Объяснение совпадений в трех Евангельских текстах.

Читая три Евангельских текста, описывающих такое Евангельское событие как чудо исцеления бесноватых при море, некоторые люди могут сказать о том, что в этих текстах много совпадений. Эти совпадения и стали причиной для того, что многие экзегеты в своих пояснениях, не обращая внимания на различия, объединили три Евангельских текста между собой и представили их как описание одного и того же события. Да, действительно в трех Евангельских текстах, посвященных описаниям разбираемых Евангельских событий, много совпадений. Но при объективном рассмотрении и тщательном анализе этих совпадений они всё же указывают на три различные путешествия Спасителя, описанные в Евангелиях Матфея, Марка и Луки. Пояснение этих совпадений и подтвердит выше изложенную мысль.

Например, во всех трех Евангелиях говорится о том, что как только Спаситель высадился на берег, Его встречали (ожидали) бесноватые. Такое совпадение в трех Евангельских текстах не указывает на одно и то же событие. И вот почему. Если бы Спаситель даже более трех раз высаживался на берег этого края, к Нему бы каждый раз бежали бесноватые по той простой причине, что этих людей заставляли бежать на встречу Спасителю злые духи, вселившиеся в них. Согласно религиозным представлениям, злой дух является существом, противостоящим Богу, и врагом человека. И поэтому бесноватые, движимые злыми духами, каждый раз бежали бы для того, чтобы помешать осуществить планы Спасителя.

В Евангелиях Марка и Луки говорится о том, что бесноватые рвали на себе цепи. Это совпадение характеризует признаки такого явления как бесноватость. Во время этого явления многие бесноватые начинают биться в судорожных припадках и калечат себя. Чтобы их защитить от самовредительства, таких людей сковывали и связывали. Такие защитные меры применяли к ним везде (в различных странах), где были бесноватые. Поэтому сковывание и связывание бесноватых, упоминаемых у Марка и Луки, не говорит о том, что у этих Евангелистов описывается один и тот же бесноватый. Потому что со всеми буйными бесноватыми, независимо от их места жительства, поступали так же.

В трех Евангелиях говорится о том, что бесноватые жили в гробах (погребальных пещерах). Согласно археологическим данным естественные пещеры тянулись на протяжении большей части восточного побережья Генисаретского озера. И находились в пределах как страны Гергесинской, так и страны Гадаринской. Пещеры, находившиеся не далеко от людских поселений, служили в качестве гробов, погребальных пещер. Поэтому из пещер навстречу Спасителю выходили бесноватые, когда Он приплывал во время трех Своих путешествий, как в страну Гергесинскую, так и в страну Гадаринскую. Именно в пещерах бесноватые жили потому, что они были изгои и не могли жить в обществе нормальных людей. А эти пещеры как раз и находились за пределами населенных пунктов. Поэтому совпадение, что бесноватые жили в пещерах, и выходили из пещер на встречу Спасителю, не указывает на то, что Спаситель якобы приплывал на это побережье только один раз. И если бы Спаситель приплыл бы снова, после трех посещений этого побережья, то жившие в остальных пещерах бесноватые, вышли бы к Нему навстречу из этих пещер. То есть из мест своего обитания.

В Евангелии Марка, описывающем разбираемый эпизод, говорится о том, что один бесноватый, увидев Спасителя издалека, прибежал и поклонился. А согласно Луке, бесноватый также выразил свой знак почтения Спасителю, вскричав, пал перед Ним. Совпадение рассказов в этих Евангелиях, описывающих сходное поведение бесноватых, оказавших знак почтения Спасителю, объясняется поклонением Спасителю, как Мессии-Богу, но сделанному в разных формах: в виде правильного поклона; и поклона, похожего на падение. В Палестине разные люди кланялись Спасителю, выражая этим свое почтение Ему, как Мессии-Богу. Поклон являлся общепризнанной формой почтения у древних евреев. Поэтому поклоны, произведенные двумя бесноватыми во время второго и третьего путешествий Спасителя, не могут указывать якобы на одно и то же событие. Потому что поклоны использовались повсеместно древними евреями для поклонения Богу.

В трех Евангелиях бесноватые называют Спасителя по имени Иисус, добавляя при этом, что Он является Сыном Божиим. Это совпадение не указывает на одно и то же путешествие Спасителя в этот край, потому что бесноватые, жившие и в других странах, также назвали бы Спасителя по имени Иисус, и указали на то, что Он есть Сын Божий. Это объясняется тем, что устами бесноватых говорили злые духи, являющиеся сверхъестественными существами. Они знают больше чем люди. И поэтому на основе своих сверхъестественных знаний духи знали не только имя, но и то, что Спаситель есть Сын Божий. Однако наличие сверхъестественных знаний у бесноватых, одержимых злыми духами, свойственно не только бесноватым, жившим в описываемой местности, но и в других местах и странах.

