«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Матф.9:4). В этом стихе говорится о том, что Спаситель мира, сумев прочитать осуждающие мысли книжников, дал вслух ответ на их мысленное осуждение. То, что Спаситель сумел прочитать мысли книжников, представляет собой чудо. А это в свою очередь является косвенным подтверждением того, что Спаситель не только может творить чудеса, но и, согласно Его Божественной природе, может прощать грехи как Мессия обетованный. Потому что Господь Бог знает все чувства и мысли людей (1Пар. 28:9), (Иер.17:10). Такой вывод можно сделать из ответа Спасителя книжникам. Этот ответ Спасителя располагается в трех стихах у Матфея (Матф.9:4-6). Рассмотрим ту часть ответа Спасителя мира, которая располагается в разбираемом стихе. В этом стихе запечатлена начальная часть ответа Спасителя в адрес книжников. В этой части ответа Спаситель изобличает несправедливые помышления злых книжников. Эта начальная часть ответа Спасителя книжникам представлена в виде вопроса. Спаситель спрашивает у книжников, не унижая и не оскорбляя их, зачем вы мыслите худое в сердцах ваших? В этом обращении к книжникам Спаситель указывает не только на конкретный случай их несправедливого осуждения. Но в этом обращении Спаситель делает и косвенное указание на то, что они, как законоучителя, должны не только учить Божьей мудрости, но и сами исполнять Закон Божий в своей жизни. Подробно поясним этот вопрос Спасителя. Можно предположить, что словами «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших» Он сказал им и о том, что они не просто рядовые жители древнееврейского государства, а его просвещенная и обученная книжной мудрости часть народа. В силу того, что они являются книжниками и обладают знаниями, они должны знать, как нужно обращаться с окружающими людьми, то есть с ближними.

Книжники являлись толкователями всякой книжной мудрости, и в первую очередь Закона Божьего. А согласно Закону Божьему, люди друг к другу (в том числе и книжники) должны относиться с уважением и любовью, о чем и говорит заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22:39). Другая заповедь Божья предписывает не осуждать ближнего «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1). Притча, поясняющая учение Христово, вобравшее в себя главные положения иудаизма, предписывает не изобличать недостатки, не искать изъяны, имеющиеся у ближнего, а помочь ему их исправить «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Матф.7:3). Таким образом в Своем обращении к книжникам Спаситель напоминает им Закон Божий о любви к ближнему тем, что спрашивает их, для чего они сразу видят только плохое в словах и действиях Спасителя? Ведь согласно занимаемому положению в обществе они, как книжники-законоучителя, должны не только учить людей Закону Божьему о любви к ближнему, но и сами должны применять этот Закон Божий в своей жизни. То есть в данном случае книжники не должны были думать о плохом, и осуждать Спасителя за Его слова и действия. А в первую очередь они должны были подумать о том, что Спаситель так говорит и поступает из благих намерений, и имея на такие слова право, как Мессия. Книжники, откидывая положительную оценку слов и действий Спасителя, сразу же начали Его осуждать «сами в себе» (Матф.9:3), то есть мысленно. Поэтому Своим вопросом-обращением к книжникам о том, почему они мыслят только худое, Спаситель дал им понять, что они сами нарушают Закон Божий о любви к ближнему, не выполняя это предписание. То, что книжники, пропагандируя Закон Божий среди людей (в том числе и заповедь о любви к ближнему), сами его не соблюдают, говорит об их двуличии и неискренности, говорит о том, что они не заслужили быть книжниками. Они стремятся сначала осудить, не стараясь разобраться и проанализировать эту ситуацию. То есть они не стремятся к рациональному объяснению увиденного. Они сами являются плохими людьми, потому что имеют худые сердца, в которых возникает только осуждение вместо понимания и сочувствия к ближнему. Поэтому в начальной части Своего обращения к книжникам Спаситель не только сказал о том, что они несправедливо оценивают слова и действия Спасителя как плохие. Но Свой ответ представив в виде вопроса о том, «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» Спаситель в тактичной и деликатной форме указал на то, что книжники сами являются плохими людьми, потому что имеют «худое в сердцах ваших». Но, наряду с этим, являются плохими верующими иудеями, потому что нарушают Закон Божий о любви к ближнему, о неосуждении ближнего, а также являются лицемерами. Иными словами Спаситель указал на то, что они – нерадивые книжники. Потому что хороший книжник не только распространяет Закон Божий, но в первую очередь сам соблюдает его в своей жизни.

Таким образом даже в начальной части Своего обращения к книжникам Спаситель в краткой форме сумел не только указать на то, что их помыслы несправедливы. Но и не унижая книжников, Спаситель сумел дать им понять то, что сами книжники не соблюдают Закон Божий о любви к ближнему.

Слово «худой» означает «2 плохой, дурной; 3 дырявый, ветхий» (Словарь русского языка, ред. А.П. Евгеньева, М., «Русский язык», 1984, т.4, с.630). Таким образом, указав на то, что книжники мыслят худое в сердцах своих, тем самым Спаситель сказал о том, что книжники настроены только на осуждение Его речей и действий, необъективно и необоснованно воспринимают их только как плохие, в чем и проявляется необъективная оценка книжников.

Вот как кратко комментировали этот стих известные толкователи. «Обвинение опровергается не тем только, что Христос исцеляет расслабленного (ст.6), но и тем, что Христу делается известным, о чем тайно размышляли или говорили Его враги. Уже одно это проникновение в их мысли могло бы им показать, что Он имел власть прощать грехи» (А.П. Лопухин, ук. изд., с.179).

«Худое: считая Меня богохульником, в противоположность самому больному и принесшим его, которые имеют такое сильное и всецельное верование в Меня. В сердцах своих: хотя и не выражаете этого на словах, знайте же, что Я знаю то, что у вас на сердце. Следовательно обладаю всеведением, которое свойственно одному Богу, как и власть прощать грехи. И если обладаю всеведением, то обладаю и этой властью» (Толковое Евангелие Епископа Михаила, ук. изд., с.181).

Многие комментаторы Евангелия в своих толкованиях никак не поясняют этот стих, или говорят обо всём эпизоде исцеления расслабленного в целом несколькими словами. Например: «Иисус Христос тот час узнал Духом Своим помышления их, и сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших, что легче сказать прощаются тебе твои грехи или сказать: встань и ходи?» То есть что вам кажется легче тело ли исцелить от расслабления или душу освободить от грехов? Очевидно, что исцелить тело. Но так как исцеление души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно, то Я присоединяю к первому и последнее, которое, хотя ниже, но очевиднее, дабы предоставить оного уверить в высшем невидимом (Златоуст). И потом Иисус продолжал дальше» (Жизнь Господа нашего, Иисуса Христа, Спасителя мира, составитель по Евангелию Ф.Ф. Пуцикович, издание книжного магазина П.В. Луковникова, С.Петербург, 1900, с.28). Такие пояснения стазу нескольких стихов отличаются обобщенным пересказом всего эпизода в целом и лишены конкретности.


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь-декабрь 2002 г.