Объяснение различий в трех Евангельских текстах.

Предположим, что Спаситель и Его ученики несколько раз высаживались на побережья этих стран. А Евангелисты запечатлели в своих книгах не все, а наиболее характерные путешествия Спасителя в эти страны. И поскольку путешествия Спасителя в эти страны были различные, то естественно и описания Евангелистов содержат разные подробности, штрихи, детали и факты, связанные с тремя разными путешествиями. Подтверждением этого предположения служит сравнительный анализ и пояснение трех Евангельских текстов, описывающих чудо исцеления бесноватых при море.

Каждый Евангелист строго описывает эпизод отплытия Спасителя и Его учеников, укрощение бури во время плаванья и место отплытия и прибытия путешественников. Причем у каждого Евангелиста соблюдается четкая хронологическая последовательность в описании морского путешествия Спасителя, не прерываемая введением в неё каких-либо иных событий. Хронологической точностью в описании путешествия Спасителя по морю каждый Евангелист давал понять читателю то, что он описывает только одно, свое, уникальное морское путешествие, но не какое-либо иное. Если бы все три Евангелиста описывали одно и то же путешествие, то естественно описали бы одни и те же обстоятельства, детали, подробности и особенности события (одну и ту же ситуацию). А у трех Евангелистов дается описание разных подробностей и обстоятельств.

Подтверждением мысли о трех разных путешествиях Спасителя, описанных тремя Евангелистами, служит четко выраженная хронология событий, посредством которой и описывается каждое путешествие у трех Евангелистов. То есть в каждом Евангелии представлена жесткая схема развития событий, значительно отличающаяся от описания событий, сделанных в остальных трех Евангелиях. Эта схема развития событий состоит из отплытия, которое отличается в трех Евангелиях, из укрощения бури на море, которое отличается в трех Евангелиях, из прибытия на берег и излечения бесноватых, что тоже различно описано в трех Евангелиях, из возвращения из этих земель, что также различно описано в трех Евангелиях. Вот именно эти разительные отличия, присутствующие в трех Евангелиях, и указывают на то, что три Евангелиста описали три разных путешествия Спасителя на восточный берег Генисаретского озера.

Подтверждаем это предположение конкретными фактами, взятыми из сравнения трех Евангелий. Каждое из трех путешествий Спасителя, описанных различно в трех Евангелиях, начиналось из отплытия, которое по разному описано у трех Евангелистов. По Матфею Спаситель отплыл вечером в субботу после излечения бесноватых и больных людей у дверей дома Апостола Петра из Капернаума (Матф.8:16-23). По Марку отплытие Спасителя состоялось после того, когда Он (не лечил, как у Матфея), а учил притчами народ при море (Мар.4:1;36). По Луке Спаситель отплыл в один день (Лук.8:22), не леча людей у дома Апостола Петра, как у Матфея, и не уча народ при море, как у Марка.

Затем у трех Евангелистов дано различное описание укрощения бури на море, рассмотренное в предыдущих статьях "Благовеста", анализирующих стихи, посвященные этому Евангельскому эпизоду. Эти разительные отличия и указывают на три случая укрощения бури на море, описанные тремя Евангелистами.

Коль отплытие Спасителя согласно Святым текстам трех Евангелий произошло при различных обстоятельствах и в разные дни, то это дает основание предположить, что и прибытия на восточный берег Генисаретского озера состоялось тоже в различные дни. А если так, то значит, каждый Евангелист описал различное от других путешествие Спасителя по морю. То есть в трех Евангелиях представлены описания трех разных путешествий Спасителя. Эта мысль подтверждается не только описанием разных дней и событий, при которых были начаты три путешествия Спасителя, и состоялось Его отплытие, но и различных деталей и подробностей, описанных тремя Евангелистами, происходивших во время укрощения бури на море, и после прибытия Спасителя на восточный берег Генисаретского озера.

