«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Матф.9:6). В начальной части этого стиха говорится о том, что Спаситель продолжал Свою речь, обращенную к книжникам. Это третья часть разбираемой речи Спасителя. Как уже говорилось, в первой части Своей речи (Матф.9:4) Спаситель, указав на помыслы книжников, спросил у них, почему они думают только о плохом, отрицательно оценивая Его слова и поступки. Из этого вопроса вытекала та мысль, что думая плохо о Спасителе, книжники нарушают Закон Божий о неосуждении ближнего и о невыискивании у ближнего недостатков. Во второй части Своего обращения к книжникам Спаситель сказал, что несмотря на то, что легче сказать слова «встань и ходи» как пророк, Он всё же говорит слова «прощаются тебе грехи твои» как Мессия. Если в первой части Своего обращения к книжникам Спаситель указал на неправильный подход их в отношении Его слов и действий, то во второй части Своего обращения Спаситель подводит книжников к мысли о том, что Он – Мессия. Как видим, обе части речи Спасителя, адресованной книжникам, имеют самостоятельный смысл и значение. И поэтому для большей наглядности и выразительности представлены в разных стихах.

Заключительная часть речи Спасителя представлена в разбираемом стихе Матфея. В этой части обращения Спасителя содержится вывод из всего Им выше сказанного книжникам. Для того, чтобы лучше понять этот вывод, можно предположить, что в этой части Своей речи Спаситель как бы говорит: «Уважаемые книжники, вы должны знать о том, что прощать грехи на земле по Воле Божьей имеет право Сын Человеческий». То есть в этой части Своей речи Спаситель указал на Того, Кто конкретно имеет право прощать грехи людей на земле. Таким лицом, то есть Сыном Человеческим, или Мессией есть Он, Иисус из Назарета. Разберем и проанализируем подробно эту заключительную часть речи Спасителя, обращенную к книжникам. В начале заключительной части Своей речи Спаситель говорит: «Но чтобы вы знали». Союз «но» указывает на противопоставление всему тому, что было сказано раньше. Союз «но» отделяет всё ранее сказанное от сказанного впоследствии. Союзом «но» Спаситель указывает на то, что Он после слова «но» делает окончательный, подытоживающий вывод всему тому, что уже сказал раньше. Союзом «но» Спаситель подчеркивает особую важность последующих Его слов и обращает внимание книжников на ту часть Своей речи, которая будет произнесена после слова «но», как на наиболее значительные слова. Слова Спасителя, последовавшие после слова «но», действительно важны и значительны. Ибо представляют серьезный и необходимый вывод всех выше сказанных слов Спасителя. Об этом выводе-итоге Своей речи Спаситель говорит, что знать этот вывод книжникам просто необходимо. Поэтому словами «но чтобы вы знали» Спаситель указывает на важность и необходимость знания ниже следующего вывода. Более того, этими словами (помещенными в начале 6-го стиха 9-й главы Матфея) Спаситель указывает на то, что у книжников не было раньше знаний об этом выводе. И теперь Он им дает эту истину. Эту мысль и подтверждают слова «чтобы вы знали». То есть чтобы книжники знали, начиная с настоящего времени. Иными словами с момента провозглашения этой истины. Смысл этого вывода-истины (представленный в последующей части разбираемого стиха) такой – «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». То есть если ранее Спаситель говорил книжникам, что не следует Его слова и действия оценивать только отрицательно (Матф.9:4). Затем Спаситель спрашивал у книжников, что легче сказать: слова о прощении грехов, или слова об исцелении тела больного (Матф.9:5). То в заключительной части Своего обращения к книжникам Спаситель конкретно указал на то, Кто имеет власть на земле прощать грехи. А согласно словам Спасителя власть прощать грехи, на земле имеет Сын Человеческий. А поскольку на глазах книжников и всего народа именно Спаситель и произвел прощение грехов и сотворил чудо исцеления, то это и подтверждает то, что именно Он, Иисус из Назарета, осуществивший всё это, и является Сыном Человеческим, то есть Мессией обетованным. Выше изложенная мысль подтверждается рассуждениями о том, что книжники из предсказаний пророков знали, что Мессия имеет власть на земле отпускать грехи. И поэтому просто напоминать им эту истину Спаситель не стал, так как это бессмысленно. Из слов Спасителя видно то, что Он им сейчас скажет то, чего они ранее не знали. То есть откроет новую истину. Об этом и говорится в словах Спасителя «но чтобы вы знали». Поэтому слова «но чтобы вы знали» относятся не к тому, что пришедший Мессия имеет власть прощать грехи (это книжники знали и так). А эти слова относятся к тому, что стоящий переж ними Иисус из Назарета, прощает грехи, творит чудо исцеления, на практике показывая, что Он и есть Мессия обетованный, Сын Человеческий. Поэтому Спаситель Себя назвал словами «Сын Человеческий».

