"И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их" (Матф.8:34). Очень краткое толкование этого стиха дает Лопухин. "Заметь,– говорит Златоуст,– кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом. Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться и оставить показавших себя недостойными Его учения, дав им наставников освобожденных от демонов и пасших свиней, чтобы узнали от них о всём случившемся" (А.П. Лопухин, Толковое Евангелие, ук. изд., т.9, с179). То есть Лопухин не удостоил этот стих своим толкованием, а привел в виде цитаты пояснение Святого Иоанна Златоуста.

Другой толкователь, Б.И. Гладков, так поясняет этот стих. "Пришли жители этих поселений посмотреть, что случилось. Подошли к Иисусу и увидели прежде свирепого, наводившего страх на них, бесноватого спокойно сидящего у ног Иисуса и в здравом уме. Наверно они разговаривали с ним и по его разговору уже заключили, что он действительно в здравом уме. В разговоре приняли участие и возвратившиеся пастухи. Они, как очевидцы, всё рассказали пришедшим. А пришедших было много, весь народ Гадаринской окрестности, как говорит Лука. Но это были люди грубые. Их уму и загрубелому сердцу не доступно было познать смысл случившегося. На них напал великий страх, и они ужаснулись. Страх этот подсказывал им опасение, как бы не случилось с ними чего-нибудь ещё более ужасного. Если неведомый им человек со своими спутниками останется в их стране. И вот они, не решаясь предпринять по отношению к нежданным посетителям что-либо насильственное, просят Иисуса оставить их коснеть в прежнем духовном невежестве, просят удалиться от них" (Б.И. Гладков, ук. изд., с.278).

В выше указанном пояснении Гладков произвольно и безосновательно соединяет все три повествования Евангелистов в одно. И без всяких доводов, и не смотря на различия в повествованиях Евангелистов, пытается представить в своем толковании различные рассказы как описание одного и того же события.

В описании Матфея, в отличие от описания Гладкова, не сказано о том, что пришедшие из города люди убедились в том, что один бывший бесноватый вменяем и одет. У Матфея не сказано о том, что "весь народ Гадаринской окрестности" вышел к Иисусу Христу. У Матфея не сказано о том, что Спаситель послал одного бывшего бесноватого рассказывать людям о случившемся. Так как в большинстве случаев толкователи в своих пояснениях произвольно и безосновательно объединяют все три Евангельских текста в одно повествование, дадим пояснение текста разбираемого стиха, содержащегося в Евангелии Матфея.

Слова "и вот" говорят о том, что сразу же вскорости после выше описанных событий, то есть после того как пастухи пришли в город и рассказали жителям об излечении Мессией бесноватых и о гибели стада свиней, жители города Гергесы вышли к Иисусу. Слова "весь город вышел навстречу Иисусу" надо понимать таким образом. Словосочетание "весь город" иносказательное. Поэтому его в буквальном смысле понимать нельзя. Это словосочетание употребляется не для того, чтобы указать на то, что якобы каждый житель города отправился на встречу с Иисусом. Это словосочетание указывает на то, что к Иисусу Христу пришла большая часть жителей города. То есть пришли не только хозяева свиного стада, но и другие жители города в большом количестве. Почему жители города пошли на встречу к Иисусу Христу? Потому что события, рассказанные пастухами, произвели на них сильное впечатление. Тот факт, что к Спасителю вышел весь город, подтверждает предположение о том, что пастухи рассказывали о происшедших событиях не только хозяевам свиней, но и кричали на улицах города о происшедшем чуде изгнания Спасителем бесов из двух бесноватых. Эти громогласные рассказы пастухов привлекли внимание жителей города, которые поняли, что имеют дело со сверхъестественным явлением, и с человеком, наделенным сверхъестественной Божественной силой. Поэтому очень многие жители города пошли посмотреть на Спасителя. И людей было столько много, что Матфей сказал об их количестве "весь город вышел навстречу Иисусу". Слово "встреча" обозначает "1 смотри слово "встретить"; 2 собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-либо". "Встретить - 1 увидеть, идя или придя куда-нибудь; 2 принять на месте прибытия, появления" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.102). Слова "весь город вышел навстречу Иисусу" нужно понимать таким образом. Большая часть населения города отправилась на место прибытия, появления Спасителя. То есть отправилась на берег озера, где высадились Спаситель и Его ученики, и где произошли все вышеописанные события, связанные с чудом исцеления бесноватых и гибелью стада свиней. Поскольку слово "встреча" во втором смысловом значении обозначает и собрание, устраиваемое с целью знакомства, то можно предположить, что большая часть населения города захотела увидеть и познакомиться с человеком, который, по словам пастухов, совершил чудо излечения бесноватых, и был Сыном Божиим.