По разному Евангелисты описывают и прибытие Спасителя на восточный берег Генисаретского озера различными описаниями, указывая на три разных путешествия Спасителя. Рассмотрим подробно конкретные различия, фигурирующие в книгах трех Евангелистов, которые описанием этих различий указывают на три различных путешествия Спасителя.

Матфей в 8-й главе своей книги описывает такое путешествие Спасителя, которое мы предположительно назовем первым Его путешествием на восточный берег Генисаретского озера. В первом случае Спаситель с учениками высадился на побережье страны Гергесинской и встретился там с двумя бесноватыми, о чем и поведал нам Матфей. "И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые" (Матф.8:28). Затем, спустя некоторое время, Спаситель совершил другую поездку и высадился уже на побережье Гадаринской, то есть другой страны (хотя и близлежащей), где Его встретил другой один бесноватый (Мар.5:1-2). Эту другую поездку Спасителя и описал в своем Евангелии Марк. Это предположение подтверждается мыслью о том, что второй раз Спаситель не захотел посещать город Гергесу, население которого отказалось с Ним разговаривать. И совершая следующую поездку, Спаситель высадился на побережье другой страны Гадаринской. Намереваясь пообщаться с жителями уже другого города, Гадар, находящегося на этом же побережье. Можно также предположить и то, что Спаситель не один, а два раза высаживался на побережье страны Гадаринской. И во время второго посещения побережья страны Гадаринской (или третьего на восточный берег Генисаретского озера) к Спасителю подбежал уже другой бесноватый, которого Он также излечил от бесноватости. Об этом, втором путешествии на побережье Гадаринской страны (или третьем путешествии на восточный берег) и рассказал в своем Евангелии Лука. "И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени" (Лук.8:26-27).

У читателей может возникнуть вопрос, зачем же Спасителю понадобилось дважды посещать берег одной и той же страны Гадаринской. Ведь при первом посещении этой страны народ этой местности отказался с Ним говорить. Объяснение причины именно двух путешествий Спасителя на побережье Гадаринской страны дается в текстах Евангелий Марка и Луки. Согласно описанию Марка, бесноватый "увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему" (Мар.5:6). То есть своим поклоном бесноватый выразил почтение и продемонстрировал свое уважение к Спасителю. Своим поклоном бесноватый показал, что поклоняется Спасителю, как Богу, и признает Его как Мессию. А если бесноватый поклоняется Спасителю, как Богу, то значит он верит в Бога. Можно предположить, что до встречи со Спасителем этот бесноватый в своих молитвах обращался к Богу с просьбой об излечении его от бесноватости. И как ответ на молитву бесноватого Бог посылает ему встречу со Спасителем, Который его спас от бесноватости. Поэтому бесноватый своим поклоном показал, что поклоняется Богу и Спасителю. Но поскольку в этом бесноватом сидели злые духи, то они устами этого бесноватого и вскричали грубым и громким голосом. Таким образом, во втором Своем путешествии на восточный берег Генисаретского озера, описанном Марком, Спаситель приплыл по четырем причинам. Во-первых, чтобы от имени Бога ответить на молитву бесноватого и освободить его от бесноватости. Во-вторых, затем, чтобы распространить сведения о Себе и Своем учении в этом крае при помощи этого бесноватого. В-третьих, также для того, чтобы показать Себя жителям страны Гадаринской, продемонстрировав им чудо излечения от бесноватости. И таким образом добровольно, без насилия, привлечь внимание жителей Гадаринской страны к Своей личности. И вызвать интерес через совершенное Им чудо исцеления бесноватого к христианскому учению.

В третьем путешествии, описанном Лукой, Спаситель второй раз приплывает и высаживается на берег страны Гадаринской, чтобы вылечить от бесноватости ещё одного, другого бесноватого. А также для того, чтобы напомнить о Себе жителям этой местности. Даже ради спасения одного человека Спаситель мог совершить повторное путешествие в эту страну, потому что согласно христианскому учению Бог дарует спасение и Свою помощь, защиту и заботу каждому раскаявшемуся и призывающему о помощи Божьей человеку. Эта мысль высказывается в притчах о блудном сыне и о заблудшей овце.

