«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Матф.9:2). В этом стихе говорится о том, что Спаситель, вернувшись в Свой город Капернаум, встретился там с людьми, которые принесли к Спасителю для излечения человека. Словосочетание «и вот» говорит о том, что после того, вскорости как Спаситель приплыл в Капернаум «принесли к Нему расслабленного». Расслабленными в древние времена называли больных людей, разбитых параличом. Парализованный человек не мог самостоятельно передвигаться. Поэтому его принесли, «положенного на постели». Упомянутая постель представляла собой не кровать со спинками и ножками. Скорее всего постелью служил матрац или одеяло. Эта мысль подтверждается тем, что эту постель легко можно было свернуть и унести с собой. Поэтому в дальнейшем исцеленный больной так и сделал. «Он встал, взял постель свою и пошел» (Матф. 9:7).

Слова этого стиха «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному» по-разному пояснялись толкователями. Вот несколько подтверждающих примеров. «Видя веру их: веру принесших самого расслабленного» (Евангелие от Матфея с предисловиями и подробными объяснениями, примечания Епископа Михаила, Минск, «Харвест», 2000г., с.176).

«Слова «веру их» должны прежде всего относиться к лицам, которые принесли расслабленного. Если бы и у самого расслабленного была сильна вера, то не встретилось бы надобности напоминать ему о грехах. Весьма возможно, что сам больной мог смотреть на свою болезнь, как на наказание за свои грехи. Таким образом он мог страдать не только физически, но и духовно» (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.178).

Итак, к кому же относятся слова «И, видя Иисус веру их»? Ко всем, пришедшим к Спасителю людям, принесшим больного, включая и самого больного, или только к тем людям, которые принесли больного на постели, поднеся её к Спасителю? Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим подробно то, как Спаситель относился к самому больному человеку. Ответ на этот вопрос имеется в дальнейших словах Спасителя, Который «сказал расслабленному: дерзай, чадо!». Если бы расслабленный не раскаялся в своих грехах, Спаситель никогда бы не назвал его чадом. Слово «чадо» обозначает ребенка. «Чадо - дитя, ребенок» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., М., «Азъ», 1994г., с.864). То есть Спаситель за сильное верование больного назвал его Своим духовным ребенком. Именно Своим духовным ребенком Спаситель назвал расслабленного по следующим причинам. Расслабленный не был со Спасителем в кровном родстве, а значит Его кровным ребенком не являлся. Словом «чадо», то есть «ребенок» называют не только своих кровных детей, но и тех, которых воспитали. Таким образом это слово Спасителем употребляется для обозначения Своего творения в виде воспитанника. Воспитатель создал, сотворил духовный мир Своего воспитанника. Спаситель употребил слово чадо-ребенок для того, чтобы указать на то, что расслабленный исповедует христианское учение Спасителя, что проявляется в покаянии расслабленного.

У некоторых читателей может возникнуть вполне логичный вопрос о том, а как можно подтвердить мысль о том, что расслабленный на самом деле покаялся. Ответ на этот вопрос очень наглядно просматривается из речи Спасителя, обращенной к расслабленному. Как известно, одним из главных понятий, проповедуемых Спасителем, была проповедь покаяния. Иоанн Креститель, являвшийся Предтечей Спасителя и выражавший понятия Христианского учения, также говорил о том, чтобы люди покаялись, ибо приблизилось Царство Небесное. Из речи Спасителя, адресованной больному, можно предположить то, что Спаситель увидел в расслабленном человека, который целиком воспринял все положения Христианского учения. И поскольку понятие о покаянии было одним из главных понятий в учении Спасителя, то расслабленный естественно воспринял, и на деле осуществил покаяние в отношении своих грехов. Если бы расслабленный воспринял только часть учения Христова, а, предположим, догмат о покаянии отрицал, тогда бы Спаситель никогда бы не назвал его Своим духовным ребенком. Потому что слово «чадо» с добавлением ободряющего слова «дерзай» Спаситель мог назвать только того человека, который полностью воспринял Его учение, в том числе и догмат о покаянии. На основе этих рассуждений можно сделать вывод о том, что расслабленный, перед тем как его принесли к Спасителю, искренне покаялся в своих грехах и воспринял Христианское учение, за что и был назван Спасителем одобрительным словом «чадо».