В трех Евангелиях духи зла говорят Спасителю о мучении. Такое совпадение также не указывает на одно и то же единственное путешествие Спасителя в эти края. Духи зла в любой местности не только Спасителю, но и любому изгоняющему злых духов говорили бы то же самое. Потому что согласно учению о демонах (демонологии) выход духов из одного существа и переселение в другое место, для духов связан с муками. Зная, что Спаситель сильнее их, духи говорят о предстоящих им мучениях при изгнании из бесноватых. Но такие слова духов, пытающихся себя защитить, могли исходить от них и в других местах.

В трех Евангелиях говорится о том, что вдалеке, на горе или при горе паслось стадо свиней. Упоминание тремя Евангелистами о стадах пасущихся свиней является характеристикой этих местностей, в которых за городом (Гергесой и Гадарами) на побережье обычно паслись свиньи. Однако эта характеристика тоже не указывает на единственное путешествие Спасителя в эти края. Если бы Спаситель приплывал в эту местность более чем три раза, Он все равно бы каждый раз наталкивался на одно стадо или более пасущихся свиней. Это объясняется тем, что поскольку свиньи у древних евреев считались нечестивыми животными, то даже в местности с подавляющим языческим населением (но и еврейским населением тоже) эти животные паслись отдельно, в отдаленных от жилья местах. Именно в таких безлюдных местах располагались пещеры. Именно в таких безлюдных местах обитали бесноватые, как изгои. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих местах паслись стада свиней. Потому что в другом месте просто было не заведено их пасти. И страны Гергесинская и Гадаринская имели не одно и то же стадо пасущихся свиней. А в каждой из этих стран было по несколько свиных стад, пасущихся именно на безлюдном восточном побережье Генисаретского озера. По сообщению Лопухина, современные паломники именно в этой местности побережья Генисаретского озера до сих пор встречают стада пасущихся свиней, существующих в диком виде. Поэтому Спаситель при каждом Своем прибытии на этот берег обязательно встретился бы с каким-нибудь стадом пасущихся свиней. Потому что это место было и является традиционным местом их выпаса и обитания.

В трех Евангелиях совпадает и просьба злых духов переселить их именно в свиное стадо. Такая просьба также ни в коем случае не указывает на одно единственное путешествие Спасителя в эти края. Такое совпадение объясняется тем, что духи, благодаря своему сверхъестественному знанию, знали о том, что Спаситель, выгнав их из человека, может их послать вместо бездны, только в стадо свиное. Именно в свиней Спаситель каждый раз разрешил бы вселиться злым духам не только потому, что это были нечестивые, презираемые животные. Не только потому, что эти животные напоминали своим поведением нечестивых демонов и заслуживали наказания. А в первую очередь потому, чтобы напомнить древним евреям (хозяевам и пастухам) участью свиней, в которых перешли злые духи, о соблюдении Заповедей Божиих, в том числе и о запрещении есть свиное мясо. Потому что древние евреи, пасшие и разводившие свиней, могли его употреблять в пищу. Вот для того, чтобы уберечь евреев от соблазна нарушить постановление Божье о запрете вкушать свинину, древнееврейские духовные учителя и порицали занятие свиноводством. По этим причинам в любом Своем путешествии Спаситель мог разрешить злым духам вселиться только в стадо свиней. Зная об этом, злые духи во время трех разных путешествий Спасителя в эти края, обращались к Спасителю со сходной просьбой, о переселении их в свиней.

В трех Евангелиях также совпадает рассказ о том, что после вселения злых духов в свиней, свиное стадо бросилось с обрыва в море и погибло. Это совпадение также не указывает на одно и то же путешествие Спасителя в эту местность. При трех разных путешествиях Спасителя, сперва в страну Гергесинскую, а затем два раза в Страну Гадаринскую, гибель свиных стад повторялась, потому что являлась целенаправленным действием злых духов, желавших гибелью свиного стада вызвать гнев у местных жителей и добиться того, чтобы жители не приняли Спасителя и не слушали Его проповеди. Зная, что во время первого путешествия Спасителя после гибели свиного стада жители города отказались с Ним говорить, злые духи и во время двух последующих путешествий вселялись в свиные стада и вызывали их гибель, для того чтобы этим событием вызвать гнев местного населения. И как следствие этого гнева, добиться желания народа просить Спасителя уйти из их края.

