышавших и читавших в пророческих книгах о Мессии-Сыне Божьем, а теперь столкнувшихся с Ним непосредственно, это сильно напугало и очень взволновало. По ходу разворачивавшихся событий, пастухи получили подтверждение этих слов злых духов в виде чуда исцеления двух бесноватых, и в виде необычной гибели свиного стада. Поэтому только пастухов-евреев, а не язычников, мог объять смертельный страх, вызванный тем, что перед ними находился обетованный Мессия-Бог, Который не препятствовал совершению справедливого воздаяния Божьего над стадом нечестивых животных. Осознав мысль, что перед ними настоящий обетованный Мессия-Бог, Который разрешает осуществиться воздаянию Божьему, напуганные пастухи-евреи и обратились в бегство. То есть пастухи испугались того, что Мессия-Бог может наказать не только стадо презираемых животных, но и пасущих это стадо евреев-грешников. Осмыслив всё это, евреи-пастухи и побежали от места встречи с Мессией, чего бы не сделали не чувствовавшие за собой греха языческие пастухи, которым был чужд древнееврейский Мессия.

Таким образом, факт бегства пастухов и их рассказ в городе не только обо всем происходившем, но особенно о чуде излечения от бесноватости, совершенным именно Сыном Божиим-Мессией, также подтверждает мысль о том, что пастухи-свинопасы были именно евреями, знавшими то, что они сознательно нарушали своим образом жизни многие Законы Божьи.

В разбираемом стихе Матфей словами "рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми" передает взволнованную речь пастухов, деля её на две части, обо всех событиях и отдельно об излечении бесноватых. Пастухи язычники не делили бы описание происшедших событий на две части. Эта мысль подтверждается анализом разбираемого стиха. О событиях, очевидцами которых были пастухи, Матфей в речи пастухов сказал только двумя словами, указав, что пастухи рассказали "обо всём". Этими словами Матфей дал характеристику всех происходивших событий, которые служили фоном для совершения чуда исцеления от бесноватости. А события с бесноватыми Матфей в речи пастухов выделил особо. Таким образом, противопоставив все остальные события главному происшествию, случившемуся с бесноватыми по воле Мессии. Именно так Матфей характеризовал речь пастухов, потому что в их рассказе все остальные события занимали гораздо меньшее место, чем многократно повторенное пастухами описание чуда исцеления от бесноватости, совершенного Мессией. Именно так эти слова Матфея понимали древние евреи, для которых он писал свое Евангелие.

Слова из разбираемого стиха о том, что пастухи пришли в город, нужно понимать как указание на то, что они пришли именно в Гергесы. Потому что именно этот город упоминается в 28-м стихе, фигурируя в начале описания этого Евангельского события.

После того, когда пастухи пришли в город, под влиянием впечатлений от всего увиденного, по словам Матфея, они рассказали "обо всём". Какие события Матфей обозначил этими двумя словами? Анализируя тексты Матфея, описывающие это Евангельское событие, можно предположить, что пастухи рассказали обо всех малозначительных событиях, являющихся фоном, на котором разворачивалось главное, потрясшее их событие, исцеление бесноватых, осуществленное Мессией.

В толковании разбираемого стиха были приведены доводы о том, что пастухи были именно евреями. Тот факт, указанный Матфеем, о том, что пастухи евреи в своих рассказах в городе уделяли большое внимание описанию чуда изгнания бесов из людей, совершенным Мессией, говорит о том, что встреча этих пастухов со Спасителем произвела на них не просто сильное впечатление, а имела огромное воспитательное воздействие. Иначе бы они не посвящали большую часть своих рассказов в городе именно описанию чуда излечения от бесноватости, совершенного Мессией-Богом. Поэтому можно предположить, что пастухи евреи, осознав свои грехи перед лицом Мессии-Бога, раскаялись, и стали на путь истинный.

Таким образом, рассказы пастухов, не только произнесенные сразу после этого события в городе, но и в последующее время о чуде излечения бесноватых, послужили распространению сведений о Мессии в этом языческом крае. И заставили живших в этой стране евреев задуматься об их греховной жизни и о покаянии. Вот такое пояснение можно дать этому интересному и содержательному стиху, который многие экзегеты оставляют без внимания и никак не поясняют.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.