А поскольку Спаситель является основоположником (отцом) Христианского учения, то все люди, исповедующие это учение, считаются Его духовными детьми. Слово «дерзай» как раз и говорит о том, что Спаситель одобряет верование в Бога и покаяние расслабленного человека. Слово «дерзать» означает «смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., 1994г., с.157). Исходя из этого толкования, применительно к данному стиху, видно то, что Спаситель сильное верование больного в излечение с помощью Его, Мессии, одобряет, называя за это больного Своим духовным ребенком (чадом). Твердое верование больного в излечение от болезни с помощью Его, Мессии, Спаситель расценивает как благородное и высокое стремление больного. Поэтому Спаситель одобряет это стремление Своими словами «дерзай, чадо!», и указывает на то, чтобы больной и дальше шел по этому пути. То есть проявлял свое сильное верование в Бога. За сильное верование больного в Иисуса Христа, как в Мессию, Спаситель и простил больному его прегрешения. При этом Спаситель сказал «прощаются тебе грехи твои».

Почему для излечения больного Спаситель прежде всего простил ему его грехи? Ведь грех является религиозно-нравственным понятием, означающим злые поступки человека, совершением которых человек нарушает законы Божьи. То есть грех, это прежде всего преступление против Бога и Его заповедей. Слово «грех» по-еврейски звучит «хет, авера». Грехом по религиозно-философским воззрениям является, например, грехопадение прародителей, совершивших богопротивный поступок, противоречащий Воле Божьей (Быт.3). Грехопадение и стало первым грехом всего человечества. Согласно краткому, но емкому определению Иоанна Богослова, грех представляет собой преступление человека, совершенное им против Бога и Его закона. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Иоан. 3:4). По воззрениям древних евреев в первую очередь беззаконием считалось преступление против Бога. То есть нарушение морально-нравственных законов Божиих. В богословии очень подробно разработана сущность и классификация различных грехов. Согласно философско-религиозным представлениям, фигурирующим в Новом Завете, болезни человек получает как наказание за грехи (Иак.5,14-15). И посылает такое воздаяние человеку в виде наказания за грехи Господь Бог (1Кор.11:30-32). Те же представления существуют и в Ветхом Завете (1Цар.24:10-14). Поэтому согласно религиозным представлениям древних евреев и христиан, между грехом и болезнью существует непосредственная взаимосвязь, как между причиной и следствием. Согласно этим религиозным представлениям для того, чтобы излечить человека от болезни, необходимо, прежде всего, устранить породившую её причину и снять с человека грех. То есть, согласно этим религиозным взглядам, первоначально человек должен искренне раскаяться и обратиться к Богу со своей молитвой о том, что он раскаялся в содеянном грехе, и никогда его не будет совершать. А затем уже приступать к лечению болезни человеческими средствами, которые после Божьего прощения греха будут более успешно действовать. Поэтому для того чтобы излечить человека от телесной болезни Спаситель, прежде всего, простил ему его грехи. То есть ликвидировал причину, порождающую болезнь.

Применяя объективный анализ этого стиха, основанный на логике и здравом смысле, можно сделать обоснованный вывод о том, что Спаситель увидел сильное верование не только самого больного, но и принесших больного людей. Об этом ясно сказано в самом разбираемом стихе в фразе «И, видя Иисус веру их». В этой фразе ясно сказано о том, что Спаситель увидел верования нескольких людей. Возникает вполне обоснованный вопрос, кто эти люди по своему духовному облику? Из разбираемого стиха видно, что речь идет о тех людях, о которых говорится в предыдущей фразе, так как в ней идет речь тоже о нескольких людях «и вот, принесли к Нему расслабленного» (Матф. 9:2). То есть говорится о нескольких людях, принесших к Спасителю расслабленного. В последующей части разбираемого стиха продолжается речь как об этих людях, так и о самом расслабленном «и, видя веру их». Поэтому из выше приведенных рассуждений становится видно, что в разбираемом стихе идет речь о группе людей, к которым относится как сам расслабленный, так и принесшие его люди.

