«И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Матф.9:7). Если в предыдущем стихе говорилось о словах Спасителя, рассказывающих о чуде излечения расслабленного, то в этом стихе говорится о том, что это чудо исцеления произошло в реальной жизни. Поэтому разбираемый стих является продолжением предыдущего стиха и завершает действие, описанное в предыдущем стихе. Иными словами, в предыдущем стихе Спаситель, сказав книжникам о том, что прощать грехи на земле имеет власть Сын Человеческий (Мессия), а затем, обратившись к больному расслабленному, завершил сотворение чуда исцеления и сказал этому расслабленному «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». В разбираемом стихе говорится о том, что произошло подтверждение слов Спасителя, потому что эти слова воплотились в жизнь. И наступил момент исцеления больного расслабленного на глазах всего народа. Это исцеление произошло благодаря чуду, совершенному Спасителем. Чудо это состояло в том, что первоначально Спаситель простил грехи расслабленному (Матф.9:2). А затем уже, завершая чудо исцеления, Спаситель, исцелив плоть больного, повелел ему встать и ходить (Матф.9:6). А в разбираемом стихе говорится о том, что повеление Спасителя исполнилось, и больной расслабленный встал, взял свою постель и пошел в свой дом. Матфей, как талантливый жизнеописатель Мессии, меткими и точными словами указывает на то, что исцеление произошло в виде чуда, при помощи Благодати Божьей. Ведь если бы больной исцелился обычным, человеческим путем, при помощи врачевания, то болезнь оставляла бы его тело постепенно. И больному понадобилось какое-то время на восстановление сил после болезни. Матфей же указал на мгновенное выздоровление больного и мгновенное восстановление его сил. Что позволило ему встать и без посторонней помощи бодро идти. Такое выздоровление могло произойти только при помощи чуда Божьего. Поэтому Своими словами о том, что больной встал, не чувствуя слабости, взяв постель свою, быстро пошел, Матфей указал на то, что выздоровление больного и является чудом Божиим, а не искусным лечением человека-врача. Таким образом, Матфей кратко и точно раскрывает суть описанного события.

В этом стихе говорится о том, что слова Спасителя претворяются в жизнь в той последовательности, в какой Он их произнес. В предыдущем стихе говорится о том, что Спаситель сказал расслабленному «встань». А в разбираемом стихе сказано «И он встал». В предыдущем стихе говорится «возьми постель твою». В разбираемом стихе сказано «взял постель свою». В предыдущем стихе сказано «иди в дом твой». А в разбираемом стихе говорится «и пошел в дом свой». При сопоставлении предыдущего и разбираемого стихов становится видно неукоснительное исполнение слов Спасителя. А также и то, как слова Спасителя буквально воплощаются в жизни. Демонстрируя такое буквальное претворение слов Спасителя в жизни, Евангелист указывает тем самым на тот факт, что слова так точно реализоваться могут в жизни тогда, когда они являются словами Сына Человеческого, Мессии. Когда от этих слов исходит Сила Господня. Иными словами, подчеркивая тот факт, что слова Спасителя с такой точностью исполняются в жизни, Матфей хотел указать на то, что исполнение Своих слов, реализующихся чудесным образом, мог вызывать только Спаситель, Мессия.

Вот как этот стих поясняют известные толкователи. «Мгновенно вернулись к больному давно утраченные им силы, он при всех встал и не только сам пошел без посторонней помощи, но даже понес то, на чём лежал, и тем показал свое полное выздоровление» (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.166).

«Если бы за Его словами не последовало чуда, то иудеи, и даже сами ученики могли бы не поверить действительности прощения грехов, ибо не имели осязаемого подтверждения» (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук. изд., с.178).

«Последовавшее за сими словами Господа чудо исцеления подтвердило, что облеченный Божественной силой Христос не напрасно сказал расслабленному «прощаются тебе грехи твои». Впрочем нельзя конечно думать, что Господь совершил чудо только из за желания убедить фарисеев в Своем Божественном Всемогуществе. И это чудо, как и все другие, было прежде всего делом Его Божественной благодати и милосердия. Свое полное выздоровление расслабленный подтвердил тем, что понес на себе свою постель, на которой его прежде принесли» (Четвероевангелие архиепископа Аверкия, ук. изд., с.106).

«В подлиннике нет слов «взял постель свою»; в русском они подчеркнуты, в славянском поставлены скобках; в Вульгате, немецк и англ. выпущены. В русском и славянском вставлены произвольно, вероятно, только в соответствие с показаниями других евангелистов. В подлиннике у Матфея в этом стихе нет даже и разночтений. Рассказ о чуде отличается крайней простотой. Человек, которого нельзя было пронести в дом больным, без посторонней помощи выходит из него здоровым» (А.П. Лопухин, ук. изд., с.179).

Разбираемый стих является своеобразным выводом ко всем ранее рассмотренным стихам, описывающим это Евангельское событие, потому что именно в этом стихе говорится о том, что чудо излечения больного расслабленного совершилось. В этом стихе также говорится о том, что божественные слова Спасителя реализуются в жизни. А это значит, что Он и есть истинный Мессия, способный творить чудеса, и пришедший в мир людей.

Философское значение этого стиха состоит не только в том, что описанное в нём чудо исцеления является зримым подтверждением умения Спасителя творить чудеса. Прежде всего философское значение этого стиха состоит в том, что Спаситель сотворил чудо при помощи прощения грехов. То есть Спаситель показал всему собравшемуся народу на практике, что Он, Иисус из Назарета, действительно имеет власть отпускать грехи людям. Это чудо исцеления расслабленного в данном случае является подтверждением того, что действительно грех прощен. И как подтверждение осуществившегося прощения греха и произошло чудо исцеления расслабленного человека. Таким образом, Спаситель совершением этого чуда подвел книжников и народ к мысли о том, что коль Он имеет власть (право) на земле прощать грехи людям, то именно Он, Иисус из Назарета, является истинным обетованным Мессией. Чудо исцеления расслабленного, описанное в этом стихе, как раз и было подтверждением того, что Спаситель может отпускать грехи людям. У Матфея этим чудом Спаситель впервые принародно (пусть в третьем лице) сказал о Себе то, что Он и есть обетованный Мессия, Который уже пришел в мир людей. Разбираемый стих, описывающий совершившееся чудо, вызывает мысль о том, что Господь Бог не разрешил бы творить чудо для подтверждения неправды. То есть если чудо исцеления расслабленного произошло, то значит, это чудо подтверждает правдивость слов Спасителя о том, что Спаситель имеет власть отпускать грехи людям, и в подтверждение этого в данном случае Он сотворил чудо при помощи отпущения грехов. Если бы это было не так, то Господь Бог не позволил бы состояться чуду исцеления. Таким образом разбираемый стих содержит в себе очень важную информацию о том, что Спаситель подтвердил принародно сотворением чуда Свои слова о том, что Он имеет власть прощать грехи людям как Мессия.


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь-декабрь 2002 г.