Слова "и увидев Его" обозначают следующее. Когда большая часть жителей города пришли на то место берега озера, где находился Спаситель и Его ученики, то они стали рассматривать Спасителя и Его учеников. А затем "увидев Его, просили". То есть обратились к Спасителю с просьбой, в которой выразили свои желания. "Просьба, обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.612). Иными словами пришедшие жители города, не применяя угроз и насилия, с большим почтением и вниманием обратились к Спасителю со своей просьбой (обращением) "просили, чтобы Он отошел от пределов их". Эти слова понимаются следующим образом. Суть просьбы жителей города была связана с тем, чтобы Спаситель со Своими учениками ушел из их пределов. То есть удалился из их страны. Чем же была вызвана такая странная просьба? Почему жители этого города не стали слушать учение Спасителя, не обратились к Спасителю со словами "научи нас как нам жить?", как это обычно спрашивали при встрече со Спасителем евреи. Почему жители этого города, не обидев Спасителя, вежливо просили Его удалиться с их территории?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, что же произошло после того, когда пастухи, придя в город, громогласно рассказали жителям города о чуде исцеления от бесноватости, и обо всём остальном. Можно предположить, что чудесными явлениями, о которых говорили пастухи, прежде всего, заинтересовались жрецы языческих храмов Гергесы. В то время языческие жрецы были очень образованными людьми, которые хорошо знали не только языческую религию и философию, но были знакомы и с религиозно-философскими взглядами других народов. Тем более древнееврейского народа, который проживал бок о бок с ними. Можно предположить, что жрецы, как образованные люди своего времени, сразу поняли, что в рассказах пастухов речь идет о древнееврейском Мессии, обещанном Богом, и предсказанном древнееврейскими пророками. Жрецы также сразу догадались и о цели посещения Спасителем этой страны. Цели, которая состояла в распространении Его учения среди местного народа. Языческие жрецы поняли также и то, что это им угрожает потерей паствы, потому что монотеистическая религия древних евреев была более прогрессивной и развитой по сравнению с языческой. Поэтому именно жрецы языческих храмов сразу же стали организовывать народ, чтобы он вышел за город, и не только не пустил Мессию в свой город, но даже не стал слушать Его учения. Подтверждением этого предположения является факт того, что весь город вышел навстречу к Спасителю и просил Его уйти от их пределов, даже не ознакомившись с Его учением. И как указано в разбираемом стихе, народ города даже ни о чем не расспрашивал и не выслушал Спасителя, а сразу предъявил Ему свою категорическую просьбу.

Такое ультимативное требование, высказанное Спасителю народом города, могло возникнуть только в результате предварительной подготовки народа, который даже ещё не видел Спасителя. Такую подготовку, настроившую народ не слушать Спасителя, могли провести только языческие жрецы, которые пользовались авторитетом у народа, и которых народ привык слушать во всех важных вопросах личной и общественной жизни, и доверять им. И только жрецам было выгодно удаление Спасителя от их города без ознакомления народа с Его учением. Потому что это могло привести к тому, что жители этого города ушли бы из языческой религии и стали бы приверженцами учения Спасителя. Ведь по логике вещей события в данной ситуации должны были развиваться именно таким, ниже описанным образом.