Для того чтобы дать ответ на вопрос, как Спаситель отнесся к людям, принесшим расслабленного, и какой они имели духовный облик, нужно очень внимательно проанализировать текст разбираемого стиха. В этом стихе прямо об отношении Спасителя к этим людям не сказано ничего. Однако автор Евангельского текста в кратком выражении сумел запечатлеть отношение Спасителя к этим людям. Для того чтобы понять характеристику Матфея в адрес этих людей, сделанного им в Евангельском тексте, нужно вспомнить эпизод, в котором Спаситель подошел к Матфею и призвал его на Апостольское служение. Можно предположить, что мытарь Матфей перед своим призванием уже заранее интересовался учением Спасителя. В связи с этим возможно Матфей слушал Его проповеди и был очевидцем Его чудес. Возможно Матфей, находясь в толпе, сам присутствовал при исцелении расслабленного. Возможно получил сведения об этом случае от очевидцев. И на основе достоверных сведений в дальнейшем, как автор, Матфей в разбираемом стихе кратко указывает на отношение Спасителя к людям, принесшим расслабленного. Матфей это делает в виде общей характеристики Спасителя, обращенной к только что пришедшей группе людей, что и отразилось в разбираемом стихе. Согласно описанию Матфея (что запечатлено в первой фразе разбираемого стиха) к Спасителю несколько человек принесли расслабленного «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели». После того когда появились новые, пришедшие люди, Спаситель естественно взглянул на них. И сделал вывод, о котором указывает Матфей во второй фразе разбираемого стиха «И, видя Иисус веру их». Таким образом, Матфей рассказал читателям о том, что Спаситель, после того когда взглянул на группу пришедших людей (состоящую из больного и принесших его людей) увидел сильное верование в Бога всех этих людей, что и выражено в словах «И, видя Иисус веру их». И уже после того, когда Спаситель посмотрел на пришедших к Нему людей, и определил их верование в Бога, Он обращается непосредственно к расслабленному с конкретными, адресованными только больному словами: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Из выше сказанного видно то, что несмотря на отсутствие прямого словесного обращения Спасителя к людям, принесшим больного, Иисус Христос увидел и одобрил их верование в Бога, о чем кратко и упоминает Матфей в виде авторской характеристики в своем Евангельском тексте.

А вот как поясняют толкователи это место разбираемого стиха. «Посему чтобы исцелить болезнь, нужно снять грех, избавить от него, – нужно чтобы Бог простил его. Уничтожается причина, уничтожается и действие, или произведения её. Господь видел нравственную причину болезни расслабленного во грехе (может быть любострастья) и потому говорит прежде всего о прощении грехов, как о нравственном условии телесного выздоровления. Вероятно больной сам хорошо осознал свой грех, и может быть считал себя слишком великим грешником, так что не смел надеяться на милосердие к нему Спасителя, а потому Спаситель ободряет его словами «дерзай чадо!»» (Толкование по ук. книге епископа Михаила, с.177).

«Чтобы прекратить эти страдания, нужно было, следовательно, прежде всего исцелить его от душевной болезни. Поэтому, как бы откладывая дело телесного исцеления, Христос говорит прежде всего: «прощаются тебе грехи твои». Произнеся эти слова, Спаситель «предварительно исцелил душу, отпустив грехи; если бы Он наперед исцелил больного, то это не доставило бы Ему большой славы» (Златоуст)» (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.178-179).

«Три Евангелиста, Матфей, Марк и Лука, согласно повествуют об этом чуде, причем Марк местом его совершения прямо называет Капернаум, а Матфей говорит, что Господь совершил это чудо, придя «в Свой город»... Только сильное верование могло подвигнуть принесших расслабленного на такой смелый поступок. Видя это верование, а также верование самого расслабленного, позволившего себя опустить таким образом к ногам Иисуса, Господь говорит расслабленному: «дерзай чадо! отпускаются тебе грехи твои»,– указывая этим самым на связь, существующую между его болезнью и греховностью» (Архиепископ Аверкий, Четвероевангелие, изд. Свято-Тихоновского богословского института, М., 2001, с.105).


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь-декабрь 2002 г.