«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Матф.9:8). Этот стих непосредственно связан с предыдущим, и является отражением того, как народ отреагировал на чудо, совершенное Спасителем. В этом стихе говорится о том, что народ (то есть большое скопление людей), видевший это чудо, удивлялся. «Удивление- впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного», «удивиться- прийти в удивление, в недоумение» (С.И. Ожегов, словарь русского языка, М., «Русский язык», 1990, с.824). Наряду с удивлением, народ прославлял Бога. «Прославлять - 2) воздавать хвалу» (Словарь русского языка в 4-х томах, гл. ред. А.Л. Евгеньева, М., «Русский язык», 1984, т.3, с.522). То есть народ хвалил Бога за то, что Он дал такую власть человекам. На самом деле Бог дал такую власть отпускать грехи только одному человеку на земле, Мессии. Но Матфей специально указал то, что люди думали о том, что такая власть дана многим «человекам». Матфей это сделал для того, чтобы показать то, что многие люди даже после сотворения этого чуда, воспринимали Иисуса Христа не как Мессию. И по мнению этих людей, якобы были многие люди, которые, подобно Спасителю, якобы могли прощать грехи и творить чудеса. То есть Матфей этими словами запечатлел настроения отдельной части народа, который думал, что и другие люди, например, древнееврейские пророки, могут сотворить такие чудеса, как и Спаситель. В разбираемом стихе дается очень ценная информация о том, что народ, увидев чудо, сотворенное Спасителем, отреагировал удивлением. То есть чудо, совершенное Спасителем, воспринял как необычное и непонятное явление, вызвавшее восторг и недоумение. Наряду с эти народ прославлял Бога, но не за то, что наконец узрел истинного Мессию, а за то, что Бог (по мнению этого народа) якобы даровал многим «человекам» способность творить подобные чудеса.

Этим стихом Матфей указал на различное отношение народа и книжников на слова и дела Спасителя. Народ думал о Спасителе, что это пророк. То есть человек, осененный Благодатью Божьей и получивший дар творить чудеса. Книжники, обладавшие книжной мудростью (то есть религиозно-философскими знаниями), прекрасно знали, что Спаситель – это истинный Мессия. Потому что книжники были знакомы с предсказаниями древних пророков о приходе Мессии, знали о том, что это время уже наступило. Знали они из предсказаний и о характере проповеднической деятельности Мессии, но относились к Мессии по-разному. Книжники-наблюдатели, присланные первосвященником шпионить за Спасителем, трусливо жались в стороне, стараясь всё запомнить и ни во что не вмешиваться. Таких людей интересовали деньги, которые они получали за доносы, а не то, что в духовной жизни их страны произошло Великое событие, связанное с приходом Мессии. Другие книжники, наподобие Никодима (Иоан.3:1-2), стремившиеся разобраться в происходящих событиях, понимали, что перед ними настоящий Мессия, но боялись Его публично признать. Боялись, чтобы таким признанием не навлечь на себя гнев первосвященников и синедриона. И поэтому они молча созерцали происходящее. Третей группе книжников, ведших греховный образ жизни, не нужен (не выгоден) был приход Мессии. Потому что Мессия пропагандировал покаяние. А они не желали каяться и менять свой греховный образ жизни. И в результате этого они злились не на себя, за то что погрязли в грехе, а на Мессию, Который призывал к покаянию. Ослепленные злобой и ненавистью, они осуждали Мессию. И только народ, в достаточной мере не просвещенный книжниками в достаточной мере, удивлялся и прославлял Бога за то, что Господь «дал такую власть человекам». Именно такую ситуацию и настроения, которые царили среди людей во время совершения чуда исцеления, и передал Матфей при описании этого Евангельского события: злобу некоторых агрессивно настроенных книжников; молчание других книжников, уразумевших, что пришел Мессия; реакцию непросвещенного книжниками народа, который, не поняв, что перед ними Мессия, но встретившись с чудом, удивлялся и славил Бога.

Вот как этот стих комментируют толкователи. «Евангелист в 8-м стихе очевидно изображает, какое впечатление произведено было исцелением расслабленного на народ, и, вероятно, в тех самых словах, в каких это было выражаемо самим народом,– народ же был в общем своем составе простой. Мог ли он думать о чем-либо особенно высоком, философском, а не выражаться здесь своим простонародным языком? Очевидно, что сила выражения здесь почти равнозначительна тем нашим обычным и простонародным выражениям, какие употребляются у нас, когда мы, услышав о счастье какого-нибудь отдельного человека, говорим: «какое людям счастье»» (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.180).

«Результатом чуда было то, что народ пришел в ужас и прославил Бога, давшего такую власть человекам. То есть не только фарисеи, но видимо и народ не уверовал в Иисуса, как в Сына Божьего, считая Его лишь человеком» (Четвероевангелие архиепископа Аверкия, ук. изд., с.106). По выше приведенному толкованию получается то, что «народ пришел в ужас», и от ужаса «прославил Бога». Такое суждение не верно, потому что не соответствует поясняемому стиху из Евангелия Матфея, в котором говорится, что народ не ужасался, а удивлялся и прославлял Бога.

Но у Луки (Лук.5:26) сказано «И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне» (Лук.5:26). В разбираемом стихе в Евангелии Матфея сказано о том, что народ удивлялся. Очевидно данный пояснитель, соединив тексты разных Евангелий и не обращая внимание на их различие, пытается таким способом пояснить данное Евангельское событие. «Удивился – собственно испугался, таково естественно могло быть первое впечатление при виде необычного действия Господа Иисуса над расслабленным. Прославил Бога – прославить Бога значит здесь воздать хвалу Богу, признав Его Всемогущество, как поразительное явление» (Толковое Евангелие епископа Михаила, ук. изд., с.179).

«На самом деле не только фарисеи и книжники, но даже обыкновенные граждане, видевшие это чудо, не уверовали в Иисуса. Это видно из слов Евангелиста Матфея, повествующего, что народ, видев это, удивлялся и прославлял Бога, давшего такую власть человекам (Матф.9:8). Если народ прославлял Бога за дарование такой власти человекам, то значит он считал Иисуса только человеком, хотя быть может и пророком» (Б.И. Гладков, Толкование Евангелия, ук. изд., с.167). Так в разное время толкователи поясняли это интересное Евангельское событие.


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь-декабрь 2002 г.