Из взволнованного рассказа пастухов жители города с удивлением узнали, что на берегу озера появился необычный человек с Божественными способностями, который является Сыном Божиим. Эти способности проявились в том, что он совершил чудо излечения бесноватости. Кто этот человек, толком жители города не знали. По словам пастухов, это был еврейский Мессия, предсказанный древнееврейскими пророками. В этой ситуации к Спасителю вышли бы в первую очередь хозяева погибшего свиного стада, озабоченные убытками, верующие евреи, живущие в этом городе, и группа любопытных жителей этого города, чтобы посмотреть на необычного человека. В таком случае толпа горожан, вышедших бы к Спасителю, была бы невелика (то есть малочисленна). Матфей дает ценную информацию, указав на то, что на встречу со Спасителем вышел весь город, то есть подавляющее большинство жителей Гергес. Столь быстро и слаженно жители города не смогли бы так собраться самостоятельно, чтобы выйти с таким единодушием к Спасителю и так организованно в таком большом количестве. Факт того, что на встречу со Спасителем за короткое время собрался и вышел весь город, указывает на предварительную подготовку этой встречи. Такая подготовка людей могла быть осуществлена только жрецами, по авторитетному требованию которых люди побросали все свои дела и вышли навстречу к Спасителю.

На предварительную организованность этой встречи указывает и тот факт, что люди даже не захотели просто поговорить или выслушать Спасителя. А сразу же, как только Его увидели, то обратились к Нему, пусть с вежливой, но ультимативной просьбой. Ведь если бы эта встреча жителей города со Спасителем протекала без подготовки и стихийно, то естественно у людей возникло вполне объяснимое желание поговорить с необычным человеком, выслушать Его, или просить показать ещё чудо, или просить ответить на философские вопросы жизни. Факт того, что жители города, увидевшие Спасителя, не посмели с Ним заговорить, а только выдвинули Ему свою ультимативную просьбу, говорит о том, что они заранее уже были кем-то настроены на такое поведение. А такое поведение жителей города было выгодно только языческим жрецам. И настроить народ города на такое поведение могли только жрецы. Потому что на данное время именно они обладали в глазах народа авторитетом и уважением, пользовались доверием и повиновением с его стороны. Большая часть населения города вышла на встречу со Спасителем потому, что именно большая часть города посещала языческие храмы, приносила туда жертвы языческим богам, советовалась в устройстве своих обстоятельств с языческими жрецами. И поэтому в данном случае, послушавшись требования языческих жрецов, большая часть города и вышла навстречу со Спасителем, возглавляемая и ведомая этими жрецами. Таким образом, толпа людей, пришедшая из города для встречи со Спасителем, в основном состояла из язычников, которые поддакивали во всём языческим жрецам, возглавляющим эту толпу. Поэтому у язычески настроенной и предварительно обработанной языческими жрецами толпы людей и не возникло желания поговорить со Спасителем. А малочисленная группа евреев, входившая в толпу пришедших на встречу со Спасителем горожан, состоявшая из пастухов, владельцев погибшего стада, и просто пришедших евреев, живших в этой местности, стояла молча среди язычников, и ни о чем не просила Спасителя.

Можно предположить то, как развивались события, описанные у Матфея в разбираемом стихе. На берег озера, где находился Спаситель и Его ученики, чинно шествуя, пришла толпа жителей из этого города. Впереди толпы шли жрецы языческих храмов, облаченные в пышные красивые одежды. Увидев Спасителя и Его учеников, люди в нерешительности остановились, перешептываясь и переговариваясь между собой. И вот из толпы вышел главный жрец центрального языческого храма, воздвигнутого в честь главного языческого бога Зевса Громовержца. Этот жрец учтиво и торжественно поклонился Спасителю. А потом повелительным голосом громко сказал от имени жителей этого города: "Просим Тебя, о достойнейший пророк, отойти от пределов наших. Мы уважаем Тебя, и верим в твою чудесную силу. Но просим также Тебя не смущать умы жителей города Твоим учением и удалиться от нашего города". И сразу же после слов, произнесенных главным жрецом, жрецы других языческих храмов, а также прихожане язычники стали издавать одобрительные возгласы и поддерживать речь главного жреца. Из толпы стали долетать слова жителей города: "Просим Тебя уйти, уходи от нас". А Спаситель молча стоял и смотрел с сожалением на эту толпу людей, которая отвергает единственный путь к спасению, даже не ознакомившись с ним. Как же Спаситель отреагировал на такое поведение толпы? Об этом Матфей повествует в своем следующем стихе.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.