Можно предположить, что по описанию Луки и этот бесноватый также верил в Бога и молил о том, чтобы Бог даровал ему освобождение от бесноватости. Такое предположение подтверждается поступками бесноватого, описанными Лукой. Этот другой бесноватый "увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал" (Лук.8:28). То есть этот бесноватый своим падением перед Спасителем продемонстрировал, что признает и почитает Спасителя как Бога и вверяет свое освобождение от бесов в Его руки. Такое поведение бесноватого дает основание предположить то, что и этот бесноватый (коль он упал перед Спасителем на колени, как перед Богом) ранее просил в своих молитвах Бога об избавлении его от бесноватости. Если бы падение перед Спасителем, совершенное этим бесноватым, не было поклоном перед Спасителем, и если бы этот бесноватый (по Луке) не был бы верующим человеком, то тогда бы Спаситель не послал бы его проповедовать о чуде исцеления, которое совершил ему Бог. Как, например, Спаситель не послал проповедовать неверующих и не кланявшихся Спасителю двух бесноватых, описанных Матфеем.

К числу различий, которые указывают на три разные путешествия Спасителя, описанные Матфеем, Марком и Лукой, относятся и следующие разные детали и подробности этих трех путешествий. По Матфею, когда Спаситель "прибыл на другой берег в страну Гергесинскую" Его уже ждали и "встретили два бесноватые" (Матф.8:28). Согласно Евангельскому тексту эти бесноватые не бежали навстречу Спасителю, а ждали Его прибытия и встретили Спасителя сразу же "когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую" (Матф.8:28). То есть, как только Спаситель высадился на берег, так к Нему сразу же и подошли, то есть встретили, ожидавшие Его два бесноватых. Именно об этом и говорит Евангельский текст. "И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые" (Матф.8:28). Другую картину прибытия Спасителя описывает Марк. Согласно Марку, как только Спаситель со Своими учениками высадился на берег страны Гадаринской, Его тотчас встретил бесноватый. Однако этот бесноватый встретил Спасителя иначе, чем Его встретили двое бесноватых у Матфея. Этот бесноватый, увидев Спасителя вдали, прибежал к Нему. Иными словами, после того, когда Спаситель вышел из лодки, бесноватый "увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему" (Мар.5:6). То есть описание Матфея (Матф.8:28), где говорится о двух бесноватых, заранее ждавших приплытия Спасителя, ниоткуда не прибегавших, и не высматривавших появления Спасителя издалека, отличается от текста Марка. По Матфею два бесноватых не кланялись Спасителю, а сразу закричали "И вот, они закричали: что Тебе до нас" (Матф.8:29). По описанию Марка один (а не два) бесноватый сперва поклонился Спасителю, а затем его устами закричали злые духи громким голосом, сидящие в нем. Матфей не указывает на то, что бесноватые были голыми и в оковах. Марк указывает на то, что бесноватый, встретившийся во втором путешествии, был сперва нагим, а после излечения от бесноватости был одетым. "Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет" (Мар.5:15). Бесноватый по Марку (в отличие от Матфея) был в разорванных цепях. "Потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его" (Мар.5:4). А два бесноватых, описанных Матфеем, не имели цепей и оков, и не были нагими.

Третий Евангелист, Лука, описывая встречу Спасителя с бесноватым, указывает на следующие детали. Когда Спаситель приплыл в страну Гадаринскую, то сразу же, как только "вышел Он на берег, встретил Его один человек из города" (Лук.8:27). Этого человека пробовали связывать цепями и узами. Но не заковывали, как у Марка. "Так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы" (Лук.8:29). В дальнейшем повествовании у Луки имеются другие отличия от рассказов Матфея и Марка.