Совпадением у Марка и Луки является также и то, что Спаситель спросил у бесов, как их имя, и их ответ о том, что имя их легион. В те времена для обозначения большого количества, когда не указывали конкретной цифры, общепризнанным было выражение "легион". Поэтому бесы, пользуясь понятиями бесноватых, и ответили на вопрос Спасителя, что им имя легион, потому что их много. Спаситель спросил бесов об имени для того, чтобы рядом находящиеся пастухи могли услышать ответ о числе духов, находящихся в бесноватом. Это было сделано не только для того, чтобы потом пастухи об этом рассказали в городе. Но в первую очередь для того, чтобы пастухи осознали, что изгнать такое огромное количество злых духов может только Господь Бог. В обоих случаях, у Марка и Луки указано одно и то же число – легион, обозначающее, что духов было много. Это слово могло быть употреблено при разных путешествиях Спасителя в сходных ситуациях.

Совпадением у Марка и Луки является и то, что пришедшие жители города и поселений свое внимание уделяют излеченному бесноватому, который сидит, одет, и в здравом уме. Это не указывает на одно и то же путешествие, а говорит о том, что жители во время разных путешествий Спасителя обращали внимание на конечный результат чудесной деятельности Спасителя, то есть на исцеленных от бесноватости людей. Проявление внимания к исцеленным Спасителем бесноватым, как к чуду, наблюдалось и в других местах, посещенных Спасителем.

Совпадение в трех Евангелиях проявляется и в просьбе народа оставить их город, и даже местность, и уйти из их пределов. Это совпадение также не указывает на одно и то же путешествие Спасителя в эту местность. А скорее говорит о том, что три путешествия в эти края имели похожие результаты. Потому что ещё не настало время массового распространения христианства в этих краях. Во время первого путешествия Спасителя народ просил Его удалиться от их города предположительно под влиянием языческих жрецов, то есть по религиозным причинам. Такой же результат имел место и во время второго и третьего путешествия Спасителя, когда народ уже под влиянием страха, вызванного чудом исцеления бесноватых, просил удалиться от них Спасителя. Страх перед Спасителем у народа этой местности мог возникнуть под влиянием предварительных рассказов языческих жрецов, которые после первого посещения Спасителем страны Гергесинской, уже в стране Гадаринской могли давать народу нелестную характеристику Спасителю и настраивать народ против Него. Что и имело свои результаты.

Совпадением, имеющимся в трех Евангелиях, является также и то, что Спаситель удовлетворил просьбу народа и удалился от них. Это совпадение также не является указание на одно, единственное, путешествие Спасителя. Это совпадение объясняется следующим образом. Спаситель всегда отличался кротостью и миролюбием. Во всех трех путешествиях Он приехал к населению двух языческих стран, чтобы принести им Свое спасительное учение. Однако, столкнувшись во всех трех случаях с отказом принять это учение, Спаситель проявляет уважение к воле и мнению народов этих двух стран, и уходит из их пределов. То есть во всех трех случаях Спаситель демонстрирует внимательное отношение к свободе выбора, к свободе волепроявления жителей этих двух стран. И насильственно не навязывает им Своего учения.

В Евангелиях Марка и Луки имеется совпадение и в том, что перед отплытием Спаситель отказывает излеченным бесноватым в просьбе взять их с собой, и дает им указание не только вернуться к себе и рассказать о событиях их излечения, но и проповедовать о том, как помиловал и что сотворил им Господь. Это совпадение объясняется тем, что в обоих случаях Спаситель был заинтересован в распространении сведений о сотворенном Им чуде исцеления от бесноватости для того, чтобы добровольно, через рассказы двух разных людей, привлечь внимание народа к Своей личности и учению. Находясь в других местах, например в Палестине, Он также в отдельных случаях давал подобные распоряжения излеченным Им людям о том, чтобы они рассказали, что их исцелил Господь, таким образом распространяя информацию о Себе, как о Мессии. Поэтому повеление Спасителя о том, чтобы исцеленные им бесноватые рассказали о чуде их исцеления, не указывают на одно и то же путешествие Спасителя. Потому что это указание Спаситель мог давать двум разным исцеленным бесноватым во время Своих разных путешествий. Как уже говорилось, даже в Палестине в отдельных случаях Он давал подобные указания, разрешая рассказывать о сотворенных Им чудесах исцеления.

Рассмотрение совпадений в описании трех разбираемых Евангельских событиях, содержащихся в трех Евангельских текстах, обоснованно указывает на то, что между тремя Евангелистами противоречий нет. А есть понятное и вразумительное описание, сделанное Евангелистами, трех разных путешествий Спасителя. Сперва путешествия в страну Гергесинскую, описанного у Матфея. А затем двух поочередно путешествий в страну Гадаринскую, описанных соответственно Марком и Лукой.

Таким образом, при объективном и обоснованном объяснении трех разбираемых Евангельских событий, описываемых излечения бесноватости, можно убедиться в том, что эти события изложены Евангелистами ясно и доступно, и не содержат противоречий. И указывают своими отличиями на три разных путешествия Спасителя на восточный берег Генисаретского озера.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь-август 2002 г.