"Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город" (Матф. 9:1). Вот как этот стих поясняется известными толкователями. "Войдя в лодку с учениками, Иисус поплыл обратно и пристал к противоположному берегу, к тому месту, где был Капернаум. Матфей, оканчивая повествование об исцелении бесноватых в стране Гергесинской (она же Гадаринская), говорит, что Иисус "войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город" (IX,1), то есть в Капернаум. Так как тот же Евангелист в гл. IV,ст.13 своего Евангелия говорит "и оставил Назарет и пришел и поселился в Капернауме приморском" (Б.И. Гладков, ук. изд., с.279). В этом пояснении содержится пересказ разбираемого стиха, и даже не говорится о том, почему же Спаситель так поступил. "Он, войдя в лодку, переправился обратно".

А вот другое пояснение разбираемого стиха. "Город, куда Спаситель приплыл, Матфей называет Его собственным. По словам Иеронима, это был Назарет. Но другие думают, что это был Капернаум. Последнее мнение имеет для себя очень веские основания. У Матфея IV,13 сказано, что Христос оставил Назарет и поселился в Капернауме приморском. Это было раньше событий, рассказанных Евангелистом в 9-й главе. Далее чудо, о котором рассказывает Матфей в дальнейших стихах 9-й главы, по словам Евангелиста Марка, совершено было в Капернауме (II,1). Златоуст, Феофилакт, Августин и другие, говорят, что Вифлеем был городом, в котором Он родился; Назарет, где воспитывался; а в Капернауме Он имел постоянное место пребывания" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., т.9, с.178).

При пояснении разбираемого стиха необходимо указать на то, что Спаситель отличался миролюбием и кротостью. Увидев нежелание жителей не только знакомиться с Его учением, но даже слушать Его, или общаться с Ним, Он, не говоря ни слова, вошел в лодку. А за Ним, естественно, последовали и Его ученики. Почему в этом стихе ничего не сказано об учениках Спасителя прямо? А потому, что этот стих Матфей посвятил именно Спасителю для того, чтобы передать Его состояние после встречи с жителями Гергесы. Спаситель, молча и решительно вошел в лодку. Но поскольку лодка сама по себе двигаться не может, то функции гребцов выполняли последовавшие за Спасителем Его ученики. Словами "Он... переправился обратно" Матфей указывает и на учеников, которые, войдя за Спасителем в лодку, сели на весла, поставили парус и переправились на тот берег, откуда приплыли. Как видим, в этом стихе в первую очередь говорится о Спасителе. И только вскользь и намеком сказано об учениках, которые как гребцы, переправили лодку на тот берег. Такое повествование Матфей избрал не случайно, а для того, чтобы показать читателям великое благородство и кротость Спасителя, Который, не применяя насилия к не принявшему Его народу, а с уважением отнесясь к просьбе этого народа, молча уплыл в Свой город. Этим стихом Матфей завершает описание данного Евангельского события. И поэтому этот стих целиком и полностью посвящает изображению благородства Спасителя, и проявлению Его миролюбия.

Этим стихом Матфей показывает, насколько высоко Спаситель ценит добровольное проявление свободы воли жителей города, что даже подчинился просьбе враждебно настроенных к нему людей и уехал в Свой город. Выражение "Свой город" Матфей также применяет не случайно. Этим выражением он указывает на противоположность в отношении к Спасителю жителей Гергесы и Капернаума. Этим выражением Матфей сказал о том, что если в Гергесе Спасителя жители не приняли, то у Спасителя был Свой город, такой, где большинство жителей принимало Спасителя и нуждалось в Его учении. Поэтому для Спасителя такой город и был Своим.

В начале пояснения этого стиха приводится цитата из книги Лопухина, в которой отражены споры о том, что же экзегеты понимали под выражением "Свой город". Как правильно указывает Лопухин, большинство экзегетов справедливо полагало, что словами "Свой город" Матфей обозначил город Капернаум. Этот город находился в Галилее, и был расположен на западном берегу Генисаретского озера (Матф.4:13). В этом городе находилась синагога, построенная римским сотником (Лук.7:5). В капернаумской синагоге Спаситель часто учил народ (Иоан.6:59; Лук.4:31-33;Мар.1:21). Подтверждением того, что Спаситель считал именно Капернаум Своим городом, является и слова Матфея о том, что Он "оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском" (Матф.4:13). Подтверждают эту мысль и другие Евангелисты. Марк также указывает на то, что Спаситель часто посещал Капернаум (Мар.2:1). В этом городе Спаситель сотворил много чудесных явлений и прочел много проповедей и поучений. Поскольку Капернаум был при море (озере Генисаретском), в нем находилось и таможенное ведомство, в котором и служил Матфей, как сборщик подати (Матф.9:9). Поэтому Матфей, как житель этого города, знал мнение людей о том, что Спаситель считал этот город Своим. И как ученик Спасителя, также знал об отношении Иисуса Христа к этому городу. Спаситель любил этот город. Но предсказал ему также и то, что этот город был "до неба вознесшийся" (Матф.11:23), удостоившись великой чести, выраженной в том, что в нём жил и творил чудеса Мессия. Однако за то, что этот город не осознал и не принял полностью учения Мессии, то он будет низвергнут до ада "до ада низвергнешься" (Матф.11:23).

В данном конкретном стихе выражение "Свой город" Матфей употребил для того, чтобы показать то, что в отличие от города, где Спасителя жители не приняли, был и город, который являлся Своим для Спасителя. Потому что в этом городе Спаситель сотворил много чудес, произнес много проповедей, и в большинстве своем люди этого города слушали речи Спасителя и вникали в Его учение. Поэтому в разбираемом стихе словосочетание "Свой город" использовано Матфеем для противоставления и придания контраста между городом Гергесы, жители которого вообще не захотели даже выслушать и говорить со Спасителем, и городом Капернаумом, который являлся для Спасителя Своим городом, потому что большинство жителей его внимали речам Спасителя, вникали в Его учение и с радостью принимали сотворенные Им чудеса.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.