Три Евангелиста по разному описывают бесноватых. Согласно Матфею, двое бесноватых жили в пещерах вдали от города на побережье моря, были одеты, без цепей, и были очень свирепы " весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем" (Матф.8:28). Эти двое бесноватых, по Матфею, не бились о камни и не кричали диким голосом по ночам. Согласно описанию Марка, во время второго путешествия к Спасителю вышел бесноватый, очень буйный. Если двое бесноватых, описанных у Матфея, кидались на людей и причиняли им вред, и в этом проявлялась их свирепость. То бесноватый, по Марку, причинял вред себе, нанося увечья, и в этом проявлялось его буйство. Поэтому его многократно сковывали цепями и оковами. Если два бесноватых из описания Матфея вели себя тихо, неожиданно нападая на прохожих, за что и были прозваны свирепыми. То бесноватый, описанный Марком, "всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни" (Мар.5:5). То есть бесноватый, описанный Марком, жил в горах. Он был назван буйным, так как приносил вред не прохожим, а самому себе в припадках буйства. Как видим у Матфея описаны свирепые, но тихие бесноватые. А у Марка описан буйный, увечащий себя бесноватый. По другому дает характеристику бесноватому Лука. Этот человек был "одержимый бесами с давнего времени" (Лук.8:27). А в отличие от бесноватого у Марка, он не кричал день и ночь в горах, и не бился о камни. А "был гоним бесом в пустыни" (Лук.8:29). Бесноватые, описанные у Марка и Луки, в отличие от бесноватых, описанных Матфеем, не проявляли свирепости и не бросались на прохожих у дороги. Эти бесноватые, в отличие от тихих, но свирепых бесноватых у Матфея, были буйными. Они рвали на себе одежду и увечили себя, а не прохожих, разрывали на себе цепи. Но разница в описании бесноватых Марка и Луки состоит в том, что бесноватый по Марку "всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни" (Мар.5:5). А согласно Луке, бесноватый находился не в горах, а "был гоним бесом в пустыни" (Лук.8:29).

Различия в описании бесноватых у трех Евангелистов проявляются и в их беседе со Спасителем. Согласно Матфею бесноватые в своей речи указывают на то, что Спаситель в эту землю "пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" (Матф.8:29). И называют Его "Иисус, Сын Божий". Согласно Марку, бесноватый назвал Спасителя "Иисус, Сын Бога Всевышнего" и произнес "заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!" (Мар.5:7). В описании Луки бесноватый также иначе разговаривает со Спасителем "что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня" (Лук.8:28).

Из сравнения текстов трех Евангелий, описывающих встречи бесноватых со Спасителем, становится видно, что Евангелисты по-разному описали внешность, образ жизни и речь бесноватых, указав различными деталями, подробностями, фактами и особенностями описания на то, что речь идет о четырех разных бесноватых, с которыми Спаситель встретился во время Своих трех различных путешествий на восточный берег Генисаретского озера.

По разному Евангелисты описывают и чудо излечения от бесноватости, которое произошло по Святому слову Спасителя. По Матфею бесы до своего изгнания из людей просили Спасителя "если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней" (Матф. 8:31). То есть, обращаясь к Спасителю, злые духи находились ещё в двух бесноватых. И только потом по Божьему слову были изгнаны из этих людей. С такой же просьбой, но после слов Спасителя об изгнании бесов из человека, обратились к Спасителю бесы по Марку. "Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека" (Мар.5:8). "И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них" (Мар.5:12). Согласно повествованию Марка Спаситель сначала изгнал из бесноватого злых духов. А потом уже бесы, изгнанные из этого человека, обратились к Спасителю с просьбой отправиться в стадо свиное вместо ада. В отличие от Матфея, по Луке бесы так же, как и у Марка, обратились со своей просьбой после слов Спасителя об их изгнании из человека "Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека" (Лук.8:29). "И бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них" (Лук.8:32). То есть и у Луки бесы сначала были изгнаны Спасителем из бесноватого. А потом уже обратились к Иисусу Христу с просьбой о своем переселении в стадо свиное.