Словосочетание «Сын человеческий» в религиозной философии древних евреев означало Мессию. Именно об этом и писал пророк Даниил в своей книге. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14). Словосочетание «сын человеческий» Спаситель часто применял к Себе Сам в третьем лице, чтобы указать на Свою человеческую природу, которая в совершенстве соединена с Божественной природой в Мессии. Спаситель называл Себя Сыном Человеческим для того, чтобы показать древним евреям, что в Мессии исполнились предсказания пророков древнееврейского народа. Поэтому словосочетание «Сын человеческий» в Новом Завете употребляется 87 раз (Матфей -32 раза, Марк - 14 раз, Лука - 26 раз, Иоанн - 12 раз, Деяния - 1, Откровение - 2). Это словосочетание, как имя для обозначения Мессии, применялось как в Ветхом Завете (Дан.7:13), так и в Новом Завете (Матф.24:30, 26:64; Мар. 13:26; Лук.21:27). Таким образом, в разбираемом стихе Спаситель конкретно указал книжникам на то, что такое важное действие, как прощать грехи, на земле имеет право (власть) именно Сын Человеческий, обетованный Мессия – Иисус из Назарета. Наряду с этим Спаситель указал книжникам на то, что время для прихода Мессии настало. Что Мессия, предсказанный древнееврейскими пророками, наконец-таки пришел на землю для того, чтобы принести Свое учение, и для того, чтобы прощать грехи. Эти слова Спаситель подтверждает чудом исцеления. Из разбираемого стиха явствует, что после этих слов, обращенных к книжникам, Спаситель говорит расслабленному «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». То есть после конкретных слов, обращенных к книжникам, о том, что прощать грехи на земле может только Сын Человеческий, Мессия, Который уже пришел в мир людей, Спаситель на практике осуществил чудо прощения грехов и исцеления больного расслабленного как Мессия. Причем совершением этого чуда Спаситель демонстрирует всем присутствующим то, что именно Он, совершивший это чудо, и является Мессией – Сыном Человеческим. Иными словами перед совершением чуда Спаситель сообщил книжникам о том, что исцелять и прощать грехи может только Он, Сын Божий, Мессия– Иисус из Назарета. Затем Спаситель совершением чуда прощения грехов и исцеления от болезни и подтверждает тот факт, что Он, Иисус из Назарета, и есть Мессия. Потому что именно Он путем прощения грехов, совершил чудо исцеления больного расслабленного. Именно об этом и говорится в разбираемом стихе.

Этот стих вообще никак не комментирует Лопухин, давая краткое пояснение следующему, 7-му стиху. Другие пояснители, как уже говорилось, конкретно отдельные стихи, описывающие этот Евангельский эпизод, не комментируют. А дают общую характеристику этого Евангельского события. Например: «Фарисеи не ответили на этот вопрос. Да и Иисус Христос не ждал от них ответа, но чтобы вразумить их, что Он Сын Человеческий, имеет власть на земле прощать грехи, сказал расслабленному: Тебе говорю встань! Возьми постель твою и иди в дом твой» (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.166). «Господь, зная помышления их (книжников), дал им понять, что Ему известны их мысли, сказав: «Что легче сказать, прощаются тебе грехи твои, или сказать встань и ходи! Для того и другого, очевидно, нужна Божественная власть» но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи ... Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Четвероевангелие архиепископа Аверкия, ук. изд., с.106). «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть сказать: прощаются тебе грехи и сделать то, Он говорит: встань и ходи. Чудо в том и другом случае должно последовать, и последовало» (Толковое Евангелие епископа Михаила, указанное. издание, с.178).


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь-декабрь 2002 г.