По рассказу Матфея бесы не объясняют причины своей просьбы о том, почему желают войти в свиное стадо. По-разному объясняется такая просьба бесов у Марка и Луки. Согласно Марку бесы просятся войти в стадо свиней для того, "чтобы не высылал их вон из страны той" (Мар. 5:10). Согласно Луке "чтобы не повелел им идти в бездну" (Лук.8:31). По Матфею Спаситель не спрашивает как имя бесов. По Марку и Луке Спаситель "спросил его: как тебе имя?" (Мар.5:9), (Лук.8:30). У трех Евангелистов различия наблюдаются даже в описании местонахождения стада свиней. "Вдали же от них паслось большое стадо свиней" (Матф.8:30). "Паслось же там при горе большое стадо свиней" (Мар.5:11). "Тут же на горе паслось большое стадо свиней" (Лук.8:32). И только Марк указывает количество свиней в стаде. "А их было около двух тысяч" (Мар.5:13).

Различия в описании Евангелистов прослеживаются и дальше. Согласно Матфею пастухи после гибели свиного стада "придя в город, рассказали обо всем" (Матф.8:33) жителям города Гергесы. Во время второго путешествия Спасителя, описанного Марком, когда ситуация с чудом излечения бесноватых и гибелью свиней повторилась, пастухи другой страны, Гадаринской, рассказали о случившемся не только в городе (как в первом путешествии у Матфея), но и в деревнях. Но по Марку пастухи посещали не город Гергесу, а Гадары, и деревни расположенные на пути их следования от берега к городу. "Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях" (Мар.5:14). А по Луке "Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях" (Лук.8:34). Если город и деревня это поселения определенного типа, о которых упоминают Матфей (о городе) и Марк (о городе и деревнях), то Лука говорит о том, что помимо города были селения. То есть не только деревни, но и поселки в виде хутора или небольших поселений, меньше деревни.

По-разному Евангелисты описывают и реакцию жителей городов, селений и деревень. Матфей говорит о том, что жители только одного города, Гергесы, вышли на берег к Спасителю. "И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их" (Матф.8:34). То есть согласно Матфею вышедшие к Иисусу жители только одного города, Гергесы, пришли на встречу со Спасителем, не требуя повторного рассказа пастухов о происшедшем, и не обращая внимания на исцеленных Спасителем двух бесноватых. А стали сразу просить Спасителя о том, чтобы Он ушел с их территории. На происшедшие события по-другому отреагировали жители другого города Гадары и близ лежащих деревень в описании Марка во время второго путешествия Спасителя на восточный берег Генисаретского озера. На этот раз жители не только одного города Гадары, но и близлежащих деревень, придя к Иисусу, начали очень подробно рассматривать человека, ранее больного бесноватостью и убедились в том, что он в своем уме и одет, и устрашились этому чуду. Затем по требованию пришедших жителей, пастухи ещё раз рассказали о случившемся. А потом пришедшие люди, выслушав рассказ пастухов, обсудив между собой происшедшие события, стали просить Спасителя покинуть их край. "Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их" (Мар.5:15-17). Описывая третье путешествие Спасителя на восточный берег Генисаретского озера, Лука пишет о том, что на этот раз к Спасителю вышли жители не только одного города (как это сказано у Матфея), не только жители города и деревень (как это сказано у Марка), но вышел "весь народ Гадаринской окрестности" (Лук.8:37). По Луке пришедшие люди со вниманием рассмотрели бесноватого (чего не было во время первого путешествия Спасителя, описанного Матфеем). Люди убедились, что бесноватый одет и действительно в здравом уме. То есть пришедшие люди говорили с ним. И убедившись в чуде исцеления, "ужаснулись" (Лук.8:35). Лука указывает на то, что на этот раз народ Гадаринской окрестности испытывал очень сильный страх, в отличие от Марка, где народ только устрашился. В результате высшей степени страха или ужаса и стал просить, чтобы Спаситель ушел из их страны. "И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом" (Лук.8:37).

Все эти различия, в том числе и степень страха, количество вышедших к Спасителю людей и различное их поведение, ещё раз указывают не на противоречия в текстах Евангелистов, а говорят об описании трех различных путешествий Спасителя на восточный берег Генисаретского озера.

Отплытие Спасителя с восточного берега Генисаретского озера также по-разному описывается всеми тремя Евангелистами. Матфей говорит о том, что "тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город" (Матф.9:1). То есть Спаситель вошел в лодку со Своими учениками, не выходил из неё, и не давая никаких указаний исцеленным Им от бесноватости людям, уплыл на другой берег. А согласно Марку, описывающему другое путешествие Спасителя, "И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились" (Мар.5:18-20). В третьем путешествии Спасителя, описанном Лукой, Спаситель после того, когда народ просил Его уйти из их страны, "вошел в лодку и возвратился" (Лук.8:37). То есть вошел в лодку, а потом, выйдя из неё, вернулся на берег для того, чтобы ещё раз поговорить с исцеленным человеком и дать ему поручение проповедовать о том, что сотворил с ним Иисус. Вышедшего из лодки Спасителя "Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус" (Лук.8:38-39). И только после этого наставления, сделанного у лодки, согласно описанию Луки, Иисус Христос вновь вошел в лодку и отплыл на другой берег Генисаретского озера.

У Марка Спаситель, войдя в лодку, уже не выходит из неё, а находясь в лодке, отказывает излеченному Им бесноватому быть с Ним, давая указание этому бывшему бесноватому рассказать людям о том, как он был излечен от бесноватости Богом. По рассказу Матфея Спаситель, войдя в лодку, не выходит из неё, и к Нему не подходят с просьбами излеченные им бесноватые. И Он им не дает никаких повелений.

Также есть различия у Марка и Луки в том, где проповедовали бывшие бесноватые. У Марка исцеленный человек ходит с проповедями по всему Десятиградию (Мар.5:20). А излеченный от бесноватости человек, описанный у Луки, проповедовал только в одном городе, Гадаре (Лук.8:39). Сообщения Марка и Луки о том, что излеченные бесноватые проповедовали, дает возможность предположить то, что Спаситель не только излечил от бесноватости людей, описанных у Марка и Луки, но и просветил их Своим учением. Слово "проповедь" означает "1 речь религиозно-назидательного содержания, произнесенная в храме; 2 распространение каких-либо идей, взглядов" (Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.607). Можно предположить, что Спаситель просветил этих людей за то время, пока пастухи ходили и созывали жителей деревень и города. Согласно географической карте город Гадара находится в глубине побережья на расстоянии около 10 километров от берега Генисаретского озера. Вот пока пастухи шли через селения в город, а потом с собравшимся народом вернулись обратно, у Спасителя и было время для того, чтобы хотя бы кратко просветить Своим учением умы исцеленных Им от бесноватости людей во время Его второго и третьего путешествий.

О том, что исцеленные бесноватые хотели слышать учение Христово, указывает тот факт, что эти люди, согласно текстам Марка и Луки, приветствовали Спасителя преклонением перед Ним, как перед Мессией-Богом, в отличие от двух бесноватых, описанных у Матфея, которые не делали этого. А если эти бесноватые выразили свое поклонение Спасителю, как Мессии-Богу, в виде поклона, то значит, они до встречи со Спасителем уже верили в Бога и просили Его об избавлении от бесноватости. И Спаситель этим двум бывшим бесноватым, как верующим людям, мог кратко рассказать Свое учение. То есть Он излагал Свое учение уже духовно подготовленным людям, признающим истинного Бога, убедившимся в силе Божьего слова посредством собственного исцеления от бесноватости. А затем повелел проповедовать о том: по Марку "что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя" (Мар.5:19), по Луке, о том, что "сотворил тебе Бог" (Лук.8:39). То есть согласно этим повелениям Спасителя исцеленные от бесноватости люди должны были рассказать не только о чуде своего исцеления, но и о том, кто такой Бог, о могуществе и силе Истинного Бога, и хотя бы кратко изложить учение Божье. А для таких проповедей как раз и нужны были знания учения Христова.

Таким образом, указав на проповедническую деятельность исцеленных бесноватых, Марк и Лука указали на то, что эти люди были просвещены Божьим словом и получили от Спасителя необходимые знания для проповеди. В отличие от описания Марка и Луки, бесноватые по Матфею не кланялись Спасителю как Богу, и не были просвещены Его учением. И не получили наставления идти и проповедовать о том, что с ними сделал Господь.

Степень усердия, с которым излеченные от бесноватости люди проповедовали (по Луке и Марку), тоже отражена в Евангелиях. В книге Марка сказано о том, что бесноватый при встрече со Спасителем совершил поклон. То есть глубокое верование этого человека в Бога выразилось в четко совершенном действии, которое и определено у Марка как поклон. Глубокое верование этого человека проявилось и в том, что он добросовестно исполняя повеление Спасителя, стал проповедовать не только в одном городе, Гадарах, а по всему Десятиградию. И в результате сильного верования, сделал большее, проповедуя в десяти городах. Согласно описанию Луки, бесноватый, встретивший Спасителя во время Его третьего путешествия, имел не очень твердое верование в Бога. То есть этот человек безусловно верил в Бога, но в своей жизни всё делал не совсем надлежащим образом. Это отражается и в религиозных действиях этого человека. Он делает поклон Спасителю так, что этот поклон похож на падение. И поэтому Лука и пишет, что этот человек упал перед Спасителем. Если бы это было не поклонение Богу в виде неумело сделанного поклона, а просто падение, то Спаситель не послал бы тогда этого человека проповедовать по всему городу. Именно так Спаситель поступил в первом Своем путешествии, когда Его встретили двое бесноватых без поклонов, и, не сопротивляясь бесам, позволили им сразу же кричать на Него. Таким образом, у Марка и Луки описаны два разных человека, с разной степенью верования в Бога, и с разным усердием выполнивших повеление Спасителя о проповедовании Его учения.

Различия, сообщенные Евангелистами о разном количестве городов, в которых проповедовали излеченные люди, также указывают на то, что эти Евангелисты описали разные путешествия Иисуса Христа на восточный берег Генисаретского озера.

Необходимым звеном, завершающим логически продолжающуюся цепь развивающихся событий первого путешествия Спасителя, описанного в книге Матфея, является указание на то, что Спаситель вернулся именно в Свой город – Капернаум. То есть в тот город, откуда Он отплыл в страну Гергесинскую. "Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно", то есть переправился туда, откуда Он прибыл. Дальше в этом стихе Матфей уточняет, что Спаситель "прибыл в Свой город" (Матф.9:1). То есть в Капернаум. А именно из этого города Спаситель и начал Свое первое путешествие в страну Гергесинскую. То, что Матфей точно и ясно указывает на место отплытия и приплытия Спасителя, говорит о том, что он очень четко излагает последовательное развитие событий, связанных именно с данным путешествием Спасителя. А это значит, что в описании первого путешествия Спасителя нет случайных оговорок или неверно указанных фактов и деталей. Все особенности и подробности именно этого путешествия, описанного Матфеем, изложены конкретно и точно. И если этот рассказ Матфея отличается целым рядом особенностей и фактов от описания других Евангелистов, то эти различия в текстах трех Евангелистов ясно говорят о трех разных путешествиях Спасителя на восточный берег Генисаретского озера.

Сравнив и проанализировав различия, встречающиеся в текстах трех Евангелистов, описывающих разбираемое Евангельское событие об излечении людей от бесноватости при Генисаретском озере, можно сделать обоснованный вывод о том, что противоречий в описаниях трех Евангелистов нет. А различные детали и подробности в текстах Евангелистов указывают на то, что эти авторы описывали три разных путешествия Спасителя на восточное побережье Генисаретского озера. А при описании трех различных путешествий естественно будут встречаться различные факты и детали, отличающие одно путешествие от другого.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.